Содержание фильма «Интердевочка». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Драма от режиссера Петра Тодоровского.
Экранизация романа Владимира Кунина. Первая отечественная лента о представительницах древнейшей профессии. Жизнь "интердевочек" полна историй драматических, а зачастую и трагических. Совместное производство СССР и Швеции. Один из самых популярных фильмов времён перестройки и лидер советского проката 1989 года. Премьера состоялась в январе 1989 года.
По сюжету в Ленинграде молодая медсестра Таня Зайцева в свободное от работы время занимается валютной проституцией - за взятки проникает в интуристские гостиницы и оказывает интимные услуги состоятельным иностранцам за иностранную валюту. Как и многие советские люди, у которых из-за начавшейся Перестройки резко поменялись идеалы, Таня не считает своё занятие чем-то непристойным, но свою мать Аллу, скромную учительницу, она держит в неведении. Однажды у неё случается связь со шведом Эдвардом Ларсеном, который после этого неожиданно делает ей предложение руки и сердца. Таня соглашается, хотя в разговоре с матерью не скрывает, что выходит замуж из чистого расчёта, потому что хочет иметь квартиру, машину, деньги и мечтает «посмотреть мир своими глазами»: для неё замужество за иностранцем - это пропуск Тани в западный мир грёз. Своё поведение она оправдывает словами «все продают себя», хотя Алла и представить себе не может, что её дочь торгует собой в прямом смысле слова.
Однако на пути Тани встает тогдашняя советская бюрократия: для выезда в Швецию Тане необходимы различные документы и самой тяжёлой ценой ей достается разрешение на выезд от родного отца, который их бросил больше 20 лет назад. Будучи нищим вахтёром, он требует за своё согласие 3 тысячи рублей - огромные деньги по тем временам. Тане приходится вновь заняться проституцией, чтобы добыть эти деньги. В этом ей помогает её старый клиент из Японии, который платит ей за ночь 750 долларов. Данные деньги она меняет на рубли у своей подруги «Кисули» и расплачивается с отцом. После получения согласия на выезд от отца она отбывает в Швецию.
Швеция очень быстро наскучивает Тане. Единственной отдушиной для неё становится русский водитель-дальнобойщик Виктор, работающий в «Совтрансавто», через которого она пересылает подарки своей маме в Ленинград. В свою очередь новые шведские «друзья» ни на миг не забывают, как зарабатывала Таня в СССР и при каких обстоятельствах она познакомилась с Эдвардом. Последний действительно любит свою жену, но постоянно делает замечания по поводу её привычек. Таня - абсолютно чужая в незнакомом мире. Она мечтает навестить свою мать. От постоянной тоски по матери и родине она все чаще прикладывается к алкоголю. Таня понимает, что впервые за свою жизнь по-настоящему влюбилась в дальнобойщика Виктора. Но Виктор, привозя вещи из капиталистической страны, очевидно, привлёк внимание своего начальства - в очередной раз, когда фура Виктора прибывает в Швецию, за рулем оказывается другой мужчина.
Тем временем другая подруга-проститутка «Сима-Гулливер» звонит Тане по телефону и сообщает, что в СССР ей возвращаться нельзя: «Кисуля» была арестована за валютную операцию и свалила всю вину на Таню. Следователи приходят к Алле и открывают тайну высоких заработков её дочери. Морально сломленная Алла кончает с собой, отравившись газом в своей квартире. Лялька, соседка Тани, чувствует запах газа на площадке, врывается в квартиру, выбивает окно, вытаскивает Аллу на площадку и безуспешно пытается её спасти, подняв тревогу. Она изо всех сил напрасно стучит в дверь к соседям.
В этот момент в Швеции Таня оборачивается, как будто слышит этот стук. Она чувствует, что случилось что-то страшное. В панике она прыгает в машину, едет в аэропорт и разбивается. Драматизм финального эпизода усиливает русская народная песня «Бродяга» («По диким степям Забайкалья...»), являющаяся лейтмотивом фильма.
Тайны фильма "Интердевочка"
Одним из заметных событий перестроечной жизни СССР стала публикация повести Владимира Кунина «Интердевочка» в журнале «Аврора» в 1988 году. Писатель провёл серьёзное исследование профессиональной деятельности проституток и в течение нескольких месяцев следил за их работой в одной из ленинградских гостиниц.
Рабочее название повести было «Проститутка». Редакция не решилась печатать повесть со столь скандальным заголовком, и Кунин сначала заменил его на «Фрекен Танька» (и именно под таким названием сценарий был запущен в производство), а позднее сменил на эвфемизм «интердевочка». Впоследствии этот неологизм прочно вошёл в русский язык. Повесть вызвала бурную реакцию у читающей аудитории, редакция получила большое количество откликов, и стало понятно, что экранизация повести может иметь успех.
Владимир Кунин предложил сценарий по мотивам повести Мире Тодоровской, и материал произвёл на неё впечатление. Она уговорила своего мужа Петра Тодоровского режиссировать фильм, хотя этот выбор был несколько неожиданным. Пётр Тодоровский, бывший фронтовик, известный своими картинами на военную тематику, имел репутацию профессионала, режиссёра с независимым и своеобразным взглядом в искусстве, но даже для него снять фильм о проститутке было смелым шагом; сначала он наотрез отказывался снимать фильм на тему проституции, но жена его уговорила.
Картина «Интердевочка» - один из первых примеров советского фильма, который снимался не на государственные деньги. Мира Тодоровская начала осваивать специальность продюсера - новую для зарождающегося кинорынка СССР. Часть денег на съёмки удалось найти у шведского партнёра Filmstallet AB, оставшуюся часть вложила студия «Мосфильм».
Основная проблема при подборе актёров возникла с исполнительницей главной роли. Главным кандидатом на роль первоначально была Татьяна Догилева - именно «под неё» писал сценарий Кунин. Но ни она, ни Наталья Андрейченко режиссёра не устроили. Приглашение на роль послали даже польской актрисе Катажине Фигуре, но договориться с ней не удалось. После полугода подбора кандидатов выбор создателей картины остановился на Елене Яковлевой.
Как считает театральный режиссёр Андрей Житинкин, Елена Яковлева прежде всего, произвела впечатление своей ролью в Театре имени Ермоловой в его спектакле «Снег недалёко от тюрьмы», по пьесе Н. Климонтовича: она играла проститутку-лимитчицу, похожую на будущий образ Тани Зайцевой.
Тодоровскому поначалу казалось, что актриса не соответствует представлению о валютной проститутке - прежде всего, по внешним данным (по словам Миры Тодоровской, он упорно считал, что эти девушки должны быть «грудастыми и задастыми», а у Яковлевой - «ни там, ни тут»). Чтобы подчеркнуть фигуру, пришлось подложить актрисе под платье поролон. После кинопроб режиссёр удостоверился в правильности своего выбора.
Картина снималась в Ленинграде (в гостинице «Прибалтийская»), Москве и Швеции. Съёмки прошли очень быстро - в течение трёх месяцев летом 1988 года.
Создатели картины, имея валютный бюджет, позволили себе использовать киноплёнку «Kodak», что в советское время было прерогативой избранных режиссёров. Модные туалеты для героини в условиях тотального советского дефицита приобретали в Швеции. Тем не менее, костюмеры фильма не стремились изобразить советских валютных проституток того времени со стопроцентной точностью. Когда снимали сцены в отделении милиции, то в перерыве актрисы, игравшие проституток, обратились к милиционерам (сцену снимали в реальном отделении) с просьбой указать, кто из них больше всего похож на реальных валютных проституток. Они были очень удивлены, когда милиционеры указали на одну из ассистенток костюмера, которая была значительно скромнее одета по сравнению с загримированными актрисами.
Самые большие сложности возникли с постельными сценами. Яковлева категорически отказалась сниматься в обнажённом виде, и съёмочной группе пришлось пойти на различные ухищрения и монтаж. В итоге в картине собственно нет ни одной по-настоящему рискованной сцены. Ирина Розанова в одном из съемочных дублей обнажила свою грудь «для бытовой достоверности», и это наиболее заметная нагота во всём фильме. Так, в ключевой сцене, где Таня вынуждена отработать у своего давнего японского клиента сумму, недостающую ей для выезда в Швецию (750 дол.), снимали с участием почти всего мужского состава съёмочной группы: один раскачивал прикроватную тумбочку со светильником, а остальные, включая режиссёра, трясли кровать. При этом голова героини безучастно моталась из стороны в сторону; её лицо было смазано глицерином, что создавало впечатление пота. Самого же японца (артиста Ментая Утепбергенова) в кадре не было. Сам Утепбергенов вспоминал, что во время съёмок постельной сцены находился на съёмках фильма Частный детектив, или Операция «Кооперация».
Режиссёр планировал снять в картине финал, отличающийся от трагической концовки повести. В нём фильм должен был заканчиваться кадром взлетающего самолёта, что косвенно намекало зрителю на то, что Таня благополучно доехала до аэропорта и села в самолёт. Однако, как утверждает Тодоровский, ему пришлось оставить трагический финал с гибелью главной героини по настоянию кинематографического руководства, поскольку у фильма должна была быть мораль: к чему приводит стремление «к красивой западной жизни».
Для шведской стороны был специально смонтирован односерийный вариант с другой концовкой. В ней оставался открытый финал - героиня уезжает на машине в неизвестность. Впрочем, в прокат этот вариант так и не попал, потому что шведский партнёр «Мосфильма» обанкротился.
кадры из фильма "Интердевочка"
Актеры и роли:
Елена Яковлева - Таня Зайцева, медсестра;
Томас Лаустиола - Эдвард Ларсен;
Лариса Малеванная - Алла Сергеевна, мать Тани, учительница;
Анастасия Немоляева - Лялька;
Ингеборга Дапкунайте - Кисуля;
Любовь Полищук - Зина Мелейко, разнорабочая в Ленмостостройпроект;
Ирина Розанова - Сима-Гулливер;
Мартиньш Вилсонс - Виктор;
Наталья Щукина - Наталья-Школьница, десятиклассница, дочь профессора-африкановеда;
Всеволод Шиловский - Николай Платонович, отец Тани;
Зиновий Гердт - Борис Семенович, главный врач больницы;
Татьяна Агафонова - Верка-Москвичка;
Мария Виноградова - Сергеевна, медсестра;
Марина Гайзидорская - Нефёдова;
Ольга Горькова - Лиза-Кролик, проститутка;
Валерий Хромушкин - Володя, профорг отделения;
Ментай Утепбергенов - японец;
Игорь Ветров - Анатолий Андреевич, капитан милиции;
Геннадий Сидоров - Женя, милиционер;
Торстен Валунд - Гюнвальд;
Игорь Сидоренко - Юрка Козлов, ученик Аллы Сергеевны;
Сергей Бехтерев - официант в ресторане в гостинице "Европейская";
Борис Вельшер - Луиджи;
Вадим Витчинкин - эпизод;
Наталия Дрожжина - мама Ляли;
Игорь Ефимов - швейцар, бывший полковник;
Валентин Коновалов - эпизод;
Сергей Кошонин - таксист;
Владимир Рожин - Альберт Иванович, директор школы;
Евгения Тайманова - Анна Матвеевна, дежурная в гостинице;
Сверре Анкер Оусдаль - шеф Эдварда;
Анна Фроловцева - сотрудница ОВИРа, старший лейтенант милиции;
Евгений Леонов-Гладышев - эпизод (нет в титрах);
Владимир Привалов - эпизод (нет в титрах)
Режиссер: Пётр Тодоровский;
Сценаристы: Пётр Тодоровский, Владимир Кунин;
Оператор: Валерий Шувалов;
Композитор: Игорь Кантюков;
Художник: Валентин Коновалов;
Продюсер: Мира Тодоровская;
Кастинг-директор: Татьяна Пронина;
Страна: СССР, Швеция;
Производство: Мосфильм, FilmStallet AB, Exat AB & Co. KB;
Год: 1989;
Премьера: январь 1989 (СССР);
Cерий: 2.