Содержание фильма «Печки-лавочки». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Комедия от режиссера Василия Шукшина.
Семейная пара из глухой алтайской деревни впервые уезжают по путевке на курорт. Деревня, быт, люди, песни, застолье, сборы сняты практически в документальной манере, а само путешествие в Москву насыщено анекдотически смешными, но в то же время вызывающими симпатию, сочувствие и даже легкую грусть ситуациями, увиденными человеком из деревни, ставшим писателем, актером и режиссером.
В поезде состоялось знакомство и с обаятельнейшим вором, и с ученым-лингвистом, пригласившим их остановиться у него в Москве. В конце концов супруги попадают и к морю...
кадры из фильма "Печки-лавочки"
Актеры и роли:
Василий Шукшин - Иван Сергеевич Расторгуев;
Лидия Федосеева-Шукшина - Нюра Расторгуева;
Всеволод Санаев - Степанов Сергей Федорович, профессор-языковед из Москвы;
Георгий Бурков - Виктор Александрович, поездной вор;
Зиновий Гердт - друг профессора;
Иван Рыжов - проводник поезда;
Станислав Любшин - Иван Степанов, сын профессора;
Вадим Захарченко - сосед по купе;
Елизавета Уварова - жена профессора;
Любовь Мышева - Люда, невестка профессора;
Любовь Соколова - проводница поезда;
Виктор Филиппов - сержант милиции;
Алексей Локтев - следователь прокуратуры;
Юрий Филимонов - главный врач санатория;
Валентина Куценко - Ирина Георгиевна, пациентка санатория;
Леонид Енгибаров - клоун, гость у профессора;
Борис Марков - плотогон Боря;
Вадим Спиридонов - Васька Чулков, односельчанин Расторгуевых, муж Ксении;
А. Емельянова - эпизод;
Людмила Зайцева - Людмила, сестра Ивана Расторгуева;
Светлана Скрипкина - мать Нюры;
Ксения Минина - Ксения, односельчанка Расторгуевых, жена Васьки Чулкова;
Анатолий Горбенко - односельчанин Расторгуевых;
Елена Санаева - Леночка, попутчица в поезде;
Пантелеймон Крымов - Лев Казимирович, односельчанин Расторгуевых;
Г. Успенская - эпизод;
Леонид Юхин - односельчанин Расторгуевых;
Н. Шевченко - эпизод;
Никита Астахов - односельчанин Расторгуевых;
Наталья Гвоздикова - Наташа, студентка-стройотрядовка;
Федор Ершов-Тилилицкий - балалаечник;
Анатолий Иванов - исполнитель песни «Болваночка»;
Мария Шукшина - дочь Расторгуевых;
Ольга Шукшина - дочь Расторгуевых;
Анатолий Заболоцкий - односельчанин Расторгуевых
Режиссер: Василий Шукшин;
Сценарист: Василий Шукшин;
Оператор: Анатолий Заболоцкий;
Композитор: Павел Чекалов;
Художник: Петр Пашкевич;
Страна: СССР;
Производство: К/ст им. М.Горького;
Год: 1972;
Премьера: 2 апреля 1973
Значительная часть съемок проходила в селе Шульгин Лог на левом берегу реки Катунь. Все съемки заняли четыре месяца.
В течение полугода после окончания съемок картину согласовывали с цензорами: в итоге были полностью удалены эпизоды с частушками балалаечника Феди, концовку же удалось отстоять с большим трудом.
Поговорка «печки-лавочки», которую в течение фильма несколько раз произносит герой Василия Шукшина, является любимой поговоркой жены Шукшина по фильму и в жизни Лидии Федосеевой-Шукшиной.
Финальный кадр, где Иван сидит на склоне горы Пикет (и который в будущем послужил основой для установленного там же памятника самому Шукшину), изначально был вырезан из прокатной версии и был вставлен в фильм лишь после смерти Василия Шукшина.
Киновед Валерий Фомин писал, что Шукшин «кадр за кадром разворачивает перед нами пейзажи человеческой души». Он считал, что «в „Печках-лавочках“ Шукшин по-прежнему верен своему герою, активно сопереживает ему, но, пожалуй, впервые в своих экранных работах он выходит из-под власти персонажа и трезво наблюдает за его поступками», «восхищается им и тут же довольно беспощадно казнит его за очевидные промахи и свойственные этому характеру слабости». Он назвал «Печки-лавочки» лучшим на то время фильмом Шукшина, практически безупречным по части режиссуры. Однако кинокритик назвал его «фильмом одного героя, одного характера» и считал, что «в галерее вагонных попутчиков Ивана, и прочих встретившихся на его пути ему людей далеко не все образы выписаны равноценно».
Кинокритик Борис Рунин отмечал высокий уровень сценария фильма: «за последнее время наши сценаристы создали немало картин, радующих красочностью языка, меткостью словоупотреблений, выразительностью современной народной речи. Здесь в первую очередь следует назвать сценарии В. Шукшина, в частности его "Печки-лавочки"».
Киновед Юрий Тюрин констатировал, что «критика была практически единодушна в своих высоких оценках сценария, режиссуры и актерского мастерства». Он особо выделял то, что «Шукшин-актер, зрелый актер, наконец-то снялся у Шукшина-режиссера». При этом «как актер он нисколько не смеется над своим персонажем, чуть подшучивает, беззлобно, с доброй улыбкой». По мнению критика, «рядом с актером-Шукшиным легче, естественнее работалось его жене Федосеевой» и фильм дал «первый блестящий результат сотворчества этих прекрасных русских актеров».
Кинокритик Ростислав Юренев назвал фильм «серьезной комедией». Он писал о фильме: «Шукшин смотрит на мир… нет, не наивным, а незамутненным, не заслоненным условностями взглядом своего Ивана. А мы, зрители, зная, что он ошибается, все же где-то в глубине своего сердца соглашаемся с ним». В фильме «с явлений как бы снимаются привычные маски, и они предстают в своей сущности». При этом критик считал, что, как и предыдущие фильмы Шукшина, «„Печки-лавочки“ не отличаются стройностью композиции и уверенным постановочным мастерством».
Культуролог Наталья Кириллова считала, что в этом фильме Василий Шукшин «пробует объединить разные направления своих творческих поисков, включая и то, что было наиболее интересным в предшествующих экранных произведениях». Она отмечала: «В „Печках-лавочках“ на первый план выходит своеобразный шукшинский юмор, причем не только в парадоксальных сюжетных ситуациях, когда главный герой принимает вора за „конструктора по железной дороге“, а профессионала-фольклориста за жулика, – стихия юмора вперемешку с грустью пронизывает всю структуру, все диалоги фильма. Еще одной особенностью этой талантливой картины является творческий дуэт Шукшина - представителя „литературного“, „разговорного“ кинематографа и оператора Анатолия Заболоцкого - приверженца „настоящего“ кино, более склонного к экранной поэзии, нежели к прозе. Этот дуэт позволил с наибольшей полнотой соединить на экране бытовой сюжет и массу живых наблюдений, глубокий психологизм и юмор, внешнюю простоту героев с их сложным духовным миром».