лого Штуки-дрюки

Федерико Феллини - биография, новости, личная жизнь

Федерико Феллини

Возраст: 104 (со дня рождения)

Возраст смерти: 73 года

Федерико Феллини

Федерико Феллини (итал. Federico Fellini). Родился 20 января 1920 года в Римини - умер 31 октября 1993 года в Риме. Итальянский кинорежиссер. Обладатель пяти премий «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

Федерико Феллини родился 20 января 1920 года в Римини. Его родители, Урбано Феллини (1894-1956) и Ида Барбиани (1896-1984), поженились в 1918 году в Риме, после чего переехали в Римини, где отец стал работать коммивояжером. В семье Федерико было еще двое детей: Рикардо (1921-1991) и Мария Маддалена (1929-2002).

Федерико рос болезненным ребенком. В детстве Феллини любил устраивать представления: изготавливал маски, разрисовывал кукол, шил костюмы. Большое впечатление на него произвел приехавший на гастроли цирк.

Образование Федерико получил классическое, закончив монастырскую школу в Фао. В 1937 году он переехал во Флоренцию, где учился на репортера, подрабатывая карикатуристом в фирме «Фебо» своего приятеля Демоса Боннини. В 1938 году Феллини приехал в Рим. Жил недалеко от вокзала, в меблированных комнатах, соседствуя с торговцами-китайцами, ворами и проститутками. За свою худобу Федерико получил прозвище «Ганди». В это время он зарабатывал на жизнь рисунками для газет и журналов, писал тексты для варьете, рекламы и небольших радиопостановок.

С 1938 по 1942 год Феллини публикуется в именитом юмористическом журнале «Марк Аврелий», известном своим антифашизмом. Около семисот его произведений увидели свет, прежде чем ему предложили писать сценарии.

Чтобы уклониться от службы в армии, Федерико приходилось симулировать болезни.

В 1943 году на одном римском радио звучали забавные передачи о жизни влюбленных - Чико и Полины, написанные Федерико Феллини. Вскоре ему предложили показать эти истории на экране, и Феллини взял на себя постановку. Одной из исполнительниц была очаровательная Джульетта Мазина. Она и стала единственной женой Федерико Феллини. Он называл ее своим главным источником вдохновения.

Через несколько недель после свадьбы Джульетта забеременела, но из-за случайного падения у нее случился выкидыш. В марте 1945 года у Феллини родился сын, который был назван в честь отца. Но маленький Федерико был очень слабым и через две недели после рождения умер. Больше детей у семьи Феллини не было.

Когда в Рим вошли союзные войска, Феллини со своим другом торговали в небольшой лавочке шаржами на победителей. Однажды к ним зашел Роберто Росселлини. Он собирался снять короткометражку о доне Морозини - римском священнике, расстрелянном немцами. Феллини расширил тему и вместе с Серджо Амидеи и Роберто Росселлини написал сценарий к фильму «Рим, открытый город». Успех был грандиозный. Фильм положил начало неореализму. Федерико стал известным сценаристом. Феллини написал еще несколько сценариев, например, к фильму Роберто Росселлини «Пайза». Также Феллини снимается в 1948 году у Росселлини в ленте «Любовь».

В 1950 году Федерико ставит свой первый фильм вместе с Альберто Латтуада под названием «Огни варьете». Феллини написал сценарий для нового фильма «Белый шейх» (1952), режиссером которого должен был стать Антониони, но тот отказался снимать по такому сценарию. Поэтому Феллини снял фильм сам. Успеха этот фильм не имел, но следующие два - «Маменькины сынки» и «Любовь в городе» (оба - 1953 года) были приняты публикой и критиками теплее. «Маменькины сынки» получил премию «Серебряный лев» на Венецианском кинофестивале 1953 года и был номинирован на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.

Еще в 1949 году Федерико Феллини написал сценарий к фильму «Дорога», но никак не мог найти средства для съемок. Наконец, когда продюсер был найден, Феллини начинает работу, с конца 1953 года до весны 1954 года, причем большую часть времени он снимал на природе. В главных ролях Федерико снял свою супругу Джульетту Мазину и актера Энтони Куинна. После работы над этим фильмом у Федерико Феллини случился психический надлом, как сам режиссер позже называл «Чернобыль души». В награду за все страдания - полный и безоговорочный успех фильма. Более пятидесяти наград, в числе которых «Серебряный лев» на Венецианском кинофестивале и премия «Оскар» 1957 года за лучший иностранный фильм. Удивительное по силе и талантливости произведение итальянского режиссера знаменовало отход от реализма в сторону символической притчи; является безусловным кинематографическим шедевром и сегодня. Фильм имел коммерческий успех, что позволило супругам Феллини купить себе хорошую квартиру в Париоли, фешенебельном зеленом районе Рима.

После менее известной ленты «Мошенники» (1955) Феллини создает еще один шедевр - «Ночи Кабирии» (1957).

В жалкой доброте и трагической доверчивости героини фильма (ее играла Джульетта Мазина) Феллини искал некий мистический смысл вечной борьбы Добра и Зла.

Вершиной творчества Федерико Феллини стал фильм 1960 года «Сладкая жизнь». Его следует рассматривать как философскую притчу об итальянском обществе, переживающем «экономическое чудо» после нескольких лет нищеты. Считают, что Феллини, прежде всего, хотел показать, как беспечна, пуста, бессмысленна жизнь, в которой царят одиночество, отчуждение, разобщение людей. Сам Феллини не соглашался с тем, как трактовали название его фильма. Режиссер подразумевал, что жизнь состоит из волшебных мгновений, которые хочется пить, как сладкое вино. Но многие восприняли фильм как вызов обществу. Разве можно предаваться излишествам, когда вокруг столько бедняков? Но Феллини пытался объяснить, что сладость жизни доступна каждому, нужно просто уметь ее распознать.

В Ватикане к картине отнеслись негативно, особое негодование вызвала сцена со стриптизом. Газета L’Osservatore Romano переименовала фильм в «Омерзительную жизнь» и помещала одну за другой разгромные статьи, требуя его запретить, а всякого, кто его посмотрит, отлучать от церкви.

5 февраля 1960 года на премьере в Капитоль де Милан один из зрителей плюнул режиссеру в лицо. Утверждают, что в тот вечер он и Мастроянни едва избежали линчевания. Героя Марчелло называли пьяницей, развратником, тунеядцем… Кто-то предлагал фильм сжечь, а Феллини лишить итальянского гражданства. Однако успех «Сладкой жизни» у демократических слоев Италии и за рубежом заставил оппонентов замолчать. Очень скоро «Сладкую жизнь» назвали символом великой эпохи в итальянском кино.

Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» на фестивале в Каннах и оказала значительное влияние на кинематографистов всего мира. В этом фильме превосходную актерскую игру показал Марчелло Мастроянни, после чего у него с Федерико складывается на всю жизнь дружба и сотрудничество. «Марчелло и я - это одно целое», - утверждал Феллини.

В 1962 году вышел фильм сразу четырех режиссеров - «Боккаччо-70». Пытаясь воссоздать дух «Декамерона», каждый автор снял новеллу, которая является законченным фильмом в фильме.

Следующая, во многом автобиографичная картина «Восемь с половиной» (1963) получила множество премий, в том числе «Оскар» за лучший иностранный фильм и Главный приз на международном кинофестивале в Москве, благодаря которому супруги Феллини в первый раз посетили Советский Союз.

Марчелло Мастроянни, чья работа в фильме стала непревзойденным шедевром, играл самого Феллини: его тоску, беспокойство, сомнения, постоянные поиски правды и ужас обыденности, «его ощущение кризиса жизни, пустой мишуры балагана и магию творческих преображений».

Фильм «Джульетта и ду́хи» (1965) был задуман для Джульетты и о Джульетте. Феллини вынашивал его очень долго, еще со времен «Дороги». Исполнители главных ролей - Марио Пизу и Мазина - сыграли тонко, убедительно, мастерски, однако фильм не вызвал особого восторга ни у критиков, ни у зрителя. А самому Феллини принес немало хлопот: налоговые органы обвинили его в финансовых нарушениях. Суд постановил, что он должен доплатить в кассу государства 200 тысяч долларов. Несмотря на то, что приговор был явно несправедливым, Федерико ему подчинился и вместе с Джульеттой перебрался из шикарных апартаментов в скромную квартирку.

В начале 1967 года Феллини оказался в больнице, причем он думал, что вот-вот умрет, настолько сильными были боли в груди. Но на этот раз обошлось. Федерико писал, что жизнь для него теперь стала более важной и ценной: «Встреча со смертью мне доказала, как сильно я привязан к жизни».

В 1968 году Феллини вместе с Луи Маллем и Роже Вадимом экранизирует произведения Эдгара Аллана По «Духи смерти» (или «Три шага в бреду»). Под руководством таких мэтров кинематографа все актеры играют просто блестяще.

В 1969 году следует картина «Сатирикон Феллини» - грандиозная мистерия, воссоздающая на экране фантастический мир Римской империи времен упадка.

Федерико часто задавали вопрос, что для него значит Рим. Вместо ответа он снял «Рим Феллини» (1972). Фильм проникнут светлым чувством праздника, феерии, волшебной сказки, в которой переплетены собственные воспоминания режиссера, впечатления от прочитанных книг и увиденных спектаклей, репортажно снятые кадры улиц и улочек Рима.

Следующий фильм Феллини «Амаркорд» (1973, премия «Оскар») тоже рассказывал истории о городе, но теперь это был Римини, город его детства. Сценарий он написал вместе с поэтом Тонино Гуэррой. В картине много смешных персонажей и комических ситуаций. На местном диалекте Романьи «амаркорд» означает приблизительно «я вспоминаю». Это и есть тайный ключ к творчеству Феллини, уже поднявшегося на вершину славы, потребность окунуться в мир своего детства.

Федерико нравилось водить машину. У него был замечательный «Ягуар», потом он приобрел «Шевроле», чуть позже «Альфа-Ромео». В начале 1970-х под колеса его автомобиля едва не угодил мальчик-велосипедист. К счастью, юный нарушитель правил отделался легким испугом, но потрясенный Феллини тут же за бесценок продал машину немецкому туристу, а сам с тех пор за руль больше не садился и предпочитал пешие прогулки.

Новый фильм «Казанова Федерико Феллини» (1976) - вольное переосмысление мемуаров знаменитого авантюриста XVIII века - вызвал некоторое разочарование у части критиков и зрителей, то ли недовольных трактовкой образа Казановы, то ли подавленных избыточным буйством фантазии Феллини. Феллини с неохотой взялся за эту постановку и позже признавался, что Казанова вызывает у него отвращение, а мемуары «знаменитого любовника» кажутся телефонной книгой.

Феллини не любил перерывов в работе. Телефильм «Репетиция оркестра» (1979) он снял всего за шестнадцать дней. Еще шесть недель ушло на монтаж и озвучивание. Эта лента на редкость проста по своей сюжетной организации. Этот фильм-притча вызвал лавину рецензий и откликов в итальянской печати, причем каждый толковал его по-своему.

В 1980-х Феллини поставил всего четыре фильма. В 1980 году вышла драма «Город женщин» с Мастроянни в главной роли. Безумство, но какое откровенное и наполненное личными переживаниями, ощущениями, образами и метафорами. Тема серьезная, а снято так легко, с иронией.

Притча 1983 года «И корабль плывет...». Взят исторический факт, взяты вполне реальные герои, но как все сыграно, как все гораздо объемнее простого события в истории, где замешаны как человеческие взаимоотношения, политика, отношения между разными слоями в обществе… и как все порой это безразлично и не нужно!

«Джинджер и Фред» (1986) об итальянских танцорах Фреде (Мастроянни) и Джинджер (Мазина), копировавших знаменитую на весь мир американскую пару Астер и Роджерс, а также исповедальное «Интервью» (1987), в котором Мастроянни возвращается вместе с Анитой Экберг в «Сладкую жизнь».

В своей последней картине «Голоса Луны» (1990) по повести Кевацонни режиссер представил мир с точки зрения безобидного помешанного, только что вышедшего из психбольницы.

В марте 1993 года режиссер получил почетного «Оскара» за вклад в киноискусство. 30 октября Федерико и Джульетта Мазина собирались отпраздновать в кругу друзей золотую свадьбу, однако 15 октября Феллини госпитализировали с инсультом. 31 октября, через 50 лет и один день после свадьбы с Джульеттой, Феллини скончался.

Когда Италия хоронила известного режиссера, движение в Риме было остановлено. Многотысячная толпа провожала траурный кортеж аплодисментами по дорогам Италии - от Рима до фамильного склепа семьи Феллини в маленьком приморском городке Римини (где мастер и родился).

Его жена Джульетта Мазина, больная раком легких, пережила мужа на пять месяцев. Перед смертью 23 марта 1994 года она выразила желание быть погребенной с фотографией Федерико в руке.



Рост Федерико Феллини: 182 сантиметра.

Личная жизнь Федерико Феллини:

Жена - Джульетта Мазина (Giulietta Masina; 22 февраля 1921 - 23 марта 1994), урожденная Джулия Анна Мазина (Giulia Anna Masina), итальянская кино- и театральная актриса, получившая прозвище «Чаплин в юбке». Самые известные роли Мазина сыграла в картинах Феллини: «Дорога», «Ночи Кабирии», «Джульетта и духи», «Джинджер и Фред». Обладательница премии «Давид ди Донателло» (1966) и премии лучшей актрисе, Каннский кинофестиваль (1957).

Они познакомились на радио в 1943 году. Восемнадцатилетняя Джульетта уже была популярной радиоведущей прямого эфира и играла за один сезон в пяти римских театрах. Феллини был старше Джульетты на три года. Он работал карикатуристом в маленькой газете. Он попросил у популярной радиоведущей Джульетты Мазины фотографию - якобы для кинопроб... Уже на следующий день они отправились в ресторан. «Федерико не произвел на меня особого впечатления,- рассказывала Джульетта.- Дружелюбный молодой человек - и все». Пообедав, Джульетта бежит на свидание. Пока Феллини оформляет заказ, она разглядывает роскошный интерьер и думает, что ее спутник сошел с ума: ему не хватит денег оплатить даже чашку кофе. Когда молодой паре подали счет, Федерико вальяжно достал пачку банкнот. «Я никогда потом не видела Федерико с такой огромной суммой», - говорила Мазина, рассказывая об их первом свидании.

Между ними вспыхнула такая страсть, что Джулия согласилась выйти за Федерико спустя всего две недели после знакомства. О помолвке они объявили пару недель спустя. Обвенчались они только через несколько месяцев. Брачная церемония проходила на лестничном пролете - из соображений безопасности. В католическом соборе Федерико, которому грозила армия, не рисковал появляться. Все было так конспиративно, что Ava Maria пел один из друзей Феллини. После венчания Федерико и Джульетта отправились в кинотеатр «Галерея», где, к удивлению Джульетты, конферансье попросил публику поприветствовать молодоженов аплодисментами. Это и был свадебный подарок Федерико.

Джульетта забеременела сразу после свадьбы, однако Джульетта упала с лестницы. У нее случился выкидыш. Вторая беременность закончилась в марте 1945 года рождением сына, названного в честь отца - Федерико. Но через две недели ребенок умер... Больше детей у них не было. Феллини предложил усыновить ребенка, но Джульетта категорически отказалась.

Джульетта всегда и во всем поддерживала мужа во всех начинаниях.

Федерико Феллини и Джульетта Мазина

Федерико Феллини и Джульетта Мазина

Федерико Феллини и Джульетта Мазина 2

Федерико Феллини и Джульетта Мазина 3

Федерико Феллини и Джульетта Мазина 4

Фильмография Федерико Феллини:

1948 - Любовь (Miracle, The / Amore, L') - странник
1969 - Блокнот режиссера (Fellini: A Director's Notebook) (документальный)
1970 - Клоуны (Clowns, The / Clowns, I)
1970 - Алекс в стране чудес (Alex in Wonderland)
1972 - Рим (Roma) - эпизод (нет в титрах)
1974 - Мы так любили друг друга (We All Loved Each Other So Much / C'eravamo tanto amati) - Феллини, снимающий "Сладкую жизнь"
1981 - Богоматерь Круазетт (Notre Dame de la Croisette) (документальный) (нет в титрах)
1983 - Таксист (Tassinaro, Il)
1987 - Интервью (Federico Fellini's Intervista / Intervista) - Федерико Феллини

Режиссерские работы Федерико Феллини:

1950 - Огни варьете (Luci di varieta)
1951 - Белый шейх (Sceicco bianco, Lo)
1953 - Маменькины сынки (I vitelloni / Vitelloni, Les)
1953 - Любовь в городе (Love in the City / Amore in città) - эпизод "Брачное агентство"
1954 - Дорога (Road, The / Strada, La)
1955 - Мошенничество (Bidone, Il)
1957 - Ночи Кабирии (Nights of Cabiria / Notti di Cabiria, Le)
1960 - Сладкая жизнь (Sweet Life, The / Dolce vita, La)
1962 - Боккаччо - 70 (Boccaccio - 70) - Новелла "Искушение доктора Антонио"
1963 - (Eight and a Half / Otto e mezzo)
1964 - Джульетта и духи (Juliet of the Spirits / Giulietta degli spiriti)
1968 - Три шага в бреду (Histoires extraordinaires / Tre passi nel delirio)
1969 - Сатирикон Феллини (Satyricon / Fellini - Satyricon)
1969 - Блокнот режиссера (Fellini: A Director's Notebook) (документальный)
1970 - Клоуны (Clowns, The)
1972 - Рим (Roma)
1973 - Амаркорд (Amarcord)
1976 - Казанова Феллини (Casanova / Casanova di Federico Fellini, Il)
1978 - Репетиция оркестра (Orchestra Rehearsal / Prova d'orchestra)
1980 - Город женщин (City of Women / Città delle donne, La)
1983 - И корабль плывёт (And the Ship Sails On / E la nave va)
1985 - Джинджер и Фред (Ginger and Fred / Ginger e Fred)
1987 - Интервью (Federico Fellini's Intervista / Intervista)
1989 - Голос луны (Voice of the Moon, The / Voce della luna, La)
1991 - Король рекламы (The King of Ads) (документальный)

Сценарии Федерико Феллини:

1943 - Последняя карета (Last Wagon, The / L'ultima carrozzella)
1943 - Кампо де фьори (Campo de' fiori)
1945 - Рим - открытый город (Rome, Open City / Roma, città aperta)
1946 - Пайза (Paisà)
1947 - Преступление Джованни Эпископо (Delitto di Giovanni Episcopo, Il)
1947 - Перевозчик (Passatore, Il)
1948 - Под небом Сицилии (In nome della legge)
1948 - Без жалости (Without Pity / Senza pietà)
1949 - Мельница на По (Il mulino del Po)
1950 - Франциск, менестрель бога (Francesco, giullare di Dio)
1950 - Дорога надежды (Path of Hope / Cammino della speranza, Il)
1951 - Красивая горничная ищет работу... (Position Wanted / Cameriera bella presenza offresi...)
1951 - Город защищается (La Città si difende)
1951 - Белый шейх (Sceicco bianco, Lo)
1952 - Разбойник с Такка дель Люпо (Brigante di Tacca del Lupo, Il)
1952 - Европа 51 (Europa '51)
1953 - Маменькины сынки (I vitelloni / Vitelloni, Les)
1953 - Любовь в городе (Love in the City / Amore in città)
1954 - Дорога (Road, The (Strada, La)
1955 - Мошенничество (Bidone, Il)
1957 - Ночи Кабирии (Nights of Cabiria / Notti di Cabiria, Le)
1958 - Фортунелла (Fortunella)
1960 - Сладкая жизнь (Sweet Life, The / Dolce vita, La)
1962 - Боккаччо - 70 (Boccaccio - 70) - Новелла "Искушение доктора Антонио"
1963 - 8½ (Eight and a Half / Otto e mezzo)
1964 - Джульетта и духи (Juliet of the Spirits / Giulietta degli spiriti)
1968 - Три шага в бреду (Histoires extraordinaires / Tre passi nel delirio)
1969 - Сатирикон Феллини (Satyricon / Fellini - Satyricon)
1969 - Милая Чарити (Sweet Charity)
1969 - Блокнот режиссера (Fellini: A Director's Notebook) (документальный)
1970 - Клоуны (Clowns, The (Clowns, I)
1972 - Рим (Roma)
1973 - Амаркорд (Amarcord)
1976 - Казанова Феллини (Casanova / Casanova di Federico Fellini, Il)
1978 - Репетиция оркестра (Orchestra Rehearsal / Prova d'orchestra)
1983 - И корабль плывёт (And the Ship Sails On / E la nave va)
1985 - Джинджер и Фред (Ginger and Fred / Ginger e Fred)
1987 - Интервью (Federico Fellini's Intervista / Intervista)
1989 - Голос луны (Voice of the Moon, The / Voce della luna, La)

Работы Федерико Феллини как художника:

1976 - Казанова Феллини (Casanova / Casanova di Federico Fellini, Il)

Продюсерские работы Федерико Феллини:

1950 - Огни варьете (Luci di varieta)

последнее обновление информации: 23.11.2023






Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.