Антиох Кантемир - биография, новости, личная жизнь

Возраст: 316 (со дня рождения)

Возраст смерти: 35 лет

Антиох Кантемир

Князь Антиох Дмитриевич Кантемир. Родился 10 (21) сентября 1708 года в Константинополе - умер 31 марта (11 апреля) 1744 года в Париже. Русский поэт-сатирик, дипломат и деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи. Его творчество сыграло значительную роль в развитии русского литературного языка и стихосложения.

Антиох Кантемир родился 10 (21 по новому стилю) сентября 1708 года в Константинополе.

Отец - Дмитрий Константинович Кантемир (1673-1723), молдавский и российский государственный деятель и ученый. Господарь Молдавского княжества (1693, 1710-1711). Светлейший князь России (1711) и Священной Римской империи (1723), российский сенатор (1721) и тайный советник (1722). Член Берлинской академии наук (1714).

Мать - Кассандра Кантакузин (рум. Casandra Cantacuzino; 1681-1713), одна из дочерей правителя Валахии Шербана I Кантакузена.

В 1711 году семья Кантемира переехала в Россию, где его отец получил княжеский титул. Сестра Антиоха Мария стала, по некоторым данным, любовницей императора Петра I.

Получил превосходное домашнее образование, дополненное кратковременным пребыванием в Греко-славянской академии и Академии Наук.

Когда ему было 15 лет умер отец, он в духовном завещании отказал все свое имущество тому из своих сыновей, который проявит наибольшее расположение к научным занятиям, причем он имел в виду именно Антиоха, «в уме и науках от всех лучшего».

Литературная деятельность Кантемира началась в середине 1720-х годов. Он пишет любовную лирику, выполняет переводы с французского. К тому же времени относятся и первые его опыты в сатирическом жанре.

Литературная деятельность

В 1727 году юный Кантемир публикует первую свою книгу, весьма полезную и поныне для всех интересующихся церковнославянским языком: «Сѷмфѡnía, илѝ Согла́сіе, на б[о]годухнове́нную кни́гу ѱалмѡ́въ Ц[а]ря̀ и Проро́ка Д[а]в[í]да», в которой для каждого слова из церковнославянской Псалтири выписаны все (если их не чрезвычайно много) случаи его употребления с указанием номеров псалма и стиха. Книга посвящена императрице Екатерине I, которая весьма способствовала ее изданию. В предисловии Кантемир говорит так: «Трудок бо сей прилежности паче, неже остроумия указанием есть; и который, разве что бл[а]гочестнаго предвосприятия, и зеленеющагося, в немже написася, и с[вя]щенных писаний рачителнаго возраста лепотством приукрашается... Сочинися аки бы сам собою, за частое в с[вя]щенных псалмопениих упражнение...».

Позже по образцу данной книги подобные росписи слов были сделаны другими авторами и для некоторых других частей церковнославянской Библии, хотя полностью эта работа в докомпьютерное время завершена не была.

В 1729 году появляется его первая сатира - «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст - после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.

Гордость, леность, богатство - мудрость одолело,
Невежество знание уж местом посело;
То под митрой гордится, в шитом платье ходит,
Оно за красным сукном судит, полки водит.
Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.

Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 - за границей. В них, следуя традиции просвещения он поучает «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки, как общественные, так и людские. Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: что все, что я пишу, - пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».

Вследствие своей злободневности, сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни, хотя хорошо были известны в списках. Первое издание его сатир, переведенных на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры впервые были изданы только в 1762 году, то есть через 18 лет после смерти автора.

В 1729-1730 годах написал свои наиболее выдающиеся сатиры (первые три), а также перевел книгу Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», снабдив ее подробными комментариями. Когда учитель Кантемира академик Христофор Гросс обратился в Академию наук с просьбой об издании «Разговоров», управляющий канцелярией Шумахер потребовал предварительного разрешения правительства и синода.

Переписка по поводу разрешения тянулась до 1738 года, когда вопрос был наконец решен положительно, но книга вышла только в 1740 году. В литературе с подачи словаря Брокгауза-Ефрона часто воспроизводится утверждение, что при Елизавете Петровне она была запрещена, как «противная вере и нравственности». Однако документальных подтверждений этому нет, и более того, в 1761 году вышло второе издание.

Кроме того, Кантемир переложил несколько псалмов, начал писать басни, а в посвящениях своих сатир проложил путь позднейшим знаменитым составителям од, причем, однако, не скупился на сатирические замечания для выяснения тех надежд, которые русский «гражданин» возлагает на представителей власти. Такой же характер имеют и его басни. Он же впервые прибег к «эзоповскому языку», говоря о себе в эпиграмме «На Эзопа»: «Не прям будучи, прямо все говорить знаю... Много душ исправил я, уча правду ложно».

В своих произведениях Кантемир использовал силлабический стих, но активно участвовал в дискуссиях о методах стихосложения, написав в 1743 году «Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских», в котором он защищал силлабическое стихосложение. Эта работа была опубликована уже после смерти поэта в 1744 году. Работа Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) была Кантемиру неизвестна, хотя она открыла путь утвердившемуся в русской литературе силлабо-тоническому стихосложению.

Антиох Кантемир ввел в оборот русской речи слова «депутат», «начало» (принцип), «наблюдение», «естество» (натура), «вещество» (материя), «средоточие», «критик», «вкус» (как способность к суждению). Кантемир также популяризовал возникший в его время термин «понятие».

Князь Антиох Дмитриевич Кантемир

Политик и дипломат

Антиох Кантемир принимал участие в событиях, приведших к приходу к власти императрицы Анны Иоанновны. Именно он прочел дворянскую челобитную о принятии титула императрицы (удовлетворить ее означало уничтожить Кондиции, выработанные Верховным Тайным советом). Однако позже, когда зашла речь о предоставлении политических прав дворянству, Кантемир решительно высказался за сохранение государственного строя, установленного Петром I.

1 января 1732 года Кантемир уехал за границу, чтобы занять пост русского резидента (посланника) в Лондоне. Во внутренней политической жизни России участия более не принимал, состоял первоначально (до 1738) представителем России в Лондоне, а затем в Париже.

Смерть Антиоха Кантемира

Антиох Кантемир скончался 31 марта (11 апреля) 1744 в Париже и погребен в соборе Московского Никольского греческого монастыря.

Ныне места его захоронения не существует. Зимой 1935 года строения монастыря, включая захоронения, были снесены для постройки здания Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР. В начале февраля 1935 года руководство Комитета охраны памятников при Президиуме ВЦИК Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов обратилась с письмом в Государственный исторический музей. В этом письме содержалась просьба в виду «происходящего сноса собора бывшего Греческого монастыря на Никольской улице» произвести «вскрытие находящихся там гробниц для изъятия музейных вещей и вывезти в литературный уголок нового кладбища бывшего Новодевичьего монастыря останки первого российского сатирика Антиоха Кантемира». На это письмо была наложена резолюция: «К сожалению, ваше обращение опоздало на месяц». Это означало, что все захоронения, в том числе и Кантемира, были снесены к январю 1935 года и вывезены на свалку со строительным мусором.

Сатиры Кантемира переведены аббатом Гуаско на французский язык («Satires du pr. Cantemir», 1749) и Шпилькером на немецкий («Freie Übersetzung der Satiren des Pr. Kantemir», Berlin, 1852).

В 2004 году опубликован составленный Кантемиром и остававшийся в рукописи русско-французский словарь, являющийся важным источником по истории русского языка XVIII века.



Личная жизнь Антиоха Кантемира:

Долгое время его невестой была Варвара Алексеевна Черкасская (11.09.1711 - 02.10.1767), единственная дочь Алексея Михайловича Черкасского и его второй жены Марии Юрьевны Трубецкой. Варвара Алексеевна считалась самой богатой невестой в России. Мария Кантемир называла ее в своих письмах «Тигрица», за замкнутость и надменность. Была сосватана за Антиоха Кантемира. Его сестра Мария Кантемир на протяжении многих лет поддерживала отношения с семьей Черкасских и мечтала о женитьбе брата на ней. В конечном итоге, помолвка была расторгнута, а Черкасская была выдана замуж за графа Петра Борисовича Шереметьева. Ее приданое составляло 70 000 душ крестьян.

Варвара Алексеевна Черкасская

Варвара Алексеевна Черкасская

Антиох Кантемир с 1740 года сожительствовал с молодой француженкой Ангельберт. У них родилось двое детей.

Сочинения Антиоха Кантемира:

Сатиры и другие стихотворческие сочинения. - СПб., 1762

Образ в искусстве:

Антиох Кантемир является одним из героев исторического романа Валентина Пикуля «Слово и Дело».

последнее обновление информации: 16.09.2022

© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.





Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.