Содержание фильма «Подранки». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
20 июня 1977 года состоялась премьера фильма «Подранки».
Социальная драма от режиссера Николая Губенко. Фильм носит автобиографический характер: Николай Губенко, как и главный герой картины, потерял отца и мать в начале войны и попал в детский дом.
В качестве эпиграфа использованы слова писателя Александра Твардовского: «Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете».
Писатель Алексей Бартенев возвращается в город, где провёл детство. Вырос он в детском доме, так как его родители погибли во время войны, когда ему ещё не было и года (отец погиб на фронте, мать повесилась).
Алексей очень хочет найти своих двух братьев, которых совсем не помнит. Адрес и судьбу своих родственников он находит в архиве. Сестра Наташа умерла в 1947 году. Старшие братья были усыновлены разными семьями. Сергей Погарцев, старший брат, стал уголовником-рецидивистом и отбывал на момент их знакомства третий срок. Денис Кусков, средний брат, был усыновлён партийным функционером и, в отличие от остальных братьев и сестры, рос в довольно благополучной обстановке.
Наташа была в гостях у Дениса, и приём ей был оказан самый неприятный, но подробностей она Алёше не рассказала. Алеша и сам пытался познакомиться с Денисом, но тот сделал вид, что не понимает, в чём дело. Уже значительно позднее, будучи взрослым, Денис признался, что всё помнит и сожалеет.
Детство главного героя показано отрывочными сюжетами, в которых отражён суровый быт послевоенной Одессы. Алёша, изображая немого, вместе с шайкой таких же беспризорников и сестрой Наташей меняет краденый патефон на кусок хлеба. Чуть позже, отследив гражданку с курицей, они пытаются украсть продукты: Наташа отвлекает гражданку, Алёша через балкон проникает в квартиру. Сосед-милиционер сорвал попытку кражи и сдал пойманного беспризорника в детприёмник. Наташа сама приходит в этот детприёмник, чтобы их с братом не разлучили. Фильм заканчивается чтением за кадром строк Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью...».
Несколько сцен из детства писателя снимались в Воронеже (Никольская церковь, улица Карла Маркса).
кадры из фильма "Подранки"
Актеры и роли:
Алёша Черствов - Алёша Бартенев;
Юозас Будрайтис - Алексей Бартенев, поэт и писатель;
Жанна Болотова - Алла Константиновна, учительница биологии;
Ролан Быков - Владимир Громов, военрук;
Георгий Бурков - Сергей Николаевич Погарцев, старший брат;
Александр Калягин - Денис Николаевич Кусков, архитектор, средний брат;
Николай Губенко - Григорий Альбертович Криворучко, воспитатель в интернате;
Наталья Гундарева - Тася;
Евгений Евстигнеев - сторож-истопник в интернате;
Зоя Евсеева - Валька Ганьдин, воспитанник;
Эльза Леждей - мачеха Дениса;
Бухути Закариадзе - директор интерната;
Пантелеймон Крымов - Сергей Макарович, учитель литературы;
Виктор Филиппов - милиционер, сосед Фроси;
Валентина Березуцкая - Валюша, нянечка в приюте;
Даниил Нетребин - Даня, врач в детском приёмнике;
Георгий Кавтарадзе - учитель физкультуры;
Людмила Шагалова - Нина Григорьевна, воспитательница в шляпке;
Михаил Херхеулидзе - старьёвщик;
Николай Волков - дядя Коля (Николай Степанович), приемный отец Алёши;
Дмитрий Бессонов - Вадим Федотович, воспитатель
Режиссер: Николай Губенко;
Сценарист: Николай Губенко;
Оператор: Александр Княжинский;
Художник: Александр Толкачёв;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1976;
Премьера: 20 июня 1977
1977 - Каннский кинофестиваль - Участие в Основной программе;
1977 - МКФ в Чикаго - Приз «Бронзовый Хьюго»;
1977 - МКФ в Тегеране - Почётный диплом Союза иранских кинокритиков;
1978 - МКФ в Сантарене - Приз «Золотая гроздь»;
1978 - Всесоюзный кинофестиваль - Главный приз
Николай Губенко родился в первые месяцы Великой Отечественной войны – 17 августа 1941 года. И почти сразу, потеряв родителей, попал в детдом.
- Этот фильм нельзя назвать полностью автобиографическим. Кое-что в нем выдумка. Но основа фильма - это действительно мои детские воспоминания. Родился я в катакомбах, во время бомбежки, в августе 1941-го года. Отец к тому времени уже ушел на фронт, добровольцем. У матери осталось пятеро детей. Мама была образованным человеком, знала немецкий язык. Немцы хотели привлечь ее к работе в комендатуре. Но она отказалась с ними сотрудничать. Ее повесили... Я был самым маленьким в семье. Когда это случилось, мне было 11 месяцев. Трех сестер и брата усыновили разные люди. Я попал в детдом. А оттуда – в интернат. Примерно такой, как в фильме «Подранки».
- Главного героя фильма, фактически Вас в детстве, сыграл Алеша Черствов. Где Вы его нашли?
- Обычные дети не смогли бы достоверно сыграть детдомовцев. Поэтому героев фильма я искал в интернатах и детских домах. Кастинг был очень тяжелый. Я отсмотрел почти 13 тысяч человек. Но так и не нашел мальчика на роль Гандина – детдомовца, который подрывается на связке с толом. В итоге эту роль играет девочка. Таких глаз, как у нее, не было больше ни у кого!
Что до Леши Черствова, то он воспитывался без отца. И когда его спрашивали, как твое имя-отчество, он каждый раз представлялся по-новому: Алексей Николаевич, Иванович, Петрович.... Мать его вела разгульный образ жизни, и все это происходило прямо при ребенке. После выхода фильма Лешу стали звать в другие картины. Но судьба его сложилась незавидно. Подробности рассказывать не буду. Сейчас он взрослый человек, и это может ему навредить...
- Работать с детдомовцами было нелегко, наверное...
- Да, непросто. А с другой стороны, интересно. Я еще до съемок много общался с детьми, записывал в тетрадку истории, которые они мне рассказывали. А потом, уже зная их жизнь, провоцировал их на какие-то эмоции и поступки. Добивался реакций. Чтобы они плакали, смеялись. Кстати, общаться с детдомовцами нелегко. Они могут быть очень жестокими. Помню, когда я спрашивал Алешу: «Кем ты хочешь стать?», он отвечал: «Нацистом» - «Почему?» - «Потому что они сильные, и у них красивая форма». В своей пост-съемочной жизни они вешали кошек, собак. Это тоже часть их характера...
- «Подранки» - одна из самых известных Ваших картин. Цензура к ней придиралась? - Конечно. Помню забавный эпизод. Главный редактор Госкино Даль Константинович Орлов дал мне огромное количество поправок по «Подранкам». А когда картину неожиданно решили отправить в Канны – представлять советский кинематограф – он встретил меня в коридоре и сказал: «Какая потрясающая картина! Я буду ее своим детям показывать, когда они подрастут». Вот так быстро произошла переоценка картины. Но что поделать – такие люди есть везде, и с этим тоже нужно считаться...