лого Штуки-дрюки

«Заводной апельсин» (1971)

Содержание фильма «Заводной апельсин». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

постер фильм Заводной апельсин

19 декабря 1971 года в Нью-Йорке состоялась премьера фильма «Заводной апельсин».

Триллер от режиссера Стэнли Кубрика по мотивам одноименного романа-антиутопии Энтони Берджесса о молодом преступнике Алексе, получающем удовольствие от актов «ультранасилия». Лента затрагивает философские, моральные и религиозные проблемы свободы воли, деградации института семьи и вмешательства государства в жизнь человека. Сатира картины направлена на политику, государство и церковь.

Главные герои

Александр ДеЛардж - юный самовлюбленный садист, лидер преступной группировки. В своей речи использует сленг надсат, в котором слышны слова русского происхождения (сам язык в фильме - намек на влияние социалистического Востока на культуру и политику западного общества). Алекс остроумен и лиричен. Обожает музыку Бетховена до такой степени, что при прослушивании впадает в экстаз и мастурбирует. Безразличие, с которым Алекс бросает в подкроватный ящик отобранные у его жертв ценные вещи, демонстрирует отсутствие корыстных мотивов в преступлениях героя. Он получает удовольствие от самого насилия, а не от «трофеев». Алекс скептически относится к религиозным ценностям, однако его ни в коем случае нельзя назвать атеистом. В комнате Алекса есть деревянное распятие и «пляшущие» Иисусы с оголенными гениталиями. Во время «лечения» герой использует термин «грех», называя так сочетание происходящих на экране мерзостей и музыки Бетховена. Алекс олицетворяет низменные стороны социума и человеческого сознания: преступность, цинизм.

Мистер Александр - писатель, альтер эго Энтони Берджесса. Создавая персонажа, автор «заставляет» его испытать те же мучения, что когда-то пришлось пережить ему самому. Во время Второй мировой войны беременную жену Берджесса избили солдаты-дезертиры. Для женщины несчастный случай стал глубоким психологическим ударом: у нее случился выкидыш, и она пыталась покончить с собой. Сам Берджесс после пережитого пристрастился к алкоголю. Именно мистер Александр предлагает жене пустить в дом преступников, представляющихся «людьми, попавшими в аварию». Эта сцена подчеркивает, что жертвами становятся в первую очередь те, кто готов прийти на помощь другим. Мистер Александр находится в оппозиции к действующей власти, принадлежит к радикальной левой партии. Писатель предлагает своим единомышленникам использовать Алекса в политических целях, обвинив правительство в тоталитаризме и применении принудительной терапии. При этом мистер Александр показывает свои собственные тоталитарные наклонности, произнося крамольную фразу: «Простые люди станут за нас горой, они продадут свободу за спокойствие. Мы должны их подтолкнуть, направить».

Сюжет

Действие картины разворачивается в Лондоне будущего. Юный Алекс ДеЛардж вместе со своей бандой в баре «Korova» употребляет коктейль «Молоко плюс», в котором содержатся наркотики, пробуждающие в молодых людях желание совершать акты «ультранасилия». Покинув бар, шайка избивает бездомного старика, вступает в драку с соперничающей бандой, носится на скоростном автомобиле по окрестностям города, проникает в дом писателя Александра и насилует его жену. После этого герои возвращаются в бар, где Алекс ударяет тростью по ногам своего товарища за то, что тот мешает ему наслаждаться музыкой - Девятой симфонией Бетховена, от которой протагонист впадает в состояние, близкое к оргазмическому.

На следующий день приятели дают понять Алексу, что тот слишком много берет на себя, однако юноша не разделяет этого мнения и ради утверждения своего лидерства избивает сообщников. Вскоре те предают Алекса: во время нападения банды на дом богатой "Кошатницы" они бросают мужчину на месте преступления. Он попадает в полицейский участок, где узнает, что избитая им хозяйка дома скончалась.

Алекс приговаривается к тюремному заключению. В местах лишения свободы герой знакомится с Библией и участвует в религиозных службах. Во время посещения тюрьмы министр внутренних дел выбирает Алекса в качестве подопытного для эксперимента по применению к заключенным коррекционной терапии - «техники Людовика». Чтобы досрочно выйти на свободу, Алекс соглашается на участие в эксперименте, в ходе которого его пристегивают к креслу, закрепляют веки и вынуждают в течение долгих часов смотреть на киноэкран, на котором беспрестанно демонстрируют акты насилия в сопровождении музыки Бетховена, что возбуждает в герое протест и отвращение. После нескольких сеансов малейшие намеки на агрессию, секс и сопровождавшую сцены насилия музыку вызывают у Алекса приступы омерзения и тошноты. Результаты эксперимента демонстрируют собравшейся аудитории: главный герой с покорностью лижет ботинок ударившего его мужчины и отшатывается от обнаженной девушки.

Вернувшись домой, Алекс понимает, что его здесь не ждали, а комнату его сдали неизвестному мужчине, потому протагонист уходит. На улице парня избивает группа бездомных, а после и бывшие приятели Дим и Джорджи, что за время его отсутствия пошли служить в полицию. Раненый и избитый Алекс пытается найти временное пристанище и случайно попадает в дом мистера Александра. Писатель, узнав его, подсыпает ему в вино снотворное. Алекс теряет сознание, а когда приходит в себя, оказывается запертым в комнате, где вынужден слушать Девятую симфонию Бетховена, которую для него включил на полную громкость мужчина, собравший этажом ниже политических единомышленников. Не выдерживая, Алекс выбрасывается из окна.

После попытки самоубийства Алекс в гипсе приходит в себя в больничной палате. СМИ обвиняют в произошедшей трагедии правительство. Алекса навещает министр Фредерик, который предлагает молодому человеку сделку, и Алекс соглашается сотрудничать с властями. В результате лечения последствия коррекционной терапии проходят, и к нему возвращаются прежние инстинкты.

В заключительной сцене юноша представляет, как прилюдно занимается сексом с девушкой. Толпа, одетая по эдвардианской моде, аплодирует паре. Фильм завершается фразой Алекса: «Я и впрямь излечился...».

Фильм вызвал неоднозначную реакцию в обществе и СМИ из-за многочисленных сцен секса и насилия. В Великобритании лента была снята с проката по требованию самого режиссера. Возвращение на экраны состоялось лишь в 2000 году. В 1970-е годы картина получила смешанные отзывы критиков. Большинство современных киноведов отзываются о фильме в позитивном ключе.

Несмотря на скандалы, фильм имел коммерческий успех и позволил режиссеру продолжить сотрудничество с Warner Brothers. «Заводной апельсин» был номинирован на премию «Оскар» в четырех номинациях, но в итоге не получил ни одной статуэтки.

кадры из фильма "Заводной апельсин"

кадр Заводной апельсин 2

кадр Заводной апельсин 3

кадр Заводной апельсин 4

кадр Заводной апельсин 5

кадр Заводной апельсин 6

кадр Заводной апельсин 7

кадр Заводной апельсин 8

кадр Заводной апельсин 9

кадр Заводной апельсин 10

кадр Заводной апельсин 11

кадр Заводной апельсин 12

кадр Заводной апельсин 13

кадр Заводной апельсин 14

кадр Заводной апельсин 15

кадр Заводной апельсин 16

кадр Заводной апельсин 17

кадр Заводной апельсин 18



Актеры и роли:

Малкольм Макдауэлл - Александр ДеЛардж;
Патрик Мэги - мистер Александр;
Майкл Бейтс - Барнс;
Уоррен Кларк - Дим;
Джон Клайв - актёр;
Адриенн Корри - миссис Александр;
Карл Дюринг - доктор Бродский;
Пол Фаррелл - бродяга;
Клайв Фрэнсис - Джо;
Майкл Гувер - начальник тюрьмы;
Мириам Карлин - "Кошатница";
Джеймс Маркус - Джорджи;
Обри Моррис - Дельтоид;
Годфри Куигли - тюремный священник;
Шейла Рэйнор - мать Алекса;
Мэдж Райан - доктор Брэном;
Джон Савидент - Долин;
Энтони Шарп - Алекс;
Филип Стоун - отец Алекса;
Полин Тейлор - психиатр;
Маргарет Тайзек - Рубенстайн;
Стивен Беркофф - полицейский;
Майкл Тарн - Пит;
Дэвид Прауз - Джулиан;
Джэн Адер - служанка;
Вивиан Чендлер - психиатр;
Джон Карни - человек из Скотланд-Ярда;
Ричард Коннот - Биллибой;
Кэрол Дринуотер - сестра Фили Шерри Грюнвальд - жертва изнасилования;
Джиллиан Хиллс - Соньетта;
Барбара Скотт - Марти;
Вирджиния Уэзерелл - актриса;
Катя Уайет - девушка из фантазии

Режиссер: Стэнли Кубрик;
Сценаристы: Стэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс;
Оператор: Джон Олкотт;
Композитор: Венди Карлос;
Художники: Джон Бэрри, Милена Канонеро;
Продюсеры: Сай Литвинофф, Бернард Уильямс, Макс Л. Рааб, Стэнли Кубрик;
Страна: Великобритания, США;
Производство: Hawk Films Ltd., Warner Bros. Pictures Co.;
Премьера: 19 декабря 1971 (США), 9 декабря 2021 (Россия)

История создания фильма

О существовании романа «Заводной апельсин» Стэнли Кубрик узнал благодаря коллеге-сценаристу Терри Саузерну. Произведение Энтони Берджесса произвело на Саузерна столь сильное впечатление, что он подарил книгу режиссеру. Однако Кубрик был занят съемками фильма «Космическая одиссея 2001 года» и не стал углубляться в чтение, к тому же при поверхностном знакомстве его оттолкнул лингвистический эксперимент романа - сленг надсат. Режиссер посчитал, что произведение Берджесса нельзя перенести на экран: зрители не поймут диалоги героев. В итоге Кубрик отложил книгу и забыл о ней на полтора года. Видя незаинтересованность коллеги, Саузерн самостоятельно выкупил права на произведение и на его основе написал сценарий. Однако цензор отказался даже знакомиться с работой, заявив, что в книге говорится о неповиновении молодежи властям, что недопустимо показывать на экране.

Саузерн не стал продлевать права на книгу. Вместо Терри это сделали его адвокат Си Литвинофф и давний друг Макс Рааб. Литвинофф продюсировал мелкие пьесы и мечтал пробиться в большую киноиндустрию. «Заводной апельсин» он хотел снять с участием рок-группы The Rolling Stones в качестве пилотного проекта. Планировалось, что главную роль сыграет Мик Джаггер - большой ценитель романа. Написание сценария Литвинофф поручил Берджессу. Самого писателя выбранный исполнитель главной роли устраивал. По признанию Берджесса, создавая персонажа, он как раз и имел в виду человека с внешностью и темпераментом Джаггера. Учитывая неоднозначное содержание романа, предполагалось, что сниматься будет недорогая андеграундная лента, предназначенная исключительно для демонстрации в киноклубах. Группа, однако, не нашла в своем плотном графике времени для съемок, и в итоге проект не был реализован.

Для самого Кубрика идея приобрела актуальность после провала с поиском средств для фильма о Наполеоне. Кубрик был одержим проектом и тщательно исследовал все аспекты военной и политической карьеры, а также личной жизни императора Франции. Режиссер обсуждал идею с Джеком Николсоном, которого планировал пригласить на главную роль. Однако после кассового провала картины Сергея Бондарчука «Ватерлоо» инвесторы неохотно поддерживали творческое начинание Кубрика, что заставило его вспомнить о ранее забракованной идее. В конце 1969 года Кубрик позвонил Терри Саузерну и спросил: «Помнишь книгу Энтони Берджесса, которую ты мне показал?». Роман был прочитан Кубриком за один присест. На этот раз Стэнли увидел в произведении кинематографический потенциал.

Кубрик выкупил у Литвиноффа и Рааба права на экранизацию за двести тысяч долларов. Сам Берджесс из этой суммы не получил ни цента, так как к тому времени уже не считался правообладателем романа. Учитывая первоначальную продажу прав Саузерну, писатель заработал на «Заводном апельсине» лишь 500 долларов.

Терри Саузерн предложил режиссеру ранее написанный им сценарий. Однако Кубрик отказался от предложения. Режиссер был убежден, что роман Берджесса идеально подходит для фильма и помощники для создания киноадаптации ему не нужны. Работа над сценарием была завершена 15 мая 1970 года. Это был первый случай, когда Кубрик стал единственным автором сценария своей картины. В поисках средств для съемок режиссер обратился в недавно созданную Фрэнсисом Фордом Копполой мини-студию American Zoetrope. Сотрудничество не сложилось. Тогда Кубрик обратился к старым партнерам из Seven Arts, которые занимались финансированием фильма «Лолита». В конце шестидесятых компания слилась с Warner Brothers, представители которой в итоге и взялись за организацию съемок «Заводного апельсина».

В книге главному герою Алексу было где-то пятнадцать-восемнадцать лет. Несмотря на это, Кубрик пригласил на роль двадцатисемилетнего Малкольма Макдауэлла, на которого режиссер обратил внимание в фильме Линдсея Андерсона «Если....», где актер сыграл школьника-бунтаря. «Если Малкольм занят, я, вероятно, не стану снимать фильм», - говорил Кубрик. Он был уверен, что более юный актер не смог бы сыграть Алекса. На вечере, организованном политиком Гарольдом Вильсоном после парламентских выборов 1970 года, Стэнли обратил внимание на йогическую позу, в которой находилась Мириам Карлин. На следующий день актрисе позвонил агент Кубрика и заявил, что режиссер приглашает ее на роль Кошатницы в «Заводном апельсине». Актриса согласилась, но умолчала о своей боязни кошек. Ради роли она даже посещала гипнотизера, чтобы избавиться от фобии.

Кубрик хотел обсудить роман с его автором. Однако дело ограничилось лишь телефонным разговором, который режиссер охарактеризовал как «обмен любезностями». Тем не менее Кубрик не переживал по поводу несостоявшейся встречи. По признанию Стэнли, «в такой блестяще написанной книге только ленивый мог не найти ответы на любые вопросы».

Съемки начались в сентябре 1970 года. Специально для картины Кубрик пытался найти «футуристические» здания, для чего изучал британские архитектурные журналы. Единственными специально построенными для фильма интерьерами стали бар «Korova», регистратура в тюрьме, ванная комната и вестибюль дома писателя. Павильоны были сооружены на небольшой фабрике, арендованной съемочной группой. Остальные объекты создатели картины нашли в окрестностях Лондона, в том числе и здание в Оксфордшире (дом писателя). По словам актера Клайва Фрэнсиса, Кубрик долго искал по всему Лондону подходящую для съемок «квартиру Алекса и его родителей». В результате он нашел многоквартирный дом в Элстри и заплатил владельцам жилой площади арендную плату.

Вместе с приглашенным дизайнером режиссер сделал «футуристическую обстановку» помещения, потратив 5000 фунтов стерлингов. По завершении съемок комнаты были возвращены в первоначальное состояние. Но Кубрику неожиданно захотелось переснять два крупных плана. Он вновь «выгнал» владельцев и снова принялся за переделку интерьера.

Кубрик выслушивал все предложения от актеров и съемочной группы. Он всегда приносил роман Берджесса на площадку и спрашивал у участников ленты: «А как мы сделаем эту сцену?» Актеры могли повлиять и на выбор костюмов. Так, грим с ресницами помог придумать Малкольм Макдауэлл. Он купил в магазине накладную ресницу и подарил ее Кубрику ради шутки. Одежда главных героев была вдохновлена крикетным снаряжением, которое находилось в машине Макдауэлла. Кубрик предложил надеть защитную ракушку поверх штанов.

Сцену вторжения в дом писателя актеры репетировали три дня. Пытаясь найти удачные кадры, Кубрик менял мебель и переставлял ее местами. В итоге у режиссера появилась неожиданная идея: он предложил Макдауэллу танцевать во время «изнасилования» и напевать какую-нибудь мелодию. Макдауэлл выбрал «Singin' in the Rain» - единственную песню, текст которой актер хорошо знал. Увидев получившуюся сцену, Кубрик смеялся до слез. Прямо во время обеденного перерыва Кубрик попросил своего помощника выкупить у авторов право на использование песни в фильме. Режиссер музыкального кинофильма «Поющие под дождем» Стэнли Донен был не против этого. Джин Келли, исполнивший главную роль в мюзикле, затаил обиду на Кубрика и отказался общаться с ним на премьере картины.

Домашний любимец главного героя, питон Бейзил, появился в фильме, когда Макдауэлл в порыве откровенности рассказал режиссеру о своей фобии на рептилий. На следующее утро Кубрик принес на съемочную площадку змею, заставив актера держать ее в руках и лежать с ней в кровати.

По требованию Кубрика некоторые женские манекены в баре «Korova» были представлены в виде автоматов по продаже «Молока-плюс». В куклах находилось настоящее молоко. В жарком павильоне оно постоянно сворачивалось, из-за чего его необходимо было менять каждый час.

Перед созданием эпизода в доме «богатой птицы» Кубрик попросил Мириам Карлин прийти в студию на несколько дней раньше. Режиссер хотел увидеть типичные занятия йогой в исполнении актрисы. Пока она находилась в одной из поз, в дверь постучали. Погруженная в занятие актриса рассердилась и сказала: «Вот дерьмо!» (англ. «Oh, shit!») Данная фраза и вошла в итоговую версию картины. По воспоминаниям Карлин, реплика вызывала смех зрителей в кинотеатрах.

Согласно сюжету, во время допроса Алексу плюет в лицо воспитатель от полиции Дельтоид. Кубрик просил исполнителя его роли попасть прямо в нос Макдауэллу. У Обри Морриса не получалось этого сделать. Из-за большого количества дублей у актера закончилась слюна. В итоге плевок совершил Стивен Беркофф (полицейский Том). По собственному признанию Макдауэлла, из-за унизительной сцены он был «немного взбешен».

Перед съемкой эпизода «исправления» Кубрик показал Макдауэллу фотографию офтальмологической операции, во время которой у пациента были закреплены веки. Актер наотрез отказался повторять «эксперимент». Тогда режиссер привел доктора из глазной клиники Мурфилдс. Врач должен был проводить обезболивание и капать в глаза специальный раствор. Он уверял, что «замки» не нанесут актеру вреда. Однако он не учел, что закрепления использовались только на лежащих пациентах. У сидящего Макдауэлла замки постоянно соскальзывали с век и царапали роговицу глаза. Когда анестезия прошла, актер от нестерпимой боли бился головой о стену. Однако Кубрик больше переживал не из-за страданий артиста, а из-за невозможности перейти к следующему дублю. После съемок Макдауэлл жаловался Кирку Дугласу: «Уж этот сукин сын! Мне поцарапали роговицу левого глаза. Глаз разболелся, я ослеп. А Кубрик сказал: „Снимаем сцену. Вполне подойдет и второй глаз“».

По словам Джона Клайва (человек на сцене), во время репетиции сцены «демонстрации результатов лечения», Стэнли Кубрик «сошел с ума» и требовал от актера, чтобы тот ударил Макдауэлла. Исполнитель главной роли сказал своему коллеге: «Не спорь с ним!». В итоге Клайв слишком сильно стиснул ребра Макдауэллу и сломал одно из них.

Во время съемок сцены, в которой Джорджи и Дим топят Алекса Макдауэлл использовал аппарат для дыхания. Съемки проводились зимой, поэтому вода была холодная. На создание сцены было использовано более 20 дублей.

В фильме есть сцена попытки самоубийства Алекса, которая показана от первого лица. Для съемки эпизода Кубрик купил старую камеру Newman-Sinclair. Режиссер и его помощники сделали несколько защитных коробок из полистирола, положили туда камеру и выбросили ее на мощеный двор. Только с шестой попытки камера упала, как это и требовалось - на объектив. Тот был разбит, но в целом механизм остался неповрежденным. Позже Кубрик назвал Newman-Sinclair «самой прочной камерой из когда-либо сделанных».

Съемки картины завершились в марте 1971 года. Без учета озвучивания они заняли шесть месяцев, причем выходных у съемочной группы не было.

Интересные факты

В фильме регулярно встречаются длительные сцены, снятые одной камерой. Так, в эпизодах попадания главного героя в тюрьму и его возвращения домой планы сменяются редко. Неоднократно показаны идущие по «лабиринту» персонажи. Подобный прием встречается во многих локациях: магазин пластинок, коридор квартиры, книжные стеллажи.

Многие сцены показаны глазами героев. Так, зрители вынуждены смотреть на изнасилование миссис Александр глазами ее связанного мужа.

В сцене, где избитый Алекс подходит к дому писателя, применялась съемка ручной камерой. По словам Кубрика, так он хотел показать субъективный взгляд главного героя на окружающий мир. Такую же технику автор использовал в эпизоде драки Алекса и «Кошатницы». По мнению Роджера Эберта, избирательное использование широкоугольного объектива приводило к неадекватному восприятию Алекса как положительного героя, а манера съемки кадров с ним - слегка сверху, с акцентом освещения на глазах - придавала ему дополнительный зловещий шарм в глазах зрителя.

Всю ручную операторскую работу делал сам режиссер, используя камеру «Arriflex». Он считал, что при такой съемке даже самому талантливому оператору невозможно объяснить, чего ты от него добиваешься. Многие операторские находки автор использовал в своих следующих работах - «Барри Линдон» и «Сияние».

Работа над сценарием и фильмом проходила в период, когда мировоззрение хиппи уходило на второй план, популярность набирало панк-движение, а в мире царила жестокость: война во Вьетнаме, преступления «Семьи» Мэнсона, расстрел в Кентском университете. Общество в фильме показано не менее кровожадным, чем сами преступники.

Кубрик был убежден, что частью будущего станут наркотики, стимулирующие мышление и восприятие, и это таит в себе опасность разрушения общества. Эта мысль и побудила его взяться за экранизацию «Заводного апельсина», где в баре «Korova» предлагается напиток «Молоко-плюс» с добавлением «велосета, синтемеска и дренкома».

Центральный вопрос фильма: имеет ли право общество применять к преступникам коррекционную терапию? Автор романа Энтони Берджесс был родом из католической семьи, поэтому религиозные проблемы свободы воли интересовали его с детства. Берджесс был верующим человеком, считавшим, что все люди грешны - но каждый из них способен сделать выбор в пользу добродетели. Писатель считал, что Алекс заслуживал наказания, но лишение его сознательного выбора между добром и злом - грех. Кубрик верил в парламентскую демократию. Он считал, что государство имеет право использовать свою власть лишь в той степени, которая позволит сохранить цивилизованность. По его словам, история «Заводного апельсина» показывает, что произойдет, если государство переусердствует в плане избавления от «нежелательных элементов».

Фильм утверждает, что человечность исчезла в мире, мораль разрушена, людей ничто не интересует, кроме секса и насилия. И нет никакого выхода, никакой возможности исправить содеянное! «Заводной» человек Кубрика, каким бы ни был завод, - уже не человек.

Фильм отражает кризис семейных отношений в постиндустриальном обществе. Родители Алекса безразличны к своему сыну и слабо представляют, что происходит в его жизни. «Мамуля» и «папуля» не пытаются исправить Алекса, спокойно воспринимают пропущенные школьные занятия. Пока Алекс отбывает наказание, его комнату отдают квартиранту, который позднее выгоняет вернувшегося из тюрьмы Алекса из собственного дома. Родители своим поведением не показывают желания заступиться за сына. Социолог Нил Смелзер обратил внимание на момент, который, по его мнению, ярко демонстрирует серьезные изменения института семьи при капитализме: наличие оплаты на месяц вперед оказалось важнее, чем предоставление крова нуждающемуся сыну.

В фильме показана футуристическая модель общества, где на низшей ступени находятся малолетние преступники и их жертвы, а на высшей - «правые» и «левые». Общество будущего построено на инстинктах, насилии и принуждении.

В фильме показана сатира на социализм и фашизм, консерваторов и либералов. По словам Кубрика, разница между министром-консерватором и писателем-либералом - только в их политических догмах, тогда как цель одна и та же - контроль над членами общества. Оба готовы использовать методы грязной борьбы.

Картина характеризуется ироничным финалом: Алекс остается безнаказанным подонком и фактически становится агентом властей. Министр ублажает временно недееспособного юношу: кормит его с вилки, дарит стереосистему, на которой Алекс вновь может слушать любимого Бетховена. Ситуацию Алекс воспринимает с циничным глумлением: причмокивает, гротескно открывает рот, требуя, чтобы чиновник положил туда еще один кусочек еды. Когда нужно, он картинно изображает счастливую улыбку и пожимает руку министру перед толпой журналистов и фотографов.

В сатирическом ключе фильм говорит и о религии. Показано, что Священное Писание - Библия - изобилует сценами жестокости. Так, читая Новый Завет, Алекс получает наслаждение, представляя себя римским центурионом, избивающим Иисуса. Тюремный священник в фильме - олицетворение института церкви, которая является одним из придатков государственной машины. Это символично показано при посещении тюрьмы министром: позади него находятся начальник тюрьмы, надзиратель и «свищ». Капеллан изображен гротескно и нелепо. Когда он читает проповедь, кажется, что он и сам одержим бесами, хотя фактически обвиняет в этом заключенных. Тем не менее именно священника Стэнли Кубрик назвал единственным «голосом морали» и «порядочным человеком» в фильме. Произнося фразу «Если человек не может сделать свой собственный нравственный выбор, он перестает быть человеком», персонаж заявляет о несогласии с политикой государства по реформированию преступников. Перед исполнявшим его роль актером Годфри Куигли стояла сложная задача: найти баланс между сатирическим образом своего героя и его серьезными философскими рассуждениями.

Граница между искусством, китчем и порнографией в футуристическом мире Кубрика стерта. Режиссер считал, что в будущем эротика станет популярным видом искусства и люди будут покупать порнографические изображения наравне с картинами африканских диких животных.

Костюмы разработала итальянский дизайнер Милена Канонеро. Облачение главных героев (рубашка и брюки белого цвета, котелок, защитные «песочницы», тяжелые ботинки) похоже на одежду скинхедов шестидесятых.

Музыкальную тему фильма определила любовь главного героя к музыке Бетховена. Для Кубрика произведения композитора также были увлечением всей жизни. Автор романа-первоисточника Энтони Берджесс был экспертом в классике и даже увлекался написанием симфонической музыки.

Кроме Бетховена, в книге Алекс любил и современных на тот момент композиторов - Бенджамина Бриттена и Арнольда Шенберга. Кубрик же в саундтреке делает упор именно на Бетховене и синтетически обработанной классике, исполненной на синтезаторе. Композитор Уолтер Карлос создал электронные версии Девятой симфонии Бетховена, «Вильгельма Телля» Россини и «Музыки на смерть королевы Марии» Перселла. Музыка показывает вкус и артистичную натуру Алекса.

Премьера картины состоялась 19 декабря 1971 года в кинотеатре «Синема I» в Нью-Йорке. После выхода фильма на экраны британские газеты наперебой писали о негативном влиянии фильма на молодежь, упоминая о юных преступниках, подражающих своему кумиру Алексу.

Консервативные силы протестовали против демонстрации фильма в кинотеатрах. В США картина получила «клеймо» - невыгодную категорию «X» (только для взрослых). Из-за переполненности ленты сценами секса и насилия сотрудники многих американских газет отказались размещать на своих полосах рекламу «Заводного апельсина». Кубрик поставил перед собой цель получить для фильма более мягкую категорию «R» (детям до 17 лет только в сопровождении взрослых). Продолжительность вырезанных сцен составляла около тридцати секунд (это были сексуальные сцены - в США цензоры относились к ним строже, чем к сценам насилия).

В 1973 году фильм был запрещен в Ирландии. Решение было отменено в 1999 году. В Сингапуре запрет на прокат картины продолжался более тридцати лет и был снят только в 2011 году.

Вскоре после премьеры Кубрику начали приходить анонимные письма с угрозами. Режиссер переживал за безопасность семьи, боялся отпускать детей в школу.

В 1973 году режиссер дал указание Warner Brothers изъять фильм из британского проката. О своем решении Кубрик публично не объявлял. Он запрещал демонстрировать фильм даже на ретроспективах. В 1992 году запрет был нарушен лондонским кинотеатром Rock, за что тот был наказан правообладателем. Британские поклонники Кубрика могли посмотреть «Заводной апельсин» только на VHS-кассетах и DVD, приобретенных на черном рынке или нелегально привезенных из других стран. Возвращение картины на британские экраны состоялось лишь в 2000 году.

Американский еженедельный журнал Entertainment Weekly назвал «Заводной апельсин» вторым самым скандальным фильмом в истории кино после «Страстей Христовых» Мела Гибсона.

Несмотря на скандалы и запреты, «Заводной апельсин» стал самым прибыльным на тот момент проектом студии Warner. Сотрудничество с Кубриком было продолжено. Режиссер получил возможность реализовать серьезные творческие замыслы. В американском прокате картина заработала 26 589 355 долларов при бюджете в 2,2 миллиона долларов. Во Франции «Заводной апельсин» стал самым кассовым фильмом 1972 года: его посмотрели более 7 миллионов человек. Во время повторного выхода на британские экраны в 2000 году картина собрала в прокате почти миллион долларов.

Награды

Фильм был номинирован на премию «Оскар» в четырех категориях. Многие деятели искусств (в том числе и Барбра Стрейзанд) отказались участвовать в церемонии, чтобы ненароком не оказать честь картине с сомнительной репутацией. Фильм не получил ни одной статуэтки. Однако Уильям Фридкин - режиссер фильма «Французский связной», признанного киноакадемией лучшим фильмом года, заявил журналистам: «По моему мнению, лучший американский кинорежиссер года - Стэнли Кубрик. И не только этого года, но целой эпохи».

«Заводной апельсин» входит в число культовых фильмов.

Фильм стал культовым среди панков, что выражалось, в частности, в копировании фанатами картины стиля одежды банды Алекса. Кроме того, «Заводной апельсин» прочно вошел в репертуар ночных кинопоказов.

«Заводной апельсин» неоднократно появлялся в списке ста лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусства. В рейтинге от 1998 года картина заняла 46-е место, а в 2007 году - 70-е место. В 2008 году фильм получил четвертое место в рейтинге лучших научно-фантастических фильмов и 21-ю строчку в списке лучших триллеров. Кроме того, Алекс занял 10-е место в списке лучших злодеев по версии AFI.

Журнал «Empire» в 2018 году поставил «Заводной апельсин» на 76-е место в списке ста лучших фильмов.

В 2020 году «Заводной апельсин» был включен в Национальный реестр фильмов США.






Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.