Возраст: 343 (со дня рождения)
Возраст смерти: 55 лет
Архиепископ Феофан (в миру Елисей, по другим сведениям - Елеазар Церейский, Прокопович). Родился 8 (18) июня 1681 года в Киеве - умер 8 (19) сентября 1736 года в Санкт-Петербурге. Русский политический и духовный деятель, богослов, писатель, поэт, математик, философ, переводчик, публицист, учёный. Ректор Киевской академии (1710-1716), архиепископ Псковско-Великолукский и Нарвский (1718-1725), Великоновгородский (1725-1736). Епископ Православной Русской церкви. Архиепископ Новгородский (1725). Первый вице-президент Святейшего правительствующего синода (1721). Первенствующий член Синода Православной Российской церкви (с 15 июля 1726 года). Сподвижник Петра I.
Елисей (или Елеазар) родился 18 июня 1681 года в Киеве.
Его отец был мелким торговцем, предположительно, родом из Смоленска.
Носил фамилию матери. Рано остался сиротой и был взят на воспитание дядей по материнской линии - Феофаном Прокоповичем, ректором Киево-Братской коллегии и наместником Киево-Братского монастыря.
Учился в Киево-Могилянской академии, затем во Львове. Перейдя в униаты, он обошёл пешком всю Европу, в т.ч. посетил университеты Лейпцига, Халле и Йены.
В 1701 году в Риме поступил в прославленную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия, учреждённую для греков и славян. Там он прослушал полный курс по истории, богословию и философии. Познакомился с классической литературой. Своими выдающимися способностями обратил на себя внимание папы Климента XI, однако не захотел остаться в Риме и в 1704 году вернулся в Киев.
По возвращении в Киев он вновь обратился в православие. Стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала поэтику, потом риторику, философию и затем богословие. Он составил руководства по всем дисциплинам, которые отличались особой ясностью и простотой для усвоения.
Написал трагикомедию «Владимир», посвящённую гетману Мазепе, в которой, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов, как поборников суеверия и невежества, выступил горячим защитником просвещения и сторонником начатой Петром Великим решительной борьбы со старыми народными предрассудками. По случаю Полтавской победы 1709 года сочинил панегирическую проповедь, которая была по приказанию Петра переведена на латинский язык самим автором.
В 1711 году он был вызван в царский лагерь во время Прутского похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором Киево-Могилянской академии.
Продолжая свою преподавательскую деятельность, Феофан Прокопович выпустил ряд популярных сочинений, включая рассуждения, диалоги и проповеди, по различным богословским вопросам. Все эти работы отличались живым и остроумным стилем изложения, а также стремлением к критическому анализу.
Несмотря на католическое образование, полученное в юности, Феофан был решительным противником католических учений как в науке, так и в жизни. Он был поклонником новых европейских научных идей, представленных, например, Фрэнсисом Бэконом и Рене Декартом. Прокопович решительно отвергал авторитет духовенства как учительского сословия, призывая к свободному и критическому подходу к научным и жизненным вопросам. Он также отрицал старые представления о первенстве духовной власти над светской и духовенстве над другими сословиями в обществе.
В 1716 году Пётр I пригласил Феофана в Санкт-Петербург, где тот сначала выступал в роли проповедника-публициста. В своих выступлениях он разъяснял действия власти, доказывая необходимость реформ, и насмехался над её противниками. Из особенно значимых проповедей следует отметить речи о царском путешествии за границу и «Слово о власти и чести царской» 1718 года. В этом произведении он аргументировал необходимость неограниченной монархии для России, особо вступая в полемику с теми богословами, которые придерживались мнения о превосходстве духовной власти над светской.
Феофан Прокопович проповедовал цезаропапизм. Он утверждал, что император есть видимый Глава церкви - «понтифекс». В июле 1721 года им был издан трактат под названием «Розыск историческии, коих ради вин, и в яковом разуме были и нарицалися императоры римстии, как язычестии, так и християнстии, понтифексами или архиереами многобожнаго закона; а в законе христианстем, христианстии государи, могут ли нарещися епископи и архиереи, и в каком разуме». Идеология цезаропапизма Феофана стала де-факто идеологией Православной Российской Церкви в Синодальный период 1721-1917 годов. Присяга для членов Святейшего синода, среди прочего, гласила: «Исповѣдую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего Всемилостивѣйшаго».
2 июня 1718 года Феофан был рукоположен во епископа Псковского и Нарвского, оставаясь фактически в Петербурге, и с того момента стал главным помощником Петра Великого в вопросах духовного управления. Через его руки проходили, составлялись или редактировались все важнейшие законодательные акты по церковным делам; по поручению царя он писал предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебникам, богословским и политическим трактатам и прочим произведениям.
Он составил «Духовный регламент» (1721), «Слово похвальное о флоте российском», «Слово о власти и чести царской» (1718), написаны предисловие к Морскому уставу (1719), краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, «Первое учение отроком», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к «Уставу о престолонаследии» под заглавием: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» (1722) и др.
Феофан выступал также как поэт, автор силлабических стихов.
При учреждении в январе 1721 года Святейшего синода (Духовной коллегии) Феофан стал его первым вице-президентом, а после смерти Стефана Яворского - его фактическим руководителем. С 15 июля 1726 года - первенствующий член Синода.
Пётр Великий высоко ценил Феофана и делал ему щедрые подарки: несколько деревень, денежные суммы и т.д. В Петербурге Феофан выстроил себе обширное подворье на левом берегу реки Карповки (Карповское подворье).
В то время, когда представители великорусской церковной партии и высшие иерархи из киевских ученых, под руководством Стефана Яворского, склонялись к католическим учениям в своем взгляде на отношения между светской и духовной властью, а также в некоторых богословских вопросах, Феофан придерживался точки зрения, близкой к убеждениям протестантских богословов. У него было много друзей и почитателей среди протестантских кругов.
Феофан Прокопович признавал Бога как основу всего сущего, однако он также считал, что материю нельзя ни создать, ни разрушить, ни уменьшить, ни увеличить, поскольку она развивается в соответствии со своими собственными законами, заложенными природой. Он отвергал взгляды, согласно которым материя лишена собственного существования, называя учение Платона «сказкой», а его теорию об идеях - пустым бредом, так как считал, что ничто не может возникнуть из ничего и что мир является материальным. Феофан утверждал, что материя едина во всех проявлениях, будь то лев, камень или человек. Возникновение и уничтожение, «круговорот небес», движение элементов, активность и пассивность, а также другие состояния и возможности вещей происходят благодаря движению, которое является основой всего.
Архиепископ Феофан
25 июня (7 июля) 1725 года был архиепископом Великого Новгорода и Великих Лук.
Политические убеждения Феофана Прокоповича, основанные на теории «просвещенного абсолютизма», были полностью согласованы с взглядами Петра I. В таких условиях многочисленные противники Феофана не могли причинить ему вреда.
Однако после смерти Петра ситуация изменилась: ему пришлось столкнуться с ожесточенной и опасной борьбой, где обвинения уже не столько имели богословский, сколько политический характер. Тем не менее, Феофан умел мудро воспользоваться обстоятельствами, связанными с восшествием на престол императрицы Анны, и встать во главе той группы «среднего чина людей», которые сорвали планы «верховников», представив императрице известие о необходимости восстановления самодержавия.
Вследствие своего активного участия в этих событиях, он вновь укрепил своё положение при дворе и в Синоде, а также нанёс удар по своим старым противникам. В этот раз он вел полемику с ними не только в литературе, но и в застенках Тайной канцелярии. Жертвами мести Феофана стали сотни человек, включая многих архиереев, таких как Феофилакт (Лопатинский), Георгий (Дашков), Игнатий (Смола), Сильвестр (Холмский-Волынец), Варлаам (Вонатович) и др.
Феофан лично составлял инструкции по ведению допросов, которые активно использовались в Тайной канцелярии при ведении пыточного розыска: «Пришед к (подсудимому), тотчас нимало немедля допрашивать. Всем вопрошающим наблюдать в глаза и на все лице его, не явится ли на нём каковое изменение, и для этого поставить его лицом к окошкам... Как измену, на лице его усмотренную, так и все речи его записывать».
В Новгороде для совершения богослужений и рукоположения ставленников с 1734 года держал своим «споспешником» выехавшего из Грузии епископа Иосифа (Хвабулова), ни слова не понимавшего по-русски.
Этот прежний сторонник реформ, который страстно отстаивал интересы просвещения как главного фактора благополучия России, в новых условиях русской жизни стал выглядеть несколько иначе. Хотя он старался защищать результаты реформы от возможных атак реакционеров, его роль официального проповедника-публициста претерпела изменения: из прогрессивного деятеля он превратился в консерватора, став панегиристом, который оправдывал существующий порядок, даже если он противоречил его собственным идеалам.
В то же время Феофан оставался человеком, высоко ценившим и по возможности отстаивавшим науку и просвещение. В лучших своих произведениях он выступал представителем критически-обличительного направления. Исходя из понятий современного ему научного рационализма и протестантской теологии, Феофан отрицательно относился к старым формам московской церковной и общественной жизни, которые считал особенно благоприятствующими процветанию невежества или показной псевдо-учёности, ханжества и суеверия; во имя выставленного им идеала просвещённого человека и сильного своим просвещением государства он сатирически изображал современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули лучшие литературные силы страны.
Трагикомедия Феофана «Владимир» в русской культуре породила настоящую традицию, полемика с которой определила творческое развитие таких писателей и драматургов, как Яков Княжнин, Фёдор Ключарёв, Михаил Херасков, Андрей Муравьёв и Александр Грибоедов.
Феофан Прокопович выделялся как теоретик литературы и ораторского искусства. В его работах «Поэтика» (1705) и «Риторика» (1706-1707) прослеживается популяризация идей античных, Возрожденческих и барокко теоретиков. Он придавал большое значение правилам и наставлениям в искусстве, однако также выступал за принцип правдоподобия. Феофан критиковал излишнюю сложность стиля, «темноту» выражения и избыточное использование фигур речи.
В его трактатах утверждался не только классический античный канон, но и предлагались новаторские идеи, такие как промежуточный драматический жанр - трагедокомедия. Феофан также предлагал различать три уровня слога: высокий, средний и низкий, что можно рассматривать как предвестие будущего классицизма в русской литературе. Влияние его идей прослеживается в трудах последующих русских литераторов, таких как Антиох Кантемир, Василий Тредиаковский, Михаил Ломоносов и Александр Сумароков.
Его влияние на русского поэта Антиоха Кантемира, сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, было чрезвычайно сильным. Также велико его влияние его на Василия Татищева, автора первого капитального труда по русской истории, взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались в школе Феофана.
Его сочинения на латинском языке изданы в XVIII веке в Кёнигсберге и Лейпциге Дамаскиным (Рудневым), Иакинфом (Карпинским), Давидом Нащинским и Самуилом (Миславским); некоторые переводились на русский язык.
Феофан Прокопович считается автором тезиса о триедином русском народе, концепция которого впоследствии стала официальной государствообразующей в Российской империи, и о самодержце Великой, Малой и Белой Руси.
Он умер 8 (19) сентября 1736 года на своём Карповском подворье в Петербурге. Его последними словами были: «О главо, главо! разума упившись, куда ся приклонишь?». Его тело было перевезено в Новгород и 20 сентября архиепископом викарным Иосифом погребено в южной стороне Софийского собора, рядом с телом Новгородского митрополита Иова.
Обширная библиотека Феофана в 1742 году была передана в открывшуюся Новгородскую духовную семинарию.
Сочинения Феофана Прокоповича:
Подробная летопись от начала России до Полтавской Баталии: В 4 частях;
История о избрании и восшествии на престол блаженной и вечнодостойной памяти государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержцы всероссийской;
Краткая повесть о смерти Петра Великого императора и самодержца Всероссийского, сочинённая Феофаном Прокоповичем, Архиепископом Новгородским и Св. Синода Первенстовавшим Членом. С присовокуплением описания порядка, держанного при погребении блаженной высокославной и вечнодостойнешей памяти Всепресветлейшего, Державнейшего Петра Великого, Императора и Самодержца Всероссийского и блаженной памяти Её Императорского Высочества, Государыни Цесаревны Натальи Петровны;
Показание прореченнаго прежде в словесех Божиих и давно уже явившагося в мире Великаго Антихриста чрез характиры его, в священном писании предложенныя, и по его явлении от многих прешедших лет узнанныя, и ныне ясно видимыя на нём, на пользу прямым истины искателям и рачителем спасения своего и на обличение мятежником, мир в отечестве нашем злобно терзающим и равным безумию своему беззаконием в Боговенчанных владетельных христах Господних показать суетно желающим Антихриста
Образ Феофана Прокоповича в кино:
1984-1986 - Михайло Ломоносов - в роли Феофана Прокоповича актер Сос Саркисян;
Сос Саркисян в роли Феофана Прокоповича
2000-2011 - Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII - в роли Феофана Прокоповича актер Георгий Мартынюк
Георгий Мартынюк в роли Феофана Прокоповича
последнее обновление информации: 05.06.2024