Содержание фильма «Зеркало». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Драма от режиссера Андрея Тарковского.
Пролог. Мальчик Игнат включает телевизор и смотрит передачу, где врач помогает сильно заикающемуся подростку громко и чётко произнести: «Я могу говорить». Далее фильм переносит в прошлое, примерно в 1935 год. Мать Алексея Мария, живя в деревне, тяжело переживает развод с мужем. Сидя на заборе неподалёку от своего дома, она встречает мимо проходящего врача. Оптимистично настроенный мужчина безуспешно пытается завести с ней разговор. После рассуждений о жизни и природе он уходит. Ближе к вечеру малолетний Алексей вместе с матерью и соседями становится свидетелями случайного пожара в сарае.
Повествование переносится в 1970-е годы. Повзрослевший Алексей помимо напряжённых отношений с престарелой матерью, также переживает разлад с бывшей женой Натальей и со своим сыном Игнатом. Из телефонного звонка Алексей узнаёт от матери, что недавно умерла её сотрудница из типографии.
Дальше следует воспоминание об одном инциденте, произошедшем на работе у Марии: однажды она в дождливый день прибежала в типографию, чтобы исправить допущенную ошибку (про какое слово идёт речь, в фильме не раскрывается, но опечатка могла стоить работы и даже жизни коллег) Вскоре выясняется, что ошибки не было, но переполошенная Лиза начинает ссору с Марией и упрекает её в эгоизме, из-за которого от неё ушёл муж.
70-е. Игнат с няней изучает историю России и читает стихи Александра Пушкина, во время этого раздаётся звонок в дверь. Игнат открывает и видит пожилую Марию, она, не узнав своего внука и подумав, что ошиблась квартирой, уходит. После этого Игнат обнаруживает, что няня таинственным образом исчезла. Вскоре мальчику звонит отец, и во время разговора по телефону с сыном Алексей вспоминает свои подростковые годы. Отрочество Алексея пришлось на годы войны. Он был влюблён в местную деревенскую девушку и учился вместе с другими мальчиками стрельбе у сурового военрука. Во время учений мальчик-сирота случайно роняет гранату, перепугав всех, но она оказалась учебной. После окончания войны Алексей с сестрой впервые за долгие годы воссоединяются с отцом, который стал ветераном.
Алексей ради лучшего воспитания сына предлагает Наталье второй раз выйти замуж или отдать Игната ему на попечение. Сам же Игнат жить с отцом отказывается. Спустя некоторое время Алексей серьёзно заболевает и становится прикованным к постели.
Финал переносит в счастливые воспоминания Марии о муже; одно из них, где они лежа на травянистом поле, ведут неторопливый разговор о ребёнке, которого только ждут (подразумевается будущий Алексей). Последние кадры показывают пожилую Марию, гуляющую с местными детьми (которые напоминают маленького Алексея с сестрой) на том же самом месте...
Идея фильма «Зеркало» возникла в 1967 году после съёмок фильма «Андрей Рублёв». По воспоминаниям драматурга Александра Мишарина, на прогулке с Андреем Тарковским вдоль Измайловских прудов речь зашла о современной истории, в которой нашли бы своё отражение реалии советской действительности. При этом история во многом совпадала с реальной жизнью самого Тарковского, у которого были непростые отношения с родителями.
К сценарию «Белый, белый день» они приступили в начале 1968 года в Доме творчества кинематографистов «Репино» под Ленинградом. Сюжет рождался из воспоминаний Тарковского, из рассказанных кем-то историй, из обсуждений литературных произведений и т. д. Вначале не было никаких записей. Только после того как накопилось большое число идей и образов, авторы попытались систематизировать то, что они обсудили. Было выделено 36 эпизодов (впоследствии, учитывая метраж фильма, их число сократили до 28). После этого стали переносить сценарий на бумагу - ежедневно записывали по два эпизода, обсуждали и вносили правки. Сценарий был готов через две недели, 14 эпизодов были написаны А. Мишариным, 14 - А. Тарковским. Каждый эпизод был принят соавторами с минимумом исправлений, разногласия возникли только по одному эпизоду, который А. Мишарину пришлось переписать заново. Сценарий имел необычную форму: его построили на предполагаемом диалоге с матерью Тарковского в виде анкеты - она отвечала на вопросы о своей жизни, каждый её ответ сопровождался своеобразным кинематографическим комментарием.
Во время съёмок были добавлены новые эпизоды, заменившие убранное из сценария интервью с матерью, в частности была значительно расширена роль матери в исполнении М. Тереховой.
Всего было снято 32 эпизода фильма. При монтаже перед сценаристом и режиссёром возникли сложности с их последовательностью. А. Тарковский предложил сделать «кассу для букв с 32 кармашками» и в каждую поместить карточку с названием эпизода: «Продажа серёжек», «Типография», «Сеанс гипноза», «Испанцы» и т. д. По воспоминаниям А. Мишарина, перекладывание карточек заняло более 20 дней - в каждом из вариантов последовательности выявлялись эпизоды, которые не вписывались в образную цепочку, не связывались и не вытекали из других эпизодов. Решение было найдено после того, как один из эпизодов вынесли в пролог. В результате последовательность всех остальных эпизодов гармонично «сложилась».
Премьера фильма была устроена в узком кругу. На неё пригласили Д. Шостаковича, П. Капицу, В. Шкловского, П. Нилина, Ю. Бондарева, Ч. Айтматова. Все они положительно отозвались о фильме. А председатель Госкино Ермаш после просмотра, по словам Мишарина, выдержал долгую паузу и сказал: «У нас, конечно, свобода творчества! Но не до такой же степени!» С одной стороны, в готовый фильм не внесли никаких исправлений, с другой стороны, такая реакция председателя Госкино повлияла на прокат - «Зеркало» выпустили на экран небольшим тиражом.
В зеркале человек видит себя. Так и в этом фильме главного героя не показывают, все события происходят так, как он их воспринимает, видит в отражении своего сознания. Именно поэтому мать и жена видятся ему как один образ, одни герои фильма иногда замещаются другими.
В. Михалкович, «Кинотавр-96», программа «Выбор критика»: «Для меня величайший фильм „всех времён и народов“ - „Зеркало“ Тарковского. Кино в высших своих достижениях давно стало искусством, способным выражать глубочайшие философские истины. Тем самым оно сравнимо, скажем, с прозой Достоевского или драматургией Шекспира. Но нигде, ни в одном из этих достижений не показан столь впечатляюще и проникновенно, причём - чисто кинематографически, без посредства абстракций, мир за гранью „тайцзи“ - Великого предела, то есть утратившей гармонию „инь“ и „ян“ - мужского и женского начал».
кадры из фильма "Зеркало"
Актеры и роли:
Маргарита Терехова - Мария, мать Алексея/ Наталья;
Олег Янковский - отец Алексея;
Иннокентий Смоктуновский - Алексей в зрелые годы (голос за кадром);
Мария Вишнякова - престарелая Мария;
Игнат Данильцев - молодой Алексей (12 лет) / Игнат;
Филипп Янковский - Алёша (5 лет);
Андрей Тарковский - кто-то в шубе / взрослый Алексей на смертном одре;
Николай Гринько - директор типографии;
Алла Демидова - Лиза;
Юрий Назаров - военный инструктор;
Анатолий Солоницын - доктор;
Александр Мишарин - доктор у смертного одра Алексея;
Лариса Тарковская - Надежда;
Тамара Огородникова - няня / соседка / странная женщина за чайным столиком;
Татьяна Решетникова;
Э. Дель Боске - испанец;
Арсений Тарковский - читающий стихи (голос за кадром)
Режиссер: Андрей Тарковский;
Сценаристы: Александр Мишарин, Андрей Тарковский;
Оператор: Георгий Рерберг;
Композитор: Эдуард Артемьев;
Художник: Николай Двигубский;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1974;
Премьера: 21 апреля 1975 (СССР)