лого Штуки-дрюки

«Подкидыш» (1939)

Содержание фильма «Подкидыш». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

постер фильм Подкидыш

27 января 1940 года состоялась премьера фильма «Подкидыш».

Комедия от режиссера Татьяны Лукашевич по сценарию Рины Зеленой и Агнии Барто.

«Подкидыш» в фильме - пятилетняя Наташа. Мать ребенка, отправляясь за город, чтобы снять для семьи дачу, поручает старшему сыну - школьнику Юре - присмотреть за девочкой. Мальчик, ожидающий в гости друзей-пионеров, полушутя обещает сестре «оторвать голову», если та не будет спать до прихода домработницы Ариши. Пока пионеры в соседней комнате обсуждают общественные вопросы, Наташа одевается и выходит на свою первую самостоятельную прогулку по городу.

В течение дня с девочкой происходит много событий. Она попадает в детский сад, где воспитатель безуспешно пытается выяснить фамилию и адрес примкнувшего к группе ребенка. Затем Наташа оказывается в квартире бездетного геолога Евгения Семеновича. Поверив в то, что Наташу ему подкинули, холостяк вступает в конфликт с соседкой, пытающейся заявить свои права на девочку. Пока соседи выясняют отношения, «подкидыш», устремившись за кошкой, исчезает из квартиры.

Наташина «одиссея» продолжается, и вскоре желание удочерить ребенка, едва не попавшего под колеса автомобиля, возникает у бездетных супругов Ляли и Мули. Некоторые «юридические» опасения, поначалу возникающие у мужа, Ляля снимает адресованным девочке вопросом: «Скажи, маленькая, что ты хочешь - чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу?» До дачи Наташа не доезжает - смешавшись на перроне с толпой болельщиков, встречающих поезд с футболистами, она по просьбе распорядителя вручает спортсменам цветы.

Пока Наташа перемещается по Москве, ее поисками занимаются самые разные люди, включая Юру, его одноклассницу Нину и сотрудника группы розыска пропавших детей Сергеева. Именно он в конце дня привозит девочку домой. Лежащая в кроватке Наташа, увидев появившегося в комнате брата, сообщает: «Юра, я уже нашлась!» В финале картины мать, держа девочку на коленях, поет ей колыбельную песню: «В нашем радостном краю / Любят девочку мою». Обняв мать, сонная дочь предлагает: «Мама, давай завтра заблудимся вместе»...

В годы войны негатив «Подкидыша» был утрачен. Ленту удалось восстановить благодаря позитивной копии, сохранившейся в Госфильмофонде СССР.

кадры из фильма "Подкидыш"

кадр Подкидыш 2

кадр Подкидыш 3

кадр Подкидыш 4

кадр Подкидыш 5

кадр Подкидыш 6

кадр Подкидыш 7

кадр Подкидыш 8

кадр Подкидыш 9

кадр Подкидыш 10

кадр Подкидыш 11



Актеры и роли:

Вероника Лебедева - Наташа;
Фаина Раневская - Ляля;
Петр Репнин - Муля, муж Ляли;
Ростислав Плятт - холостяк;
Рина Зеленая - Ариша, домработница;
Ольга Жизнева - Неля Валерьяновна, мама Наташи и Юры;
Виктор Громов - отец Нины;
Татьяна Барышева - зубной врач, соседка геолога;
Эля Быковская - Нина;
Дима Глухов - Юра, брат Наташи;
Витя Бойко - Алеша;
Андрей Старостин - футболист;
Станислав Леута - футболист;
Николай Арский - начальник милиции;
Иван Лобызовский - Сергеев, сотрудник группы розыска;
Надежда Ковалева - заведующая детского сада;
Николай Орлов - филателист;
Лев Иванов - распорядитель;
Николай Юдин - дворник;
Иона Бий-Бродский - попутчик Наташи;
Лев Аннинский - мальчик из детского сада;
Федор Одиноков - прохожий;
Анатолий Папанов - прохожий;
Эдуард Иванов - пухленький мальчик

Режиссер: Татьяна Лукашевич;
Сценаристы: Агния Барто, Рина Зеленая;
Оператор: Семен Шейнин;
Композитор: Николай Крюков;
Художник: Василий Комарденков;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1939;
Премьера: 27 января 1940, 2 мая 2010 (цв. вариант)

Интересные факты про фильм «Подкидыш»

Во второй половине 1930-х годов Агния Барто и Рина Зеленая написали сценарий о поисках девочки, ушедшей из дома и отправившейся гулять по московским улицам. В ту пору соавторы не имели опыта работы с литературно-драматургическим материалом для кинематографа и даже не заключили предварительный договор со студией; тем не менее их произведение, получившее название «Подкидыш», было принято на «Мосфильме» в первом же варианте.

Редакция киностудии не внесла в предложенную соавторами историю ни одной поправки, и в 1939 году фильм, режиссером которого назначили Татьяну Лукашевич, был запущен в производство. В процессе работы в сценарий стали вноситься дополнения. Так, в авторской версии отсутствовала фраза «Муля, не нервируй меня!» - эту реплику, адресованную своему экранному «супругу» - артисту Петру Репнину, произнесла в паузе между дублями Фаина Раневская. Замечание актрисы показалось создателям «Подкидыша» удачным, и непроизвольный элемент диалога органично вошел в картину

Начав работать над сценарием, Рина Зеленая и Агния Барто решили, что роли взрослых героев «Подкидыша» будут исполнять их любимые артисты. Образы Ляли и холостяка Евгения Семеновича (в сценарии он назван Иваном Семеновичем) создавались с учетом актерской органики Фаины Раневской и Ростислава Плятта. Режиссера Татьяну Лукашевич устроили эти кандидатуры. Согласие артистов также было получено.

Плятт, игравший в ту пору в Театре-студии Юрия Завадского, но почти не имевший опыта работы в кино, сразу выразил готовность поучаствовать в съемках. Раневская, не очень довольная своей творческой биографией, впоследствии признавалась, что в 1930-х годах ее отношения с кинематографом складывались непросто.

После дебюта в фильме «Пышка» Фаина Георгиевна и актриса Камерного театра Нина Сухотская поклялись на Воробьевых горах, что на экране больше не появятся: «Так нас вымучил этот сарай Москинокомбината». Тем не менее Раневская приняла приглашение сценаристов и режиссера «Подкидыша» - по уточнению Рины Зеленой, исключительно «из дружеских женских чувств».

До работы в «Подкидыше» Татьяна Лукашевич уже обращалась к так называемой «детской» теме - в 1937 году она сняла фильм «Гаврош», повествующий о юном парижском гамене, погибшем на баррикадах. Постановка следующей картины - о поисках ушедшей из дома девочки - дала режиссеру новый профессиональный опыт. Как рассказывала впоследствии Лукашевич, при подготовке к первому съемочному дню ее ассистенты принесли на площадку у Чистых прудов необходимый реквизит - разложили на скамейках игрушки, расставили заводные автомобили и трехколесные велосипеды.

Территорию, прилегавшую к месту съемок, перекрыла милиция. Взрослые и юные артисты, в том числе воспитанники детских садов, приглашенные для участия в массовых сценах, час за часом ждали команду «Мотор!». Однако «ни один полезный метр не был снят в этот день». Исполнительница роли Наташи Вероника Лебедева капризничала и не реагировала на уговоры членов съемочной группы - по словам Лукашевич, «она была избалована до предела». Рина Зеленая, наблюдавшая за процессом в качестве соавтора сценария, назвала начальный этап работы «совершенной катастрофой».

Фильм Татьяны Лукашевич предвосхитил жанр «городских прогулок», к которому позже, в годы оттепели, обратились создатели таких картин, как «Человек идет за солнцем», «Застава Ильича», «Я шагаю по Москве». Москва для героини «Подкидыша», отправившейся в первое самостоятельное путешествие, - это пространство, которое девочка воспринимает как территорию для игр и приключений. Большой мир, возникший перед Наташей за порогом ее дома, полон открытий - девочке одинаково интересны и вышагивающий по бульвару бульдог, и продаваемые на улице воздушные шары, и внезапно хлынувший летний дождь. Город в картине представляет собой комфортную и безопасную для ребенка среду - в нем живут доброжелательные милиционеры, приветливые дворники, ответственные воспитатели; по замечанию писателя Леонида Костюкова, единственная «угроза», исходящая от москвичей, связана с их желанием удочерить потерявшегося ребенка.

Москва в «Подкидыше» выглядит «образцовым социалистическим городом» - это касается и организации жизни, и поведения горожан. Маршрут девочки начинается с Бульварного кольца, которое предстает перед зрителем как идеальное место для отдыха и семейных прогулок. Прилегающие к бульвару дворы «буквально дышат порядком», а здания воспринимаются как «вместилища удобных просторных квартир».

Семья Наташи живет на Чистопрудном бульваре, № 14, строение 3. Здание, украшенное барельефами с изображением сказочных животных и птиц, горожане называли Дом со зверями. Этот доходный дом церкви Троицы на Грязех был построен в 1908-1909 годах для прихожан; часть квартир сдавалась в аренду. Архитектором проекта был Лев Кравецкий, узоры на барельефах создал художник Сергей Вашков. В момент съемок здание имело четыре этажа с полуподвалом. В 1945 году произошла реконструкция, дом стал семиэтажным, исчезли балконы. Когда девочка выходит на улицу, зритель видит проезжающий трамвай с литерой «А», именуемый «Аннушкой». Маршрут «А», следовавший по Бульварному кольцу, появился в 1911 году. Кольцевое движение «Аннушки» прекратилось в 1930-х годах.

В одной из сцен «Подкидыша» в кадр попадает двухэтажный троллейбус. Это транспортное средство эксплуатировалось в Москве с конца 1930-х до начала 1950-х годов. В 1937 году первый двухэтажный троллейбус, рассчитанный на одновременную перевозку большого количества пассажиров, был приобретен Советским Союзом у Английской электрической компании. На основе этой машины Ярославский автозавод изготовил десять троллейбусов ЯТБ-3. Троллейбус обслуживался одним водителем и двумя кондукторами; на втором этаже разрешалось курить. Существует несколько версий, почему двухэтажный троллейбус не прижился в Москве. Одна из них связана с проблемами эксплуатации: сеть для «экзотической новинки» пришлось поднимать на один метр, и это создавало неудобства для водителей обычных троллейбусов.

Во время поисков Наташи герои картины оказываются на Никитском бульваре, № 9, возле Дома полярников. Он был построен в 1936 году для работников Главсевморпути. В конце 1930-х в нем поселились герои-папанинцы, за судьбой которых на дрейфующей станции следила вся страна. По словам Маолы Ушаковой, дочери исследователя Арктики Георгия Ушакова, в Доме полярника было всего 45 квартир. В них в разные годы жили Герои Советского Союза Анатолий Ляпидевский, Михаил Белоусов, Петр Ширшов и другие.

В сцене «Газировка» Ляля, обращаясь к продавцу прохладительного напитка, произносит: «Меньше пены!» Это требование было связано с тем, что при сильном напоре воды в стакане могла образоваться «пенная шапка». В довоенной Москве газированную воду можно было купить в магазинах и на двухколесных уличных тележках, которые комплектовались баллоном с углекислотой и были оснащены емкостями для сиропа и «фонтанчиками» для мытья стаканов. Покупатель имел возможность выбрать либо «чистую» воду, либо воду с сиропом.

Заключительный этап поисков девочки происходит на ВСХВ. Как отмечал Виктор Шкловский, длинный проезд по выставке не имеет прямого отношения к сюжету - персонажи попадают на ее территорию через арку северного входа и далее перемещаются на автомобилях ГАЗ-А и ГАЗ-М1 мимо павильонов и других объектов. По словам исследователя Бориса Пинского, включение в картину сцен на ВСХВ было связано с выполнением пропагандистских задач: выставка открылась за пять месяцев до выхода фильма в прокат и нуждалась в рекламе. В «Подкидыше» впервые в советском кино был показан памятник «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Семь лет спустя, в 1947 году, изображение этой скульптуры стало эмблемой «Мосфильма».






Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.