лого Штуки-дрюки

«Великий гражданин» (1937)

Содержание фильма «Великий гражданин». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

постер фильм Великий гражданин

13 февраля 1938 года состоялась премьера фильма «Великий гражданин».

Военная драма от режиссера Фридриха Эрмлера.

События вокруг крупного партийного руководителя Петра Шахова разворачиваются в 1925 и 1934 годах. История его борьбы с представителями троцкистско-зиновьевского блока и их лидером Карташовым становится делом всей жизни. Сюжет заполнен диалогами, острыми спорами между непримиримыми противниками. Шахов распознает в директоре завода «Красный металлист» Авдееве противника социалистического соревнования и назначает вместо него настоящего большевика Надю Колесникову. Чутье не подводит партийного лидера - Авдеев оказывается вредителем.

Кульминацией становятся пламенные выступления Шахова на слете передовиков и на митинге на заводе «Красный металлист». Слова Шахова находят поддержку у трудящихся и представителя ЦК партии товарища Максима. Но враги Шахова и ВКП не дремлют. В финальной сцене Шахова застрелил убийца, притаившийся за одной из дверей дома культуры, который посетил руководитель. Советские граждане клянутся над могилой героя, что дело Шахова будет продолжено и никто из врагов не уйдет от возмездия...

Творческий коллектив был удостоен Сталинской премии I степени (1941).

Интересные факты про фильм «Великий гражданин»

В 1920-е годы Фридрих Эрмлер уже заслужил авторитет как режиссер-нравоописатель в фильмах «Парижский сапожник» и «Обломок империи». Последующими картинами политического толка «Встречный» и «Крестьяне» Эрмлер выдвинулся в число ведущих кинематографистов страны, заслужив личную аудиенцию со Сталиным, на которого творчество режиссера произвело самое благоприятное впечатление. Как считают историки кино, называющие Эрмлера «партийным художником», он совершенно искренне верил в коммунистическую идеологию, будучи членом партии по убеждениям.

Убийство С. М. Кирова в 1934 году серьезно повлияло на жизнь всей страны. Работа над фильмом началась в ноябре 1935 года. По воспоминаниям создателей, их вдохновляло реальное обострение политической борьбы. Центральным для картины, по отзыву Эрмлера, должен был стать вопрос о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. В январе 1937 года, после приблизительно года работы, сценарий был утвержден.

Работу над картиной начала та же творческая группа, что делала предыдущую картину Эрмлера «Крестьяне» и, прежде всего, Николай Боголюбов в главной роли - воплощая примерно один и тот же типаж большевика и непримиримого борца за советскую власть.

Основная сложность при подборе актеров возникла с образами врагов советской власти - никто из актеров не хотел браться за отрицательных персонажей. После длительных переговоров Иван Берсенев согласился воплотить на экране образ троцкиста Карташова. Небольшую, но важную роль представителя ЦК партии, Максима, сыграл Борис Чирков - это собственно герой «трилогии о Максиме», популярной киносерии в СССР 1930-х годов.

Композитором картины стал Дмитрий Шостакович. После творческих экспериментов с оперой «Леди Макбет Мценского уезда» Шостакович попал в категорию неблагонадежных, получив в 1936 году суровую отповедь в статье «Сумбур вместо музыки». Создание музыки для классики соцреализма «Трилогии о Максиме» и «Великого гражданина» вновь вернули расположение к композитору.

Сценарий фильма дорабатывался при непосредственном участии Сталина и под воздействием реальных громких политических процессов 1935-1938 годов в СССР. Ознакомившись со сценарием 2-й серии, вождь сделал несколько замечаний.

В ходе съемок, как вспоминали создатели, они неоднократно сталкивались со случаями вредительства, серьезно мешавшего процессу работы над картиной. В один из съемочных дней осветители обнаружили, что кабели к прожекторам были перерублены топором.

Хотя «Ленфильм» и не подвергался таким чисткам кадров, как, например, «Мосфильм», в течение периода работы над фильмом четверо членов съемочной группы были арестованы, двоих расстреляли. После XX съезда фильм был подвергнут критике и в 1950-е годы практически исчез с экранов. Только с конца 1980-х годов, на волне перестройки, интерес к этой картине в СССР возродился вновь, и ей были посвящены несколько публикаций и передач.

Критик Джулия Кэссиди прямо пишет о нем: «„Великий гражданин“ демонстрирует, насколько важна была мученическая смерть Кирова в рамках сталинской мифологии, став парадигмой социалистического реализма». История убийства всенародно любимого партийного лидера Сергея Кирова послужила отправной точкой сценария и, в итоге, фильм сам стал материалом для построения фундамента традиций социалистического реализма в советском кинематографе.

Выход фильма на экраны сопровождался целой серией критических статей в СМИ СССР, всецело поддерживающих отображенный на экране конфликт - между представителями лучшего, наиболее благородного и высокого в человеческом роде с подонками человечества, отребьем, отвергнутым историей, осуждая путь троцкистско-бухаринских бандитов, выродившихся в штурмовой отряд фашизма. Несколько ходульные персонажи, однозначно разделенные в сценарии на «положительных» и «отрицательных», тем не менее, также привлекли внимание довоенной советской критики, в особенности работа Николая Боголюбова, воплотившего образ Шахова-Кирова

Фильм был вполне положительно оценен властями. В 1939-1940 году съемочная группа была удостоена Сталинской премии I степени и других правительственных наград. С 1940 года Эрмлер становится художественным руководителем киностудии «Ленфильм». Современные критики отмечают, что в основном конфликте ощущается влияние романа «Бесы», а сам фильм занял достойное место среди классики кинематографа - работ Рифеншталь, Уэллса и Хичкока.

Явно выделяющееся пропагандистское начало «Великого гражданина» не может скрыть художественных достоинств картины. Уже на этапе работы над сценарием Фридрих Эрмлер заметил, что создает совершенно новый материал для звукового советского кинематографа - фильм-диспут, фильм, где ключевую роль играют диалоги, споры и выступления героев. При этом сами споры героев риторичны и лишены конкретного смысла. Шахов, уничтожая противников в идеологическом споре, не предлагает ничего определенного.

Герои становятся от этого абстрактными, что только усугубляет атмосферу иррационального саспенса, присущего картине. Помимо всех прочих поправок, которые сделал Сталин при прочтении сценария, он также попросил убрать все упоминания о нем самом (заменить на ЦК партии) и о конкретных убийцах Шахова. Концовка картины, по утверждению Г. Марьямова, оставляет пространство для толкования и тягостную недосказанность - зритель видит только тень убийцы, домысливая сам, кто же это мог быть.

Недостаток движения и действия заменяется словом. Режиссер и оператор выстроили важнейшие мизансцены на внутрикадровом монтаже, совместном движении камеры и актеров. Этот прием придал дополнительную реальность происходящему на экране, что предвосхитило эксперименты с киномонтажом 1960-х годов. В картине находят отражение все животрепещущие темы конца 1930 годов: стахановское движение, каналстрой (аллюзия на «Беломорканал»).

Картина вошла в историю советского телевидения. Опытная телетрансляция кинофильма из Московского телецентра на Шаболовке прошла 25 марта 1938 года, став первой программой, которую посмотрели несколько десятков москвичей.

кадры из фильма "Великий гражданин"

кадр Великий гражданин 2

кадр Великий гражданин 3

кадр Великий гражданин 4

кадр Великий гражданин 5

кадр Великий гражданин 6

кадр Великий гражданин 7

кадр Великий гражданин 8

кадр Великий гражданин 9

кадр Великий гражданин 10

кадр Великий гражданин 11



Актеры и роли:

Николай Боголюбов - Петр Михайлович Шахов;
Иван Берсенев - Алексей Дмитриевич Карташов;
Олег Жаков - Сергей Васильевич Боровский;
Георгий Семенов - Семен Колесников;
Зоя Федорова - Надя Колесникова;
Александр Зражевский - Владимир Петрович Дубок;
Ефим Альтус - Савелий Миронович Кац;
Петр Кириллов - Брянцев;
Надежда Райская-Дорэ - Серафима Васильевна, мать Шахова;
Евгений Немченко - Дронов;
Борис Чирков - товарищ Максим, представитель ЦК;
Валентин Киселев - редактор газеты Гладких;
Наталья Рашевская - Ольга, жена Карташова;
Сергей Рябинкин - Крючков, друг Дронова;
Александр Полибин - Соловьев;
Алена Егорова - секретарша Карташова;
Борис Пославский - Яков Александрович Сизов, резидент иноразведки, он же поручик Владиславский;
Константин Адашевский - Лев Ипполитович Авдеев;
Анатолий Кузнецов - уполномоченный ГПУ Вершинин;
Лариса Емельянцева - Наташа Лосева;
Борис Жуковский - лесник Иван Герасимович;
Иван Кузнецов - динамитчик Алеша Ибрагимов;
Юрий Толубеев - Михаил Степанович Земцов, 2 секретарь крайкома;
Павел Суханов - секретарь;
Александр Виолинов - Георгий Леонидович Пятаков

Режиссер: Фридрих Эрмлер;
Сценаристы: Михаил Блейман, Мануэль Большинцов, Фридрих Эрмлер;
Оператор: Аркадий Кольцатый;
Композитор: Дмитрий Шостакович;
Художники: Абрам Векслер, Николай Суворов, Семен Мейнкин;
Страна: СССР;
Год: 1937;
Производство: Ленфильм;
Премьера: 13 февраля 1938 (1 серия), 27 ноября 1939 (2 серия);
Cерий: 2






Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.