Содержание фильма «Собачье сердце». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
20 ноября 1988 года состоялась премьера фильма «Собачье сердце».
Научная фантастика от режиссера Владимира Бортко по мотивам одноименной повести Михаила Булгакова.
Бродячий пес Шарик бродит по послереволюционной Москве. Он мысленно ругает повара, который обварил ему бок, и рассуждает о современных реалиях. Возле магазина «Главрыба» его встречает профессор Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся врач-хирург, добившийся огромных успехов в области омоложения человека. Профессор кормит пса колбасой и приводит домой в свою роскошную («похабную», как отозвался о ней Шарик) квартиру, где профессору ассистирует его ученик Иван Арнольдович Борменталь и прислуживают горничная Зина Бунина и кухарка Дарья Петровна. Шарик в первый же день своего пребывания в квартире кусает в ногу доктора Борменталя. Шарику дают наркоз и перевязывают ошпаренный бок. Борменталь удивляется тому, что профессору удалось приманить такого нервного пса.
В приемный день к Преображенскому являются четверо новых членов домкома. Его председатель Швондер сообщает профессору о недавнем собрании жильцов, на котором стоял вопрос об «уплотнении» жильцов дома. Так как профессор Преображенский живет и работает в семи комнатах, Швондер от имени собрания просит его добровольно отказаться от столовой и смотровой. Филипп Филиппович категорически не соглашается, объясняя, что желает принимать пищу и работать в специально предназначенных для этого помещениях. Швондер грозится пожаловаться в высшие инстанции. Профессор звонит своему пациенту Петру Александровичу, занимающему высокую должность. Петр Александрович просит передать трубку Швондеру. После недолгого разговора посрамленные члены домоуправления уходят. За обедом Филипп Филиппович слышит пение хора, доносящееся из квартиры, где заседает домком. Это приводит его в ярость, и он выдает тираду о «разрухе» в головах у людей.
В один из последующих дней Филиппу Филипповичу, который уже давно ожидает подходящего донора органов, привозят труп убитого балалаечника Клима Чугункина, уголовника и пьяницы. Профессору он нужен для небывалого научного эксперимента - пересадки человеческого гипофиза собаке. Именно за этим Преображенский привел к себе в дом Шарика.
Спустя несколько дней эксперимент приносит невероятные результаты: Шарик постепенно превращается в человекоподобное существо. Его рост увеличивается, шерсть отпадает, хвост отваливается, он произносит первое слово - «Абыр» («Рыба» наоборот), за которым следует второе слово «Абырвалг» (Главрыба). По Москве ползут слухи о «чуде», возле дома собирается толпа журналистов и зевак, в газетах публикуют всякие небылицы. Профессор везет Шарика в университет и демонстрирует коллегам. Существо развлекает зрителей игрой на балалайке, танцем и похабной песней, от чего Филипп Филиппович дослушав песню до конца падает в обморок.
По совету домоуправления существо выбирает себе имя фамилию и отчество - Полиграф Полиграфович Шариков. Филипп Филиппович пытается научить его хорошим манерам и постоянно делает ему замечания за некультурное поведение. В ответ на это Шариков жалуется, что профессор притесняет его. Под давлением Швондера, который намерен настроить Шарикова против профессора, Филипп Филиппович прописывает Полиграфа Полиграфовича у себя в квартире.
Шариков доставляет профессору множество больших проблем и хлопот. Погнавшись за котом, он устраивает в квартире потоп и срывает прием пациентов. Жильцы постоянно жалуются профессору на выходки Шарикова (как правило, это преследование котов и домогательства к женщинам). За обедом Филипп Филиппович узнает, что Шариков читает переписку Энгельса с Каутским (которую дал ему Швондер), и что он не согласен с обоими, а предлагает «взять все и поделить». Филипп Филиппович решает обратить этот совет против Шарикова и требует у него 130 рублей за сорванный прием пациентов. Получив отказ, он настоятельно рекомендует в присутствии людей с высшим образованием держать свои глупые советы при себе, а книгу велит сжечь в печке.
Образ жизни Шарикова не меняется. Он крадет у профессора два червонца, пропивает их в кабаке и приводит домой двоих собутыльников. Доктор Борменталь, видя, как измучился от этого профессор, пытается склонить его к устранению Шарикова. Филипп Филиппович наотрез от этого отказывается, советуя доктору никогда не идти на какое нибудь преступление, а дожить до старости с чистыми руками. Преображенский полностью разочарован в своем научном эксперименте - ведь цель его заключалась в совершенствовании человека, но вместо этого он получил хама и невежду, находящегося к тому же под влиянием Швондера. Этой же ночью Шариков в состоянии алкогольного опьянения пристает к Зине и Дарье Петровне. Борменталь собирается применить к Шарикову физическую силу, но Филипп Филиппович просит его не делать этого.
На следующий день Шариков исчезает. Вечером выясняется, что по протекции Швондера он стал начальником отдела по очистке Москвы от бродячих животных. Борменталь, применяя к Шарикову грубую силу, заставляет его извиниться перед Зиной и Дарьей Петровной за вчерашнюю выходку, предупреждая, что в подобных случаях Шариков будет иметь дело с ним. Однако Шарикова это не останавливает. Вскоре Шариков приводит домой машинистку Васнецову, которую неоднократно замечал в кинотеатре Борменталь и которая, по всей видимости, нравится молодому доктору. Шариков намерен зарегистрировать с ней брак. Профессор в беседе с глазу на глаз объясняет Васнецовой, кем в действительности является Шариков, и выясняет, что тот принуждал ее к сожительству, угрожая увольнением. Васнецова уходит, а Борменталь обещает насмерть застрелить Шарикова, если с ней что-нибудь случится, на что Шариков ему отвечает: «У самих револьверы найдутся».
Шариков пишет на профессора и Борменталя донос, в котором сообщает об угрозах убийства Швондера, со стороны обоих и о контрреволюционных речах. По счастливой случайности донос попадает в руки Петра Александровича, и тот передает его Филиппу Филипповичу. В этот же вечер профессор и Борменталь строго приказывают Шарикову убираться вон из квартиры. Тот вынимает револьвер, Борменталь вступает с Шариковым в драку и нейтрализует его.
Профессор и доктор отменяют прием пациентов и пересаживают Шарикову обратно собачий гипофиз. Швондер, узнав, что начальника очистки давно нет на работе, приводит в квартиру профессора наряд милиции и следователя. Следователь предъявляет Преображенскому, Борменталю, Зине и Дарье Петровне обвинение в убийстве Шарикова, однако Филипп Филиппович показывает живое подопытное существо на стадии обратного превращения в собаку, которое обнюхивает визитеров, лает на Швондера и человеческим голосом требует от следователя не выражаться неприличными словами, чем доводит того до обморока. Наряд милиции и понятые удаляются ни с чем, а Борменталь обещает собственноручно спустить Швондера с лестницы, если тот еще раз переступит порог профессорской квартиры.
Шарик окончательно возвращается в свой собачий облик и остается жить у Филиппа Филипповича. Пес абсолютно не помнит, как он был человеком, не понимает, зачем ему «исполосовали голову», но уверен, что в жизни ему «несказанно» повезло, а голова «до свадьбы заживет»...
кадры из фильма "Собачье сердце"
Актеры и роли:
Евгений Евстигнеев - Филипп Филиппович Преображенский, профессор;
Борис Плотников - Иван Арнольдович Борменталь, доктор, ассистент профессора;
Владимир Толоконников - Полиграф Полиграфович Шариков / Шарик;
Нина Русланова - Дарья Петровна Иванова, кухарка в доме профессора;
Ольга Мелихова - Зинаида Прокофьевна Бунина, горничная и помощница профессора при операциях (озвучивает Светлана Смирнова);
Роман Карцев - Швондер, председатель домкома;
Анжелика Неволина - Васнецова, машинистка в конторе;
Наталья Фоменко - Вяземская, член домкома (озвучивает Татьяна Орлова);
Алексей Миронов - Федор, швейцар в доме профессора;
Евгений Кузнецов - Пеструхин, секретарь домкома (озвучивает Валерий Кравченко);
Иван Ганжа - Жаровкин, член домкома;
Сергей Филиппов - пациент профессора;
Валентина Ковель - пациентка профессора;
Роман Ткачук - Николай Николаевич Персиков, профессор;
Алексей Савостьянов - Василий Васильевич Бундарев, профессор;
Юрий Кузнецов - начитанный дворник;
Юрий Волков - Петр Александрович, член ЦК;
Борис Соколов - конферансье в цирке;
Нора Грякалова - мадмуазель Жанна;
Владимир Федоров - существо (Шарик на стадии превращения)
Режиссер: Владимир Бортко;
Сценарист: Наталия Бортко;
Оператор: Юрий Шайгарданов;
Композитор: Владимир Дашкевич;
Художник: Владимир Светозаров;
Страна: СССР;
Производство: "Ленфильм" по заказу Гостелерадио СССР;
Премьера: 20 ноября 1988 (ТВ);
Cерий: 2
Повесть «Собачье сердце» была написана Булгаковым в 1925 году. Известность в СССР получила в самиздате 1960-х годов. Первая советская публикация состоялась в 1987 году в журнале «Знамя», за год до выхода экранизации в прокат.
Pеплика начитанного дворника в исполнении актера Юрия Кузнецова - это реплика персонажа из рассказа Булгакова «Сколько Брокгауза может вынести организм».
Прорицательница в цирке мадемуазель Жанна - персонаж рассказа Булгакова «Мадемуазель Жанна».
История с «крестинами» младенцев Клары и Розы заимствована из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева».
Сцена с медиумом («Дух императора, скажи, долго ли продержатся у власти большевики?») - из рассказа «Спиритический сеанс».
На роль профессора Преображенского пробовались такие известные актеры, как Вячеслав Тихонов, Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик, Леонид Броневой, Олег Басилашвили, Юрий Яковлев. Однако выбор режиссера остановился на Евгении Евстигнееве.
«На роль Шарикова было восемь претендентов, в том числе и любимый мною актер и друг Николай Караченцов. Но Толоконников, обнаруженный нами в Алма-Ате, убил меня совершенно. На пробе он разыгрывал сцену с водкой: «Желаю, чтобы все!» Он так убедительно гмыкнул, хэкнул, так удивительно пропутешествовал глоток по его шее, так хищно дернулся кадык, что я утвердил его немедленно», - рассказывал режиссер Владимир Бортко.
На роль доктора Борменталя пробовались Алексей Жарков, Владимир Симонов. Выбор режиссера остановился на Борисе Плотникове, который в то время был занят в театре Советской армии в роли князя Мышкина. Плотников работал между Москвой и Ленинградом на совершенно различных как драматургически, так и эмоционально материалах. В то же время приходилось быстро переключаться.
В роли Шарика снимали собаку по кличке Карай (выбирали из 20 собак). Владелец и дрессировщик собаки - Елена Никифорова. Пес состоял на службе в милиции и к началу съемок на счету у героической дворняги было 38 задержаний. После «Собачьего сердца» Карай снялся еще в четырех картинах.
Съемки картины начались в сентябре 1987 года в Ленинграде. Чтобы передать колорит того времени, для имитации черно-белого изображения Владимир Бортко использовал фильтр для камеры под названием «сепия». Этот прием режиссер использовал в других фильмах, «Идиот» и «Мастер и Маргарита». Иногда фильм демонстрируется в обычной черно-белой версии (градации серого).
Специально для съемок на шасси советского грузового автомобиля ГАЗ был построен легковой автомобиль, на котором Преображенский, Борменталь и Шариков выезжают в университет.
Евгений Евстигнеев приезжал на съемки по выходным, чтобы не оставлять надолго свою молодую супругу, актрису Ирину Цывину в Москве.
Съемки проходили в Ленинграде, во внутренних проездах Апраксина двора, где сохранился колорит начала XX века. Некоторые сцены снимали во дворах-колодцах на Лиговском проспекте и Обводном канале. Сцена прогулки Зины с Шариком снималась в сквере рядом со Спасо-Преображенским собором.
Кадры с трамваем сняты в Дегтярном переулке, 7.
Квартиру профессора Преображенского снимали на Моховой, дом 27.
Автором текстов песен выступил бард Юлий Ким. Он написал песню «Суровые годы уходят», исполняемую Шариковым вариацию песни «Яблочко» («...подходи, буржуй, глазик выколю») и марш красноармейцев («Белая гвардия наголову разбита, а Красную армию никто не разобьет!»).
Композитор Владимир Дашкевич написал музыку к фильму, в которой, как того и хотел режиссер, идя за повестью Булгакова, слышатся тревожные и даже трагические предчувствия, связанные с размышлениями о будущем человека и судьбе цивилизации.
1988 - Конкурс профессиональных премий киностудии «Ленфильм» и Ленинградского отделения СК (Премия им. А. Москвина за лучшую операторскую работу - Юрий Шайгарданов);
1989 - Международный кинофестиваль в Варшаве (Приз «Золотой экран» - Владимир Бортко);
1989 - XII телефестиваль в Душанбе (Гран-при - Владимир Бортко);
1989 - 41-й международный фестиваль Prix Italia в Перудже (Гран-при в номинации «Игровое кино»);
1989 - 13-й международный кинофестиваль в Болгарии («Приз за режиссуру» - Владимир Бортко);
1990 - Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (Владимир Бортко, Владимир Толоконников и Евгений Евстигнеев)