Возраст: 128 (со дня рождения)
Возраст смерти: 87 лет
Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская. Урождённая Фанни Гиршевна Фельдман. Родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге - умерла 19 июля 1984 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Лауреат трех Сталинских премий (1949, 1951, 1951). Народная артистка СССР (1961).
Фаина Раневская по праву занимает место среди величайших русских актрис прошлого века. Её называют королевой второго плана, подчёркивая уникальный талант, который позволял даже в небольших ролях создавать запоминающиеся образы. В общественном сознании Раневская остается не только выдающейся актрисой, но и блестящим мастером слова. Её афоризмы, полные иронии и житейской мудрости, давно стали частью культурного наследия, а многие из них вошли в нашу речь как крылатые выражения.
Один из биографов актрисы отмечал парадокс её карьеры: «Самое удивительное в судьбе Раневской - то, что она сыграла десятки ролей, о которых писатель Эмиль Кроткий сказал: "Имя его не сходило с афиши, где он неизменно фигурировал в числе 'и др.'». Эта шутка точно подмечает необычайную силу таланта Раневской: даже в эпизодах, порой лишённых центрального внимания, она умела сделать своего героя живым, ярким и незабываемым.
Дебют Фаины Раневской в кино состоялся в драме Михаила Ромма «Пышка», снятой в 1934 году по мотивам одноимённой новеллы Ги де Мопассана. Её госпожа Луазо, несмотря на отсутствие звука в картине, произвела огромное впечатление на зрителей и критиков. Однако сама Раневская всегда относилась к кино с известной долей иронии, утверждая: «Деньги съедены, а позор остался». Она отдавалась театральным подмосткам с гораздо большей страстью, считая именно сцену местом, где может проявиться вся глубина её таланта.
Независимо от формата ролей и масштабов проектов, каждый её выход был настоящим событием. Раневская была актрисой, которая могла одним словом, взглядом или интонацией наполнить роль необычайной глубиной, оставляя после себя неизгладимое впечатление. Её наследие - это не только сыгранные роли, но и уникальная способность находить комическое в трагическом и создавать вечные образы, которые остаются в сердцах зрителей даже спустя десятилетия.
Несмотря на ироничное отношение к кинематографу, Фаина Раневская создала на экране целую галерею ярких и разноплановых персонажей. Её героини, будь то комичные или драматические, всегда становились центральными фигурами повествования. В комедии «Подкидыш», вышедшей в 1939 году, она воплотила образ импульсивной и слегка эксцентричной дамы Ляли, чья фраза «Муля, не нервируй меня!» навсегда вошла в историю отечественного кино. В музыкальной комедии «Весна» Раневская превратилась в строгую, но трогательную экономку Маргариту Львовну, а в экранизации сказки «Золушка» в 1947 году её злая мачеха сочетала в себе гротеск и тонкий психологизм, добавляя образу глубины.
Особое место в её творчестве занял мультфильм «Карлсон вернулся» 1970 года, где её неповторимый низкий голос подарил жизнь знаменитой «домомучительнице» Фрекен Бок. Слово и интонация Раневской сделали этот персонаж одной из самых любимых и узнаваемых фигур анимационного кинематографа.
Однако именно театр был для Раневской главным пристанищем её таланта. Почти четверть века она посвятила театру имени Моссовета, где сыграла свои наиболее выдающиеся роли. Среди них - миссис Сэвидж в пьесе «Странная миссис Сэвидж», чьи эксцентричность и человечность актриса передала с поразительной тонкостью, а также Люси Купер в «Дальше - тишина», где ей удалось отразить трагизм человеческой жизни с неподдельной искренностью.
Раневская умела вдохнуть душу в любой образ, делая его настоящим произведением искусства. Её героини, будь то на экране или сцене, заставляли зрителей смеяться и плакать, вызывая сопереживание и восхищение. А её уникальный голос, мастерство и умение находить в каждой роли глубинный смысл обеспечили ей бессмертие в сердцах поклонников.
Шестидесятилетняя актёрская карьера Фаины Раневской стала настоящим примером самоотверженного служения искусству. Она оставила после себя богатое творческое наследие, воплотив десятки запоминающихся ролей на театральной сцене и около тридцати в кино. За выдающийся вклад в искусство Раневская была удостоена звания народной артистки СССР в 1961 году, а также трёх Сталинских премий - в 1949 году и дважды в 1951-м. Эти награды лишь подчеркнули её уникальный талант и любовь зрителей.
Жизнь Фаины Георгиевны оборвалась 19 июля 1984 года в Москве, в Кунцевской больнице. Актриса перенесла инфаркт и пневмонию, но даже в последние годы сохраняла острый ум и ироничный взгляд на жизнь. Её уход стал большой потерей для отечественного искусства.
Родной город Раневской, Таганрог, бережно хранит память о великой актрисе. В её честь названа улица, установлен памятник, а на доме, где она родилась, висит мемориальная доска. Эти символы напоминают о значении Раневской не только для искусства, но и для культуры в целом.
В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в десятку самых выдающихся актрис XX века, подтвердив её международное признание. Это высокое звание стало свидетельством её огромного влияния на мировую сцену и кино. Наследие Раневской продолжает вдохновлять новые поколения, а её роли и афоризмы остаются бессмертными.
Фаина Раневская
Фаина Раневская (урожденная Фельдман) родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Родители - уроженец местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии Гирш Хаимович Фельдман (1863 г.р.) и уроженка Лепеля Витебской губернии Милка Рафаиловна Заговайлова (1872-1957), они поженились 26 декабря 1889 года.
Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла.
К моменту рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, был владельцем фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода «Святой Николай».
В 1898 году семья переселилась в заново выстроенный отцом дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший купцу Михаилу Николаевичу Камбурову.
Фаина Раневская, которая затем всю жизнь едва сводила концы с концами и страшно стыдилась долгов, была дочерью миллионера. Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман, был одним из самых богатых предпринимателей Таганрога, владел фабрикой, несколькими домами, магазином и пароходом. Именно на нем вся семья, кроме непокорной Фанни, решившей остаться в России и делать карьеру актрисы, уплыла в Турцию, подальше от революционных беспорядков.
Обучалась в таганрогской Мариинской женской гимназии, так и не окончив её. В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать. Увлекалась театром с 14 лет, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).
В 1915 году уехала в Москву. Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла её первая встреча с В. И. Качаловым. Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой.
Родители и брат Раневской в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.
Ни в одну известную театральную школу Фаину не приняли - говорили, что нет способностей. Но девушка не сдалась, сама оплачивала частные уроки, перебиваясь с хлеба на воду, устраивалась в провинциальные театры - в массовку.
Однажды осенью молоденькая Фая Фельдман подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом».
Фаина Раневская в молодости (справа)
Работа в Керчи не задалась - почему-то публика не проявила должного внимания к новой труппе, но там она однажды совершала прогулку с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской на гору Митридат. По пути на гору решили заглянуть в банк (мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы). Фаина Георгиевна вспоминала:
"Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры - всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
- Денег жаль, зато как красиво они улетают!
- Да ведь Вы Раневская! - воскликнул спутник. - Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё..."
Не окончив частную театральную школу, играла во многих театрах, начиная с провинциальных. Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф. Они на много лет стали близкими подругами.
Театры, в которых служила Фаина Раневская:
1915 - Подмосковье (Малаховский дачный театр);
1915-1916 - Керчь, Феодосия;
1916-1917 - Ростов-на-Дону;
1918-1924 - Передвижной «Первый советский театр»;
1924 - театр Московского отдела народного образования;
1925-1927 и 1929-1931 - Бакинский рабочий театр;
1927 - Архангельский драматический театр;
1927-1928 - Смоленский драматический театр;
1928-1929 - Сталинградский драматический театр;
1931-1935 - Камерный театр (Москва);
1935-1939 - Центральный театр Красной Армии;
1943-1949 - театр драмы (ныне им. Маяковского);
1955-1963 - театр им. А.С. Пушкина;
1949-1955 и 1963-1984 - театр им. Моссовета.
Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа.
Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности кроется секрет её сугубо личной популярности, независимо от сценической известности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны.
Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали ёмкость и образность, равно как и отсутствие «внутренней цензуры», свобода суждения (например, в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутьё позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причем не только сценической. Известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.
Актриса любила читать Пушкина и, по её собственным воспоминаниям, «у них с Анной Андреевной Ахматовой была общая страсть - Пушкин».
Свою первую роль в кино Раневская сыграла только в 38 лет. Дебютировала в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка». В 1939-1941 гг. - актриса киностудии «Мосфильм», в 1941-1943 гг. - актриса Ташкентской киностудии. Член Союза кинематографистов СССР.
Авторство крылатой фразы из фильма «Подкидыш» «Муля, не нервируй меня!» оспаривает каждая из причастных к ней женщин. В эфире «Кинопанорамы» 1964-го года Фаина Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендует и Рина Зелёная, будучи соавтором сценария фильма.
Фаина Раневская в фильме "Подкидыш"
Фраза «Муля, не нервируй меня!» всю оставшуюся жизнь преследовала Раневскую. Так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней.
Даже Леонид Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я Вас очень люблю».
Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».
Фаина Георгиевна мечтала сыграть у Эйзенштейна и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный», однако её не утвердили высшие органы. Роль получила Серафима Бирман. Вину Раневская перекладывала на «пятый пункт в паспорте», в то время как у Бирман в этом пункте стояло: «молдаванка».
Фаина Раневская в фильме "Золушка"
Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает диалог, в котором с присущим только ей юмором она сказала Михоэлсу: «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан».
Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ - в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричала во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» - воскликнула Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты, можно только догадываться.
Принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»). В мультфильме «Карлсон вернулся» есть две аллюзии на фильм «Весна», где она играла Маргариту Львовну, экономку главной героини. Первая - эпизод перед зеркалом: «Я сошла с ума, какая досада...» (в фильме «Весна» - сцена на лестнице: «Ничего особенного, я сошла с ума») - и следующий за этим звонок по телефону (за который фрекен Бок в мультфильме принимает душ). Вторая - последний эпизод, после того как Карлсон улетел: «Милый, милый...» (в «Весне» Маргарита Львовна произносит эти слова в прихожей, глядя на портрет возлюбленного: «Милый, милый...»).
В конце жизни Фаина Георгиевна с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите - умерла от отвращения».
Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 года на 88-м году жизни, а (по другим источникам - 20 июля).
Семьи у неё не было. Единственным существом, скрасившим её одиночество, был пёс по имени Мальчик - подобранная на улице дворняжка. Похоронена актриса на Новом Донском кладбище в Москве вместе с сестрой Изабеллой, участок № 4. На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта. На памятнике установлена маленькая фигура её любимого и верного пса Мальчика.
Могила Фаины Раневской
Великая актриса так и не оставила после себя мемуаров. В 1970-х годах она взялась за книгу, соблазнившись на аванс, за который можно было купить новое пальто, но так и не закончила ее. Три года она писала, перечитывала написанное, рвала рукопись в клочья, и в конце концов заявила: «Не хочу обнародовать жизнь мою, трудную, неудавшуюся, несмотря на успех у неандертальцев и даже у грамотных... То, что актер хочет рассказать о себе, он должен сыграть, а не писать мемуаров».
В 2021 году был снят биографический сериал «Фаина» режиссера Дмитрия Петруня о жизни актрисы Фаины Раневской. Роль Фаины Георгиевны сыграла Мариэтта Цигаль-Полищук, которая говорила: «С самого детства я очень любила Фаину Георгиевну Раневскую. Началось как у всех - с её невероятных и таких запоминающихся персонажей в кино. Затем я прочитала книгу Алексея Щеглова и после этого уже стала целенаправленно искать информацию о ней в самых разных источниках. Прочитала и посмотрела всё, что можно и нельзя; восхищалась её невероятным человеческим стержнем и добротой, сочетанием в ней совершенно не сочетаемых парадоксальных противоположностей. И задача воплотить на экране настоящую легенду - это катастрофический уровень ответственности».
Рост Фаины Раневской: 180 сантиметров.
Личная жизнь Фаины Раневской:
Как рассказывала сама актриса, в 19 лет она была влюблена в первый и в последний раз - в своего молодого коллегу. Решив проявить инициативу, она пригласила его в гости. Для нее был шок, когда тот пришел пьяный, с подругой и попросил ее погулять, оставив их одних. Она долго не могла оправиться после такого случая, испытывая к мужчинам ненависть и презрение.
Впоследствии у нее было много друзей-мужчин - Утесов, Ильинский - но именно как друзей.
Также был один особенно близкий мужчина - актер и режиссер Александр Румнев. Они часто проводили вместе вечера, но никто не может сказать точно, были ли они близки в интимном смысле.
Александр Румнев - близкий друг Фаины Раневской
Был у Фаины Георгиевны еще один друг - знаменитый пес Мальчик.
Она нашла его на улице - в лишаях, с вмерзшими в лед лапами. В ветлечебнице Раневской сказали: «Его надо немедленно усыпить, он просто опасен». Она умоляла, говорила, что не уйдет без него. Спасли его врачи только ради актрисы.
Ее стараниями Мальчик превратился в дорогое комнатное существо с довольно скверным характером. У него были кривые лапы, огромное брюхо и седой хвост. "Мой Мальчик стареет с хвоста", – говорила она.
Мальчик - единственное существо, разделившее последнее одиночество Раневской, в т.ч. ее бессонные ночи - именно ему читала она французских лириков и русских классиков.
Чтобы не оставлять пса, Раневская отказывалась от домов отдыха и летних поездок на дачи. Соседи всегда знали, когда идет ее спектакль. В эти часы Мальчик громко выл.
Она брала его на репетиции. Для этого была разработана довольно сложная система: Мальчика привозили в театр, давали понять, что с хозяйкой не случилось ничего особенного, а затем стремительно возвращали домой.
Своего Мальчика она оставила в наследство Светлане Майоровой. Когда Фаины Георгиевны не стало, Мальчик переехал на Котельническую набережную. Фаина Георгиевна брала его в театр – Майорова вынуждена была брать на лекции в институт. Оставаясь в одиночестве, он так же неистово выл. Прожил пес около пятнадцати лет. Его похоронили во Внукове - там, где Раневская всегда любила бывать и где однажды отдыхала летом со своей сестрой Изабеллой.
Фаина Раневская и Светлана Майорова с псом Мальчиком
Семья Фаины Раневской:
Отец - Гирш Хаимович Фельдман (1863-?), купец 1-й гильдии, владелец фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, мельницы Симановича на Александровской улице и парохода «Святой Николай», впоследствии крупный мануфактурщик, староста Таганрогской хоральной синагоги в Тургеневском переулке, 46 (1912-1917), почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии.
Мать - Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 - после 1957).
Братья - Яков, Рудольф и Лазарь (1897-1900).
Сестра - Изабелла (Белла) Фельдман (в замужестве Аплеен, ? - 1964).
В начале 1960-х ее сестра Изабелла вернулась из парижской эмиграции. После смерти мужа обнаружила, что она совершенно одна на свете, к жизни не приспособлена и решительно никому не нужна. Вспомнив о своей великой сестре, написала ей трогательные строчки, жаловалась на одиночество, тоску и скорую смерть. Просилась в Москву.
Раневская обсуждала возможность ее приезда в СССР на самом верху - официально сестра считалась белоэмигранткой. Помогла ей Фурцева.
Как вспоминали очевидцы, в свои шестьдесят с лишним она была необычайно хороша собой. Дом на Котельнической набережной ходил ходуном: всем хотелось посмотреть на прекрасную парижанку.
Фильмография Фаины Раневской:
1934 - Пышка - госпожа Луазо
1937 - Дума про казака Голоту - попадья
1939 - Ошибка инженера Кочина - Ида Гуревич, жена портного
1939 - Подкидыш - Ляля
1939 - Человек в футляре - жена инспектора гимназии
1940 - Любимая девушка - Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
1941 - Мечта - Роза Скороход
1941 - Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем - Горпина
1942 - Александр Пархоменко - тапёрша
1943 - Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») - тётушка Адель
1943 - Родные берега (новелла «Три гвардейца») - Софья Ивановна, директор музея
1944 - Свадьба - Настасья Тимофеевна, мать невесты
1945 - Небесный тихоход - профессор медицины
1945 - Слон и верёвочка - бабушка
1947 - Весна - Маргарита Львовна, экономка
1947 - Золушка - мачеха
1947 - Рядовой Александр Матросов - военврач
1949 - Встреча на Эльбе - миссис Мак-Дермот
1949 - У них есть Родина - фрау Вурст
1958 - Девушка с гитарой - Зоя Павловна Свиристинская
1960 - Осторожно, бабушка! - бабушка
1960 - Драма (короткометражный) - Мурашкина
1963 - Так и будет (телеспектакль)
1964 - Лёгкая жизнь - Маргарита Ивановна, «королева Марго», спекулянтка
1965 - Первый посетитель - старая дама
1966 - Сегодня - новый аттракцион - Ада Константиновна Бранд, директор цирка
1978 - Дальше - тишина... (фильм-спектакль) - Люси Купер
1980 - Комедия давно минувших дней - использованы архивные кадры
Образ Фаины Раневской в кино:
2003 - Благословите женщину - в роли актрисы Маргариты Михайловны Куниной (прототипом образа которой является Фаина Раневская) Инна Чурикова;
2005 - Звезда эпохи - в роли Фаины Раневской актриса Татьяна Васильева;
2012 - Анна Герман. Тайна белого ангела - в роли Фаины Раневской актриса Елена Бондарева-Репина;
2015 - Орлова и Александров - в роли Фаины Раневской актриса Юлия Рутберг;
2021 - Фаина - в роли Фаины Раневской актриса Мариэтта Цигаль-Полищук
Мариэтта Цигаль-Полищук в роли Фаины Раневской
последнее обновление информации: 26.11.2024
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.