«Зигзаг удачи» (1968)

Содержание фильма «Зигзаг удачи». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

Новогодняя комедия от режиссера Эльдара Рязанова.

Молодой фотограф Володя Орешников получает приз в 10 000 рублей. Но его радость быстро омрачается, когда товарищи по работе узнают, что он взял 20 рублей из кассы взаимопомощи, где он был председателем, чтобы купить облигацию. Возмущенные этим поступком, коллеги организуют общественный суд над Орешниковым.

Ссоры и конфликты между коллегами только усугубляются, и вскоре все переводятся на неприязнь. Но к наступлению Нового года наступает перемирие, и празднование праздника помогает сослуживцам примириться.

Фильм снимался в Москве в январе-феврале 1968 года и вышел на экраны 30 декабря 1968 года. Первые значительные роли в карьере Валентины Талызиной и Георгия Буркова.

Фильм рассказывает о сотрудниках местного фотоателье "Современник", столкнувшихся с угрозой упадка репутации из-за низкой посещаемости. Молодой и находчивый фотограф Владимир Антонович Орешников предлагает необычное решение проблемы: начать фотографировать самих себя. Коллектив поддерживает его и выбирает Володю председателем кассы взаимопомощи. Орешников, мечтающий стать фотохудожником и купить новый фотоаппарат, решает воспользоваться этим и занимает 40 рублей из кассы, оставив расписку.

Параллельно с этой сюжетной линией в фильме рассказывается история Лидии Сергеевны, коллеги Володи. Она сталкивается с проблемами в личной жизни из-за своей поздней работы, что вызывает ревность ее мужа - рентгенолога. Конфликт приводит к тому, что муж покидает дом, оставляя Лидию без мебели.

Дополнительный сюжетный поворот в фильме - история Алевтины Васильевны, председательницы месткома фотоателье. Она - не слишком привлекательная женщина, мечтающая о замужестве. Ее мать находит для нее потенциального жениха - директора автобазы Ивана Степановича Калачева. Однако он оказывается простодушным и грубоватым, что не нравится ни Алевтине, ни ее отцу - военному в отставке, который выгоняет "жениха". Но после размышлений Иван Степанович осознает, что Алевтина - лучший выбор для него. На следующий день он приходит на ее работу под предлогом фотосессии. Несмотря на то что Алевтине Иван Степанович не особенно нравится, фотография все-таки делается у Орешникова.

На день тиража Владимир выигрывает невероятную сумму - 10000 рублей. Он полон радости от удачи, которая его посетила. Орешников едва не сорвался от восторга, и по возвращении на работу его сопровождал милиционер. В офисе он с радостью делился своей удачей со всеми. Лидия Сергеевна предлагает ему отпраздновать это событие у себя дома, заявляя, что, якобы, выгнала мужа. Однако счастье длилось недолго: Орешников начинает вести себя высокомерно по отношению к Оле, что приводит к их ссоре.

В подавленном настроении Владимир идет в ресторан и случайно оказывается за столиком с мужем Лидии Сергеевны, который ушел от нее. Оба мужчины делятся своими проблемами. Затем Орешников предлагает мужчине посетить Лидию Сергеевну в компании, не подозревая, что он - муж женщины. Неведомый обстоятельству, мужчина соглашается, и они отправляются к ней домой. Дома муж снова начинает сцену ревности и упрекает Лидию Сергеевну за ложь о том, что выгнала его. Обидевшаяся Лидия Сергеевна уходит, а мужчины остаются наедине и утопают свои горести в выпивке.

Лидия Сергеевна, намереваясь отомстить Орешникову за сплетню, устраивает собрание, на котором обвиняют Владимира в том, что он выиграл крупную сумму, воспользовавшись общими деньгами, а не своими. Собрание чуть было не прервалось появлением Ивана Степановича, пришедшего за фотографиями и недовольного закрытием ателье.

В попытке произвести впечатление на Алевтину (что ему удалось), Иван участвует в собрании. Сначала он защищает Орешникова, но затем присоединяется к большинству. Коллектив исключает Владимира из кассы взаимопомощи, отбирают его облигацию, и он уходит, оставшись ни с чем. Лидия Сергеевна также исключается из кассы за неуплату членских взносов. Внезапно она влюбляется в Владимира, единственного, кто за нее заступился. Лидия Сергеевна приходит к нему домой, извиняется и признается в своих чувствах. Владимир мягко отказывает ей, однако она соблазняет его.

В то время как коллектив и Иван Степанович приходят в сберкассу за выигрышем, Оля обнаруживает облигацию, купленную Володей, и подозревает, что его обокрали. Однако, увидев на улице своего жениха с Лидией Сергеевной, она радостно отдает деньги сотрудникам ателье. Несколько часов до наступления нового года коллектив задумывается, что делать с выигрышем. В итоге они принимают решение простить Володю и Лидию Сергеевну, и также поделиться с ними деньгами. Володя и Лидия, не зная об этом, готовят план мести. Володя появляется перед коллегами в образе деда Мороза, а Лидия Сергеевна в это время крадет портфель с деньгами. Коллектив начинает погоню за ними, но Володя возвращает им деньги, забрав свою и долю Лидии. Попросив прощения у коллег, Володя отмечает наступление нового года. Лидия Сергеевна вновь предлагает ему быть ее мужем, но Володя отказывается.

Спустя некоторое время Володя решает на короткое время отложить свою мечту о карьере фотохудожника и на полученные 1000 рублей из выигрыша покупает Оле шубу. Алевтина, обратившись в салон красоты, проходит полное преображение и затем выходит замуж за Ивана Степановича. Сотрудники снова обращаются к Володе за финансовой помощью, но он отвечает, что денег нет. Вновь купив облигацию, он надеется на удачу, которая, возможно, снова к нему улыбнется...

кадры из фильма "Зигзаг удачи"

постер Зигзаг удачи

кадр Зигзаг удачи 2

кадр Зигзаг удачи 3

кадр Зигзаг удачи 4

кадр Зигзаг удачи 5

кадр Зигзаг удачи 6

кадр Зигзаг удачи 7

кадр Зигзаг удачи 8

кадр Зигзаг удачи 9

кадр Зигзаг удачи 10

кадр Зигзаг удачи 11

кадр Зигзаг удачи 12



Актеры и роли:

Евгений Леонов - фотограф Владимир Антонович Орешников;
Ирина Скобцева - фотограф Лидия Сергеевна;
Валентина Талызина - председатель месткома Алевтина Васильевна;
Евгений Евстигнеев - директор автобазы Иван Степанович Калачёв;
Алексей Грибов - директор фотоателье Кирилл Иванович Полотенцев;
Готлиб Ронинсон - рентгенолог муж Лидии Сергеевны;
Георгий Бурков - художник-ретушёр Петя;
Валентина Теличкина - невеста Орешникова, кассир в сберкассе Оля;
Нина Сазонова - мать Алевтины Марья Петровна;
Виктор Шульгин - отец Алевтины Василий Александрович;
Зиновий Гердт - текст от автора;
Светлана Старикова - сотрудница фотоателье Ира;
Борис Суслов - фотограф Юра;
Антонина Дмитриева - ведущая розыгрыша лотереи;
Феликс Яворский - председатель тиражной комиссии;
Герман Качин - молодой грузчик

Режиссеры: Эльдар Рязанов, Фёдор Хитрук;
Сценаристы: Эмиль (Эмануэль) Брагинский, Эльдар Рязанов;
Оператор: Владимир Нахабцев;
Композитор: Андрей Петров;
Художники: Сергей Воронков, Ипполит Новодережкин, Владимир Зуйков;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1968;
Премьера: 29 декабря 1968.

Интересные факты о фильме "Зигзаг удачи"

Творческий тандем Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского состоялся во время работы над картиной «Берегись автомобиля», вышедшей на экраны в 1966 году. Комедия получила всесоюзное и международное признание, и от соавторов ждали продолжения. В основу сюжета очередного фильма легла реальная история о нечистом на руку профсоюзном сотруднике, который заимствовал деньги из кассы взаимопомощи, покупая на них облигации. Использовался тот же подход, что и в предыдущей совместной работе. Сценарий был сначала опубликован как повесть в журнале «Наш современник», и затем была подана заявка на фильм. Экранизации, как уже опробованный и одобренный материал, быстрее проходили идеологические барьеры. Будущая картина с рабочим названием «Кривая счастья» была достаточно легко принята худсоветом киностудии «Мосфильм», получив благожелательные оценки Юрия Нагибина.

Первым на роль директора автобазы режиссёр пригласил Евгения Евстигнеева. На эту роль также пробовался Юрий Визбор, но его кандидатуру отклонили - он явно не подходил по типажу. Эльдар Рязанов давно уже хотел пригласить Алису Фрейндлих на одну из ролей в своих картинах. Она в своё время до последнего момента претендовала на роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе», но не подошла. Сценаристы создавали персонажа Алевтину «под неё». Однако и здесь желанию не суждено было сбыться - оказалось, что Алиса Фрейндлих к моменту начала производства картины ждала ребёнка.

На роль Алевтины взяли актрису театра имени Моссовета Валентину Талызину. На роль ретушёра Пети Рязанов выбрал тогда малоизвестного Георгия Буркова. По его словам, актёр представлял собой «идеальное лицо спившегося русского интеллигента».

Главного героя соавторы также писали «под» Иннокентия Смоктуновского - однако у актера тогда обострилась болезнь. На роль пробовались Миронов, Ширвиндт, Шакуров. Рязанов предложил несколько неожиданную кандидатуру Евгения Леонова. Первоначально Леонова видели в образе директора фотоателье. Актёра долго не утверждал худсовет студии, полагая, что здесь необходима более эффектная и киногеничная внешность. Тогда Рязанов использовал испытанный приём. Он начал тянуть время и готовиться к съёмкам. «Уходила» натура, зима кончалась, и студия подтвердила выбор режиссёра.

Съёмки картины состоялись в январе-феврале 1968 года в Москве. Натурные съёмки прошли в районе Чистопрудного бульвара, театра «Современник» и других мест в столице. В первый съёмочный день запечатлели сцену «смотрин» жениха Калачёва, дома у Алевтины.

Валентина Талызина, впервые получившая главную роль в картине именитого режиссёра, волновалась до такой степени, что у неё дрожал голос. Евгений Евстигнеев попытался найти взаимопонимание со своей партнёршей, предложив выпить в перерыве. Так постепенно был найден общий язык. Трудно давались уличные сцены. В Москве тогда температура опускалась ниже 20 градусов, но зима подходила к концу, и съёмки продолжались по 12 часов в день. Актёрских трейлеров, где можно было бы погреться, в то время ещё не существовало. Рязанов безуспешно боролся с алкогольными напитками, которые негласно проносили на площадку. После напряжённого дня выяснилось, что единственный удачный дубль был снят участниками эпизода в нетрезвом виде. Он рассорился с артистами, пригрозив написать жалобы им по месту работы. Впоследствии режиссёр недолюбливал картину и посвятил ей минимум места в своих воспоминаниях.

Худсовет студии «Мосфильм» принял работу без особых замечаний. Однако неожиданную критику высказали профсоюзные органы. Безалаберное отношение к деньгам из кассы взаимопомощи (сфера ответственности профкома) и явно сатирическое изображение работы фотоателье раздражали представителей профсоюзов. Центральный орган «Советские профсоюзы» ответил на выход комедии на экраны письмом-рецензией от рядового читателя (популярный в те времена приём). Картину обвиняли в примитивизме, «водевильности» сюжета, уходе от реальности под прикрытием комедии положений.

На экраны картина вышла 30 декабря 1968 года, получив вторую категорию и ограничения по прокату.


см. также:

Лучшие новогодние комедии >>>






Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.