Шведская поп-группа «АББА» была создана в 1972 году. Группа является одним из самых успешных коллективов за всю историю популярной музыки. Записи группы по всему миру были проданы тиражом более 350 миллионов экземпляров. Хитами стали их песни «Waterloo», «Mamma Mia», «Dancing Queen», «Money, Money, Money», «Take a Chance on Me», «One Man, One Woman», «Thank You for the Music», «Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)», «Happy New Year» и многие другие...
Группа ABBA начала свой путь со встречи двух талантливых музыкантов, Бьорна Ульвеуса и Бенни Андерссона, которые стали основателями коллектива и главными авторами песен. Их знакомство произошло летом 1966 года на вечеринке, где они решили объединить свои силы для создания музыки. Бенни в тот момент был клавишником популярной в Швеции группы Hep Stars, а Бьорн - певцом и гитаристом ансамбля Hootenanny Singers. Примечательно, что в это время Бенни также познакомился с певицей Анни-Фрид Лингстад, которая уже в молодом возрасте начала свою карьеру, выступая с различными группами и принимая участие в международных песенных фестивалях, таких как те, что проходили в Японии и Венесуэле. Бьорн, в свою очередь, увидел в телевизионном шоу Агнету Фельтског, исполнившую свою песню «Jag var så kär», и был настолько впечатлён, что решил встретиться с ней. Таким образом, оба эти события стали ключевыми для создания группы ABBA: встреча талантливых музыкантов и певиц, которые в дальнейшем объединились, чтобы создать один из самых успешных и влиятельных музыкальных коллективов в истории.
Впервые группа ABBA собралась для записи телепрограммы в Стокгольме, а петь вместе они начали с ноября 1970 года. Почти одновременно с дебютом квартета, 1 ноября 1970 года, в одном из ресторанов Гётеборга был выпущен альбом Бьорна и Бенни «Lycka» с песнями на шведском языке, в котором Агнета и Фрида участвовали как бэк-вокалистки.
В 1971 году Бенни и Бьорн начали работать в компании Polar уже в качестве продюсеров. Трагический уход из жизни Бенгта Бернхага, ближайшего друга и соратника главы Polar Стига Андерсона, освободил место продюсера, и Стиг предложил эту должность Бьорну Ульвеусу. Однако Бьорн был не совсем доволен таким предложением и согласился занять эту должность лишь при условии, что его соавтор - Бенни Андерссон - также получит работу в компании. Поскольку в компании не было достаточного бюджета для двух зарплат, начинающим авторам пришлось работать на полставки.
Группа была названа по первым буквам имён исполнителей - Агнета Фельтског, Бьорн Ульвеус, Бенни Андерссон, Анни-Фрид Лингстад.
В первый раз имя ABBA было зафиксировано на бумаге 16 октября 1973 года во время записи на студии Metronome в Стокгольме. Первым синглом, выпущенным под этим именем, стала песня «Waterloo».
Идея нового, «фирменного» логотипа была предложена немецким фотографом Вольфгангом «Буби» Хайлеманном во время фотосессии в бархатных комбинезонах для молодёжного журнала Bravo. На фотографии солисты ABBA держали гигантские начальные буквы своих имён. После того как снимки были сделаны, Хайлеманн заметил, что Бенни Андерссон перевернул свою букву «В». Это вызвало дискуссии по поводу того, была ли эта ошибка намеренной или случайной, и в итоге участники группы решили оставить букву отзеркаленной. Окончательный вариант логотипа был разработан Руном Седерквистом, который также создавал большинство обложек для пластинок ABBA. Амбиграмма впервые появилась на французском сборнике Golden Double Album, выпущенном в мае 1976 года компанией Disques Vogue, и с тех пор стала использоваться для всех официальных релизов.
В феврале 1973 года песня ABBA «Ring Ring», занявшая лишь третье место на национальном шведском отборе конкурса Евровидение, была записана на шведском, немецком, испанском и английском языках и возглавила чарты в Швеции, Австрии, Голландии, Бельгии и ЮАР. В марте 1973 года вышел первый долгоиграющий альбом квартета под названием «Ring Ring».
ABBA - Ring Ring
В 1972-1973 годах Бьорн, Бенни и их менеджер Стиг верили в возможности Melodifestivalen и Евровидения. Поэтому, когда в 1973 году им представилась возможность написать новую песню для отбора на конкурс 1974 года, они согласились без раздумий. Выбирая между несколькими новыми композициями, в том числе рассматривая балладу «Hasta Mañana», выполненную в классическом для Евровидения 1960-х стиле, они неожиданно остановились на «Waterloo» - песне, вдохновленной ростом глэм-рока в Англии. «Waterloo» стала ярким примером глэм-рок поп-сингла, записанного Майклом Третовым с использованием технологии «стена звука».
ABBA - Waterloo
6 апреля 1974 года песня ABBA «Waterloo» победила на конкурсе Евровидение в английском городе Брайтоне. «Waterloo» положила начало беспрецедентной серии из восемнадцати хитов подряд в британской десятке. Восемь из них достигли вершины, среди которых были такие песни, как «Mamma Mia» (1976), «Fernando» (1976), «Dancing Queen» (1976), «Knowing Me, Knowing You» (1977), «The Name Of The Game» (1977), «Take a Chance on Me» (1978), «The Winner Takes It All» (1980) и «Super Trouper» (1980).
ABBA добилась успеха в Англии - песня «Mamma Mia» стала номером один в январе 1976 года. В США сингл «SOS» попал в десятку лучших песен по версии Record World и занял 15-е место в Billboard Hot 100, а также получил награду BMI Award как наиболее часто транслируемая по радио песня в 1975 году. Но успех ABBA в США был непостоянным. Хотя группа смогла прорваться на рынок синглов и уже к 1976 году имела четыре песни в топ-30, рынок альбомов оказался слишком сложным для них. Альбом ABBA не смог добиться большого успеха, поднявшись только на 165-е место в чарте альбомов Cashbox и на 174-е место в Billboard 200.
ABBA - Mamma Mia
Всего верхнюю строчку чартов занимали восемь альбомов группы. «Dancing Queen» в апреле 1977 года неделю держалась на вершине американского чарта. Три альбома ABBA стали в США «золотыми», а только «The Album» (1977) стал «платиновым».
ABBA - Dancing Queen
Яркие и стильные сценические костюмы, в которых группа ABBA появлялась на сцене, неизменно привлекали внимание зрителей и критиков. Эти костюмы стали неотъемлемой частью образа коллектива, символизируя его неповторимый стиль и визуальную привлекательность. Однако, как оказалось, причина их использования была далеко не только в желании создать впечатляющий внешний вид. По шведскому налоговому законодательству, стоимость реквизита, используемого на сцене, могла быть учтена при расчёте налога на прибыль, но лишь в том случае, если этот реквизит не мог бы быть использован в каких-либо других целях. Это объясняет, почему костюмы ABBA были настолько уникальными и неординарными - они не просто являлись элементами сцены, но и служили практической целью, позволяя группе снизить налоги.
Кроме того, ABBA активно ориентировалась на телевидение и видеоклипы, а не на традиционные концертные туры. В те годы группа сделала акцент на участие в популярных телешоу и съемки высококачественных музыкальных клипов, что позволило им расширить аудиторию, не ограничиваясь исключительно концертными выступлениями. Такой подход оказался успешным, так как в то время телевидение становилось всё более влиятельным инструментом в мире шоу-бизнеса, а видеоформаты стали неотъемлемой частью музыкальной индустрии.
ABBA - Money, Money, Money
18 июня 1976 года ABBA выступала перед королём Швеции накануне королевской свадьбы, представив публике новую песню «Dancing Queen». В феврале 1977 года группа совершила своё первое британское турне, которое было невероятно популярным: на два концерта в королевском Альберт-холле (на 11 тысяч мест) поступило 3,5 миллиона заявок. Финальная часть турне прошла в марте в Австралии, где была снята большая часть материала для фильма «АББА». Мировая премьера фильма состоялась 15 декабря того же года в Австралии, а в Швеции она прошла в рождественский вечер 1977 года.
После европейской части тура в марте 1977 года ABBA дала 11 концертов в Австралии. Тур сопровождался массовой истерией и огромным вниманием прессы, что хорошо показано в полнометражном фильме «ABBA: The Movie», снятом клипмейкером группы Лассе Халльстрёмом. Мировая премьера фильма прошла в Австралии в четырёх крупных городах 15 декабря. На родине артистов премьера фильма состоялась 26 декабря в 19 крупных и средних городах, включая Стокгольм.
Благодаря директору группы Стигу Андерсону фильм увидели и в СССР. Весной 1979 года он побывал в Москве, где вёл переговоры о прокате фильма. По воспоминаниям сотрудницы посольства Швеции в Москве Марианн Хультберг, в этой поездке его сопровождала супруга Гудрун и ближайшая помощница, секретарь и заместитель Йорель Хансер. В результате переговоров фильм был куплен с правом проката на пять лет и с августа-сентября 1981 года начал демонстрироваться в Советском Союзе.
ABBA - Gimme! Gimme! Gimme!
В декабре 1977 года в Швеции (во многих странах - в январе 1978) был выпущен альбом «The Album». Хотя диск был принят критиками хуже, чем другие, он содержал в себе хиты «The Name of the Game» и «Take a Chance on Me», оба достигли первых мест в Англии и 12-го и 3-го места соответственно в Billboard Hot 100 в США. Хотя «Take a Chance on Me» не возглавил американские чарты, он оказался там самым популярным синглом ABBA, продав больше копий, чем «Dancing Queen».
Альбом также включал в себя песню «Thank You for the Music», которая позднее была выпущена в Англии как сингл, а также была обратной стороной на пластинке с песней «Eagle», в местах, где эта песня выпускалась как сингл. «Thank You for the Music» стала одной из самых любимых и известных песен ABBA, не будучи выпущенной в качестве сингла при «жизни» группы. «ABBA: The Album» возглавил чарты альбомов в Великобритании, Нидерландах, Новой Зеландии, Швеции, Норвегии, Швейцарии, поднявшись в Топ-5 в Австралии, Германии, Австрии, Финляндии и Родезии и войдя в Топ-10 в Канаде и Японии. Источники также указывают, что продажи в Польше превысили 1 миллион копий и что спрос на продажи в СССР не мог быть удовлетворен имеющимся предложением.
ABBA - Take a Chance on Me
ABBA - Thank You for the Music
Группа ABBA достигла своего пика популярности в конце семидесятых годов, в период с 1978 по 1979 год, когда их музыка охватила мировые чарты и завоевала сердца миллионов поклонников. В этот период группа приняла важное стратегическое решение: они преобразовали старый кинотеатр в звукозаписывающую студию Polar Music в Стокгольме. Этот шаг не только позволил ABBA создать уникальную атмосферу для своих записей, но и стал важной вехой в музыкальной индустрии. Позднее в этой студии записывались такие легендарные коллективы, как Led Zeppelin («In Through the Out Door») и Genesis («Duke»), что подчеркивает её значимость в мировой музыке.
В 1978 году группа выпустила сингл «Summer Night City», который, хотя и стал последним лидером шведского хит-парада, оказался своего рода кульминацией их популярности в родной Швеции. Шведская публика, привыкшая к их характерному стилю и звучанию, уже начала испытывать некое «пересыщение» от постоянных хитов ABBA, что, в свою очередь, повлияло на восприятие этой песни. Несмотря на успех в Швеции, сингл не смог повторить успех на международной арене: в Великобритании он занял лишь пятое место в чарте, что оказалось довольно слабым результатом для группы, которая в своё время доминировала на музыкальных списках.
Этот сравнительно невысокий успех в международных чартах, а также потеря интереса со стороны шведских слушателей, стали решающими факторами, по которым «Summer Night City» не вошёл в следующий альбом группы «Voulez-Vous», выпущенный в апреле 1979 года. Этот период ознаменовал начало изменений в карьере ABBA, когда группа столкнулась с растущей конкуренцией и изменениями в музыкальных вкусах, что в дальнейшем привело к постепенному уходу от их яркого поп-звучания.
Две песни для нового альбома были записаны на семейной студии Criteria Studios в Майами с участием знаменитого звукорежиссёра Тома Дауда. Этот альбом стал настоящим успехом на международной арене, заняв первые места в чартах Европы и Японии, а также оказавшись в первой десятке в Канаде и Австралии. В США альбом также не остался без внимания, попав в первую двадцатку, что стало свидетельством его популярности в разных уголках мира.
Тем не менее, несмотря на успех альбома в целом, ни одна из песен не смогла занять первое место в чарте Соединённого Королевства. Однако это не помешало синглам с альбома добиться значительных результатов: каждый из них, будь то «Chiquitita», «Does Your Mother Know», «Voulez-Vous» или «I Have a Dream», попал в топ-5 британских чартов, что является свидетельством их широкой популярности и признания.
9 января 1979 года ABBA приняла участие в благотворительной акции ЮНИСЕФ в Нью-Йорке, передав все доходы от сингла «Chiquitita» организации.
В 1979 году группа ABBA выпустила второй альбом-сборник «Greatest Hits Vol. 2», который включал новый трек «Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)». Этот сингл стал одним из их самых известных диско-хитов, особенно популярным в Европе. Альбом-сборник сразу же занял первое место в чартах Великобритании, Бельгии, Канады и Японии, а также вошёл в топ-5 в нескольких других странах, что подтверждает его широкое признание по всему миру. Тем не менее, в Австралии он достиг лишь 20-го места, а в США занял скромное 46-е место, что стало несколько неожиданным результатом для группы, чьи песни раньше занимали более высокие позиции в американских чартах.
Интересный факт: в конце 1970-х годов, когда группа активно выступала на международной сцене, в Советском Союзе ей платили за её музыку не рублями, а нефтяными биржевыми товарами. Это было связано с эмбарго на рубли, что добавляет интересный исторический контекст в карьере ABBA, несмотря на то, что в СССР их популярность была весьма значительной.
13 сентября 1979 года группа ABBA начала свой первый и единственный североамериканский тур, который стартовал в канадском Эдмонтоне. Тур открылся в зале, вмещающем 14 тысяч человек, где группа выступила перед полным зрителем. В течение следующих четырёх недель ABBA провела 17 концертов, 13 из которых прошли в США, а остальные четыре - в Канаде.
Последний концерт в США, который должен был состояться в Вашингтоне, был отменён из-за эмоционального срыва Агнеты. Она пережила сильный стресс во время перелёта из Нью-Йорка в Бостон, когда частный самолёт, в котором она находилась, попал в экстремальные погодные условия и долго не мог приземлиться. Это происшествие стало причиной отмены выступления. Тур завершился концертом в Торонто, где перед группой выступило около 18 000 зрителей. Однако это шоу вызвало определённое разочарование у поклонников группы. Множество фанатов выразили мнение, что ABBA больше подходит для студийных записей, чем для живых концертов, что создало волну критики в адрес концертного формата группы.
После завершения североамериканской части тура, 19 октября, группа продолжила гастроли по Западной Европе. В рамках этого этапа турне ABBA дала 23 концерта, среди которых особенно выделяются шесть вечеров, проведённых в лондонской Уэмбли Арена, одном из самых престижных концертных залов того времени.
В марте 1980 года группа ABBA отправилась в Японию, где их ожидала настоящая волна фанатского восторга. Прибыв в аэропорт, музыканты были встречены сотнями поклонников, готовых продемонстрировать свою преданность. В Японии ABBA дала 11 концертов, каждый из которых проходил при полных залах, включая шесть выступлений в знаменитом токийском Budokan - одном из самых известных концертных залов страны.
Этот тур стал последним в карьере группы. После успешных гастролей по Японии ABBA не проводила дальнейших международных туров, что ознаменовало конец их концертной деятельности. Несмотря на это, группа продолжала оставаться одной из самых популярных и влиятельных музыкальных групп 1970-х и начала 1980-х годов, оставив яркий след в истории музыки.
В ноябре 1980 года группа ABBA выпустила новый альбом «Super Trouper», который стал знаковым в их карьере, отражая изменения в музыкальном стиле. В этом альбоме заметно увеличилось использование синтезаторов, а также стали более личными тексты песен, затрагивающие чувства и переживания участников группы. Альбом вызвал настоящий фурор: ещё до его официального выпуска было получено более одного миллиона предзаказов, что стало абсолютным рекордом.
Одним из самых ярких хитов этого альбома стал сингл «The Winner Takes It All», который быстро возглавил чарты Великобритании и стал одним из самых знаковых треков группы. В США песня также была популярной, достигнув восьмого места в чарте Billboard Hot 100. Многие восприняли эту песню как откровенное обращение к личным проблемам Агнеты и Бьорна, чей развод стал для них болезненной темой в тот период. Следующий сингл альбома, «Super Trouper», также достиг первого места в британских чартах, но в США не смог пробиться даже в топ-40. Другим заметным треком альбома стала песня «Lay All Your Love on Me», которая была выпущена ограниченным тиражом в некоторых странах и стала хитом на танцевальных площадках, возглавив Billboard Hot Dance Club Play и заняв седьмое место в британском чарте синглов.
ABBA - The Winner Takes It All
Помимо этого, в июне 1980 года ABBA выпустила сборный альбом своих хитов на испанском языке «Gracias Por La Música». Этот альбом был ориентирован на испаноговорящие страны, а также был издан в Японии и Австралии. «Gracias Por La Música» имел огромный успех, а испаноязычная версия «Chiquitita» стала настоящим прорывом, укрепив позиции группы на музыкальных рынках Южной Америки и открыв новые горизонты для их популярности в этом регионе.
С зимы 1981/1982 активность ABBA заметно пошла на спад.
В начале 1980-х годов творчество ABBA оказалось в тени музыки новой эпохи. Композиции в стиле синти-попа, к популяризации которого шведский квартет в начале десятилетия приложил руку (например, трек «Lay All Your Love on Me»), и музыкальные течения новой волны затмили диско и традиционный поп, которые ABBA исполняли в своём узнаваемом стиле. Эти изменения в музыкальных тенденциях сделали творчество группы менее актуальным для широкой аудитории, и, несмотря на их безусловное наследие, группа больше не могла оставаться в центре музыкальных трендов, как это было в конце 1970-х годов.
В декабре 1982 года был выпущен последний записанный совместно сингл группы - «Under Attack». С 1983 года ABBA считается распавшейся, хотя официального объявления о расставании не было.
Их последнее появление в качестве группы состоялось 11 декабря 1982 года в эфире британской телепрограммы «The Late, Late Breakfast Show» (прямой эфир из Стокгольма через спутник). Это стало финальной точкой их совместной деятельности. В январе 1983 года Агнета начала записывать сольный альбом, в то время как Фрида выпустила свой собственный альбом «Something’s Going On» несколько месяцев до этого. Альбом оказался очень успешным, получив признание как у критиков, так и у слушателей.
ABBA - Under Attack
Бьорн и Бенни, в свою очередь, сосредоточились на написании песен для мюзикла «Шахматы» и запустили новый проект - группу «Gemini». В это время группа ABBA была «положена на полку», так как участники начали двигаться в разные стороны, занимаясь своими сольными проектами и новыми творческими направлениями.
Возрождение популярности группы, а также всей музыки времён диско-бума, началось в 1992 году. Компания Polydor переиздала все хиты ABBA на двух компакт-дисках. В это же время группа Erasure выпустила мини-альбом с современными кавер-версиями песен группы под названием «ABBA-esque», а австралийская группа Bjorn Again добилась быстрого успеха, воспроизводя имидж и звучание ABBA с высокой точностью, что сделало их шоу легко узнаваемыми и любимыми среди поклонников.
Шведская четвёрка не появлялась на публике в полном составе (за исключением января 1986 года) до 4 июля 2008 года, когда состоялась шведская премьера фильма-мюзикла «Mamma Mia!». Ранее, в октябре 2006 года, специально на премьеру мюзикла в Москву приехали трое участников прославленного шведского квартета Фрида Рёйсс, Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон.
Никто из музыкантов так и не объявил, что группа распалась. Попытка исправить ситуацию с продажами, предпринятая лейблом Polar Music и воплотившаяся в релизе ABBA Live (первом и единственном за почти 30 лет официальном «живом» альбоме группы), оказалась неудачной. Даже мастерство студийного инженера группы М. Третова не спасло альбом от рекордно низких результатов в чартах и отрицательных отзывов критиков.
На премьере фильма «Mamma Mia!» в Стокгольме в 2008 году впервые за почти 20 лет все четыре участника группы собрались одновременно в одном месте. Камеры зафиксировали их на балконе кинозала, где они находились среди исполнителей главных ролей в фильме. Однако сфотографировать всю четвёрку отдельно от других артистов так и не удалось.
7 мая 2013 года в Стокгольме открылся музей, посвящённый творчеству группы ABBA, став важным культурным событием для поклонников коллектива по всему миру. Музей стал настоящей временной машиной, которая позволяет посетителям погрузиться в атмосферу 1970-х годов, когда группа покоряла мировые сцены. В коллекцию музея вошли экспонаты, отражающие различные аспекты музыкальной карьеры ABBA, включая их знаменитые сценические костюмы, музыкальные инструменты, а также другие памятные предметы, связанные с их выступлениями и творчеством. Музей стал уникальной вехой в сохранении истории группы и в очередной раз подтвердил значимость ABBA для мировой музыкальной культуры.
В ноябре того же года, после открытия музея, в прессе начали появляться новые слухи о возможном воссоединении коллектива. Несмотря на отсутствие официальных заявлений, эти слухи активно обсуждались поклонниками и журналистами, что свидетельствовало о том, что интерес к группе, её музыке и её участникам не угасает.
5 июня 2016 года состоялось частное мероприятие, посвящённое 50-летию творческого союза Бьорна Ульвеуса и Бенни Андерссона. Это событие стало важным моментом для всей музыкальной индустрии, ведь на нём присутствовали и другие участники ABBA - Агнета Фельтског и Фрида Лингстад. В честь юбилея Бьорна и Бенни, девушки исполнили песню «Me and I», написанную группой в 1980 году. На удивление всех присутствующих, в конце композиции Бьорн и Бенни присоединились к своим бывшим коллегам, тем самым ознаменовав первое публичное появление ABBA в полном составе за 30 лет. Этот момент стал символом воссоединения группы, даже если оно и не привело к возвращению на сцену в полном объёме.
В апреле 2018 года поклонники группы ABBA были ошеломлены новостью о воссоединении коллектива. Бьорн Ульвеус, Бенни Андерссон, Агнета Фельтског и Фрида Лингстад вновь собрались вместе для записи новых песен, что стало настоящим событием для поклонников по всему миру. Кроме того, группа анонсировала уникальный проект - виртуальный тур, в ходе которого на сцене будут выступать голограммы участников ABBA. Это новаторское решение обещало стать технологической вехой, позволяя поклонникам увидеть виртуальные образы группы в действии. Также было представлено название одной из двух новых песен, «I Still Have Faith in You», но точная дата выпуска альбома или других композиций оставалась неизвестной.
Сентябрь 2018 года принес ещё больше интересных новостей. Стало известно, что две новые композиции - «I Still Have Faith in You» и «Don’t Shut Me Down» - а также новый документальный фильм под названием «Thank You for the Music» будут выпущены не ранее следующего года. Несмотря на это, поклонники группы с нетерпением ожидали нового материала и продолжали обсуждать грядущие релизы, которые обещали стать кульминацией воссоединения коллектива спустя десятилетия.
2 сентября 2021 года на официальном YouTube-канале ABBA были представлены два видеоклипа на новые песни группы. Первый клип был снят для композиции «I Still Have Faith in You» и сочетал архивные видеосъёмки с компьютерной анимацией и трёхмерными моделями участников коллектива. Второй видеоклип был создан для песни «Don’t Shut Me Down» и представлял собой видеозарисовку с текстом песни. Эти композиции стали частью тизера нового альбома группы, который получил название Voyage и включал в себя 10 треков. Релиз альбома состоялся 5 ноября 2021 года, и в этот день на YouTube-канале были опубликованы остальные композиции в формате аудиозаписей и видеозарисовок с текстами песен.
Voyage стал девятым студийным альбомом ABBA и, как утверждала сама группа, последним в их карьере. Анонс нового альбома сопровождался выпуском ранее анонсированных синглов «I Still Have Faith in You» и «Don’t Shut Me Down». Музыкальное видео на «I Still Have Faith in You» набрало более миллиона просмотров за первые три часа после публикации, и также стало первым официальным появлением ABBAtars (голографических изображений группы). Песня «Don’t Shut Me Down» заняла первое место в шведском чарте синглов, став таким образом первым хитом группы в Швеции с октября 1978 года.
В октябре 2021 года был выпущен третий сингл с альбома - «Just a Notion», а также было объявлено, что после релиза Voyage группа ABBA распадётся навсегда. Однако на радио BBC 11 ноября 2021 года Фрида Лингстад заявила, что «не стоит быть слишком уверенными», что Voyage - последний альбом ABBA. В интервью BBC News 5 ноября Бенни Андерссон также добавил, что «если дамы надавят на меня, я могу передумать». Четвёртый сингл с альбома, «Little Things», был выпущен 3 декабря 2021 года.
В мае 2022 года, впервые за 36 лет, все участники ABBA собрались вместе на премьере голографического шоу ABBA Voyage. Это событие стало важным моментом в истории группы, которая представила новый формат концерта с использованием ABBAtars - голограмм участников коллектива. После премьеры Андерссон подтвердил, что проект ABBA Voyage станет последним, в котором группа будет работать вместе, заявив, что «после этого ничего не будет».
В 2023 году в честь группы был назван новый вид пауков Abba, обитающих в Австралии. Это уникальное и неожиданное событие стало ещё одним свидетельством культурного наследия ABBA, которое продолжает вдохновлять и находить отражение в самых разных сферах.
В мае 2023 года участники ABBA отказались от предложения выступить на конкурсе Евровидение-2024 в честь своего 50-летнего юбилея, подчеркивая, что они предпочитают оставаться в стороне от таких событий, несмотря на свою значимость для музыкальной культуры.
В 2024 году группа была удостоена рыцарского Ордена Вазы, одной из самых престижных наград Швеции, за свой вклад в развитие шведской и мировой музыкальной культуры. Участникам ABBA было присвоено звание командоров I класса, что стало заслуженной почестью для легендарных музыкантов, чье влияние на музыку и культуру невозможно переоценить.
1973 - Ring Ring
1974 - Waterloo
1975 - ABBA
1976 - Arrival
1977 - The Album
1979 - Voulez-Vous
1980 - Super Trouper
1981 - The Visitors
2021 - Voyage
1972 - «En Karusell»
1972 - «People Need Love»
1972 - «He Is Your Brother»
1973 - «Ring Ring (Bara Du Slog En Signal)»
1973 - «Ring Ring»
1973 - «Love Isn't Easy (But It Sure Is Hard Enough)»
1973 - «Nina, Pretty Ballerina»
1973 - «Rock'n Roll Band»
1973 - «Another Town, Another Train»
1974 - «Waterloo» (Swedish version)
1974 - «Waterloo»
1974 - «Honey, Honey»
1974 - «Hasta Mañana»
1974 - «So Long»
1975 - «I’ve Been Waiting for You»
1975 - «Ring Ring» (re-release)
1975 - «I Do, I Do, I Do, I Do, I Do»
1975 - «SOS»
1975 - «Bang-A-Boomerang»
1975 - «Mamma Mia»
1976 - «Fernando»
1976 - «Rock Me»
1976 - «Dancing Queen»
1976 - «Money, Money, Money»
1976 - «Dum Dum Diddle»
1977 - «That’s Me»
1977 - «Knowing Me, Knowing You»
1977 - «King Kong Song»
1977 - «The Name of the Game»
1978 - «Take a Chance on Me»
1978 - «One Man, One Woman»
1978 - «Eagle»
1978 - «Thank You for the Music»
1978 - «Summer Night City»
1979 - «Chiquitita»
1979 - «Chiquitita» (Испаноязычная версия)
1979 - «Does Your Mother Know»
1979 - «Estoy Soñando»
1979 - «Voulez-Vous»
1979 - «Angeleyes»
1979 - «As Good as New»
1979 - «Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)»
1979 - «I Have a Dream»
1980 - «Gracias Por La Música»
1980 - «¡Dame! ¡Dame! ¡Dame!»
1980 - «The Winner Takes It All»
1980 - «On and On and On»
1980 - «Andante, Andante»
1980 - «The Piper»
1980 - «Super Trouper»
1980 - «Felicidad»
1980 - «Happy New Year»
1981 - «Lay All Your Love on Me»
1981 - «One of Us»
1982 - «When All Is Said and Done»
1982 - «No Hay A Quien Culpar»
1982 - «Head Over Heels»
1982 - «The Visitors»
1982 - «Se Me Está Escapando»
1982 - «The Day Before You Came»
1983 - «Under Attack»
1983 - «Cassandra»
1983 - «Thank You for the Music»
1992 - «Dancing Queen»
1992 - «Voulez-Vous»
1994 - «Dream World»
1996 - «Put On Your White Sombrero»
1999 - «Happy New Year»
2001 - «SOS»
2004 - «Waterloo»
2008 - «Happy New Year»
2008 - «Mamma Mia»
2008 - «Dancing Queen»
2008 - «Honey, Honey»
1974 - «Waterloo»
1974 - «Ring Ring»
1975 - «Mamma Mia»
1975 - «SOS»
1975 - «Bang-A-Boomerang»
1975 - «I Do, I Do, I Do, I Do, I Do»
1976 - «Fernando»
1976 - «Dancing Queen»
1976 - «Money, Money, Money»
1977 - «Knowing Me, Knowing You»
1977 - «That’s Me»
1977 - «When I Kissed the Teacher»
1977 - «The Name of the Game»
1978 - «Take a Chance on Me»
1978 - «Eagle»
1978 - «One Man, One Woman»
1978 - «Thank You for the Music»
1978 - «Summer Night City»
1979 - «Chiquitita»
1979 - «Does Your Mother Know»
1979 - «Voulez-Vous»
1979 - «Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)»
1979 - «I Have a Dream»
1980 - «On and On and On»
1980 - «The Winner Takes It All»
1980 - «Super Trouper»
1980 - «Happy New Year»
1981 - «Lay All Your Love on Me»
1981 - «When All Is Said and Done»
1981 - «One of Us»
1982 - «Head Over Heels»
1982 - «The Day Before You Came»
1982 - «Under Attack»
последнее обновление информации: 17.11.2024