Возраст смерти: 64 года
Митрополит Стефан (в миру Симеон Иванович Яворский; в унии Станислав). Родился в 1658 году в Яворове (Русское воеводство, Речь Посполитая) - умер 27 ноября (8 декабря) 1722 года в Москве. Епископ Русской православной церкви. Митрополит Рязанский и Муромский (с 7 апреля 1700 года). Экзарх (блюститель патриаршего престола) с 16 декабря 1701 года. Президент Духовной коллегии (Святейшего Правительствующего Синода) с 22 октября 1721 года.
Симеон Яворский родился в 1658 году в Яворове в Галиции, на тот момент бывшей в составе Русского воеводства Речи Посполитой (ныне в Львовской области).
Из православного шляхетского рода Яворских герба Сас.
После заключения Андрусовского перемирия между Польшей и Россией в 1667 году семья Яворских перебралась в село Красиловка неподалеку от Нежина.
Стефан получил своё начальное образование в Галиции, а затем продолжил учёбу в Киево-Могилянской коллегии. Здесь преподавали на латинском языке в строгом схоластическом стиле. В последние годы пребывания в коллегии, Яворский имел возможность слушать лекции по богословию и философии у известного схоласта Иоасафа Кроковского, а также получил поддержку от Варлаама Ясинского, позднее митрополита Киевского. В 1684 году он написал панегирик в честь Ясинского под названием «Hercules post Atlantem, infracto virtutum robore honorarium pondus sustinens» (Геркулес символизирует Ясинского, а Атлант - его предшественника Гизеля). Панегирик написан на латинском языке, включает в себя как стихи, так и прозу, а также польские стихи.
Его учителем был профессор Киево-Могилянской академии Иосиф Кононович-Горбацкий.
В 1684 году Симеон Яворский покинул Киев и принял унию, взяв имя Станислава Симона, чтобы иметь доступ к католическим школам, что было необычным, но не уникальным для того времени. Он продолжил своё образование в высших католических учебных заведениях, изучая философию во Львове и Люблине, богословие в Познани и Вильне. Он освоил основы схоластической мудрости, мастерски сочинял стихи на латинском, польском и церковнославянском языках, а также создавал великолепные панегирики. Из польских школ он также унёс глубокое знакомство с католической богословием и негативное отношение к протестантизму.
В 1687 году Стефан вернулся в Киев, проявив покаяние за своё отречение от православной церкви. Его примили обратно в её общину, и по совету Варлаама Ясинского, он в 1689 году принял монашеские обеты. В течение нескольких лет он преподавал в Киево-Могилянской коллегии и занимал должность префекта, читая лекции по риторике, поэзии, философии и богословию. Есть данные, что Стефан активно поддерживал папистскую доктрину в киевских учебных заведениях. В дискуссии о моменте пресуществления святых даров он не придерживался ни позиции великороссов, ни малороссов, а занимал нейтральную позицию.
В 1697 году он был назначен игуменом Никольского Пустынного монастыря. Являлся ближайшим помощником Киевского митрополита в его сношениях с московским правительством. Он неоднократно исполнял различные церковно-административные поручения и ездил в Москву.
В январе 1700 года митрополит направил Стефана Яворского с другим игуменом в Москву, прикладывая к ним письмо к патриарху, в котором просил учредить Переяславскую епархию и назначить одного из игуменов епископом.
В Москве случайное событие способствовало продвижению Стефана: воевода Алексей Семёнович Шеин скончался, и на его похоронах Петр I поручил Стефану произнести проповедь. И Петру понравились как сама проповедь, так и выступление проповедника. Он поручил патриарху Адриану рассмотреть возможность посвящения Стефана в архиереи каким-нибудь из великорусских епархий, предпочтительно близкой к Москве.
Хотя Стефан пытался отказаться, но в апреле 1700 года был поставлен в митрополита Рязанского и Муромского. В том же году, после смерти Адриана, царь указал Стефану быть местоблюстителем патриаршего престола.
Согласно Иоанну-Готтгильфу Фокеродту и данным из его книги «Россия при Петре Великом», Стефан Яворский привлёк внимание Петра Великого, благодаря тому, что он написал обширное опровержение «тетрадям» московского проповедника Григория Талицкого, который называл Петра антихристом. В своём опровержении Яворский показал, что из имени Петра невозможно вывести числовое значение антихриста - 666 по каббалистическим методам, следовательно, Пётр не может быть антихристом.
При выборе Стефана царь в первую очередь ценил его западную образованность, которой не хватало в московском духовенстве. Кроме того, для Петра Стефан был символом новаторства, свободного от традиций старой московской партии. Приверженцы старых порядков не приветствовали его назначение, ведь он был «обливанцем» и принёс из польских школ не только латинскую учёность, но и латинские ереси. Стефану приходилось вначале отстаивать свою позицию и опровергать обвинения, которые поступали от иерусалимского патриарха.
Однако для Петра Стефан был слишком консервативным, а для старой московской партии он не являлся достаточно реформатором. Поэтому со временем произошло охлаждение в отношениях между ними, но также и приближение. Пока Петр был занят политикой, военными делами и просвещением, Стефан полностью поддерживал его деятельность. В своих проповедях, посвященных победам или началу нового года, он проявил себя как блестящий (с точки зрения схоластики) хвалитель военных подвигов Петра.
В угоду царю Стефан назначал в архиереи иностранцев, обладающих образованием. Он также реформировал Славяно-Греко-Латинскую академию, заменив эллинские учения на латинские, то есть схоластику как в методах, так и в содержании.
Церковно-административная деятельность Стефана была ограничена: его власть как местоблюстителя значительно сдерживалась Петром. Вместо патриаршего приказа была введена монастырская администрация, подвергнутая светскому контролю. В духовных вопросах Стефан в большинстве случаев должен был совещаться с собором епископов. С течением времени стало ясно, что у Петра есть явные тенденции к ограничению церковной власти. Стало очевидно, что он не планирует назначать нового патриарха, а, наоборот, рассматривает возможность упразднения патриаршества.
В 1711 году в церковные суды были введены фискалы из гражданского ведомства. В 1715 году Пётр открыто высмеивал патриархат и иерархов в своих шутовных пародиях на церковные церемонии. В то же время начали укрепляться дружественные отношения царя с протестантами и протестантизмом. Стефан оказался сторонником старых порядков и стал помехой для Петра, хотя его влияние постепенно уменьшалось.
Митрополит Стефан
Сам Стефан, благодаря своему образованию, не был сторонником старых порядков. Однако католические принципы, которые он усвоил, мешали ему поддерживать Петра Великого в его реформах. Иногда протест, внушенный католицизмом, перекликался с протестом старообрядцев. Как и последние, Стефан выступал против Петра по вопросу о масштабах церковной власти, так как он принял принцип главенства церкви из католической системы. Все это привело к проблемам для Стефана.
Используя запутанную форму схоластических проповедей, Стефан часто намекал на недовольство действиями царя. Он осознавал свою неспособность к открытой борьбе и неоднократно просил об отставке, но безуспешно: Пётр удерживал его у себя до самой смерти, проводя под его вынужденным согласием все непопулярные для Стефана реформы.
Стефану не хватало сил открыто конфликтовать с царём, но он также не мог примириться с происходящим. В 1712 году он остро критиковал учреждение фискалов и современное положение России, назвав царевича Алексея «единой надеждой» страны. Сенаторы, присутствовавшие на проповеди, передали её текст Петру. Пётр не преследовал Стефана непосредственно, но сохранял запрет на его проповеди. При разборе дела об Алексее царь стремился уличить Стефана в связях с царевичем.
В 1713 году началось дело против Тверитинова и других, которые исповедовали лютеранство. Стефан приложил все усилия, чтобы разоблачить их и тем самым косвенно обвинить царя в поддержке лютеран. Это дело явно выявило противоположность взглядов Петра и Стефана и окончательно нарушило их отношения.
Во время суда над еретиками, Стефан начал писать обширное сочинение против лютеранства под названием «Камень веры, для утверждения и духовного возрождения православной церкви, а также для противостояния и исправления тех, кто склоняется к протестантству». Эта книга была направлена против тех православных, которые склонялись к протестантским учениям, и охватывала все догматические вопросы, оспариваемые протестантами. Каждый догмат излагался, доказывался и опровергались возражения против него.
Доказательства Стефана черпались из Святого Писания, соборных правил и трудов святых отцов. Он также активно использовал аргументы из католической традиции при опровержении протестантских взглядов, особенно в статьях об оправдании, благих делах, заслугах сверх обычных требований и наказании еретиков. Стефан завершил работу над «Камнем веры» в 1718 году, но издание книги было отложено до 1728 года из-за жизни Петра. Печать книги была разрешена только Верховным тайным советом и выпущена под контролем Феофилакта Лопатинского. После выпуска книги протестанты начали активно полемизировать с ней, а католики выступили в её защиту. В России также появился памфлет против «Камня веры» под названием «Молоток на камень веры», содержащий нападки на Стефана.
Сравнивая богословские системы Стефана Яворского и Феофана Прокоповича, богословы отмечали, что первая из них заимствована у католиков, вторая - у протестантов. Первая была односторонним противодействием влиянию реформации; вторая таким же односторонним противодействием иезуитской школе. Церковь терпит ту и другую, признавая в них эту отрицательную сторону. Но ни той, ни другой церковь не возвела на степень своей системы, и ни той, ни другой не осудила.
Последующие события, начавшиеся после дела Тверитинова, лишь углубили пропасть между царем и митрополитом Стефаном. В 1718 году состоялся процесс царевича Алексея. 18 мая царь приказал Стефану приехать в Петербург, и удерживал его там практически до самой смерти, лишая его даже той небольшой власти, которой он ранее обладал. Митрополит Стефан молил о помиловании царевича Алексея, но его просьба не была услышана. Он смог лишь провести последние ритуалы над телом умершего и 30 июня 1718 года провести его погребение.
В это же время произошел инцидент с Феофаном Прокоповичем. Стефан не желал, чтобы Феофан занял епископское место из-за его учений, которые, по его мнению, имели сильное протестантское влияние. Однако царь послушал оправдания Феофана и назначил его епископом. Стефану пришлось извиниться перед Феофаном, несмотря на свою уверенность в правоте. Этот инцидент стал точкой оборота для церковно-административной деятельности Стефана: он перестал принимать участие в подготовке к церковным реформам, не вносил свой вклад в составление Духовного регламента, и церковное управление уже не зависело от него.
Стефан пытался прояснить свое положение, и в 1718 году обратился к царю с вопросом, что ему делать и где жить. Царь предписал ему жить в Петербурге, построить подворье на свои деньги, а Рязанской епархией управлять через крутицкого архиепископа.
В феврале 1720 года был утвержден Устав Духовной коллегии, а спустя год открыт Синод, президентом которого царь назначил Стефана - хотя тот меньше всех других хотел появления этого учреждения. Стефан отказывался подписывать протоколы Синода, не бывал в его заседаниях. Никакого влияния на синодальные дела Стефан не имел. За все время пребывания в Синоде Стефан находился под следствием по политическим делам.
В своей привязанности к основанному им в Нежине монастырю он тоже не находил утешения, потому что обнаружил большое хищение денег, присланных им на устройство монастыря. Свою библиотеку он пожертвовал Нежинскому монастырю, присоединив к каталогу книг трогательную элегию на латинском языке.
Умер 24 ноября 1722 года в Москве. Его тело было отправлено в Рязань и погребено в Успенском соборе.
Стефан Яворский оставил после себя обширное литературное наследие. В него входят проповеди, поэтические произведения на церковнославянском, польском и латинском языках, памфлеты, фундаментальный богословский трактат «Камень веры», изданный после его смерти в 1728 году Феофилактом Лопатинским.
В проповеднических произведениях Стефана нашли отражение все основные требования схоластической школы к форме, построению и развитию проповедей.
Как проповедник Стефан восхищал своих современников. Даже враги Стефана высоко отзывались о его проповедях. Проповеди Стефана обильны натянутыми символами и аллегориями, игрой слов. Они соединяют в себе все характерные черты католической проповеди XVI-XVII веков.
После смерти Стефана высказывались версии, что он был тайный иезуит. Стефану приписывали сочинение «Знамения пришествия антихристова и кончины века», на которое ссылались в подтверждение мнения, что Пётр - антихрист.
последнее обновление информации: 05.06.2024