Возраст: 160 (со дня рождения)
Возраст смерти: 45 лет
Вера Федоровна Комиссаржевская. Родилась 27 октября (8 ноября) 1864 года в Санкт-Петербурге - умерла 10 (23) февраля 1910 года в Ташкенте (Туркестанский край). Русская театральная актриса. В ее честь назван Академический драматический театр в Санкт-Петербурге.
Вера Комиссаржевская родилась 27 октября (8 ноября по новому стилю) 1864 года в Санкт-Петербурге. До конца 1930-х годов ее фамилию писали Коммиссаржевская.
Отец - Федор Петрович Комиссаржевский (1838-1905), русский певец, лирико-драматический тенор, музыкальный педагог. Учился в Италии у Пьетро Репетто, пел в Риме, Милане, Опорто. Там же, в Италии, принимал участие в освободительном движении под руководством Дж. Гарибальди. Вернувшись в 1863 году в Россию, c 1863 по 1880 пел в Санкт-Петербурге: сначала выступал в петербургской Итальянской опере, затем солист Мариинского театра, пользовался успехом, главным образом, благодаря сценическому таланту и умению эффектно фразировать. В 1888 вместе с режиссерами А. Ф. Федотовым, К. Станиславским и художником Ф. Л. Соллогубом создал в Москве «Общество искусства и литературы» и при нем Музыкально-драматическое училище, которое просуществовало до 1891. В 1887-1888 являлся музыкальным рецензентом газеты «Московский листок» под псевдонимом Дилетант. Петр Ильич Чайковский посвятил ему романс «Скажи, о чем в тени ветвей».
Мать - Мария Николаевна Шульгина, дочь офицера Преображенского полка.
Родители Веры тайно обвенчались в Царском Селе.
Младшая сестра - Надежда Федоровна Скарская (до замужества - Коммиссаржевская; 1868-1958), русская и советская актриса театра и кино, театральный режиссер, театральный деятель. Заслуженная артистка РСФСР (1927).
Также у не были младшая сестра Ольга (1869 г.р.) и младший брат по отцу Федор (1882-1954) от второго брака Федора Комиссаржевского с литовской княжной Курцевич.
В 1891 году в Санкт-Петербурге Вера Комиссаржевская впервые выступила на любительской сцене в Морском собрании Флотского экипажа в роли Зины в пьесе «Горящие письма» П.П. Гнедича. Ее сценическому дебюту предшествовали занятия с известным актером Александринского театра В.Н. Давыдовым. Затем Комиссаржевская начала принимать участие в спектаклях Общества искусства и литературы в Москве, руководимого К. С. Станиславским.
В том же 1891 году исполнением роли Бетси в «Плодах просвещения» Вера Комиссаржевская обратила на себя внимание деятелей профессионального театра. Она была приглашена в Новочеркасск в антрепризу Н.Н. Синельникова, где играла в 1893-1894 годах роли «инженю» и водевильные роли с пением. Веселостью, живостью, неподдельным юмором было проникнуто исполнение Комиссаржевской ролей в одноактных пьесах и водевилях.
В 1894-1896 годах Комиссаржевская работала в Вильно в антрепризе К.Н. Незлобина, сыграв в это время около 60 ролей, среди них: Рози - «Бой бабочек» Г. Зудермана; Лариса - «Бесприданница» А.Н. Островского; Луиза - «Коварство и любовь» Шиллера; Софья - «Горе от ума» А.С. Грибоедова; Клерхен - «Гибель Содома» Зудермана.
В 1896 году Комиссаржевская поступает на сцену Александринского театра. Первый шумный успех приходит к ней после роли Ларисы в «Бесприданнице». Затем последовали роли Нины Заречной в чеховской «Чайке», Марикки в пьесе «Огни Ивановой ночи» Зудермана, Маргариты в «Фаусте» и другие.
Вера Комиссаржевская принесла с собой на театральную сцену новую манеру, поражавшую своей необычностью. Одних разочаровали слабость физических средств актрисы, ее техническое несовершенство, отсутствие необходимой для инженю веселости и жизнерадостности. Другие были восхищены волнующей новизной ее игры, величайшим нервным напряжением и одухотворенностью.
Она умела передавать зарождающиеся, неопределившиеся чувства и неотчетливые, порывистые стремления. Ей были подвластны тревожно-смутные, зыбкие настроения. В страстных, глубоких героинях распахивалась ее натура - тонкая и чуткая, мятущаяся и неудовлетворенная, максималистская в своих этических требованиях. Раскрытие жизни души как вечной и единственной ценности было сутью и смыслом ее трепетного, неуравновешенного искусства, которое она противопоставила художественно-упорядоченному мастерству создания образа, достигшему на александринской сцене почти совершенства. Ее творчество было остро современным, созвучным новым веяниям эпохи, нарождающимся художественным тенденциям. Оно отличалось небывалой прежде лирической откровенностью, душевной исповедальностью, утонченным музыкально-поэтическим строем.
За шесь лет, проведенных в Александринке, актриса переиграла многие свои ставшие знаменитыми свои роли: Ларису и Варю («Бесприданница» и «Дикарка» А.Н. Островского), Нину Заречную («Чайка» А.П. Чехова, единственная «Чайка», которую всем сердцем принял автор), Наташу («Волшебная сказка» И.Н. Потапенко), Марикку («Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана). Кроме того, выступила в классических произведениях, как русских - Софья («Горе от ума» А.С. Грибоедова), так и европейских - Маргарита («Фауст» Гете), Дездемона («Отелло» Шекспира).
Будучи не удовлетворенной художественной атмосферой театра, чувствуя себя творчески чужой и одинокой, она летом 1902 году покинула императорскую сцену. Оставив сцену Александринского театра, два сезона Комиссаржевская провела в поездках по провинции, где и раньше ежегодно гастролировала. Целью этого двухгодичного турне стал сбор средств для собственного театра.
В это время Комиссаржевская косвенно поучаствовала в революционном движении. На деньги, вырученные от ее благотворительного выступления, было закуплено оборудование для нелегальной бакинской типографии Нина, в которой с 1901 по 1906 годы печатались брошюры социал-демократической, социал-революционной и других антиправительственных партий.
Вера Комиссаржевская открыла собственный Драматический театр (в здании современного ТЦ Пассаж) 15 сентября 1904 года. Первые несколько лет постановочную часть театра возглавлял брат Веры Комиссаржевской - Федор Комиссаржевский. Основу репертуара составляли произведения Ибсена, Чехова и Островского.
С 1906 года режиссером-постановщиком в Драматическом театре Комиссаржевской работает В.Э. Мейерхольд. Осуществленные им эксперименты в области символистского театра («Гедда Габлер» Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Жизнь человека» Л.Н. Андреева) увлекли актрису, одержимую поиском путей освобождения сценического искусства от внешнего быта ради проникновения в духовную сущность. За один сезон он выпустил 13 спектаклей, однако после нескольких провалов Комиссаржевская предложила ему уйти.
После разрыва с Мейерхольдом в театр был приглашен поэт-символист Брюсов, но и это сотрудничество не было удачным.
Весной 1908 года актриса совершила гастрольную поездку в Америку. Несмотря на успех этих гастролей, актрису не покидают сомнения и неудовлетворенность, доходящая до отчаяния.
В 1909 году разочарование Комиссаржевской собственным театром заставило принять ее непростое решение: покинуть его. У Веры Федоровны появилась новая мечта - создать театральную школу.
8 февраля 1909 года Вера Комиссаржевская, в последний раз выступив перед петербургской публикой, отправилась в длительное турне по России. 10 ноября в письме из Ташкента, обращенном к труппе, объявила о своем уходе из театра. Там же заразилась черной оспой, ставшей причиной ее смерти. Вся жизнь Комиссаржевской была полна напряженных художественных и нравственных исканий, не принесших ей удовлетворения и не примиривших ее с современным театром.
Умерла Вера Комиссаржевская в Ташкенте от оспы во время своих гастролей 10 (23 по новому стилю) февраля 1910.
Была похоронена 20 февраля на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
17 сентября 1915 года состоялось открытие надгробия на могиле актрисы работы скульптора Марии Диллон. Современники в большинстве своем были единодушны во мнении: М. Диллон изобразила актрису такой, какой они ее помнят! Им запомнился этот характерный наклон фигуры и жест руки, «готовой отодвинуть незримый занавес», обретающий в бронзе символическое звучание. Им запомнились эти огромные, необычайной выразительности глаза. На лице Комиссаржевской печать усталости, следы раздумий и разочарований: Диллон изобразила ее в последний, самый драматичный период жизни. И как притягателен этот взгляд, отражающий страдание чуткой и отзывчивой души актрисы, которую современники называли «чайкой русской сцены». Актриса стоит, в задумчивости прислонившись к каменной стеле, в ее руке свернутая трубочкой бумага - текст роли.
Впоследствии, в 1936 году, состоялось перезахоронение в Некрополь мастеров искусств Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры.
В Санкт-Петербурге есть Академический драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской.
В Уссурийске Приморского края ее именем назван драматический театр, в котором Вера Федоровна гастролировала в октябре 1909 года.
Новочеркасскому Театру драмы и комедии в 1964 году театру присвоено имя В. Ф. Комиссаржевской.
Личная жизнь Веры Комиссаржевской:
Муж - граф Владимир Леонидович Муравьев (1861-1940), русский художник-пейзажист, обращавшийся в своем творчестве, преимущественно, к теме охоты.
Они поженились в 1883 году. Спустя три года, после того как она узнала о его измене с сестрой Надеждой, развелись. После этого он женился на ее сестре.
Развод был сильным ударом для Веры Комиссаржевской - она провела месяц в психиатрической клинике.
В 1887 году познакомилась с родственником Рахманинова, морским офицером Сергеем Ильичом Зилоти, большим почитателем театра и музыки. Несмотря на обручение, замужества не состоялось. Сергей Зилоти получил звание генерал-майора по Адмиралтейству, затем генерал-лейтенанта флота, погиб в возрасте 52 лет 10 октября 1914 года на Первой мировой войне.
Затем у нее был роман с поэтом Валерием Брюсовым.
Вера Комиссаржевская и Валерий Брюсов
Образ Веры Комиссаржевской в искусстве:
Памяти Комиссаржевской посвящено сочинение Александра Кнайфеля «Вера» (вариации и станца для оркестра струнных инструментов, 1980).
Вальс Петра Гапона «Оборванные струны» (1913) посвящен памяти Веры Федоровны Комиссаржевской.
Поэт Александр Блок написал стихотворение «На смерть Комиссаржевской».
Образ Веры Комиссаржевской в кино:
1971 - Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина - в роли Веры Комиссаржевской актриса Ия Саввина;
Ия Саввина в роли Веры Комиссаржевской
1980 - Я - актриса - в роли Веры Комиссаржевской актриса Наталья Сайко.
Наталья Сайко в роли Веры Комиссаржевской
последнее обновление информации: 12.04.2021
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.