Возраст: 130 (со дня рождения)
Возраст смерти: 43 года
Борис Андреевич Пильняк (урожденный Вогау, официально носил фамилию Пильняк-Вогау). Родился 29 сентября (11 октября) 1894 года в Можайске - расстрелян 21 апреля 1938 года в Коммунарке Московской области. Русский советский писатель.
Борис Вогау, ставший известным как Борис Пильняк, родился 29 сентября (11 октября по новому стилю) 1894 года в Можайске.
Отец - Андрей Иванович Вогау, происходил из немцев-колонистов Поволжья, родился в Екатериненштадте, ветеринарный врач.
Мать - Ольга Ивановна Савинова, родилась в семье саратовского купца.
Его детство и юность прошли в окружении земской интеллигенции в провинциальных городах России - Можайске, Саратове, Богородске (современном Ногинске), Нижнем Новгороде, Коломне.
В 1894-1904 годах Борис жил в Можайске (в 1910-м году дом Вогау продан).
В 1904-1912 годах он жил в Богородске (ныне Ногинск).
Пробовать писать начал еще в 9 лет. В марте 1909 года было опубликовано его первое сочинение.
В 1913 году окончил реальное училище в Нижнем Новгороде и поступил в Московский коммерческий институт, в 1920 года окончил его (он стал носить название Московский институт народного хозяйства имени Карла Маркса).
В 1915 поселился в Коломне. В том же году начал профессиональную карьеру писателя - в журналах и альманахах «Русская мысль», «Жатва», «Сполохи», «Млечный путь» были напечатаны ряд его рассказов под псевдонимом Бор. Пильняк. Псевдоним Пильняк - от украинского «Пильнянка», место лесных разработок; в харьковской деревне под таким названием, где он бывал у дяди Александра Ивановича Савинова, жители назывались «пильняками».
В 1918 году выходит первая книга Пильняка - «С последним пароходом». Затем «Голый год» (1922), «Машины и волки» (1925), «Волга впадает в Каспийское море» (1930), «О’кей! Американский роман» (1931), «Соляной амбар» (1937) и др.
В 1920-е годы Пильняк сближается со Львом Троцким. Когда в 1922 году с продажи был снят сборник Пильняка «Смертельное манит» с вызвавшей нарекания повестью «Иван да Марья», Лев Троцкий добился отмены этого решения через секретариат ЦК, заручившись поддержкой Льва Каменева.
С 1924 года жил в Москве.
В 1924 году Пильняк был упомянут И.В. Сталиным в цикле лекций «Об основах ленинизма», где отмечалось, что в творчестве писателя нашли отражение негативные явления в партийной среде: «Кому не известна болезнь узкого практицизма и беспринципного делячества, приводящего нередко некоторых "большевиков" к перерождению и к отходу их от дела революции? Эта своеобразная болезнь получила свое отражение в рассказе Б. Пильняка "Голый год", где изображены типы русских "большевиков", полных воли и практической решимости, "функцирующих" весьма "энергично", но лишенных перспективы, не знающих "что к чему" и сбивающихся, ввиду этого, с пути революционной работы».
Борис Пильняк в молодости
В 1926 году Пильняк пишет «Повесть непогашенной луны» - на основании распространенных слухов об обстоятельствах смерти Михаила Фрунзе с намеком на участие Иосифа Сталина. Повесть была опубликована в майском номере журнала «Новый мир», который через два дня изъяли из продажи. На это произведение Пильняк также заключил договор с Государственным издательством, где оно должно было выйти в шестом томе собрания сочинений писателя, и получил аванс 3 450 рублей.
Сам писатель в предисловии, написанном по просьбе редактора журнала Воронского, отмечал: «Фабула этого рассказа наталкивает на мысль, что поводом к написанию его и материалом послужила смерть М.В. Фрунзе. Лично я Фрунзе почти не знал, едва был знаком с ним, видел его раза два. Действительных подробностей его смерти я не знаю - и они для меня не очень существенны, ибо целью моего рассказа никак не являлся репортаж о смерти военаркома. Все это я нахожу необходимым сообщить читателю, чтобы читатель не искал в нем подлинных фактов и живых лиц».
В июньском номере «Нового мира» была опубликована разгромная рецензия на повесть, названную контрреволюционной и порочащей партию. Однако Пильняк узнал об этом, только вернувшись из поездки в Азию (Китай, Япония).
10 октября 1926 года он по совету коллег обращается за помощью к председателю СНК СССР А.И. Рыкову: «Когда я, вернувшись из-за границы, услыхал, как принят был рассказ общественностью, ничего, кроме горького недоумения, у меня не было, потому что никак, ни на одну минуту я не хотел написать вещи, "оскорбительной памяти т. Фрунзе" и "злостно клевещущей на партию", как было написано в июньском "Новом мире"... Я являюсь писателем, имя которого рождено революцией, и вся моя судьба связана с революционной нашей общественностью; я прошу Вашей помощи в том, чтобы я мог быть восстановлен в правах советского писателя».
На этом письме Вячеслав Молотов поставил резолюцию, что Пильняка надо год не печатать в трех ведущих журналах, но печатать в других, а Сталин написал: «Пильняк жульничает и обманывает нас».
Борис Пильняк продолжал искать поддержки в редакции «Нового мира», «Известий», убеждая, что его намерением было показать, «как индивидуальность всегда подчиняется массе, коллективу, всегда идет за колесом коллектива, иногда гибнет под этим колесом». В первом номере «Нового мира» за 1927 год было опубликовано покаянное письмо Пильняка.
В итоге 27 января 1927 года было принято специальное постановление Политбюро ЦК ВКП (б) о Б. Пильняке, в котором решение ПБ от 13 мая 1926 г. (пр. № 25, п. 22, подпункт «д») о снятии Пильняка со списков сотрудников ведущих литературных журналов «Красная новь», «Новый мир» и «Звезда» было отменено.
По словам Глеба Струве, Пильняк «сделался главой целой школы или направления в советской литературе». Обычно это направление называют «орнаментальной прозой».
Борис Пильняк был самым издаваемым советским писателем и в 1929 году возглавил Всероссийский союз писателей, ставший структурой для поддержки «новой элиты», властителей дум советского общества. В то время членский билет писательской организации нужно было иметь обязательно: он давал возможность обладать статусом писателя официально, публиковать свои произведения, пользоваться теми или иными благами и привилегиями.
Сам Борис Пильняк впоследствии признавался: «В Союзе писателей существовало настроение, что было бы хорошо, если бы литература получила отставку от партии. Обсуждая на наших нелегальных собраниях положение в литературе и в партии, мы всеми мерами, прикрываясь политикой внепартийности, чистого искусства и свободного слова, пытались доказать гнет цензуры, зажим литературы со стороны партии... Для характеристики СП надо сказать, что в нем не было партийной ячейки».
В 1929 году отстранен от руководства Всероссийским Союзом писателей за публикацию в Берлине повести «Красное дерево».
Сам союз был вскоре ликвидирован как антисоветская организация. Пильняк утверждал, что «Красное дерево» легально было передано берлинскому русскому издательству по каналам ВОКС.
Пильняк пишет письмо Сталину: «Иосиф Виссарионович, даю Вам честное слово всей моей писательской судьбы, что если Вы мне поможете сейчас поехать за границу и работать, я сторицей отработаю Ваше доверие. Я прошу Вас помочь мне. Я могу поехать за границу только лишь революционным писателем. Я напишу нужную вещь... Я должен говорить о моих ошибках. Их было много... Последней моей ошибкой было напечатание "Красного дерева"».
Пильняк был прощен, а повесть впоследствии была включена в роман «Волга впадает в Каспийское море», опубликованный в СССР в 1930 году. «Не так давно Пильняк за границей издал контрреволюционное "Красное дерево". "Красное дерево" он сейчас переделал, отшлифовал и сделал роман "Волга впадает в Каспийское море". Но даже при поверхностном чтении видно, что это поверхностная перелицовка, видно, что у Пильняка за красными словами скрывается белая сердцевина», - отмечал Л. Шемшелевич в Дискуссии о «Тихом Доне» в Ростовской ассоциации пролетарских писателей.
Его ежемесячный доход составлял 3200 рублей - в десять раз больше, чем у простого рабочего, и даже после уплаты довольно высокого подоходного налога (1200 рублей) в активе оставалась солидная сумма. Он имел личный автомобиль, как и многие советские писатели, - такой привилегией в советской стране не обладали даже высшие должностные лица, пользовавшиеся служебными автомобилями.
Борис Пильняк объехал почти весь мир: Европа, Америка, Япония, Китай, пребывая за рубежом по несколько месяцев. Первой его поездкой был вояж в 1922-1923 годах в Германию и Англию, после чего появились «Английские рассказы».
Бориса Пильняка переводили и публиковали за рубежом, и он объяснял необходимость зарубежных поездок тем, что «переводчики его безбожно обворовывают», а в противном случае он мог бы заплатить с гонораров Госбанку «тысячу-полторы инвалютных рублей в год».
«Мне казалось, что именно для того, чтобы окончательно исправить свои ошибки и использовать мое положение для революции, мне следовало бы съездить за границу, - тем паче, что это было у меня в обычае, так как с 1921-го года, когда я впервые был за границей, я переезжал советские границы четырнадцать раз, а сейчас не был там с 1928-го года», - писал Пильняк Сталину в письме от 4 января 1931 года. Сталин ответил положительно, после чего Пильняк отбыл в США на несколько месяцев.
Весной 1934 года Борис Пильняк ходатайствует о поездке за границу уже вместе с третьей женой, студенткой ВГИКа К.Г. Андроникашвили, с 15 мая, для посещения Латвии, Эстонии, Финляндии, Швеции и Норвегии: «В Латвии, Эстонии и Финляндии я сделал бы доклады в связи с продлением пактов о ненападении, что находит целесообразным отдел печати НКИД, где и возникла мысль о моей поездке. Швецию и Норвегию я никогда не видел и хотел бы написать о них для советского читателя, равно как написал бы и о лимитрофах, бывших российских губерниях». Он поясняет, что жена за рубежом никогда не бывала, а «будущему советскому режиссеру надо знать заграницу».
28 октября 1937 года он был арестован. В справке на арест указывалось на связь Пильняка с троцкистами, на то, что Пильняк из личных средств оказывал помощь К. Радеку и другим троцкистам во время их ссылки. Ему инкриминировалось также влияние на Бориса Пастернака, с которым «в 1935 г. они договаривались информировать французского писателя Виктора Маргерита (подписавшего воззвание в защиту Троцкого) об угнетенном положении русских писателей. В 1936 году Пильняк и Пастернак имели несколько законспирированных встреч с приезжавшим в СССР Андре Жидом, во время которых тенденциозно информировали Жида о положении в СССР. Несомненным является, что эта информация была использована Жидом в его книге против СССР».
Во время следствия Пильняк не признал себя троцкистом, однако под пытками сообщил, что с первой поездки в Японию в 1926 году был связан с профессором Йонекава, офицером Генерального штаба и агентом разведки, через которого вел шпионскую работу. В своих показаниях он ссылался на пагубное влияние Воронского, представив его инициатором написания «Повести непогашенной луны», организатором писательских групп «Перевал» и «30-е годы», последняя из которых хотя и распалась, но продолжала действовать и собираться неформально.
21 апреля 1938 года осужден Военной коллегией Верховного Суда СССР по обвинению в государственном преступлении - шпионаже в пользу Японии - Пильняк был приговорен к смертной казни за измену родине и расстрелян в тот же день в Москве.
Посмертно реабилитирован в 1956 году.
Борис Пильняк упоминается в известном открытом обвинительном письме И.В. Сталину Федора Раскольникова.
В СССР с 1938 по 1975 годы книги Пильняка не издавались. В 1964 году журнал «Москва» опубликовал главы из романа «Соляной амбар».
В 126-ю годовщину со дня рождения Пильняка, 11 октября 2020 года, в Можайске открыли мемориальную доску, посвященную писателю и соляному амбару 16 века, который он подробно расписал в романе «Соляной амбар».
Личная жизнь Бориса Пильняка:
Трижды был женат.
Первая жена - Мария Алексеевна Соколова (1887-1959), врач коломенской больницы. Развелись в 1924 году.
Вторая жена - Ольга Сергеевна Щербиновская (1891-1975), в 1920-е годы актриса Малого театра, в 1950-е - актриса Сталиногорского (Новомосковского) театра.
Третья жена - Княжна Кира Георгиевна Андроникашвили (16 июня 1908 - 24 февраля 1960), советская актриса и кинорежиссер кино. Заслуженная артистка Грузинской ССР (1959). В 1938 году репрессирована, в 1956 году реабилитирована.
Кира Андроникашвили - жена Бориса Пильняка
Дети - Андрей Вогау, Наталья Соколова, Борис Андроникашвили (урожденный Пильняк), сценарист и актер. Борис Андроникашвили был первым мужем актрисы Людмилы Гурченко.
Борис Андроникашвили и Людмила Гурченко
В Коломне сохранились два дома, имеющих непосредственное отношение к писателю. В доме № 14 на улице Полянской он жил с родителями. В дом № 7 по улице Арбатской переселился, когда женился, и жил здесь семь лет. После переезда в Москву в этом доме продолжала жить его первая жена с их детьми. 24 октября 1980 на фасаде дома открыта мемориальная доска.
Большую часть «стартового» в профессиональную литературу 1915 года он постоянно жил на даче в деревне Кривякино Коломенского уезда (где ветврачом работал его отец), ныне это улица Куйбышева подмосковного города Воскресенска. В Москве жил на улице Воровского, 26 (ныне - Поварская), с конца 1927 - на 2-й ул. Ямского Поля, 1 (с 1934 называется улица Правды), с июня 1936 - в доме в Переделкине.
Сохранился и дом на Рогожской улице в Ногинске, где в 1904-1912 годах будущий писатель жил вместе с родителями. Посещая город в последующие годы, Пильняк останавливался в этом месте на ночлег. Вместе с ним в доме бывали Андрей Белый, Андрей Соболь и Алексей Николаевич Толстой.
Сохранилось несколько домов и на родине писателя - в Можайске. Однако в каком именно доме жил писатель до сих пор точно неизвестно. Старый дом на территории городской больницы (ныне дерматологическое отделение) несмотря на свою древность (это последнее дореволюционное и довоенное здание на территории Больничного городка) не может быть домом Пильняка по той причине, что он был построен уже после того, как семья Вогау уехала из города. Есть версии, что дом Пильняка мог находится рядом с больницей (один из домов по ул. Каракозова), либо возле старой ветлечебницы по Клементьевской улице.
Библиография Бориса Пильняка:
С последним пароходом. М., Творчество, 1918;
Былье, М., Звенья,1920; 2-е изд. - Ревель, 1922;
Голый год, Пб.- Берлин., изд. Гржебина, 1922;
Повесть петербургская, Берлин, Геликон, 1922;
Иван-да-Марья, Берлин-Пб., изд. Гржебина, 1922;
Метелинка, Берлин, Огоньки, 1923;
Санкт-Питер-Бурх, Берлин, 1922;
Смертельное манит. М., 1922;
Никола-на- Посадьях. М.-Пб., «Круг», 1923;
Простые рассказы. Пг.: Время, 1923;
Повести о черном хлебе. М., Круг, 1923;
Третья столица, 1923 (1924 под названием «Мать-мачеха»);
Голый год. М., Круг, 1923; То же, Изд. автора, 1924; то же, М., ГИЗ, 1927;
Английские рассказы, М.-Л., Круг, 1924;
Повести. Изд. автора, 1924;
Рассказы. Изд. автора, 1924;
Машины и волки. Ленинград, ГИЗ, 1925;
Повесть непогашенной луны // «Новый мир», 1926, № 5;
Мать сыра земля. М., 1926;
Метель. - М., Огонек, 1926;
Наследники и др. рассказы. - М.-Л., ГИЗ, 1926;
Рассказ о ключах и глине. М.-Л., ГИЗ, 1926;
Россия в полете. М., 1926;
Иван Москва (повесть), 1927;
Заволочье. Л., Прибой, 1927;
Очередные повести, М., Круг, 1927;
Китайский дневник, 1927;
Большое сердце. М., ГИЗ, 1927;
Рассказы. М., Никитинские субботники, 1927;
Рассказы с востока. - М., Огонек, 1927;
Китайская повесть. М., ГИЗ, 1928;
Красное дерево. - Берлин, 1929;
Рассказы. М., Никитинские субботники, 1929;
Волга впадает в Каспийское море, М., Недра, 1930;
Рассказы. М., «Федерация», 1932;
О’кэй. М., Федерация, 1933; то же, М., ГИХЛ,1933; то же, М., Гослитиздат, 1935;
Рассказы. Париж, 1933;
Камни и корни. М., Советская литература, 1934; то же, М., Гослитиздат, 1935;
Избранные рассказы. М., «Художественная литература», 1935;
Рождение человека М., 1935;
Созревание плодов, 1936;
Мясо (совместно с С. Беляевым) // «Новый мир», 1936;
Пильняк Б. А. Собрание сочинений: в 8 тт. - М.-Л., ГИЗ, 1929-1930
Экранизации Бориса Пильняка:
1990 - «Повесть непогашенной луны» (режиссер Евгений Цымбал), главные роли сыграли Владимир Стеклов, Виктор Проскурин, Сергей Арцибашев, Наталья Данилова, Сергей Гармаш, Всеволод Ларионов.
последнее обновление информации: 06.08.2022
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.