Сергей Параджанов - биография, новости, личная жизнь

Возраст: 100 (со дня рождения)

Возраст смерти: 66 лет

Сергей Параджанов

Сергей Иосифович Параджанов (арм. Սերգեյ Փարաջանով; груз. სერგეი (სერგო) ფარაჯანოვი). Родился 9 января 1924 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) - умер 20 июля 1990 года в Ереване. Советский кинорежиссер, сценарист, художник. Один из основателей «новой советской волны» и «поэтического кинематографа». Народный артист Украинской ССР (1990, посмертно). Народный артист Армянской ССР (1990).

Сергей Параджанов родился 9 января 1924 года в Тифлисе (ныне Тбилиси).

По национальности - армянин.

Отец - Иосиф (Овсеп) Сергеевич Параджанов (1890-1962).

Мать - Сиран (Сирануш) Давыдовна Параджанова (в девичестве Бежанова; 1894-1975).

Старшие сестры - Анна и Рузанна.

В период с 1932 по 1942 годы Сергей Параджанов обучался в средней мужской школе № 42, известной своим немецким уклоном. Несмотря на то, что учёба давалась ему непросто, он проявлял явный интерес к отдельным дисциплинам, таким как история, естествознание, химия и рисование. Особое место в его жизни занимали музыка и пение: его восхищали оперы «Травиата» и «Евгений Онегин». Литература также занимала важное место в его юности - Параджанов зачитывался произведениями «Ашик-Гариб», «Демон» Михаила Лермонтова и «Бахчисарайский фонтан» Александра Пушкина. Эти произведения впоследствии оказали влияние на его художественное видение и творческую эстетику.

После окончания школы Параджанов некоторое время трудился на Тбилисской фабрике «Советская игрушка». Этот период его жизни оставил заметный след в его творчестве: мотивы кукол часто встречались в его работах, становясь выразительным символом в его кинематографическом языке.

Среда, в которой рос Сергей, также сыграла важную роль в формировании его художественного восприятия. Его отец занимался торговлей антиквариатом, что открыло перед юным Параджановым мир старинных вещей. Он с детства научился ценить красоту и уникальность предметов прошлого, что заложило основы его эстетического восприятия. Эта ранняя увлечённость помогла ему развить уникальный стиль, который позже стал узнаваемым в его фильмах.

Атмосфера детства и юности нашла отражение в нереализованном сценарии «Исповедь», где Параджанов пытался передать дух своего времени, а также в его шедевре «Цвет граната». Этот фильм стал символом глубокой связи режиссёра с культурными и историческими корнями, впитавшимися в его сознание с ранних лет.

В 1942 году Сергей Параджанов поступил на строительный факультет Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. Однако учеба в этом вузе не увлекла его, и вскоре он решил сменить направление. В 1943 году Параджанов поступил на вокальный факультет Тбилисской консерватории, следуя своей любви к музыке. Одновременно с этим он занимался танцами при Тбилисском оперном театре имени З. Палиашвили, где совершенствовал своё чувство ритма и пластики.

Во время Великой Отечественной войны Параджанов активно участвовал в концертной деятельности. В составе артистической группы он выступал перед раненными бойцами в госпиталях, даря им минуты радости и утешения. Этот опыт укрепил его эмоциональную связь с искусством и обострил чувство гуманизма, что позже нашло отражение в его творчестве.

После окончания войны, в 1945 году, Параджанов перевёлся в Московскую государственную консерваторию, где учился вокалу у выдающегося педагога Надежды Львовны Дорлиак. Но вскоре он осознал, что музыка - лишь одна из граней его таланта, и обратил свой интерес к кинематографу. В 1946 году Сергей поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, выбрав мастерскую Игоря Александровича Савченко, одного из выдающихся наставников своего времени.

Обучение во ВГИКе стало поворотным этапом в жизни Параджанова. В тот период институт славился как «окно в Европу», объединяя талантливых студентов со всего Советского Союза. Среди преподавателей были легендарные мастера, такие как Сергей Эйзенштейн, Григорий Козинцев и Михаил Ромм, чьи уроки формировали новое поколение режиссёров. На курсе Параджанова учились будущие звёзды советского кинематографа - Марлен Хуциев, Владимир Наумов, Александр Алов, Юрий Озеров и другие. Этот курс впоследствии стал одним из самых успешных за всю историю ВГИКа.

В 1948 году студенты Савченко, включая Параджанова, участвовали в съёмках фильма «Третий удар», что стало для них важным практическим опытом. В том же году началась работа над картиной «Тарас Шевченко». По воспоминаниям сокурсника Георгия Мелика-Авакова, именно Параджанов предложил кандидатуру молодого Сергея Бондарчука на роль Тараса Шевченко. Это решение подчеркнуло его интуитивное понимание актерского потенциала, которое позже стало ключевым в его карьере режиссёра.

В августе 1948 года во время съёмок фильма Сергей Параджанов неожиданно оказался втянутым в громкое дело, связанное с разгромом Грузинского общества культурных связей (ГОКС). Он уехал в Тбилиси, где был арестован сотрудниками Министерства государственной безопасности (МГБ). Расследование касалось главы ГОКСа Н. М. Микавы, а члены организации обвинялись в «идеологическом отступлении» и деятельности, противоречащей государственной политике.

По словам сокурсника Параджанова, Георгия Мелика-Авакова, арест мог быть связан с предложением молодого режиссёра украсить стены здания ГОКСа фресками с изображениями святых. Это, вероятно, было воспринято как идеологически неподходящий жест в условиях усиливавшейся государственной цензуры. Однако официальные обвинения, предъявленные Параджанову, касались его личной жизни. Ему вменяли однополые отношения, что в тот период считалось уголовным преступлением.

На допросах Параджанов не отрицал своей гомосексуальности. Это признание стало основой для судебного преследования. 8 октября 1948 года он был осуждён на закрытом заседании Военного трибунала войск МВД Грузинской ССР. Суд приговорил его к пяти годам лишения свободы за «мужеложство».

Ситуация вызвала резонанс среди его наставников и коллег. Учитель Параджанова Игорь Савченко немедленно выступил в его защиту. Савченко обратился за помощью к известным писателям и общественным деятелям Александру Корнейчуку, Ванде Василевской и Николаю Рыбаку. Их усилия не остались безрезультатными. Рассмотрев кассационную жалобу, Военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела дело. Уже в декабре 1948 года Параджанов был освобождён, проведя под арестом всего несколько месяцев.

Этот драматический эпизод оставил глубокий след в жизни режиссёра. Опыт несправедливого обвинения и тюремного заключения усилил его тягу к свободе творчества и заложил основу его внутреннего сопротивления любой форме давления. Позже многие из его фильмов отражали темы борьбы с угнетением и поиска индивидуальной свободы.

Сергей Параджанов в молодости

Сергей Параджанов в молодости

В конце 1950 года трагедия внезапно оборвала жизнь Игоря Савченко, наставника Сергея Параджанова. Его фильм «Тарас Шевченко», над которым он работал вместе с учениками, остался незавершённым. Вопреки традициям, руководство решило доверить завершение картины ученикам Савченко, что было огромным авансом их таланту. Совместными усилиями они довели проект до конца, и в 1951 году фильм увидел свет. Это событие стало важным этапом в карьере студентов, включая Параджанова, чья работа под руководством Савченко была особенно плодотворной.

После смерти Савченко руководство курса во ВГИКе перешло к другому выдающемуся мастеру – Александру Довженко. Довженко не только высоко оценивал талант Параджанова, но и предложил ему в качестве дипломной работы экранизировать молдавскую сказку «Андриеш». Молодой режиссёр с энтузиазмом принял предложение, и в 1952 году под руководством Довженко он завершил съёмки короткометражного фильма. Хотя сама версия 1952 года не сохранилась, фильм, созданный спустя два года, указывает фамилию Параджанова, свидетельствуя о значительном влиянии его работы. Экранизация молдавской сказки стала для Параджанова не просто дипломным проектом. Она отразила зарождающийся уникальный стиль молодого режиссёра: декоративность, этнографические мотивы и внимание к визуальным деталям. Этот фильм получил высокую оценку, а Параджанов окончил ВГИК с отличием, подтвердив свой статус яркого выпускника.

Киевский период

После завершения учёбы судьба привела его в Киев. Именно в этом городе начался следующий этап его жизни и карьеры, где он постепенно превращался в одного из самых самобытных режиссёров своего времени. Влияние Савченко и Довженко, а также первый успешный опыт в кино, продолжали вдохновлять его на дальнейшие творческие поиски.

В 1952 году Сергей Параджанов начал свою профессиональную деятельность в Киеве, где был назначен ассистентом режиссёра Владимира Брауна на съёмках приключенческой ленты «Максимка». Этот фильм стал для него важным опытом, позволившим окунуться в работу на профессиональной киностудии. В этот период он жил в общежитии киностудии, деля комнату с такими же начинающими кинематографистами, как Александр Алов, Владимир Наумов и Григорий Чухрай, которые впоследствии тоже стали значимыми фигурами в советском кино.

Режиссёрский дебют Параджанова состоялся сравнительно рано. В середине пятидесятых он вместе с коллегой Яковом Базеляном снял полнометражный фильм «Андриеш» на Киевской киностудии, повторив сюжет своей дипломной работы. Несмотря на стремление молодого режиссёра создать яркую этнографическую сказку, фильм не был хорошо принят ни зрителями, ни критиками, что стало для него первым серьёзным творческим вызовом.

В последующие годы Параджанов работал над документальными и художественными фильмами. Среди его документальных работ выделяются «Думка» (1957), посвящённая одноимённому хору, «Наталия Ужвий» (1959), рассказывающая о выдающейся актрисе, и «Золотые руки» (1960), в которой был показан труд мастеров народных промыслов. Однако более значимым этапом стали его художественные фильмы: «Первый парень» (1958), музыкальная комедия о деревенской жизни, «Украинская рапсодия» (1961), повествующая о любви на фоне войны, и «Цветок на камне» (1962), драма о жизни шахтёрского посёлка.

Несмотря на разнообразие жанров и тем, эти фильмы, выполненные в духе соцреализма, не принесли Параджанову признания. Критики упрекали его в излишнем следовании канонам того времени, отсутствии глубины и творческой самобытности. Однако этот период стал для Параджанова временем профессионального становления, поиска своего голоса в искусстве и накопления опыта, который позже раскроется в его уникальном кинематографическом стиле.

В 1962 году фильм Андрея Тарковского «Иваново детство» стал знаковым событием в советском кинематографе, оставив глубокий след в творческой среде. Картина произвела сильное впечатление на Сергея Параджанова, который увидел в работе Тарковского уникальное сочетание поэтичности и новаторства. Этот фильм стал для него своеобразным примером того, как кинематограф может выходить за рамки традиционного повествования, превращаясь в философское и художественное высказывание.

Знакомство с Тарковским произошло вскоре после выхода фильма. Между режиссёрами завязалась дружба, основанная на взаимном уважении и понимании искусства. Их отношения не ограничивались только личным общением; оба они разделяли стремление искать в кино новые формы выражения, создавая фильмы, которые вдохновляли друг друга. Эта дружба сыграла важную роль в дальнейшем творческом пути Параджанова, укрепив его уверенность в необходимости следовать своему уникальному художественному видению.

«Тени забытых предков»

В 1964 году Сергей Параджанов снял фильм «Тени забытых предков», который стал поворотным моментом в его творчестве и судьбе. Картина, основанная на произведении Михаила Коцюбинского, рассказывает о гуцуле Иване и его трагической любви к Маричке из враждебного рода. Этот фильм позволил режиссёру раскрыть свои художественные амбиции, исследуя темы рока, любви, жизни и смерти, телесного и духовного.

Для главной роли Параджанов выбрал молодого студента Ивана Миколайчука, чья органичность и искренность придали образу героя глубокую жизненность. Лариса Кадочникова, случайно замеченная режиссёром, воплотила Маричку, став символом романтической трагедии.

Фильм отличался новаторскими техническими приёмами, такими как смена цветных и чёрно-белых эпизодов, использование фильтров, эффектов соляризации и инфракрасной плёнки. Эти визуальные эксперименты создавали уникальную поэтическую атмосферу, усиливая ощущение магической реальности гуцульского мира. Особое место занял язык: картина вышла на украинском без дубляжа, что подчеркнуло аутентичность гуцульского говора и этническую самобытность.

Однако именно это решение вызвало политический резонанс. Партийное руководство усмотрело в фильме националистический подтекст, а украинская интеллигенция увидела в нём символ сопротивления. Несмотря на это, «Тени забытых предков» стали триумфом: картина получила признание на международных фестивалях и утвердила Параджанова как выдающегося мастера мирового кинематографа.

Фильм «Тени забытых предков» стал знаковым произведением «Новой советской волны» и ярким примером поэтического кинематографа. Картина вышла в прокат в 1965 году и была представлена на многих кинофестивалях. На некоторых из них, включая Фестиваль фестивалей в Риме, Мар-дель-Плата, Всесоюзный кинофестиваль и Салоники, она удостоилась премий. Имя Параджанова стало известно во всем мире.

4 сентября 1965 года во время премьеры фильма «Тени забытых предков» в кинотеатре «Украина» диссиденты Иван Дзюба, Вячеслав Черновол и Василий Стус выступили с протестом против арестов представителей украинской интеллигенции, произошедших накануне. Это событие стало одним из первых публичных антисоветских выступлений в Киеве. Сергей Параджанов открыто поддержал арестованных.

Данное выступление привело к новой волне репрессий. Многие представители украинской интеллигенции лишились работы. Сергей Параджанов не получил разрешения выехать за границу на мировые премьеры фильма, а его прокат в Советском Союзе был значительно ограничен. В конце того же года он подписал «письмо Дзюбы» к Центральному Комитету Компартии Украины, в котором осуждались русификация и притеснение национальной культуры.

После успеха фильма «Тени забытых предков» Сергей Параджанов задумал создать кино совершенно иного формата. Его новый проект «Киевские фрески» должен был стать сюрреалистичной картиной, посвящённой современному Киеву. Режиссёр намеревался отказаться от привычной динамичности, сложных технических экспериментов, живописности кадра и даже от диалогов. Съёмки начались 1 июня 1965 года, но уже 1 ноября проект был закрыт. Руководство обвинило Параджанова в «мистически-субъективном отношении к современной действительности».

«Саят-Нова»

Однако режиссёр не отказался от своей идеи. Он решил перенести действие будущего фильма из современности в прошлое и посвятить его жизни армянского поэта Саят-Новы. Предложение было направлено на киностудию в Ереван, где его поддержали.

Сергей Параджанов переехал в Ереван, где начал работу над фильмом «Саят-Нова». В сценарии он воплотил свои прежние замыслы: минимализм, почти полное отсутствие речи, акцент на визуальную выразительность. Одновременно картина стала насыщенной этнографическими деталями, глубоким психологизмом, символизмом и аллегориями. Режиссёр вновь обратился к фундаментальным философским темам - жизни и смерти, любви, борьбе между телесным и духовным, и поиску пути поэта.

Сценарий фильма, несмотря на свою неоднозначность, был одобрен Госкино СССР, что киноведы связывают с ещё сохранявшимися остатками либеральной атмосферы хрущёвской оттепели. В 1967 году начались съёмки «Саят-Новы» на киностудии «Арменфильм».

Параллельно режиссёр активно участвовал в общественной и культурной жизни. Он выступил в защиту Андрея Тарковского, фильм которого «Андрей Рублёв» подвергся цензуре. Весной 1968 года Параджанов подписал «Письмо-протест 139», адресованное советскому руководству. В этом обращении представители интеллигенции осуждали политические репрессии, происходившие на Украине. Параджанов настоял, чтобы его имя стояло первым в списке подписавших.

Осенью 1968 года черновой монтаж фильма «Саят-Нова» был представлен художественному совету студии «Арменфильм», а затем и Госкино СССР. Однако его премьера совпала с политической реакцией на ввод советских войск в Чехословакию. В этот период обстановка в стране стала ещё более репрессивной, что повлияло на судьбу картины. Параджанова подвергли жёсткой критике, обвиняя в порнографии и мистицизме. Картина была вынуждена пройти через значительные цензурные изменения.

В 1969 году Параджанов вернулся в Киев, но ему запретили заниматься режиссурой. Этот период стал для него «сценарным». Он посвятил себя созданию оригинальных сценариев, многие из которых так и остались нереализованными. Среди его работ выделяются «Исповедь» - автобиографический проект, «Ара Прекрасный» - история о легендарном армянском царе и его трагических отношениях с ассирийской царицей Семирамидой, «Давид Сасунский» - на основе армянского эпоса, «Дремлющий дворец» - интерпретация пушкинского «Бахчисарайского фонтана», «Демон» по поэме Михаила Лермонтова, а также сценарии «Икар», «Золотой обрез» и другие.

В 1970 году Сергей Параджанов вновь обратился к творчеству Михаила Коцюбинского, создав сценарий для фильма «Интермеццо» по одноимённой автобиографической новелле украинского классика. В своей работе режиссёр стремился не к созданию биографической ленты, а к раскрытию внутреннего мира писателя, подобно тому, как это было реализовано в фильме «Саят-Нова».

Изначально проект был одобрен к производству, но вскоре сценарий подвергся жёсткой критике. Литераторы и партийные функционеры обвинили Параджанова в «искажении образа классика», недостаточном освещении революционных событий и чрезмерной увлечённости деталями, которые назвали «антикварными аксессуарами». Ситуацию осложнило то, что в этот период к власти в УССР пришёл Владимир Щербицкий, который, по свидетельствам современников, был недоброжелательно настроен к режиссёру.

1 декабря 1971 года Параджанов участвовал в творческой встрече в Минске, где после показа фильма «Цвет граната» перед студентами открыто выступил с критикой советского партийного и кинематографического руководства. Он осудил цензуру и выразил поддержку Андрею Тарковскому. Это выступление не осталось незамеченным: о нём доложили председателю КГБ Юрию Андропову, а затем и в ЦК КПСС. Уже в феврале 1972 года подготовка к съёмкам «Интермеццо» была остановлена, а сам Параджанов оказался в опале, что сделало его дальнейшую работу в кинематографе практически невозможной.

В 1973 году Сергей Параджанов начал работу над проектом новогоднего фильма «Чудо в Оденсе», вдохновлённого сказками Ганса Христиана Андерсена. Режиссёр и его друзья-сценаристы решили воспользоваться конкуренцией между Госкино СССР и Гостелерадио СССР, чтобы продвинуть идею через телевидение, которое остро нуждалось в оригинальном контенте. Под прикрытием соавторства они сумели пролоббировать запуск фильма в производство.

В декабре того же года сценарий был принят творческим объединением «Экран», и проект стартовал на киностудии «Арменфильм». Однако сотрудничество с прибалтийскими киностудиями оказалось невозможным, так как те отказались работать с «проблемным» режиссёром. Несмотря на начавшуюся подготовку, работа над «Чудом в Оденсе» была прервана. Вскоре после запуска проекта Параджанов был арестован, что окончательно поставило крест на создании этого фильма.

Уголовное дело по обвинению в мужеложстве

5 февраля 1973 года председатель украинского КГБ, Владимир Федорчук, направил первому секретарю ЦК КПУ, Василию Щербицкому, «информационное сообщение», в котором указывал на попытки режиссёра Сергея Параджанова заступиться за известного украинского диссидента Ивана Дзюбу. В последующих записях указывалось, что Параджанов не скрывал своей критики в адрес советской власти, призывая «вырыть могилу соцреализму» и «изгнать красных комиссаров из кино». Он обвинял режим в преследовании творческой свободы и якобы клеветал, утверждая, что под репрессивной рукой властей страдают художники и интеллигенция. КГБ подчеркивал также, что режиссёр поддерживал дружеские отношения с украинскими писателями и общественными деятелями-диссидентами, среди которых были Иван Дзюба, Евген Сверстюк, Игорь Светличный и Николай Холодный. Более того, Параджанов пытался организовать протесты против политических репрессий, развернутых в 1972-1973 годах, направленных против этих деятелей.

В декабре того же года Параджанов снова оказался в центре скандала: на похоронах художника Ярослава Ривоша в Москве он произнёс речь, которая, по версии властей, была «крамольной» и свидетельствовала о его оппозиционных настроениях.

Задержание Параджанова стало кульминацией его противостояния с советским режимом. 17 декабря 1973 года, когда он приехал в Киев, чтобы навестить своего сына, больного брюшным тифом, его арестовали и поместили в Лукьяновскую тюрьму. Параджанову предъявили обвинения в «совращении мужчин» и «организации притона разврата». Эти обвинения, как и многие другие преследования, являлись частью кампании властей по подавлению культурной и политической оппозиции, а также попыткой сломить дух одного из самых ярких и независимых художников того времени.

Сергей Параджанов во время ареста

Сергей Параджанов во время ареста

Расследование по делу Сергея Параджанова было инициировано младшим лейтенантом Артёменко на основании анонимного доноса, который был зарегистрирован 9 декабря. В доносе утверждалось, что режиссёр ведёт гомосексуальные связи, что стало основанием для уголовного преследования.

25 апреля 1974 года после двух дней закрытого заседания Киевский областной суд вынес приговор, согласно которому Параджанов был осуждён на пять лет заключения в лагере строгого режима с конфискацией личного имущества. В частности, он получил один год лишения свободы по статье 121, часть 1 («мужеложство»), один год по статье 211 («порнография»), и пять лет по статье 121, часть 2 («мужеложство с применением насилия»). Также вместе с Параджановым на скамье подсудимых находились В. Кондратьев и И. Пискова. Кондратьев, по утверждению покончившего с собой Михаила Сенина, был одним из тех, кто дал показания против режиссёра, а Пискова была приговорена к году условного заключения с испытательным сроком три года.

После ареста Сергея Параджанова он был этапирован в Ладыжинскую исправительную колонию, расположенную в Винницкой области, в селе Губник. В условиях тюремной жизни режиссёр подвергался жестоким пыткам и унижениям, так как его гомосексуальность ставила его в самый низ кастовой системы лагеря, где он был отмечен как «опущенный» и считался изгоем. В результате пережитого Параджанов заболел сахарным диабетом, что только усугубляло его страдания.

В дальнейшем Параджанова перевели из одной тюрьмы в другую, проходя через Стрижавскую и Перевальскую исправительные колонии. Однако даже в таких условиях он не прекратил свои творческие поиски. Параджанов создавал рисунки и художественные поделки, в том числе серию иллюстраций под названием «Евангелие от Пазолини», посвящённую его убитому другу и высоко ценимому коллеге, а также интерпретацию картины Леонардо да Винчи «Джоконда». Помимо этого, он писал новеллы, которые впоследствии легли в основу сценария его фильма «Лебединое озеро. Зона».

После ареста Параджанова развернулась широкая кампания в его поддержку, в которой приняли участие многие известные и влиятельные личности. Среди них были великие режиссёры и художники: Андрей Тарковский, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра, Луис Бунюэль, Ален Рене, Луи Маль, Коста-Гаврас, Бернардо Бертолуччи, Карлос Саура. Поддержку также выразили актёры и писатели, среди которых Роберт де Ниро, Берт Ланкастер, Джин Келли, Джон Апдайк, Ирвинг Стоун, и многие другие. В числе тех, кто высказывался в защиту Параджанова, были и российские интеллектуалы, такие как Лиля Брик, Сергей Герасимов, Софико Чиаурели и многие другие. Однако, несмотря на широкую общественную поддержку, советские власти продолжали игнорировать эти обращения, оставаясь непреклонными в своём отношении к режиссёру.

Освобождение Сергея Параджанова стало возможным благодаря усилиям Лили Брик. Её родная сестра, французская писательница Эльза Триоле, была замужем за Луи Арагоном - известным французским писателем, который пользовался значительным уважением в Советском Союзе, но не раз критиковал тоталитарный режим. В 1977 году, по просьбе Лили Брик, Арагон согласился поехать в Москву, чтобы принять Орден Дружбы народов.

Во время своего визита Арагон лично обратился к Леониду Брежневу с просьбой освободить Параджанова. Этот шаг, возможно, стал решающим, так как Брежнев, находясь под влиянием международной общественности и авторитета Арагона, принял решение освободить режиссёра. В результате Параджанов был освобождён за год до окончания своего срока.

Однако его освобождение было не без условий. Параджанову было запрещено жить в таких крупных городах, как Москва, Киев, Ленинград и Ереван. В итоге он вернулся в родной Тбилиси, где продолжил свою жизнь и творчество, находясь в изгнании и ограничении.

После освобождения Сергей Параджанов вернулся в Тбилиси, в дом, где прошло его детство. Одним из первых его поступков стало посещение могилы матери, с которой он не смог проститься. В родном доме Параджанов вновь создал атмосферу творческого общения, организовав своеобразный салон, куда часто приходили гости. Здесь проходили творческие вечера, на которых он удивлял своих посетителей ежедневными «представлениями-шоу», сочетая искусство и личную харизму.

Режиссёр продолжил свои художественные эксперименты, создавая коллажи, инсталляции, куклы, аксессуары и скульптуры. Он не прекращал писать сценарии и разрабатывать идеи для новых фильмов, но его предложения оставались без ответа. В 1978 году Параджанов направил просьбу к руководству «Арменфильма» с идеями проектов «Ара Прекрасный» и «Давид Сасунский», однако ни одна из его инициатив не получила поддержки.

В условиях ограниченности и финансовых трудностей режиссёр был вынужден существовать на средства, полученные от продажи антиквариата. Этот период в жизни Параджанова был отмечен не только внутренними борьбами и творческими экспериментами, но и чувством одиночества, когда его признание и талант оставались недооценёнными на родине.

кинорежиссер Сергей Параджанов

31 октября 1981 года Сергей Параджанов, находясь в Москве, выступил в театре на Таганке на обсуждении спектакля «Владимир Высоцкий», который был в центре внимания из-за гонений на его режиссёра, Юрия Любимова. В своей речи Параджанов вновь осудил советскую власть и её культурную политику, что вызвало негативную реакцию властей. В январе 1982 года в Тбилиси посетил его друг, опальный режиссёр Андрей Тарковский - это была последняя встреча их жизни. Вскоре, в 1984 году, и Тарковский, и Любимов были вынуждены покинуть Советский Союз.

Уголовное дело по обвинению в даче взятки

Новый виток преследований Параджанова был связан с обвинением в даче взятки за поступление племянника Георгия в Тбилисский театральный университет в 1978 году. КГБ возбудил дело и начал вымогать у режиссёра деньги, обещая закрыть расследование. 11 февраля 1982 года, во время попытки передачи денег, Параджанов был арестован и помещён в Ортачальскую тюрьму. Этот арест вызвал широкий общественный резонанс. Известные деятели культуры, включая Аандрея Тарковского, Михаила Вартанова, Беллу Ахмадулину, Резо Чхеидзе, Тенгиза Абуладзе, Эльдара и Георгия Шенгелая, Софико Чиаурели, а также известных европейских режиссёров, таких как Тонино Гуэрра, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, высказывались в его защиту и ходатайствовали о его освобождении.

После девяти месяцев заключения, 5 октября 1982 года, на последнем судебном заседании Параджанову был вынесен условный срок, и он был освобождён прямо в зале суда.

После второго ареста и освобождения жизнь Сергея Параджанова претерпела значительные изменения. Поддержка итальянского писателя Тонино Гуэрра и грузинского кинематографиста Резо Чхеидзе, которые заступились за режиссёра перед первым секретарем ЦК КПГ Э. А. Шеварднадзе, не только способствовала его освобождению, но и открыла новые возможности для работы в кино. В сентябре 1983 года на студии «Грузия-фильм» была защищена концепция нового проекта - фильма «Легенда о Сурамской крепости», основанного на повести Д. Г. Чонкадзе. Для того чтобы не вызвать недовольства властей в Москве, режиссёром картины официально числился Д. И. Абашидзе, а Параджанов был заявлен как его помощник.

Сценарий, в котором Параджанов внёс значительные изменения, рассказывает о поисках смысла жизни, человеческом самопожертвовании, покаянии и расплате, а также о гражданском долге и саморазрушении. Съёмки фильма проходили в 1984 году, а премьеры состоялись в 1985 году как в Москве, в Центральном доме кино, так и в Ереване. Лента была представлена на многих международных кинофестивалях и получила признание за свой глубокий сюжет, мастерство исполнения и художественные достоинства.

В 1985 году, когда в СССР началась перестройка, Сергей Параджанов, вдохновленный переменами, создал короткометражный художественно-документальный фильм «Арабески на тему Пиросмани», посвящённый знаменитому грузинскому художнику. Этот проект продемонстрировал его постоянное стремление исследовать культурное наследие и придавать ему новые художественные формы. Однако вскоре Параджанова встретила резкая критика со стороны грузинских националистов. Они обвиняли режиссёра в «искажении образа Пиросмани и национальных традиций», что, безусловно, осложнило его положение.

В декабре того же года режиссёр получил в гости Аллена Гинзберга, известного американского поэта и основателя движения битников. Эта встреча, без сомнения, была важным культурным событием, демонстрирующим международное признание Параджанова и его связи с яркими фигурами мировой культуры.

В 1986 году Параджанов продолжил свою творческую деятельность, работая над несколькими проектами. Он начал разрабатывать сценарий «Мученичество Шушаник» по произведению Иакова Цуртавели, а также создал серию эскизов для постановки «Гамлет». Кроме того, он написал сценарий «Сокровища горы Арарат», который, вероятно, продолжал его интерес к историческим и мифологическим темам, исследуемым в его предыдущих работах.

В 1987 году Сергей Параджанов открыл первую выставку своих живописных работ, названную «Бал в мастерской кинорежиссёра», в Союзе кинематографистов Грузии. Выставка имела значительный успех, что стало очередным подтверждением его таланта не только как кинорежиссёра, но и как художника. Спустя год, в 1988 году, выставка была показана в Ереване, в Музее народных искусств. Эта выставка сыграла важную роль в культурной жизни и привела к решению о создании в Ереване Музея Параджанова, который стал важным центром, посвященным его наследию.

В 1987 году Параджанов также приступил к работе над фильмом «Ашик-Кериб», основанным на сказке Михаила Лермонтова. Изначально режиссёр планировал экранизировать другую работу Лермонтова - «Демон», по которой он написал сценарий ещё в 1960-х годах. Однако в процессе подготовки планы Параджанова изменились. «Ашик-Кериб» стал фантасмагорической историей о сложном жизненном пути художника и был посвящен памяти его друга Андрея Тарковского, который скончался в эмиграции.

В 1987 году Сергей Параджанов добился международного признания, став лауреатом Роттердамского кинофестиваля, где получил приз за лучший инновационный фильм. В этом же году он посетил Мюнхен, Венецию и Нью-Йорк, укрепляя свою репутацию на мировой сцене. Его дом в Тбилиси принимал таких знаменитых гостей, как Марчелло Мастроянни и Ив Сен-Лоран. Параджанов стал фигурой, чьи творения находили отклик в самых разных уголках мира.

В апреле 1989 года он получил Почётный приз жюри на Стамбульском кинофестивале за фильм «Ашик-Кериб». В своей речи Параджанов призвал к миру и дружбе между армянами и азербайджанцами, осудив насилие, связанное с Карабахским конфликтом. В этом году также был снят фильм «Лебединое озеро. Зона», совместная работа Параджанова и Юрия Ильенко, вдохновленная его тюремным опытом.

Смерть Сергея Параджанова

В июне 1989 года Параджанов начал съемки автобиографического фильма «Исповедь» на студии «Арменфильм», сценарий которого был начат еще в 1969 году. Он снял 300 метров плёнки, и этот день стал последним съемочным днем в его жизни. На следующий день у Параджанова начался кашель с кровью, и врачи диагностировали рак лёгких. После операции в Москве и появления метастазов он вернулся в Тбилиси, где его состояние ухудшалось. Несмотря на предложения и приглашения, силы у режиссера иссякли. В конце 1989 года Параджанов отправился на кинофестиваль в Лиссабон, после которого вернулся в Ереван, где его ухаживала университетская подруга Галина Мисакян.

27 февраля 1989 года Сергею Параджанову было присвоено звание народного артиста Украинской ССР, а 19 июня - народного артиста Армянской ССР. 22 мая, по приглашению президента Франции Франсуа Миттерана, режиссёр вылетел в Париж для лечения. Параджанов опасался этой поездки, поскольку его близкий друг Андрей Тарковский скончался от рака лёгких именно в этом городе. Однако его здоровье стремительно ухудшалось, и врачи уже не могли помочь.

20 июля медицинский борт привёз Параджанова обратно в Ереван, где он скончался в тот же день в республиканской больнице. Прощание с великим режиссёром прошло 25 июля в Армянском театре оперы и балета. Тысячи людей пришли проститься с ним, и он был похоронен в Пантеоне парка имени Комитаса.

Сергей Параджанов - выдающаяся личность в истории мирового кино, оставившая глубокий след как в советской, так и в международной культуре. Его творчество было результатом гармоничного слияния множества культур, что сделало его стиль уникальным и неповторимым. Параджанов, с его поисками и находками в области кинематографа, оказал значительное влияние на развитие «поэтического кино», которое стало одной из ярких составляющих многокультурного советского кинематографа.

Его работы как режиссёра неразрывно связаны с его деятельностью в искусстве - Параджанов был также выдающимся художником, создававшим картины, рисунки, коллажи, мозаики и скульптуры. Он искал вдохновение в самых различных материалах, превращая повседневные предметы и даже свою личную жизнь в произведения искусства. Эта связь искусства и жизни, глубокая личная вовлечённость в творческий процесс позволяли ему создавать уникальные арт-объекты и инсталляции, которые продолжают вдохновлять и сегодня.



Личная жизнь Сергея Параджанова:

В январе 1951 года Параджанов женился на татарской девушке Нигяр Сераевой. Однако 13 февраля он сообщил друзьям, что его жена была убита своими родственниками за вероотступничество. По свидетельству друзей Параджанова, это событие стало одним из сильнейших потрясений в его жизни.

Жена - Светлана Щербатюк (умерла 6 июня 2020 года), дочь советского дипломата, филолог, переводчик, педагог.

Они познакомились на балете «Дон Кихот». В антракте Светлана обратила внимание, что мужчина восточной наружности не отрывал от неё взгляда. Когда спектакль закончился, он галантно помог девушке надеть пальто и спросил, сколько ей лет. Узнав, что Светлане шестнадцать, он пришёл в ужас, так как ему было уже тридцать. «Сейчас никого не удивит разница в 14 лет. Но тогда он очень комплексовал. Хотя однажды сказал: "Когда мне будет 90, а тебе 76 - какое это будет иметь значение?"», - рассказывала Светлана.

Поженились в ноябре 1955 года.

Светлана признавалась, что её утомлял неуемный темперамент талантливого супруга. Он видел в ней свою музу, хотел вдохновляться её красотой. Желал, чтобы в доме была арфа, на которой Светлана играла. Однако в итоге у них дома появился рояль, который занимал две трети комнаты.

У них родился сын Сурен (1958-2021).

В доме супругов Параджанов открыл своеобразный интеллектуальный салон, где бывали в гостях самые разные люди. Режиссёр ставил свои импровизированные спектакли, показывал отечественные и зарубежные фильмы. Тут же происходило откровенное, без идеологических купюр обсуждение художественных и общественно-политических вопросов. Но жизнь супругов не заладилась. Параджанов, по наблюдениям друзей, был деспотичен в отношениях. Регулярные ссоры закончились в 1961 году разводом.

Когда Параджанова арестовали, Светлана заявила, что не собирается рвать отношения с отцом своего сына. Она потеряла работу в университете, где преподавала русский язык для иностранцев, стала невыездной. Но не прекратила переписку с заключенным, и не перестала передавать на зону посылки.

Даже после развода они оставались близкими людьми.

Сергей Параджанов и жена Светлана Щербатюк

Сергей Параджанов и жена Светлана Щербатюк в молодости

Сергей Параджанов и жена Светлана Щербатюк

Фильмография Сергея Параджанова:

1985 - Алов (документальный)
1988 - Визит в мастерскую кинорежиссера (документальный)

Режиссерские работы Сергея Параджанова:

1954 - Андриеш
1957 - Думка (документальный)
1958 - Первый парень
1959 - Наталья Ужвий (документальный)
1961 - Украинская рапсодия
1962 - Цветок на камне
1964 - Тени забытых предков
1966 - Киевские фрески
1967 - Акоп Овнатанян (документальный)
1968 - Цвет граната (Sayat-Nova)
1984 - Легенда о Сурамской крепости
1988 - Ашик-Кериб (აშიკი ქერიბი)
1990 - Исповедь

Сценарии Сергея Параджанова:

1964 - Тени забытых предков
1966 - Киевские фрески
1967 - Акоп Овнатанян (документальный)
1968 - Цвет граната (Sayat-Nova)
1989 - Этюды о Врубеле
1989 - Лебединое озеро. Зона
1990 - Исповедь

Работы Сергея Параджанова как художника:

1990 - Исповедь (не был завершен)

последнее обновление информации: 29.11.2024

© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.





Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.