Содержание фильма «Маленькая Вера». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Драма от режиссера Василия Пичула по сценарию Марии Хмелик.
Родители находят в сумке у Веры 20 долларов и устраивают очередной скандал по поводу беспутности своей дочери (в советские годы хранение иностранной валюты было уголовно наказуемо). Родители грозят Вере Виктором - старшим братом, который неплохо устроился врачом в Москве.
Вера уходит на дискотеку, где знакомится с Сергеем. Драка стенка на стенку и последующая милицейская облава странным образом сближают Веру и Сергея, между ними вспыхивают чувства. Однако приехавший брат узнаёт в Сергее своего старого знакомого и неисправимого ловеласа. Но Сергей заявляет, что намерен жениться на Вере. Тем не менее отношения отца Веры, типичного советского работяги и выпивохи, водителя «КамАЗа», и «интеллигентного» Сергея не складываются.
В одной из вспыхнувших ссор отец Веры наносит Сергею ножевое ранение. Перед зарождающейся молодой семьёй встает проблема: дать показания, значит «посадить» будущего тестя. Тяжело переживая происходящее и конфликтуя с родителями, Вера пытается отравиться таблетками, но её спасают брат, зашедший перед своим отъездом в Москву, и Сергей, сбежавший из больницы. Отец Веры умирает от сердечного приступа...
Роль лучшей подружки Веры, которую в итоге исполнила Александра Табакова, должна была достаться Алике Смеховой, которая вспоминала: «Меня могли взять на эту роль без проб. Но я совершила большую ошибку. Сказала Васе, что не буду сниматься, потому что мне дали путевку в Сочи от Дома актера. И я сказала, что поеду отдыхать. Я локти потом кусала, что отказалась от такой работы».
В роли Веры Пичул первоначально видел Ирину Апексимову. Актриса поясняла, почему не снялась в фильме: «Действительно, я была утверждена на роль Маленькой Веры и одновременно я была утверждена на роль Ксюши в кинофильме «Башня», режиссером которого был Виктор Иванович Трегубович. Я была студенткой первого курса, надо было выбирать. И мы пришли вместе с Василием Пичулом к моему мастеру Олегу Табакову, и Олег Павлович, посмотрев две истории, сказал: «Снимайся, Ирка, у Трегубовича». Вот на этом все и закончилось. Дальше был тотальный бешеный успех «Маленькой Веры». Конечно, скажу вам честно, я переживала. Не могу даже сказать, что я сразу пошла смотреть его. Смотрела я его, по-моему, через два года впервые. Причем, не в кинотеатре, а на видеозаписи. Получается, что самый главный успех этого фильма - постельная сцена. Мне кажется, что это неправильно и достаточно оскорбительно и для режиссера, и для сценариста, и для актеров, которые играли, потому что на самом деле успех фильма не в этом. Он был своевременный. Он был очень правильный, очень здорово сыгранный, хорошо срежиссированный. Не знаю, как сложилась бы моя судьба, если бы я снялась в этой роли. Может быть, про этот фильм вообще бы никто не слышал».
Для съемок фильма выбрали хрущевку в Мариуполе - на родине режиссера.
На все лето 1987 года киношники поселились в центральной гостинице города «Спартак». Лучшую подругу Веры в фильме сыграла Александра Табакова - дочь Олега Табакова. Сама Вера - Наталья Негода - тогда переживала бурный роман с Михаилом Ефремовым.
Дебютанты Наталья Негода и Андрей Соколов после выхода на экран «Маленькой Веры» стали настоящими звездами.
В перерывах между съемками Негода откровенно скучала. Как позже вспоминал Василий Пичул, как-то она с подругой Сашей Табаковой пропала на три дня. В город как раз приехал с гастролями Ленком, и девушки устроили с коллегами многодневную вечеринку.
Главной площадкой, где разворачивался сюжет, стала обычная квартира в хрущевке № 15 на улице Ломизова на окраине города - ее киношники взяли в аренду.
По словам Натальи Негоды, взбудоражившая умы миллионов советских зрителей постельная сцена появилась в фильме случайно: «Ее не было в сценарии вообще. Я помню, что мы эту сцену полностью слямзили у Бертолуччи из какого-то фильма. Считаю, что это был гениальный пиар-ход Василия Владимировича Пичула. Я помню, мы собрались на кухне и стали думать, как это осуществить технически. А снимали вообще в каком-то полуобморочном состоянии».
После фильма к известному артисту Юрию Назарову - непьющему! - приклеилась слава алкоголика: очень уж талантливо сыграл отца героини.
В СССР фильм посмотрели почти 55 млн зрителей. Это последнее кино в Советском Союзе, собравшее аудиторию больше чем в 50 млн.
Фильм стал одним из символов Перестройки. Получил известность как первый советский фильм, где был показан половой акт. До эпохи перестройки это было совершенно немыслимо для показа в кинотеатрах СССР (из западных фильмов подобные сцены «вырезались»).
После «Маленькой Веры» (которая, в определённом смысле, стала символом раскрепощения) на экран потоком начали выходить ленты на запрещённую до того тематику: преступности, проституции, бытового насилия.
Проблематика фильма, однако, значительно шире, чем демонстрация подробностей интимной жизни. Откровенность картины затрагивает саму жизнь среднестатистической советской семьи. Жёсткая натуралистичность убогой жизни провинциального городка - это пример «прямого кино», которое сильно контрастировало со смягчением острых углов в официальном советском кинематографе времён застоя.
Семья Марининых не хуже и не лучше других, они - абсолютно типичные герои в типичных обстоятельствах. Вера, которая может показаться неуправляемой бестией, на самом деле - лишь одна из многих, рано повзрослевший внешне ребёнок, который внутри так и остался ребёнком.
В отчаянии, Вера говорит Ленке: «Лучшее время в жизни, а мне выть хочется». Вера прекрасно понимает, что вся ее жизнь замкнута в душной пустоте провинции. Ее брат, Виктор, сумел вырваться, и даже несколько дней, проведенных дома, хватает ему с лихвой. Виктор, спасая Веру, практически так же, как и сестра, в отчаянии кричит: «И когда же придет это оно?! Пашешь на двух работах, и нихрена! Как я вас всех ненавижу!». Символичны имена брата и сестры: сомневающаяся во всем ветреная девушка носит практически сакральное имя Вера, а ее брат - внешне успешный, но на самом деле - уставший от жены, семьи и работы человек - Виктор, «победитель». Вот и получается, что Вера - маленькая, потому что младшая в семье, а вера - мала и ничтожна в принципе в этом обществе, которое уже не знает, во что верить. И победа - вроде бы совершенная и надежная - оказывается с выбитой из-под ног почвой.
Сергей - молодой, красивый, умный - выступает как символ «новой» жизни. При своей образованности и незаурядности, Сергей, как и время, в которое вступают герои и общество - жесток, хладнокровен и безответственен. Возможно, Вера и правда была ему симпатична, но не более. Николай - оплот «старого» времени - подсознательно борется со всем «новым» - это воплощено в его поножовщине с Сергеем - но умирает сам от своих же демонов.
Специальный приз на кинофестивале в Монреале.
Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) для внеконкурсного фильма в Венеции (1988).
Приз Н. Негоде за лучшую женскую роль на фестивале в Чикаго (1988).
Приз Н. Негоде за лучшую женскую роль на фестивале молодых актёров в Женеве (1989).
Премия «Феликс-89» за сценарий фильма.
Главный приз фильму на МКФ дебютов в Анже (1990).
Премия «Ника» актрисе Н. Негоде как лучшей актрисе СССР за роль в фильме «Маленькая Вера» (1989).
кадры из фильма "Маленькая Вера"
Актеры и роли:
Наталья Негода - Вера Маринина;
Андрей Соколов - Сергей Соколов;
Юрий Назаров - отец Веры, Николай Семёнович Маринин;
Людмила Зайцева - мать Веры, Маргарита Владимировна Маринина;
Александр Негреба - Виктор Маринин, старший брат Веры;
Александра Табакова - Ленка Чистякова, подруга Веры;
Андрей Фомин - Андрей, студент мореходки;
Александр Миронов - Толик, друг Веры, хулиган;
Александр Леньков - Михаил Петрович, поклонник Лены Чистяковой;
Вадим Захарченко - пациент в больнице;
Татьяна Митрушина - мать Андрея;
Мария Хмелик - подружка Виктора, сцена в общежитии;
Геннадий Горячев - друг Виктора, сцена в общежитии;
Максим Найбине - темнокожий мальчик в саду
Режиссер: Василий Пичул;
Сценарист: Мария Хмелик;
Оператор: Ефим Резников;
Композитор: Владимир Матецкий;
Художники: Владимир Постернак, Наталья Полях;
Страна: СССР;
Производство: к/ст имени М. Горького;
Год: 1988;
Премьера: октябрь 1988;
Cерий: 2.