Игорь Геннадьевич Цвирко. Родился 25 августа 1989 года в Одинцово Московской области. Российский артист балета. Премьер балета Большого театра (с 2022 года).
Игорь Цвирко родился 25 августа 1989 года в Одинцово Московской области.
В балет его отдала мама. В 1999 году поступил в Московскую государственную академию хореографии. Проживая в Подмосковье, ездил в академию на электричке. Он признавался, что от такого режима сильно уставал, не обошлось без травм. «Иногда жаловался маме, и она понимала: «Хочешь, забирай документы». Но я отвечал: «Нет, я дойду до конца». Упертый характер, наверное, и привел меня к профессии», - рассказывал Игорь.
Академию окончил с отличием в 2007 году по классу Александра Ивановича Бондаренко.
Далее был принят в труппу Большого театра. Шесть лет танцевал в кордебалете. Уже в первый месяц работы Геннадий Петрович Янин, на тот момент заведующий балетной труппой, доверил Цвирко заменить его в роли Учителя танцев в «Золушке» Юрия Посохова: «Я испытал волнение и шок: сам Янин - мастер актерского перевоплощения - доверил мне свою яркую игровую роль. Потом появился Синьор Помидор в балете Генриха Майорова «Чиполлино», от нее я тоже получал огромное удовольствие. Параллельно шла работа в кордебалете».
Потом современные хореографы часто выбирали его в свои проекты, но на классическом поприще долго никакого развития не было. После шести лет в кордебалете его в 2013 году повысили до статуса солиста. В «Дочери фараона» он танцевал силовую прыжковую вариацию, его заметил Пьер Лакотт, который приступал к постановке балета «Марко Спада» - Игоря Цвирко выбрали одним из девяти артистов на заглавную партию. «Пьер потом сказал, что по темпераменту и манерам я очень похож на Рудольфа Нуреева. На премьеру приезжала Гилен Тесмар и тоже заметила: «Игорь, вы - вылитый Рудик», - делился артист.
После «Марко Спады» был балет «Пламя Парижа», затем станцевал Базиля в «Дон Кихоте».
В 2014 году стал первым солистом. С 2015 года - ведущий солист, мастер сцены. Его репетиторами были Михаил Леонидович Лавровский и Александр Викторович Петухов. Затем стал репетировать под руководством Александра Николаевича Ветрова.
Игорь Цвирко отмечал, что мечтал о балетах Юрия Григоровича: «Мы с педагогом постепенно и осторожно готовили новый репертуар, выбирали роли - ошибка могла стать роковой. Шаг за шагом партии из наследия Юрия Николаевича оказались в моем арсенале». В 2016-м станцевал графа Альберта в «Жизели» в редакция Юрия Григоровича.
В 2022 году возведен в ранг премьера Большого театра.
Репертуар Игоря Цвирко в Большом театре
Солист («Класс-концерт на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера);
Учитель танцев («Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, режиссер Ю. Борисов)
Синьор Помидор («Чиполлино» К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова)
Финальный вальс и апофеоз («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)
Па де сис («Сильфида» Х. С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля, редакция Й. Кобборга) - участник премьеры в Большом театре
Гурн («Сильфида»)
Ален («Тщетная предосторожность» Л. Герольда, хореография Ф. Аштона)
Магедавея, Танец с барабаном («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, редакция Ю. Григоровича)
Солист/ Пара в фиолетовом («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова, хореография А. Ратманского) - участник премьеры в Большом театре
Мазурка («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа, Э. Чекетти, редакция С. Вихарева)
Бандит/ бандиты («Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича)
Гармонист («Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского)
Квазимодо («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, редакция Ю. Бурлаки, В. Медведева)
Марсельский танец («Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография А. Ратманского, с использованием хореографии В. Вайнонена)
Друг/ друзья Тибальда («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)
Конюх/конюхи, Арап («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина, редакция С. Вихарева)
Кот в сапогах («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа редакция Ю. Григоровича)
Квинтет («Herman Schmerman» Т. Виллемса, хореография У. Форсайта)
Флоран («Эсмеральда»)
Солист («Chroma» Дж. Тэлбота, Дж. Уайта, хореография У. Макгрегора) - участник премьеры в Большом театре
Солист («Симфония псалмов» на музыку И. Стравинского, хореография И. Килиана) - участник премьеры в Большом театре
Пастух/ четыре пастуха (фрагмент балета «Спартак» А. Хачатуряна, показанный в концерте в честь открытия Исторической сцены Большого театра; хореография Ю. Григоровича)
Злая Фея Карабос («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)
Русская кукла («Щелкунчик»)
Щёголь/ четыре щёголя («Анюта» на музыку В. Гаврилина, хореография В. Васильева)
Танец невольников («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, редакция А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
Па де труа/ «Изумруды» («Драгоценности», хореография Дж. Баланчина, I часть на музыку Г. Форе) - участник премьеры в Большом театре
Солист/ дуэт («Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова, хореография Й. Эло)
Солист/ две пары («Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова)
Первая вариация в Па д’аксьон, Джон Буль/ Пассифонт («Дочь фараона» Ц. Пуни, хореография П. Лакотта по М. Петипа)
Опричник/ опричники («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)
Па де де («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа, редакция Ю. Григоровича)
Трубочист («Мойдодыр» Е. Подгайца, хореография Ю. Смекалова)
Чёрт («Щелкунчик»)
Золотой божок («Баядерка»)
Сцены «Пешеходы», «Странная игра», «Эмбрионы» («Квартира», музыка Fleshquartet, хореография М. Эка)
Пастух/ три пастуха («Спартак»)
Меркуцио («Ромео и Джульетта»)
Шут («Лебединое озеро» П. Чайковского хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского, вторая редакция Ю. Григоровича)
Пепинелли («Марко Спада» на музыку Д. Ф. Э. Обера, хореография П. Лакотта по Ж. Мазилье) - первый исполнитель в Большом театре
Марко Спада («Марко Спада»)
Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского, редакция А. Фадеечева)
Граф N («Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера)
Сарацинский танец («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, редакция Ю. Григоровича)
Гортензио («Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо) - первый исполнитель
Филипп («Пламя Парижа»)
Шут, Друг/ друзья Ферхада («Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича)
Лаэрт («Гамлет» на музыку Д. Шостаковича, хореография Р. Поклитару, режиссёр Д. Доннеллан) - первый исполнитель (мировая премьера)
Солист (ведущая пара)/ «Рубины» («Драгоценности», II часть на музыку И. Стравинского) - дебютировал на гастролях театра в Гонконге
Ферхад («Легенда о любви»)
Злой гений («Лебединое озеро»)
Печорин («Герой нашего времени» И. Демуцкого, хореография Ю. Посохова, режиссёр К. Серебренников, часть «Бэла») - первый исполнитель (мировая премьера)
Солист/ пара в красном («Русские сезоны»)
Солист («Совсем недолго вместе» на музыку М. Рихтера, Л. Ван Бетховена, хореография П. Лайтфута и С. Леон) - участник премьеры в Большом театре
Конрад («Корсар»)
Граф Альберт («Жизель», редакция Ю. Григоровича)
Беглец («Ундина» Х. В. Хенце, хореография В. Самодурова) - первый исполнитель (мировая премьера)
Классический танцовщик («Светлый ручей»)
Солор («Баядерка»)
Абдерахман («Раймонда»)
Щелкунчик-принц («Щелкунчик»)
Премьер/ премьеры («Этюды» на музыку К. Черни, хореография Х. Ландера)
Петруччо («Укрощение строптивой»)
Хозе («Кармен-сюита» Ж. Бизе-Р. Щедрина, хореография А. Алонсо)
Солист/ пара в красном («Забытая земля» на музыку Б. Бриттена, хореография И. Килиана)
Спартак («Спартак»)
Меркуцио («Ромео и Джульетта», хореография А. Ратманского) - первый исполнитель в Большом театре
Нуреев («Нуреев» И. Демуцкого, хореография Ю. Посохова, режиссер К. Серебренников)
Леонт («Зимняя сказка» Дж. Тэлбота, хореография К. Уилдона)
Голубая птица («Спящая красавица»)
Пётр («Светлый ручей»)
Оффенбах («Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха в обработке М. Розенталя, хореография М. Бежара) - первый исполнитель в Большом театре
Ведущий солист («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина, III часть)
Иван Грозный («Иван Грозный»)
Солист («Всего лишь» на музыку Д. Лэнга, хореография С. Валастро, программа «Четыре персонажа в поисках сюжета») - участник мировой премьеры
Солист («Угасание» на музыку Э. Гранадоса, хореография Д. Милева, программа «Четыре персонажа в поисках сюжета») - участник мировой премьеры
Солист («Тишина» на музыку А. Пярта, хореография М. Шекса, программа «Четыре персонажа в поисках сюжета») - участник мировой премьеры
Ведущий солист («Девятый вал» на музыку М. Глинки и Н. Римского-Корсакова, хореография Б. Ариаcа, программа «Четыре персонажа в поисках сюжета»)
Треплев, Тригорин («Чайка» И. Демуцкого, хореография Ю. Посохова)
Мастер («Мастер и Маргарита» на музыку А. Шнитке и М. Лазара, хореография Э. Клюга)
Джеймс («Сильфида»)
Модест Алексеевич («Анюта»)
Лето («Времена года» А. Глазунова, хореография А. Белякова).
В 2018 в рамках проекта Большого театра «Пьеса для него» выступил в балете Love Song на музыку песен Ж. Бреля и др. (хореография А. Кайдановского) и танц-пьесе «Юг» на музыку А. Пьяццоллы и других аргентинских композиторов (хореография М. Альвареса, П. Альварес, К. Хоффманна), исполнив партию Хулиана.
Выступал в спектаклях Михайловского театра, Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
Среди его работ в Михайловском Театре: Принц «Золушка» (хореограф Ростислав Захаров, восстановление Михаила Мессерера); Спартак «Спартак» (хореограф Георгий Ковтун).
Танцевал в Венгерском национальном театре оперы и балета, среди его ролей: Князь Данило «Веселая вдова» (хореограф Рональд Ханд); Солист «The Vertiginous Thrill of Exactitude» (хореограф Уильям Форсайт); Базиль «Дон Кихот» (хореограф Горский Мессерер); Солист «Trois gnossiens» (хореограф Ханс Ван Манен).
В 2021 году выступил в качестве члена жюри в проекте «Большие и маленькие» на телеканале «Россия-Культура». По этому поводу он говорил: «Когда мне было 25 лет, я участвовал в своем последнем балетном конкурсе (это был Московский международный конкурс артистов балета) и я подумал тогда: "Если еще и пойду на новый конкурс, то только членом жюри". И когда я участвовал в проекте "Большой балет" телеканала "Россия-Культура", смотрел на членов жюри, и у меня промелькнула мысль: "Может, когда-нибудь окажусь на их месте". И вот, я - в жюри "Больших и маленьких", такой своеобразный камбэк получился».
Учится в ГИТИСе на продюсерском факультете. По его словам, он планирует создать свой проект в формате вечера современной хореографии.
Личная жизнь Игоря Цвирко:
Первая жена - Евгения Саварская, артистка балета. У них есть сын.
Вторая жена - Кристина Александровна Кретова (род. 28 января 1984), артистка балета, телеведущая. Победительница шоу «Болеро» на Первом канале.
Они познакомились в 2011 году, когда Цвирко был определен Кретовой в партнеры в спектакле Большого театра «Пламя Парижа». 9 лет работали вместе, стали близкими друзьями. В 2019-м у них начались отношения. 3 августа 2020 года Игорь сделал ей предложение, а в 2021-м сыграли свадьбу.
Игорь Цвирко и Кристина Кретова
Награды и звания Игоря Цвирко:
2013 - Серебряная медаль на XII Международном конкурсе артистов балета в Москве;
2016 - Лучший танцовщик месяца по версии журнала «Dancing Times Magazine»;
2017 - Награда «Душа танца» в номинации «Звезда»;
2018 - Лучшая балетная пара на фестивале «Dance Open» вместе с Екатериной Крысановой;
2017 - Золотая Маска. Номинация «Лучшая мужская роль» - Беглец «Ундина»;
2018 - Золотая Маска. Номинация «Лучшая мужская роль» - Меркуцио «Ромео и Джульетта»