Актеры Малого театра. ФОТО

Государственный академический Малый театр России в Москве. Какие актеры играют в Малом театре.

Малый театр

Государственный академический Малый театр России - драматический театр в Москве. Один из старейших театров России, сыгравший выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры. Первый спектакль в Малом театре состоялся 14 (26 по новому стилю) октября 1824 года. Театра расположен в центре Москвы по адресу Театральный проезд, д. 1.

История создания Малого театра

Труппа театра была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после указа императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение в стране профессионального театра: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр». Возглавил Вольный русский театр при университете известный поэт и драматург М. М. Херасков. С 1759 года театр, ставший публичным, получил название Университетского; в нем играли студенты и воспитанники университетской гимназии. В 1760 годы, претерпев некоторые изменения и объединившись с другими труппами, он стал называться Московским Российским театром.

В 1759 году итальянский антрепренер Локателли недалеко от нынешнего Казанского вокзала построил, как ее называли, комедийную «хоромину»; первый спектакль состоялся 21 мая 1760 года - комедия де Грена «Новоприезжие». Но московская публика еще не была готова к пониманию и принятию сценического искусства и в 1761 году лучшие актеры были отозвану в Санкт-Петербург.

Затем московскую труппу создал полковник Н. С. Титов, но и она долго не просуществовала. По высочайшему повелению в Москве началось строительство помещения для сценических постановок. Однако здание, едва успев быть построенным, сгорело. Дело продолжил английский инженер и антрепренер Майкл Медокс, создав в 1780 году свой частный Петровский театр. Разорившись, Майкл Медокс вынужден был отдать театр в пользу казны, ему же самому была назначена пожизненная пенсия.

В созданном драматическом Большом Петровском театре в Москве 15 января 1787 года прошла первая русская постановка «Женитьбы Фигаро» в переводе А. Лабзина под названием «Фигарова женитьба» - до этого пьеса шла на русской сцене, но в исполнении французской труппы. Репертуар театра состоял из лучших произведений русской и мировой литературы, ставились пьесы самых известных авторов: Д. Фонвизина, И. А. Крылова, Ж. Б. Мольера, Бомарше, Р. Шеридана и Карло Гольдони. На сцене блистали актеры В. П. Померанцев и А. А. Померанцева, Я. Е. Шушерин, П. А. Плавильщиков, чета Сила Николаевич и Елизавета Семеновна Сандуновы.

В начале царствования императора Александра I, вместе с общим подъемом общественной жизни ожило и совсем было упавшее при Павле театральное искусство. В эти годы труппа пополнялась актерами крепостных театров.

В 1805 году здание сгорело. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров, куда поступили артисты бывшего Петровского театра. В 1806, театр приобрел статус казенного, войдя в систему императорских театров. Таким образом, актеры, поступившие в труппу из крепостных театров, сразу освобождались от крепостной зависимости. Сама политическая обстановка в стране к этому не располагала. Страну сотрясали нестабильность и военные конфликты со Швецией и Турцией. В 1812 году была война с Наполеоном. Прошло еще несколько лет, когда архитектор Осип Бове был приглашен на строительство в Москве театрального здания. Еще в 1803 году произошло разделение трупп на оперную на драматическую. В этом разделении огромную роль сыграл Катерино Кавос, ставший по сути дела, основателем русской оперы. Однако на самом деле опера и драма еще долго соседствовали рядом.

До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым. В 1824 году по проекту Бове архитектор А. Ф. Элькинский перестроил для театра особняк купца Варгина, это здание на Петровской (ныне Театральной) площади и стало постепенно называться Малым театром, и поныне несет это имя. Первоначально здание было более узким из-за чрезмерной ширины Неглинного проезда. В 1838-1840 годах, после того, как были выкуплены примыкавшие участки, архитектор Константин Тон достроил здание до существующего ныне объема и полностью изменил внутреннюю планировку.

Первый спектакль в Малом театре состоялся 14 (26) октября 1824 года. Авторами представления были князь А. А. Шаховской и балетмейстер Дидло. В заключении вечера был показан одноактный балет Антуана Дюпона, поставленный А. П. Глушковским.

Один из важных периодов в истории развития Малого театра связан с именем П. С. Мочалова. В 1822 в труппу пришел уже известный по провинциальным антрепризам бывший крепостной актер М. С. Щепкин.

Для Малого театра писали И. С. Тургенев, А. В. Сухово-Кобылин, многие другие авторы. Но особое значение для Малого театра имел Александр Николаевич Островский. Его пьесы принесли Малому театру неофициальное название «Дом Островского». Новые реформаторские театральные позиции Островского - бытописательство, отход от пафосности, важность всего ансамбля актеров, а не единого главного героя и т. д. - приводили к конфликтам с приверженцами прежних традиций. Но эти новаторские для того времени идеи Островского уже были затребованы временем. Все его 48 пьес были поставлены на сцене Малого театра и в разные годы всегда входили в его репертуар. Он сам неоднократно участвовал в репетициях, дружил с актерами, а некоторые его пьесы были сочинены специально на определенных исполнителей Малого театра, по их просьбам, для их бенефисов.

Для бенефисов Прова Михайловича Садовского были впервые поставлены две пьесы Островского - «В чужом пиру похмелье» - 9 января 1856 года, «Горячее сердце» - 15 января 1869 года. Пьеса «Гроза» была поставлена 16 ноября 1859 года в бенефис С. В. Васильева, а в бенефис его супруги, актрисы Екатерины Николаевны Васильевой, 14 октября 1863 года в Малом театре впервые была поставлена пьеса «Доходное место». Премьера пьесы «На бойком месте» состоялась на сцене Малого театра 29 сентября 1865 года в бенефис Рассказова.

«Бесприданница» первый раз прошла 10 ноября 1878 года в бенефис актера Н. И. Музиля. В пьесе «Без вины виноватые», 1884, роль Незнамова была написана Островским специально для артиста Малого театра Рыбакова.

С триумфального дебюта в роли Эмилии (Г. Э. Лессинг, «Эмилия Галотти») 30 января 1870 года началась театральная карьера великой русской трагической актрисы Марии Ермоловой, блиставшей затем в других ролях: Лауренсия - «Овечий источник» Лопе де Вега, Мария Стюарт - «Мария Стюарт» Ф. Шиллера; Жанна д’Арк - «Орлеанская дева» этого же автора; Катерина в «Грозе», Негина в «Талантах и поклонниках», Кручинина в «Без вины виноватые».

Малый театр до революции

На рубеже XIX-XX веков страна переживала тяжелый кризис, он затронул и театральную жизнь. Малый театр искал новые пути развития. Актер и режиссер А. П. Ленский создал в 1898 году Новый театр - филиал Малого театра.

Новый театр открыт в 1898 году Дирекцией Императорских театров в помещении арендованного казной Шелапутинского театра. Там ставились не только драматические спектакли, но и музыкальные: оперы и балеты. Предназначался он для работы молодежи казенных императорских театров Москвы, не находившей применения из-за разросшихся трупп в Большом и Малом театрах. А. П. Ленский перенес в Новый театр для исполнения начинающими артистами со сцены Малого театра 14 своих постановок, в том числе 8 пьес А. Н. Островского, «Женитьбу» Н. В. Гоголя и других. В 1905 году Новому театру формально было дано право на самоопределение, но из самостоятельной жизни театра ничего не получилось. В 1907 году Новый театр был упразднен. Остатки труппы в 1909 году возглавил А. И. Южин.

Во время революции 1917 года помещение Малого театра было разгромлено, а имущество расхищено, однако усилиями А. И. Южина деятельность театра достаточно скоро возобновилась. Осенью 1918 года труппа театра работала в помещениях театра-варьете «Альказар» и театра Рогожско-Симоновского совдепа. В том же году при театре открывается театральная школа (с 1938 года - Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, с 1943 года - ВУЗ), а в 1919 году Малому театру присвоено звание академического.

В 1920-е годы вся страна была захвачена пролетарским театральным движением «Синяя блуза». Тем не менее Малый театр оставался верен своим традициям. И в это же самое время по стране звучат призывы отказаться от всего прежнего, старого, не пускать в обновленную революцией жизнь оплот буржуазно-дворянской культуры. Под воздействием этих призывов Малый театр мог быть закрыт, но на его защиту встал первый нарком Просвещения А. В. Луначарский.

В 1929 году у дверей Малого театра был установлен памятник Островскому (скульптор Н. Андреев, архитектор Ф. Шехтель).

Репертуар театра 1930-1940 годов в основном состоял из возвращения к классике, исполнявшейся когда-то прежде всего на подмостках самого же Малого театра в годы, когда и сам Малый театр, и авторы несли новые реформаторские идеи. Ставятся пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского.

В октябре 1941 года театр был эвакуирован в Челябинск и размещен в здании Драматического театра. В годы Великой Отечественной войны при театре работал фронтовой филиал. В 1946 году архитектором А. П. Великановым была проведена реконструкция здания театра.

Современное поколение артистов и режиссеров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы А. Н. Островского.

Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.

С 1988 года художественный руководитель театра - народный артист СССР, лауреат Государственных премий РФ Юрий Мефодьевич Соломин.

Труппа Малого театра


Репертуар Малого театра:

  • 1900-й. ЛЕГЕНДА О ПИАНИСТЕ, Алессандро Барикко;
  • БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК, А.Н.Островский;
  • БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ, А.Н.Островский;
  • БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (ЯЛТА-45), Л.Свенссон;
  • БУРАТИНО, А.Н.Толстой;
  • ВАРВАРЫ, М.Горький;
  • ВИЗИТ СТАРОЙ ДАМЫ, Ф.Дюрренматт;
  • ВИШНеВЫЙ САД, А.П.Чехов;
  • ВЛАСТЬ ТЬМЫ, Л.Н.Толстой;
  • ВОЛКИ И ОВЦЫ, А.Н.Островский;
  • ВОСЕМЬ ЛЮБЯЩИХ ЖЕНЩИН, Робер Тома;
  • ВСЕГДА ЗОВИТЕ ДОЛЛИ!, Т.Уайлдер;
  • ГОРЕ ОТ УМА, А.С.Грибоедов;
  • ДАЛЬШЕ - ТИШИНА, Вина Дельмар;
  • ДЕНЬ НА ДЕНЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ, А.Н.Островский;
  • ДЕТИ ВАНЮШИНА, С.А.Найденов;
  • ДОХОДНОЕ МЕСТО, А.Н.Островский;
  • ЖЕНИТЬБА, Н.В.Гоголь;
  • ЗОЛУШКА, Евгений Шварц;
  • ИГРОКИ, Н.В.Гоголь;
  • ИДИОТ, Ф.М.Достоевский;
  • КОРОЛЬ ЛИР, У.Шекспир;
  • КРАСАВЕЦ МУЖЧИНА, А.Н.Островский;
  • МАСКАРАД, М.Ю.Лермонтов;
  • МеРТВЫЕ ДУШИ, Н.В.Гоголь;
  • МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ, И.С.Тургенев;
  • МЕТЕЛЬ, А.С.Пушкин;
  • МНИМЫЙ БОЛЬНОЙ, Ж.Б.Мольер;
  • МОЛОДОСТЬ ЛЮДОВИКА XIV, А.Дюма-отец;
  • НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ, А.Н.Островский;
  • НЕ ВСе КОТУ МАСЛЕНИЦА, А.Н.Островский;
  • НЕДОРОСЛЬ, Д.И.Фонвизин;
  • ПЕРЕД ЗАХОДОМ СОЛНЦА, Г.Гауптман;
  • ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЧЕХОВА по рассказам А.П. Чехова;
  • ПеТР I, Д.С.Мережковский;
  • ПИКОВАЯ ДАМА, А.С.Пушкин;
  • ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ, А.Н.Островский;
  • ПОСЛЕДНИЙ СРОК, В.Г.Распутин;
  • ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА, А.Н.Островский;
  • ПРАВДА - ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ ЛУЧШЕ, А.Н.Островский;
  • ПРИКЛЮЧЕНИЯ НОВОГОДНИХ ИГРУШЕК;
  • РЕВИЗОР, Н.В.Гоголь;
  • РЕТРО, Александр Галин;
  • РОЖДЕСТВО В ДОМЕ КУПЬЕЛЛО, Эдуардо Де Филиппо;
  • СВАДЬБА, СВАДЬБА, СВАДЬБА!, А.П.Чехов;
  • СЕРДЦЕ НЕ КАМЕНЬ, А.Н.Островский;
  • СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, А.С.Пушкин;
  • СЛУГА ДВУХ ГОСПОД, Карло Гольдони;
  • СМУТА. 1609-1611 гг., В.Р.Мединский;
  • СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА, Е. Шварц (по Г.Х. Андерсену);
  • ТАИНСТВЕННЫЙ ЯЩИК, П.А.Каратыгин;
  • ТАЙНЫ МАДРИДСКОГО ДВОРА, Э.Скриб, Е.Легуве;
  • ТАРТЮФ, Ж.Б.Мольер;
  • ТРАМВАЙ «ЖЕЛАНИЕ», Теннесси Уильямс;
  • ТРИ СЕСТРЫ, А.П.Чехов;
  • ФИЗИКИ, Ф.Дюрренматт.






Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.