лого Штуки-дрюки

Тамара Туманова - биография, новости, личная жизнь

Тамара Туманова

Возраст: 105 (со дня рождения)

Возраст смерти: 77 лет

Тамара Туманова

Тамара Владимировна Туманова (Tamara Toumanova), урожденная Хасидович (Khassidovitch). Родилась 2 марта 1919 года в Тюмени - умерла 29 мая 1996 года в Санта-Монике (США). Американская балерина, хореограф и актриса русского происхождения. Известна как «черная жемчужина русского балета».

Тамара Хасидович, ставшая широко известной как Тамара Туманова, родилась 2 марта 1919 года в Тюмени.

Отец - Владимир Дмитриевич Хасидович (1885-1962), участник Русско-японской и Первой мировой войн, георгиевский кавалер, получил в 1920 году звание полковника, автор рассказов о Русско-японской войне. Фамилию Хасидович он получил от приемных родителей, усыновивших его после смерти отца - Дмитрия Петровича (1842-1910), значившегося в послужном списке «мещанином Киевской губернии». Имел польские корни.

Мать - Евгения Дмитриевна Туманова (21 апреля 1899, Тифлис - 29 ноября 1989, Калифорния), происходила из княжеской грузинской семьи Туманишвили. Сохранился послужной список деда по матери - князя Дмитрия Захаровича Туманова.

Бабушка по матери - Елизавета Чхеидзе.

По другим сведениям, отцом Тамары был Константин Захаров - официальный муж Евгении Дмитриевны Тумановой, что не имеет никаких документальных подтверждений.

Ряд документов указывают также на частичное армянское происхождение Тамары.

Ей было 18 месяцев, когда родители вновь встретились после революции. Семья покинула Россию через Владивосток, чтобы на год обосноваться в Шанхае, где в младенчестве, в самом начале 1920-х годов, Тамара увидела выступление Анны Павловой, гастролировавшей по Дальнему Востоку. В 1925 году семья оказалась в Каире и вскоре после скитаний по лагерям беженцев попала в Париж.

В Париже Тамара Хасидович посещала уроки игры на фортепиано, а с 1925 года начала заниматься балетом в школе Ольги Преображенской. Первый детский дебют состоялся на концерте в присутствии Анны Павловой во дворце Трокадеро в Париже и был восторженно принят зрителями - это произошло 8 июня 1925 года.

С 1927 года обучалась в парижском лицее Мишле (Le Lycée Michelet).

В конце 1928 года в эмигрантском журнале «Иллюстрированная Россія» уже фигурировал сценический псевдоним: «Тамарочка Туманова - становится знаменитой балериной. Она делает какое-то невероятное рекордное количество "пируэтов" и приглашена на несколько выступлений в Grande Opera в Париже». Тамара Туманова дебютировала в судьбоносном балете «Веер Жанны» (L'éventail de Jeanne). Премьера спектакля на музыку 10 французских композиторов, в частности Равеля, Ибера, Русселя, Мийо, Пуленка, Орика и Шмитта, состоялась в Парижской опере 4 марта 1929 года, когда юной танцовщице исполнилось 10 лет. Тогда редкий талант был замечен Джорджем Баланчиным.

В 1932 году два опытных импресарио - Рене Блюм и полковник де Базиль (псевдоним Василия Воскресенского) - создали антрепризу «Русский балет Монте-Карло» (Ballet Russe de Monte Carlo).

Главный балетмейстер новой труппы Джордж Баланчин ввел в ее состав трех русских девочек: двух 13-летних учениц Ольги Преображенской - Ирину Баронову и Тамару Туманову, и 15-летнюю воспитанницу Матильды Кшесинской Татьяну Рябушинскую. Выступление трио на первом представлении Русского балета Монте-Карло в Лондоне (Alhambra Theatre) 4 июля 1933 года стало большой театральной сенсацией, и с легкой руки английского писателя Арнольда Хаскела (Arnold Haskell) их стали называть «бэби-балеринами».

балерина Тамара Туманова

Тамара поселилась в мансарде Seven Dials, питалась рыбой, покупала еду на уличных рынках и готовила для себя на газовой плите по воскресеньям. Для ее первой поездки в Америку с компанией де Базиля зимой 1933-1934 годов у нее не было теплой одежды. Друзья в Лондоне дали ей меховую шубу: «Если бы они мне не помогли, я бы замерзла по дороге», - признавалась она. Семья приехала из России с пустыми руками.

Когда отец заболел, Тамара стала кормилицей, и в течение нескольких лет от танцевального вундеркинда семья получала большую часть бюджета. Туманова выступала в двух труппах под одинаковым названием Русский балет Монте-Карло. Эти антрепризы много гастролировали как с новыми постановками, так и с восстановленными спектаклями дягилевского репертуара, исколесили на протяжении 1930-х и 1940-х годов полмира, давая спектакли в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке. «Я думаю, они обеспечат превосходство русского искусства еще на долгие годы», - писала Матильда Кшесинская.

балерина Тамара Туманова 3

В 1937 году Тамара с родителями переехала из Парижа через Мексику в штат Калифорния (США).

С официальной фамилией Хасидович она стала всемирно известной под сценическим псевдонимом Тамара Туманова, который взяла по предложению своего руководителя Ольги Преображенской. 15 апреля 1942 года обратилась с петицией о натурализации и предоставлении гражданства США на имя Тамары Тумановой. Тогда же аналогичные прошения подали ее родители, Евгения Дмитриевна и Владимир Дмитриевич Хасидовичи. Просьбы о предоставлении гражданства США и изменения фамилии Хасидович на Туманова были удовлетворены 13 августа 1943 года.

По воспоминаниям современников, Туманова была утонченной красавицей, безукоризненно сложенной, с идеальными чертами лица. Много работала над собой, была чрезвычайно требовательной к себе и до щепетильности ответственной. Не позволяла себе ни капризов, ни выходок, присущих дивам.

«Черная жемчужина русского балета»

Некоторые называли Туманову «черной жемчужиной русского балета» (black pearl of the Russian ballet), поскольку, как писал А. Котон, она была «самым прекрасным существом в истории балета» - с шелковистыми черными волосами, глубокими карими миндальными глазами и бледной кожей.

Начиная с 1930-х годов Тамара завоевывает все ведущие балетные сцены Европы и Америки - Парижскую Оперу, Ковент-Гарден, Ла Скала. Балерина сотрудничала с самыми знаменитыми труппами мира. Для нее ставили свои сочинения Серж Лифарь, Леонид Мясин, Джордж Баланчин, Бронислава Нижинская. Для исполнения главных партий Тумановой Баланчин поставил балеты «Котильон» (1932), «Моцартиана» (1933) и «Балюстрада» (1941).

балерина Тамара Туманова 4

В 1948-м вступает в труппу «Гран балле де Монте-Карло» маркиза де Куэваса. Исполняет: Герцогиню в балете «О любви и смерти» (Ана Рикарда), 1949; Инфанту в «Ледяном сердце» (Лишин); «Классическое гран па-де-де» (Волинин). В репертуаре появляется «Умирающий лебедь», которому ее обучил Фокин в 1941 году в Нью-Йорке (Баланчин поставил для нее «Лебедя» в 1949 году на Голландском Фестивале). Гастроли по Европе и Северной Африке. Сезоны в Париже, Монте-Карло, Лондоне, Барселоне, Мадриде, Барселоне, Каире.

В 1949 году получила Гран-при «Жизель» от критиков и журналистов. Балерина вспоминала: «В 1947 году у меня был колоссальный успех. Когда я танцевала Жизель в компании Маркиза де Куэваса (Marquis de Cuevas) - то он стал одним из главных балетов. Мы выступали в Театре де Шайо и Президент Франции (Ориоль, Венсан) вручил мне награду (1949) - бронзовую скульптуру стопы и руки, сделанные с меня. Этим мне давали понять, что Франция признает мою Жизель как одну из лучших».

В 1952 году - приглашенная танцовщица в лондонском сезоне Лондонского фестивального балета. Танцует с Долиным па-де-де из «Мечты» (Долин). Исполняет свой репертуар: «Жизель», «Лебединое озеро» (2-я картина), «Щелкунчик» (балет целиком), па-де-де из «Дон Кихота», «Умирающий лебедь».

В том же году снова присоединяется к балету Гранд-опера. Танцует «Федру», «Жизель», «Лебединое озеро» (2 картина), «Классическое гран па де де». 5 июля исполнила «Умирающего лебедя» в присутствии французского президента Венсана Ориоля во дворце Шамбор и была награждена Медалью Жанны Д’Арк. Стала первой артисткой, выступившей во дворце Шамбор с тех пор, как Мольер поставил здесь своего «Мещанина во дворянстве» в 1670 году.

Присоединяется к театру «Ла Скала» на Фестивале на озере Комо. Танцует там свои репертуарные роли («Жизель», «Лебединое озеро» (2 картина), па-де-де из «Щелкунчика» и «Дон Кихота» и «Умирающего лебедя»).

В 1953-м - приглашенная звезда балетных компаний театров театр Колон в Буэнос-Айресе и Teatro Municipal в Рио-де-Жанейро. В ее репертуаре: «Жизель», «Лебединое озеро» (2-я картина), па де де из «Щелкунчика» и «Дон Кихота», «Умирающий лебедь». Гастролирует со своим концертным репертуаром по Южной Америке.

В 1956 году работает с театром «Ла Скала». Ведущая роль в «Семи смертных грехах» (Шарра); Г. фон Караян поручает ей хореографию и исполнение «Танца семи покрывал» в качестве вставного номера в опере Штрауса «Саломея». Концерт в «Пиккола Скала»: «Ромео и Джульетта» (редакция Лифаря), «Романтическая эпоха» (собственная хореография), па-де-де из «Дон Кихота» и «Умирающий лебедь».

В Монте-Карло на церемонии бракосочетания принца Ренье и Грейс Келли она исполняет роль Принцессы Грейс в балете «Фанфары для принца» (Кокто, Тара).

В Рио-де-Жанейро (Арена Мараканазино) исполняет «Ромео и Джульетту», «Умирающего лебедя», па-де-де из «Дон Кихота» перед 30-тысячной аудиторией. Награждена премией города Cidade de São Sebastião do Rio de Janeiro.

балерина Тамара Туманова 5

В 1959-м возвращается в Парижскую Гранд-Опера. Танцует «Федру», «Лебединое озеро» (2 картина), «Жизель». В Парижском университете танца получает из рук С. Лифаря Премию Анны Павловой за «Жизель».

В 1961 году танцует заглавную партию в «Жар-птице» Фокина в театре Колон в Буэнос-Айресе. Гастроли с концертным репертуаром по Латинской Америке. В Teatro Municipal в Рио-де-Жанейро ею исполнены «Лебединое озеро» (2 картина), па-де-де из «Щелкунчика» и «Дон Кихота», «Умирающий лебедь».

С ней репетировал свои балеты Михаил Фокин. Близкие творческие и дружеские отношения связывали Туманову с Александром Глазуновым, Сергеем Прокофьевым, Пабло Пикассо, Марком Шагалом и другими крупнейшими деятелями того времени. Туманова славилась сценическими костюмами, гримом и прическами. Созданный для нее Варварой Андреевной Каринской (урожденная Жмудская - Karinska, Barbara) костюм Лебедя стал классикой художественной интерпретации этой миниатюры.

Партии Тамары Тумановой:


Сама Тамара Туманова говорила: «Важнейшей вещью в балете является развитие драматических способностей балерины при создании ее ролей. Это приходит все больше с опытом передачи на сцене больших чувств и глубоких переживаний. Танец и игра составляют единое целое. Они должны быть взаимосвязаны. Недостаточно быть хорошей или даже блестящей техничкой. Балерина должна быть и тонкой актрисой. Всякий балет, во-первых, означает понимание его музыки. Затем, что не менее важно, драматические качества, которые даже труднее развить, чем первоклассную технику. Техника всегда должна идти фоном. Как только она начинает выставляться напоказ, уровень искусства падает, и мы видим представление, но не артиста. Меня всегда одинаково сильно интересует театр, музыка и драма, точно так же, как и танец. Балерина должна обладать широким и глубоким пониманием всего искусства, только танец недостаточен. Он один вас далеко не уведет».

Тамара Туманова в кино

В 1942 году начала сниматься в кино.

В 1944-м сыграла в военном фильме «Дни славы» с Грегори Пеком. Лента рассказывает о партизанской борьбе с нацистами на территории России. Съемки фильма стали началом бурного романа исполнителей главных ролей, чуть не приведшего к их свадьбе. Грегори Пек играет командира партизанского отряда, однако в шинели и с гранатой в руках актер аристократической внешности выглядит отважно, но малоубедительно. То же можно сказать о его напарнице - с безупречной укладкой и макияжем партизанка в исполнении изящной балерины Тумановой стреляет по врагу из пулемета и произносит многозначительные монологи о долге и чести. В роли старого партизана в этом фильме успешно снялся князь Игорь Долгорукий. Сразу после войны, на волне резко угасающей союзнической любви, фильм был объявлен «коммунистической пропагандой» и лег «на полку» на долгих 20 с лишним лет.

Тамара Туманова в фильме "Дни славы"

Тамара Туманова в фильме Дни славы

Сыграла в фильме 1954 года «Поем сегодня вечером» роль Анны Павловой. Позже снялась с Джином Келли в фильме «Приглашение на танец».

Во второй половине 1960-х сыграла у Альфреда Хичкока в фильме «Разорванный занавес» роль балерины-шпиона, а затем в фильме Билли Уайлдера «Частная жизнь Шерлока Холмса» исполнила роль русской балерины Петровой.

Уйдя со сцены, Тамара Туманова жила тихо - не давала интервью, не принимала гостей и поздравлений, так же тихо она ушла 29 мая 1996 года в Санта-Монике.

Похоронена на кладбище Hollywood Forever в Голливуде в одной могиле с матерью.



Личная жизнь Тамары Тумановой:

Муж - Кейси Робинсон (Casey Robinson; 17 октября 1903 - 6 декабря 1979), американский сценарист. Поженились 31 июля 1944 года, развелись в 1954 году.

За год до развода супруг снял Тамару в роли легендарной Анны Павловой и еще в двух музыкальных лентах - «Глубоко в моем сердце» (1954) и «Приглашение на танец» (1955) и вернулся к оставленной когда-то ради Тумановой первой семье.

Фильмография Тамары Тумановой:

1942 - Испанская фиеста (Spanish Fiesta) (короткометражный)
1944 - Дни славы (Days of Glory) - Нина Иванова, танцовщица из Москвы
1953 - Поем сегодня вечером (Tonight We Sing) - Анна Павлова
1954 - Глубоко в моем сердце (Deep in My Heart) - Габи Дели
1956 - Приглашение на танец - Девушка на лестнице
1966 - Разорванный занавес (Torn Curtain) - балерина
1970 - Частная жизнь Шерлока Холмса (Private Life of Sherlock Holmes, The) - мадам Петрова

последнее обновление информации: 29.06.2023





Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.