Александр Таиров - биография, новости, личная жизнь

Возраст: 139 (со дня рождения)

Возраст смерти: 65 лет

Александр Таиров

Александр Яковлевич Таиров (настоящая фамилия Корнблит). Родился 24 июня (6 июля) 1885 года в Ромнах Полтавской губернии - умер 25 сентября 1950 года в Москве. Русский и советский театральный актер и режиссер. Создатель и художественный руководитель Камерного театра (1914-1949). Народный артист РСФСР (1935).

Александр Корнблит, ставший известным как Александр Таиров, родился 24 июня (6 июля по новому стилю) 1885 года в Ромнах Полтавской губернии (ныне Сумская область Украины) в еврейской семье.

Отец - Яков Рувимович Корнблит, руководил двухклассным мужским еврейским училищем в Бердичеве, где прошло детство Александра.

Мать - Мина Моисеевна Корнблит, рожала Александра у родителей в Ромнах, нуждаясь в помощи из-за слабости здоровья.

Сестра - Елизавета Яковлевна Корнблит (1895 г.р.), c 1943 по 1949 год была концертмейстером Камерного театра.

Брат - Леонид Яковлевич Корнблит (1902-1958), управляющий московским городским банком, начальник Управления предприятий коммунального обслуживания, заместитель начальника Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний УНКВД Москвы и Московской области (1942-1949), подполковник интендантской службы. Был женат на актрисе Камерного театра и Московского театра Сатиры Марии Петровне Юдиной.

Обучался в Киевской гимназии, в это время жив у своей тети, сестры отца.

Затем по настоянию родителей 10 лет учился в Киевском и Петербургском университетах на юриста, совмещая учебу с театральной деятельностью. Решив связать себя с театром, взял псевдоним Таиров («таир» - по-арабски «орел») и перешел в лютеранство, чтобы не быть стесненным чертой оседлости.

Как актер на сцене дебютировал летом 1904 года, будучи артистом Драматического товарищества под руководством Александры Лепковской, сыграл Петю Трофимова в «Вишневом саде». В 1905 году играл в труппе Михаила Бородая в Киеве.

Актерские работы Таирова в театре: Астров - «Дядя Ваня»; Петя Трофимов - «Вишневый сад»; Лизандр - «Сон в летнюю ночь».

В сезоне 1906-1907 годов был актером театра Веры Комиссаржевской в Петербурге.

До 1913 года играл в театрах Санкт-Петербурга, Риги, Симбирска, три года в Передвижном театре Павла Гайдебурова, где начал режиссерскую деятельность, поставив в 1908 году спектакли «Гамлет» и «Дядя Ваня».

Александр Таиров в молодости

Александр Таиров в молодости

В 1913 году окончил юридический факультет Петербургского университета и поступил в московскую адвокатуру, которую в скором времени оставил ради Свободного театра Константина Марджанова. Здесь он поставил спектакль «Желтая кофта» Хезельтона-Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» Шницлера.

В 1914 году Таиров вместе со своей второй женой Алисой Коонен и группой молодых актеров создал Камерный театр, с которым была связана вся его дальнейшая жизнь.

Спектакль «Сакунтала» (Шакунтала) Калидасы, поставленный Таировым и представленный 25 декабря 1914 года, в день открытия Камерного театра, определил его творческую платформу. Режиссер стремился к созданию синтетического театра, уделяя большое внимание актерскому движению и пластике. Свое детище он назвал «театр эмоционально-насыщенных форм» или «театр неореализма». Сам Александр Таиров отмечал: «Мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей... Ни к камерному репертуару, ни к камерным методам постановки и исполнения мы отнюдь не стремились - напротив, по самому своему существу они были чужды нашим замыслам и нашим исканиям».

Репертуарными спектаклями Таирова были также «Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше (1915); «Покрывало Пьеретты» Артура Шницлера (1916), «Фамира Кифаред» Иннокентия Анненского (1916) и «Саломея» Оскара Уайльда (1917). Премьера «Саломеи» состоялась за три недели до Октябрьской революции.

Первый председатель Московского союза артистов с 1917 года.

Член президиума ЦК Рабис в 1919-1936 годах.

В 1929 году Таиров привез из Германии пьесу Бертольда Брехта «Трехгрошовая опера», которую ему передал сам автор. Спектакль был поставлен к 15-летию театра - в конце января 1930 года. Также впервые познакомил советскую театральную общественность с пьесами американского драматурга Юджина О’Нила, поставив «Косматую обезьяну» (1926), «Любовь под вязами» (1926), «Всем детям божьим даны крылья» (1929, шла под названием «Негр»). Увидев таировские постановки своих пьес во время гастролей театра в Париже, О’Нил был в восторге и заявил: «Камерный театр воплотил мою мечту».

Крупной победой театра была признана и постановка «Оптимистической трагедии» Таировым в 1933 году.

В середине 1930-х годов Таиров оказался в центре крупного скандала. В 1936 году он поставил пародийный оперный спектакль-фарс на основе русских народных сказок по опере-буфф «Богатыри» Александра Бородина. Автором либретто был известный в то время большевистский поэт Демьян Бедный, переработавший либретто Виктора Крылова в уничижительном, сатирическом духе: в характерном для него стиле высмеивались события древнерусской истории, главным образом Крещение Руси. Спектакль подвергся критике со стороны властей за искажение событий русской истории, постановка была оценена как «идеологически неграмотная», «Правда» откликнулась разгромной статьей. Критику спектакля и театра в целом поддержали и многие коллеги Таирова, в том числе Константин Станиславский и Всеволод Мейерхольд.

Как неудачи были отмечены критикой и другие спектакли: «Не сдадимся!» по пьесе Сергея Семенова (1935), «Дети солнца» Максима Горького (1937) и «Думы о Британке» по пьесе Юрия Яновского (1937).

Единственной творческой удачей театра этого периода был признан спектакль «Мадам Бовари» по Гюставу Флоберу с Алисой Коонен в роли Эммы Бовари.

Александр Яковлевич Таиров

В 1937 году поступило указание объединить Камерный театр Александра Таирова и Реалистический театр Николая Охлопкова. Однако совместная работа двух разноплановых в творческом отношении коллективов не сложилась, и в 1939 году Охлопков со своей труппой покинул Камерный театр.

Режиссерские работы Александра Таирова в Камерном театре:


В годы Великой Отечественной войны Таиров и Коонен вместе с театром были эвакуированы в Балхаш Казахской ССР, а в апреле 1942 года - в Барнаул Алтайского края. В том же году Таиров вошел в состав Еврейского антифашистского комитета.

Вице-президент театральной секции Всесоюзного общества культурных связей с 1944 года.

26 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б), практически запрещающее зарубежную драматургию. 9 мая 1949 года, в ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Таиров был уволен из Камерного театра, несмотря на то, что незадолго до этого в связи с 30-летним юбилеем театра был награжден орденом Ленина. В конце июня этого же года вместе с Алисой Коонен был переведен в Театр имени Вахтангова, но к работе не приступил.

В августе 1950 года Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А.С. Пушкина и тем самым прекратил свое существование.

Александр Таиров умер 25 сентября 1950 года в Москве после непродолжительной тяжелой болезни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (2 уч. 14 ряд).

Архитектором надгробия был Евгений Рознеблюм. В 2019 году вандалы осквернили могилу Таирова, оторвав с надгробия барельеф с бронзовой фигурой Федры работы Давида Народницкого и выставив его на продажу в интернете, где ее обнаружил музейный работник Александр Савинов (приобретя фигуру и убедившись в ее подлинности, он сообщил об этом в правоохранительные органы).



Личная жизнь Александра Таирова:

Первая жена - Ольга Яковлевна Таирова (урожденная Венгерова, 1882-1946), его двоюродная сестра. Были женаты с 1905 года. Ольга была студенткой физмата Бестужевских курсов, в 1924-1945 годах заведующая театральной школой Камерного театра - ГЭКТЕМАС (Государственные экспериментальные театральные мастерские).

В браке родилась дочь Мура (Тамара Александровна); 1905-1983).

Вторая жена - Алиса Георгиевна Коонен (17.10.1889 - 20.08.1974), русская и советская актриса. Народная артистка РСФСР (1935).

В 1913 году Алиса Коонен перешла работать в Свободный театр К.А. Марджанова, который просуществовал лишь один сезон. Там ее и встретил Александр Таиров. В 1914 году, когда он организовал Камерный театр, она перешла туда работать и вскоре стала ведущей актрисой.

Были в браке с 1914 года.

Александр Таиров и Алиса Коонен

Александр Таиров и Алиса Коонен

Награды и звания Александра Таирова:

- Орден Ленина (1945);
- Заслуженный артист РСФСР (29 декабря 1924);
- Народный артист РСФСР (1935);
- Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1948).

Образ Александра Таирова в кино:

2004 - Смерть Таирова - в роли Александра Таирова актер Михаил Козаков;

Михаил Козаков в роли Александра Таирова

Михаил Козаков в роли Александра Таирова

2023 - Раневская - в роли Александра Таирова актер Виталий Егоров.

последнее обновление информации: 27.04.2023

© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.





Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.