лого Штуки-дрюки

«Чапаев» (1934)

Содержание фильма «Чапаев». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

постер фильм Чапаев

Военная биографическая драма режиссеров Георгия Васильева и Сергея Васильева по повести Дмитрия Фурманова о легендарном советском начдиве времен Гражданской войны Василии Ивановиче Чапаеве.

Фильмом «Чапаев» открылся первый советский кинофестиваль в Москве в 1935 году.

И.В. Сталин считал «Чапаева» лучшим фильмом советской кинематографии и просмотрел его больше 30 раз между 1934 и 1936 годами.

«Чапаев» - любимый фильм Президента РФ В.В. Путина.

Командир 25-ой дивизии Красной армии Василий Иванович Чапаев готовится к решающему сражению с отборными частями каппелевцев, возглавляемых опытным кадровым офицером, полковником Бороздиным. Партия присылает ему на помощь Дмитрия Фурманова - молодого, но образованного и умного комиссара, чьи мемуары впоследствии легли в основу романа и фильма, обессмертившего имя Чапаева в памяти советских граждан.

5 ноября 1934 года в ленинградском кинотеатре «Титан» состоялась премьера фильма.

Сюжет фильма «Чапаев»

Чапаев и его бойцы отбивают у чехов мост, ведущий на хутор. На мосту к начдиву Чапаеву подходит комиссар Фурманов, подошедшим с ткачами-добровольцами среди которых была и Анка. На хуторе командиры в соответствии с приказом Фрунзе разрабатывают план наступления на станицу Аламихинскую. В занятой станице Чапаев объясняет на картофелинах своему заместителю комбригу Еланю, раненому в руку, о действиях командира во время боя. В это время ординарец Чапаева Петька обучает Анку пулемету и пристает к ней.

Полковник Бороздин и белый поручик обсуждают в вагоне поезда опасность личности Чапаева («бывшего фельдфебеля») и превратности времени. Двое приходят жаловаться комиссару на Чапаева, который требует экзаменовать коновала на должность доктора и выдать соответствующий документ. Комиссар объясняет Чапаеву, что «интеллигенция» права и выдать документ они не могут. Петрович приходит к полковнику с просьбой отменить расстрел брату-перебежчику, Бороздин меняет наказание.

Фурманов арестовывает комвзвода Жихарева за грабежи, устроенные его бойцами, и требует вернуть награбленное. Приходит Чапаев и спорит с комиссаром о том, кто является начальником дивизии и должен отдавать приказы об аресте. Приказ, отданный Фурмановым от лица Чапаева, исполняется, и награбленное возвращают крестьянам, которые приходят поблагодарить начальника дивизии. Чапаев собирает митинг, на котором предупреждает бойцов, что за грабежи будет расстреливать самостоятельно.

Петька экзаменует Анку на сбор-разбор пулемета. Между персонажами возникают чувства. Петька уходит к белым за «языком». На реке он встречает удящего рыбу Петровича, брат которого Митька наказан шомполами и умирает. Петрович объясняет, что он исполняет предсмертное желание брата поесть ухи. Петька сжалился над ним и отпустил, за что был отдан Чапаевым под трибунал. Петрович ненавидит Бороздина из-за смерти брата и сдается в плен красноармейцам. Чапаев разрабатывают план действий, сетуя на недостаток патронов и людей.

Накануне атаки Чапаев узнает, что в результате «бузы» убит командир эскадрона Жуков. Чапаев берет командование эскадроном на себя. Наступает офицерский полк, красноармейцы открывают по ним огонь. Психическая атака заставляет часть бойцов Красной армии покинуть позиции, но комиссар возвращает их. Пехота белогвардейцев под пулеметным огнем и градом гранат отступает. Новый натиск на позиции красных предпринимают казаки. На поле появляется красная кавалерия во главе с Чапаевым. Белогвардейцы бегут под натиском эскадрона Чапаева. Красноармейцы захватывают каппелевский штаб.

Фурманов отозван в Москву, а ему на смену приезжает на автомобиле новый комиссар Седов. Полковник Бороздин предлагает командующему фронтом дерзкий план рейда на Лбищенск, где находится штаб дивизии Чапаева, и возглавляет отряд. Глубокой ночью казаки врываются в город и наносят сокрушительный удар по красным. Чапаев отстреливается от белых из пулемета на чердаке дома. Анка отправляется за помощью к комбригу Еланю. Петька подрывает броневик, но белогвардейцы подкатывают к дому артиллерийское орудие и начинают обстрел. Петьке и раненому Чапаеву приходится отступать.

Анка прибывает к комбригу. Остатки красноармейцев с Чапаевым пытаются переправиться через реку Урал, но казаки выставляют пулемет и начинают стрельбу по реке. Прикрывающий отступление Петька и плывущий по реке Чапаев погибают. Красные обрушивается на белых, и те отступают. Прятавшийся в сене крестьянин убивает полковника Бороздина...

кадры из фильма "Чапаев"

кадр Чапаев 2

кадр Чапаев 3

кадр Чапаев 4

кадр Чапаев 5

кадр Чапаев 6

кадр Чапаев 7

кадр Чапаев 8

кадр Чапаев 9

кадр Чапаев 10

кадр Чапаев 11

кадр Чапаев 12

кадр Чапаев 13

кадр Чапаев 14

кадр Чапаев 15

кадр Чапаев 16

кадр Чапаев 17

кадр Чапаев 18



Актеры и роли:

Борис Бабочкин - Василий Иванович Чапаев, начальник дивизии;
Борис Блинов - Дмитрий Андреевич Фурманов, комиссар;
Варвара Мясникова - Анка-пулемётчица;
Леонид Кмит - Петька, ординарец Чапаева;
Степан Шкурат - Петрович Потапов, казак, денщик Бороздина;
Илларион Певцов - Сергей Николаевич Бороздин, белый полковник;
Вячеслав Волков - комбриг Елань;
Николай Симонов - комвзвода Жихарев;
Елена Волынцева - крестьянка;
Борис Чирков - крестьянин;
Сергей Васильев - поручик;
Георгий Жжёнов - Терёша, ординарец Фурманова;
Михаил Ростовцев - ветврач;
Андрей Апсолон - красноармеец;
Степан Крылов - красноармеец;
Георгий Васильев - офицер с папиросой;
Виктор Яблонский - казак-пластун (нет в титрах);
Эмиль Галь - ветфельдшер (нет в титрах);
Константин Назаренко - партизан-бузотёр (нет в титрах);
Павел Лешков - собеседник Бороздина (нет в титрах)

Режиссеры: Георгий Васильев, Сергей Васильев;
Сценаристы: Георгий Васильев, Сергей Васильев;
Операторы: Александр Сигаев, Александр Ксенофонтов;
Композитор: Гавриил Попов;
Художник: Исаак Махлис;
Страна: СССР;
Производство: Ленфильм;
Год: 1934;
Премьера: 5 ноября 1934.

Интересные факты про фильм «Чапаев»

Летом 1932 года братьям Васильевым было предложено снять фильм по сценарию «Чапаев», написанному Анной Фурмановой при участии В. Трофимова. Снять фильм о начдиве мечтал покойный супруг Анны Никитичны, писатель Дмитрий Фурманов, служивший комиссаром в 25-й дивизии в 1919 году и написавший в 1921 году роман о начдиве. Сергею и Георгию Васильевым рукопись сценария не понравилась категорически - он был написан людьми, далекими от кинематографа, плакатно и дидактично. Но первооснова сценария увлекла их.

Оба режиссера знали о Гражданской войне не понаслышке, Сергею Васильеву в ходе ее довелось командовать эскадроном. Васильевы взялись за изучение документов в архивах и в Музее Красной Армии, нашли и расспросили сотни бывших бойцов и командиров чапаевской дивизии в Москве, Ленинграде, Саратове. В Уральске и бывшем Лбищенске они побеседовали с участниками боев на противоположной стороне - казаками белой Уральской армии. Одним из главных консультантов фильма стал соратник Чапаева, принявший командование 25-й дивизией после его смерти, комбриг Иван Кутяков. Как писали Васильевы позднее: «Несколько месяцев ушло на изучение и обработку всей массы материалов. И лишь после того, как мы почувствовали, что уже персонально знаем и крепко любим наших будущих героев, только тогда мы приступили к сценарию».

Васильевы критически оценивали все фильмы-предшественники по тематике Гражданской войны. На их взгляд, большинство из них либо страдало излишним натурализмом, либо за батальными сценами терялись живые герои. Васильевы же хотели соединить эпическую легендарность участников Гражданской войны с реалистичностью их человеческих образов. Они настойчиво пытались отсеять среди легенд и мифов, которыми успел обрасти образ Чапаева в народной памяти, простые, обыденные, бытовые штрихи, которые оживили бы его образ для будущих зрителей.

В ходе работы над историческими материалами Васильевы подготовили три варианта сценария: первый сохранился в рукописных тетрадях; второй был готов к началу 1933 года в виде машинописного экземпляра; третий вариант, под названием «Чапай», был датирован 1 июня 1933 года и стал первым произведением кинодраматургии, напечатанным в толстом литературном журнале («Литературный современник» № 9 за 1933 год).

Количество сцен будущего фильма росло от 57 в первом варианте, до 70 - во втором и 76 - в третьем. Варианты сценария свидетельствуют о борьбе желания вместить в сценарий множество ярких эпизодов, почерпнутых в ходе их изысканий и из бесед с соратниками Чапаева и его противниками, со стараниями сконцентрировать исторический материал, требованиями отбросить все менее ценное, что не вписывалось во временные ограничения. В итоговом режиссерском сценарии были оставлены 66 сцен, из которых лишь 57 вошли в фильм.

Из этих 57 сцен в фильме лишь четыре остались от изначального сценария, тоже в свою очередь изрядно переработанные - сцена с ветеринарами, речь Чапаева на митинге, сцены нападения на Лбищенск и гибель начдива в водах Урала. Остальные 53 сцены были написаны Васильевами заново. Были творчески переработаны воспоминания Фурманова о встречах с местными жителями, отсюда родился рассказ крестьянина-бородача о «карусели» красных и белых, и тех, и других грабивших крестьян.

Из романа был взяты несколько строк об атаке офицерских батальонов, превратившихся в самую знаменитую батальную сцену советского кино. При этом в оригинальном тексте Фурманова белые приближались бесшумно, стремясь на рассвете захватить красноармейцев врасплох. В сценарии офицеры маршируют под барабанную дробь, не обращая внимания на павших товарищей. Реальный Чапаев в тот день был ранен в голову и не принимал непосредственного участия в бое, в сценарии он возглавляет конную атаку, решившую исход сражения. В сцене подготовки к этому бою ночью накануне Васильевы предпочли взять исходную запись разговора с начдивом в дневниках Фурманова, где Чапаев сравнивал себя с Наполеоном и готов был справиться и с армией, и с фронтом, а не переработанную эту сцену из романа и сценария.

Васильевы поставили себе задачу преодолеть очерково-документальный характер имевшегося оригинального материала, оставляя из него самые выразительные эпизоды, как чаепитие после боя или песни на отдыхе. При этом они расширяют, дополняют отдельные незначительные эпизоды, раскрывая характер своих героев.

При работе над образом Чапаева перед Васильевыми встала проблема - как представить реально жившего человека, но не ограничить себя в попытке представить в его лице целое поколение самородков из народа, которым революция и гражданская война дала шанс заявить о себе в полную силу.

Одним из главных художественных приемов в палитре работы над образом начдива стал контраст между плакатным, возвышенным, легендарным образом былинного героя в батальных сценах и подчеркнуто будничным, простым, и даже простоватым, образом Чапаева в сценах после боя. Герой Васильевых ломает сложившиеся на тот момент каноны, поступает не так, как можно было ожидать. Все его поступки выходят за рамки шаблонов, он абсолютно индивидуален, он не соответствует представлениям о положительном герое и этим вызывает интерес и сочувствие. Васильевы представляли себе противоречивость фигуры выходца из крестьянской среды - с присущими чертами анархизма, стихийности, протеста против рабского прошлого. Чапаев, вынесенный волной перемен в вожаки, должен был обладать могучей верой в свои собственные силы и возможности, но это должно было сопровождаться самомнением и самонадеянностью: «Я Чапаев! А ты... Кто ты такой?! Кто тебя сюда прислал?!».

Васильевы упорно перебирали множество вариантов сценарных решений, чтобы достичь определенности и целостности характера героя. Эти краски заиграют с первых кадров картины. Первое появление Чапаева в кадре стремительно и экспрессивно, парой слов он останавливает бегущих бойцов и увлекает их за собой. Далее следует знаменитый плакатный эпизод: ординарец Петька, слившийся с пулеметом, ведет огонь, а начдив в заломленной папахе руководит боем. Эти кадры навсегда стали визитной карточкой фильма и на долгие годы - всего советского кинематографа. Но уже в следующих кадрах Чапаев будничен и прост, в сцене знакомства с комиссаром он сух и холоден. И на вопрос Фурманова, что делают искавшие брошенное в панике в реке оружие бойцы, Чапаев отрезает: «Купаются - жарко». Не преминул поддеть безграмотного в военном деле комиссара Чапаев и в следующей сцене - в ходе штабного совещания. Нарастающий конфликт между начдивом и комиссаром является главной линией развития сюжета. Сцена с ветеринарами, не желающими экзаменовать коновала, и сцена ареста за участие в грабежах боевого товарища Чапаева и осознание наступившего двоевластия в некогда принадлежащей лишь ему дивизии, становятся кульминацией развития конфликта, высшей точкой столкновения. Васильевы нашли психологически точный ход, позволивший Чапаеву сохранить лицо, с делегацией крестьян благодаривших за возвращение разграбленного имущества.

На роль Чапаева братья Васильевы хотели утвердить другого актера, и на этот счет существует несколько версий. Сам Бабочкин должен был сыграть Петьку, но актер в мини-этюдах показал режиссерам живого, чувствующего, настоящего Чапаева и убедил их в своем соответствии роли без внешнего сходства с Чапаевым.

На роль Петьки сначала был приглашен Яков Гудкин, но после начала съемок стало понятно, что он не подходит на эту роль.

Во время Великой Отечественной войны был снят агитационный ролик «Чапаев с нами». В нем Чапаев доплывает-таки до противоположного берега, где красноармейцы пеняют ему: «Заждались тебя тут!». После этого Василий Иванович произносит речь с призывом бить врага (фашистов) по его примеру.

Призы и награды

Первая премия «Серебряный кубок» 1-го Московского международного кинофестиваля в 1935 году.

«Лучший фильм на иностранном языке» по версии Национального совета кинокритиков США (National Board of Review) в 1935 году.

Гран-при Парижской Всемирной выставки в 1937 году.

Сталинская премия I степени в 1941 году. Лауреаты премии: Г. Васильев, С. Васильев, Б. Бабочкин.

Бронзовая медаль на кинофестивале в Венеции в 1946 году.

Золотая медаль на третьем смотре фильмов в Лидо дельи Естензи (итал. Lido degli Estensi), посвящённого «Борьбе народов за свободу и независимость» в честь 100-летия объединения Италии в 1961 году.






Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.