Возраст: 145 (со дня рождения)
Возраст смерти: 66 лет
Алла Назимова (Alla Nazimova), настоящее имя - Марем-Идес (Аделаида Яковлевна) Левентон. Родилась 22 мая (3 июня) 1879 года в Ялте Таврической губернии - умерла 13 июля 1945 года в Лос-Анджелесе, Калифорния, США. Русская и американская актриса театра и кино, продюсер, сценаристка.
Марем-Идес Левентон, ставшая известной как Алла Назимова, родилась 22 мая (3 июня по новому стилю) 1879 года в Ялте Таврической губернии в еврейской семье.
Отец - Яков (Александр) Левентон, фармацевт.
Мать - Соня Горовиц.
Она была третьим ребенком в семье. В раннем детстве воспитывалась в основном у родственников из-за сложных взаимоотношений родителей. Позже ее семья перебралась в Швейцарию, где родители развелись. Когда отец вновь женился, он увез ее обратно в Ялту.
С ранних лет у Марем-Идес обнаружились отличные музыкальные способности. С семи лет она начала брать уроки игры на скрипке. Девочку стали приглашать выступать в концертах. Отец, считая это постыдным, настоял, чтобы она взяла псевдоним. Она решила использовать имя Аделаида и фамилию Назимова - в честь героини недавно прочитанного ею романа. При этом после ее первого публичного выступления она была сильно избита отцом.
В возрасте 15 лет Назимова поступила в Одесскую консерваторию. Там она заинтересовалась театральной сценой. В 1898 году 17-летняя Алла Назимова уехала в Москву, где стала брать уроки у знаменитого режиссера и педагога Константина Станиславского, обучалась в его школе актерского мастерства при Московском Художественном театре.
Играла во МХАТе. Но, разочаровавшись в манере преподавания Станиславского, покинула его школу и подписала контракт с кисловодским театром.
В 1904 году в составе театральной труппы отправилась на гастроли в Европу, играла на сценах Лондона и Берлина. Она стала одной из ведущих театральных прим того времени. В феврале 1905 года поехала с гастролями в США, играла роли в классических постановках «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Толстого, «Евреи» по пьесе Чирикова, а также спектакли по пьесам Чехова и малоизвестного тогда Ибсена.
По итогам успешных гастролей Алла Назимова решила остаться в США и подписала контракт с легендарным театральным продюсером Ли Шубертом. Чтобы добиться признания за океаном, ей необходимо было выучить язык, она начала брать уроки английского у Каролины Харрис - матери будущего актера Ричарда Бартельмеса, который впоследствии сделает карьеру благодаря протекции Аллы Назимовой (он сыграет вместе с ней в фильме «Невесты войны»).
Алла Назимова активно выступала на сцене Бродвея, добилась большой популярности. В 1915 году она сыграла главную роль в антивоенном драматическом спектакле «Невесты войны» - истории о женщине, которая, потеряв в Первой мировой войне двоих братьев, стала организовывать антивоенные акции протеста, в результате чего попала в тюрьму и там застрелилась. Талантливая игра актрисы привлекла внимание продюсера Льюиса Селзника. Он захотел снять фильм по мотивам пьесы и предложил актрисе гонорар в 30 тысяч долларов плюс тысячу долларов за каждый съемочный день сверх графика. Она согласилась и таким образом в 1916 году состоялся ее дебют в кино.
Благодаря фильму «Невесты войны» Алла Назимова получила пятилетний выгодный контракт от Metro Pictures, которая в 1924 году слилась с Goldwyn Pictures и превратилась во всемирно известную студию MGM. Кинокомпания предложила актрисе гонорар в 13 тысяч долларов в неделю - это на 3 тысячи больше, чем получала сама Мэри Пикфорд. Кроме того, Назимова имела право самостоятельно выбирать режиссера, сценарий и партнеров для фильма.
В 1918 году Алла Назимова, играя в театре, одновременно сыграла главные роли в мелодрамах «Чудесное явление», «Игрушки судьбы» и «Око за око». В последнем фильме, где она сыграла влюбленную во французского офицера дочь арабского шейха, Алла Назимова помимо прочего выступила в качестве продюсера и со-режиссера Альберта Капеллани. Ее следующие фильмы - драмы 1919 года «Из тумана» и «Красный фонарь» - вновь срежессированные Капеллани, также были очень успешными.
Появилась в роли танцовщицы-француженки в мелодраме 1920 года «Сильнее смерти», которая с успехом прошла в кинотеатрах. В 1920 году на экраны вышла ее первая комедия «Миллиарды», снятая по сценарию Брианта. Художником по костюмам и декоратором фильма выступила Наташа Рамбова, подруга Аллы и будущая жена звезды Голливуда 1920-х Рудольфа Валентино. В 1921 году Назимова снялась вместе с Валентино в экранизации романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.
Алла Назимова и Рудольф Валентино
Снялась в мелодраме 1922 года «Кукольный дом» по пьесе Генрика Ибсена, затем приняла участие в одном из самых известных своих фильмов - экзотической драме 1923 года «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда. Алла Назимова не только исполнила скандальную роль Саломеи, но и сама написала сценарий, спродюсировала и вложила в его производство собственные средства. В 1924 году появилась в картине «Уличная Мадонна», а в 1925 году снялась в драме «Мой сын» и низкобюджетном фильме «Искуплённый грех».
Кинокарьера Назимовой пошла на спад, хотя в театре ей по-прежнему сопутствовал успех. В начале 1940-х она вернулась на киноэкран, исполнив ряд вполне успешных ролей, в частности, в фильмах «Побег», «Кровь и песок», «Мост короля Людовика Святого» и др.
В 1936 году у актрисы был диагностирован рак груди. Последовала мастэктомия, и после операции болезнь, к счастью, не возобновилась.
Алла Назимова умерла в Лос-Анджелесском госпитале добрых самаритян от тромбоза венечных сосудов 13 июля 1945 года. Прах захоронен на кладбище Форест-Лаун в Глендейле (Калифорния) рядом с другими звёздами немого кино.
На Голливудской аллее славы есть звезда Аллы Назимовой.
Рост Аллы Назимовой: 160 сантиметров.
Личная жизнь Аллы Назимовой:
Во время обучения в Москве она завязала роман с известным миллионером, а после болезненного разрыва с любовником в 1899 году вышла замуж за молодого актера Сергея Головина. Их брак оказался неудачным. Супруги вскоре стали жить порознь.
В начале 1900-х годов у нее был бурный роман с актером Павлом Орленевым, близким товарищем Антона Чехова и Максима Горького. Они вместе гастролировали.
В 1912 году Назимова познакомилась с актёром Чарльзом Бриантом. Несмотря на то, что её брак с Сергеем Головиным скорее всего не был официально расторгнут, они считались супругами и были вместе до 1925 года. Бриант был партнером Назимовой в десяти фильмах.
Ходили слухи о гомосексуальности актрисы. В числе её любовниц фигурировали Таллула Бэнкхед, первая жена Рудольфа Валентино актриса Джин Эккер, Эва Ле Галлиенн и поэтесса Мерседес де Акоста, известная своими лесбийскими связями со звёздами Голливуда. В 1960-х годах Акоста опубликовала мемуары, в которых красочно описывала свою первую встречу с Назимовой в 1916 году. Но прямого указания на то, что между ними была любовная связь, в мемуарах не содержится, а суть их дружбы передаётся в очень завуалированных выражениях.
В 1919 году актриса приобрела за 65 тысяч долларов особняк в испанском стиле по адресу Sunset Boulevard, 8080, и назвала его «Сад Аллы». Напротив входа располагался бассейн, а на территории вокруг дома Назимова разбила обширный парк. В этом доме актриса часто устраивала вечеринки, на которых собирались сливки голливудского киносообщества тех лет - Чарли Чаплин, сестры Дороти и Лиллиан Гиш, Теда Бара, Глория Свенсон, Роско Арбакл и многие другие. В 1928 году, испытывая недостаток в средствах, Алла была вынуждена продать особняк, а после того, как внутри него был устроен отель под названием «Сад Аллаха» (The Garden of Allah и The Garden of Alla), она жила в одном из его номеров.
Фильмография Аллы Назимовой:
1916 - Невесты войны (War Brides) - Джоан
1918 - Игрушки судьбы (Toys of Fate) - Зора / Хага
1918 - Око за око (Eye for Eye) - Гассуна
1918 - Чудесное явление (Revelation) - Джолин
1919 - Из тумана (Out of the Fog) - Фэйт и Ева
1919 - Красный фонарь (Red Lantern, The) - Мали и Бланш Саквиль
1919 - Непоседа (Brat The Brat, The)
1920 - Мадам Павлин (Madame Peacock) - Джейн Горинг
1920 - Миллиарды (Billions) - Княгиня Трилова
1920 - Сердце ребёнка (Heart of a Child, The) - Салли Снейп
1920 - Сильнее смерти (Stronger Than Death) - Сигрид Ферсен
1921 - Дама с камелиями (Camille) - Маргерит Готье
1922 - Кукольный дом (A Doll's House) - Нора Элмер
1923 - Саломея (Salome) - Саломея
1924 - Уличная Мадонна (Madonna of the Streets) - Мэри Карлсон
1925 - Искуплённый грех (Redeeming Sin, The) - Джоан
1925 - Мой сын (My Son) - Ана Сильва
1940 - Побег (Escape) - Эмми Риттер
1941 - Кровь и песок (Blood and Sand) - сеньора Августа Гальярдо
1944 - В наше время (In Our Time) - Софья Орвид
1944 - Мост короля Людовика Святого (Bridge of San Luis Rey, The) - Донна Мария
1944 - С тех пор, как ты ушел (Since You Went Away) - Софья Козловская
Сценарии Аллы Назимовой:
1920 - Миллиарды (Billions)
1920 - Мадам Павлин (Madame Peacock)
Продюсерские работы Аллы Назимовой:
1918 - Око за око (Eye for Eye)
1920 - Мадам Павлин (Madame Peacock)
1920 - Сердце ребёнка (Heart of a Child, The)
1920 - Сильнее смерти (Stronger Than Death)
1923 - Саломея (Salome)
последнее обновление информации: 01.05.2024