Возраст: 110 (со дня рождения)
Возраст смерти: 65 лет
Борис Иванович Равенских (Ровенских). Родился 14 (27) июня 1914 года в Санкт-Петербурге - умер 10 января 1980 года в Москве. Советский театральный режиссер, педагог. Главный режиссер Московского драматического театра имени А. С. Пушкина (1960-1970) и Малого театра (1970-1976). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Народный артист РСФСР (1963). Народный артист СССР (1968). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Лауреат Государственной премии СССР (1972).
Борис Равенских родился 14 (27 по новому стилю) июня 1914 года в Санкт-Петербурге. В то же время на могильной плите указана дата рождения другая - 1912 год.
Отец - Иван Васильевич Ровенских, родом из села Юшково Курской губернии. В детстве хорошо пел, с десятилетнего возраста был певчим в хоре Белгородского монастыря. Обладал мощнейшим голосом - такой силы, что мог своим пением погасить свечи. Через несколько лет ревизор, приехавший в монастырь из Санкт-Петербурга с проверкой, забрал его с собой петь в хоре Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Когда у него сложился баритон, получил приглашение в хор Мариинского театра, где пел рядом с Федором Шаляпиным. Одновременно служил в хоре Елисеевской церкви на Большой Охте, где и познакомился со своей будущей женой, матерью его пятерых детей. Во время Гражданской войны пел в хоре Красной армии.
Мать - Александра Епифаиловна Ровенских (в девичестве Соловьева), графского происхождения (при советской власти Борис Иванович старался не афишировать этот факт и указывал, что мать родом из мещанско-чиновничей семьи), воспитанница Смольного института благородных девиц. Знала французский язык, много читала. Однажды, разочаровавшись в творчестве Максима Горького, написала ему письмо: «Дорогой Алексей Максимович, чем вы объясните, что ваши ранние рассказы гораздо талантливее поздних произведений?». Ответа она, правда, не дождалась. Погибла во время блокады Ленинграда.
Получил широкую известность под фамилией Равенских. В то же время относительно его фамилии полной определенности нет. Так, актер Евгений Весник отмечал: «был он, кстати, и Ровенский, и Ровёнский, и Равенский, и Ровенских».
В семье Борис был самым младшим из пяти детей.
Когда окончилась Гражданская война, их семья перебралась на родину отца в село Юшково Курской губернии. В селе не было школы, поэтому Борис учился в средней школе-семилетке в Старом Осколе, которую окончил в 1929 году. Как актер участвовал в спектаклях молодежного хора, организованного его отцом, однако ему хотелось не играть, а помогать другим актерам и самому ставить спектакли. В его аттестате об окончании школы было написано: «За время пребывания в школе обнаружил особую склонность к драматическому искусству».
В конце 1920-х годов вернулся в Ленинград. С третьей попытки поступил в Техникум сценических искусств на актерский факультет, но из-за нехватки общего образования его отправили на вспомогательные курсы, где под руководством Михаила Сокольского он работал в Ленинградском театре рабочей молодежи. Впоследствии режиссер часто использовал опыт Сокольского в своих спектаклях.
Борис Равенских в молодости
Затем получил рекомендацию на режиссерский факультет, где занимался в мастерской ленинградских учеников и сподвижников Всеволода Мейерхольда - Николая Петрова и Владимира Соловьева. Окончил в 1935 году.
В 1934 году, за полгода до выпуска, сам Мейерхольд после просмотра студенческих работ сказал, указывая на Равенских: «Этого паренька я возьму с собой». В том же году он уже ставил «Пиковую даму» в Малом оперном театре (МАЛЕГОТ) в качестве ассистента режиссера, а в 1935 году был зачислен в труппу Государственного театра имени Вс. Мейерхольда, где служил вплоть до его закрытия в январе 1938 года.
В 1938 году осуществил свою первую самостоятельную постановку - «Галина» Исидора Штока в московском «Современном театре».
В 1939 году после ареста Мейерхольда начались проверки людей из его круга. Зимой к Равенских пришел Эраст Гарин и увез его из города, спрятав в подмосковных лесах у знакомого лесника, где они жили до лета 1940 года.
В 1940-1941 годах, заручившись покровительством Владимира Немировича-Данченко, проходил практику во МХАТе, затем служил режиссером Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского вплоть до 1950 года. Как ученик Мейерхольда в своих постановках утверждал главенствующее положение музыки в драматическом спектакле.
В 1949 году в Московском театре сатиры поставил спектакль «Свадьба с приданым» по одноименной пьесе Николая Дьяконова, ставший одним из первых советских мюзиклов. Спектакль шел на сцене с неизменным аншлагом, был сыгран 152 раза и в 1953 году снят на кинопленку.
В 1951-1960 годах Равенских служил режиссером Малого театра. Наиболее значительной его работой того периода стала «Власть тьмы» (1956), в которой он отказался от традиционного толкования пьесы, поставив ее как высокую трагедию. По словам критиков, он стремился к раскрытию светлого начала в душе русского человека, обострял характеры, вносил в действие напряженный динамизм, широко использовал музыку, свет.
Член КПСС с 1954 года.
Спектакль «Сердце девичье затуманилось» 1959 года по пьесе Виктора Курочкина, поставленный в Театре на Малой Бронной, не был принят критиками, но в нем режиссер достиг своей цели: представил внутреннее духовное состояние человека через музыку.
С 1960 по 1970 год служил главным режиссером Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, создав ряд значительных для своего времени работ.
Постановки Бориса Равенских в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина:
В 1970 занял пост главного режиссера Малого театра, куда привел с собой своих актеров-единомышленников - Алексея Локтева, Владимира Сафронова, Валерия Носика. Самая значительная работа этого периода - «Царь Федор Иоаннович» (премьера состоялась 29 мая 1973 года), не сходивший со сцены на протяжении 30 лет и выдержавший более 800 представлений. В 1976 году покинул пост, продолжив работу как режиссер-постановщик.
Постановки Бориса Равенских в Малом театре:
Борис Равенских не любил разговорный театр. Считал, что «современному театру явно не достает того эффекта, который возникает на симфоническом концерте, когда музыка объединяет и слушателей, и исполнителей в одном порыве», и всегда хотел добиться на сцене «музыкальности, подобной концертности звучания». Он говорил: «Музыка в каждом спектакле имеет для меня очень большое значение. Если спросят, кому бы я доверил рассказать о себе, я скажу - музыке. Когда звучит увертюра Свиридова к «Царю Федору», я знаю, что в ней есть все, что я хотел сказать своим спектаклем. Музыка - самое демократическое из искусств. Это то, что входит в каждого из нас, делает понятным, доступным одного человека другому, это гармония или дисгармония связей, составляющих структуру человеческого общества. Музыка - это не только собственно музыка, то есть звуки мелодии, то, что ухом воспринимается. Чеховская «Чайка» - музыка. Я мечтаю сделать спектакль без единого музыкального аккорда, который тем не менее был бы музыкален».
В 1978 году покинул Малый театр и пришел в Большой театр, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту о слиянии музыкального и драматического начал. В этом же году поставил оперу «Снегурочка».
Преподавал в ГИТИСе, профессор кафедры режиссуры драмы (1977). Среди его учеников - Валерий Белякович, Юрий Иоффе, Надежда Аракчеева.
В начале января 1980 года получил разрешение создать собственный театр, в котором планировал собрать своих учеников. Однако мечте режиссера не суждено было осуществиться - помешала смерть.
Борис Равенских умер 10 января 1980 года. Произошло это внезапно: он взбежал по лестнице в своем подъезде и упал, схватившись за сердце. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 9).
Личная жизнь Бориса Равенских:
Трижды был женат.
О первой жене сведений нет.
Вторая жена - Лилия Олимпиевна Гриценко (1917-1989), актриса, Народная артистка РСФСР, сестра актера Николая Гриценко.
Детей в браке не было. Позже Лилия оставила мужа и ушла к актеру Александру Шворину (известен по роли Марка в фильме «Летят журавли»).
Борис Равенских и Лилия Гриценко
В момент брака с Лилией Гриценко у Бориса Равенских был бурный роман с актрисой Верой Васильевой. Они познакомились в 1949 году в Театре сатиры, где Борис Иванович ставил спектакль «Свадьба с приданым». А главную роль играла молоденькая Вера Васильева. Режиссер сразу покорил ее сердце, Васильева вспоминала, что сразу в него влюбилась: "Очень сильно... Я чувствовала, что он тоже влюблен, но очень строго относится ко мне". У них начался роман, Вера даже познакомила Бориса Ивановича со своей мамой, которой Равенских понравился. Их отношения длились шесть лет, но до брака не дошло. Позже Васильева говорила: "Просто не судьба... Ни он не был бы счастлив со мной, ни я с ним. Наверное, я не та жена, которая может быть рядом с гениальным человеком".
Борис Равенских и Вера Васильева
Третья жена - Галина Александровна Кирюшина (1934-1994), актриса, Народная артистка РСФСР. Они познакомились в Малом театре. К моменту появления там Равенских Галина Кирюшина уже играла Катерину в «Грозе», поставленной Верой Пашенной. Борис пришел в театр работать над спектаклем «Власть тьмы» и позвал молодую актрису на роль деревенской девушки Маринки. С тех пор они были вместе, несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте.
Супруги жили на Большой Бронной улице и были вместе до самой смерти Бориса Ивановича.
В браке родились две дочери.
Старшая дочь - Александра Борисовна Ровенских (1959 г.р.), актриса, режиссер, Заслуженная артистка Российской Федерации. Замужем за актером Дмитрием Полонским. Внук - Дмитрий Дмитриевич Полонский (1990 г.р.), профессиональный автогонщик и тренер по экстремальному вождению.
Младшая дочь - Галина Борисовна Равенских. Внучка - Алина.
Борис Равенских и Галина Кирюшина
Фильмография Бориса Равенских:
1953 - Свадьба с приданым (фильм-спектакль)
1961 - Иван Рыбаков
1971 - Поднятая целина (фильм-спектакль)
1971 - Дни нашей жизни (фильм-спектакль)
1973 - Самый последний день (фильм-спектакль)
1974 - Птицы нашей молодости (фильм-спектакль)
1978 - Власть тьмы (фильм-спектакль)
1979 - Русские люди (фильм-спектакль)
1979 - Возвращение на круги своя (фильм-спектакль)
1981 - Царь Федор Иоаннович (фильм-спектакль)
Награды и звания Бориса Равенских:
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957);
- Народный артист РСФСР (1963);
- Народный артист СССР (1968);
- Сталинская премия третьей степени (1951) - за постановку спектакля «Свадьба с приданым» по одноименной пьесе Н. М. Дьяконова на сцене Московского театра сатиры;
- Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1967) - за постановку спектакля «Поднятая целина» по одноименному роману М. А. Шолохова в Театре им. А. С. Пушкина;
- Государственная премия СССР (1972) - за постановку спектакля «Драматическая песня» по роману Н. А. Островского «Как закалялась сталь»
- Орден Ленина (1974);
- Орден Трудового Красного Знамени;
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.