Содержание фильма «Клеопатра». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
30 мая 1963 года в Лондоне состоялась премьера фильма «Клеопатра».
Историческая мелодрама от режиссеров Рубена Мамуляна, Дэррила Ф. Занука и Джозефа Лео Манкевича.
События фильма разворачиваются приблизительно в 48 году до н.э., после поражения Гнея Помпея в битве при Фарсале. Помпей бежит в Египет, надеясь на поддержку у молодого правителя Птолемея XIII и его сестры Клеопатры. Гай Юлий Цезарь прибывает в Александрию, преследуя Помпея, и становится участником династического конфликта.
Птолемей утверждает, что Клеопатра мертва, но она жива. Клеопатра, используя хитрость, вступает в контакт с римским лидером. Цезарь пленяется красотой и умом Клеопатры, поддерживает её и становится её возлюбленным. Цезарь защищает Александрию, но библиотека погибает от огня в ходе борьбы с повстанцами. Клеопатра восстанавливает своё влияние, становясь фавориткой Цезаря.
Цезарь уезжает в Рим, а Клеопатра остаётся вместе со своим сыном на вилле Цезаря. Политические интриги в Риме приводят к покушению на Цезаря. Клеопатра вынуждена покинуть Рим.
Во второй части фильма события развиваются после битвы при Филиппах, где Антоний и Октавиан Август устраняют убийц Цезаря. Управление провинциями распределяется между римскими деятелями, и контроль над Египтом переходит к Марку Антонию. Антоний и Клеопатра вступают в любовный и политический союз, вызывая протесты в Риме. Октавиан устраивает брак по расчёту между своей сестрой и Антонием. После открытия измены Клеопатра отказывается платить дань Риму.
Антоний и Клеопатра встречаются, но приближение римских войск приводит к битве при Акциуме. Антоний терпит поражение, узнавает о смерти Клеопатры и покончив с собой. Рим занимает Египет, а Клеопатра отказывается попасть в руки Октавиана и выбирает смерть от ядовитой змеи...
кадры из фильма "Клеопатра"
Актеры и роли:
Ричард Бёртон - Марк Антоний;
Элизабет Тейлор - Клеопатра;
Рекс Харрисон - Гай Юлий Цезарь;
Мартин Ландау - Руфион;
Кэрролл О’Коннор - Публий Сервилий Каска;
Родди Макдауэлл - Октавиан Август;
Хьюм Кронин - Созиген Александрийский;
Эндрю Кейр - Агриппа;
Ричард О’Салливан - царь Птолемей XIII;
Джин Марш - Октавия;
Кеннет Хейг - Брут;
Джон Хойт - Кассий;
Джордж Коул - Флавий;
Гвен Уотфорд - Кальпурния;
Памела Браун - верховная жрица;
Франческа Аннис - Эйра;
Чезаре Данова - Аполлодор;
Грегор Аслан - Потин;
Майкл Хордерн - Цицерон;
Герберт Бергхоф - Теодат;
Роберт Стивенс - Германик;
Мартин Бенсон - Рамос;
Джон Дусетт - Ахилла;
Бен Райт - текст от автора
Режиссеры: Рубен Мамулян, Дэррил Ф. Занук, Джозеф Лео Манкевич;
Сценаристы: Джозеф Лео Манкевич, Рейналд Макдугалл, Сидни Бучман, Бен Хехт;
Операторы: Леон Шэмрой, Джек Хилдьярд;
Композитор: Алекс Норт;
Художники: Херман А. Блюменталь, Джон ДеКуир;
Продюсеры: Уолтер Уэнгер, Питер Леватес;
Страна: США, Великобритания;
Производство: 20th Century Fox;
Год: 1963;
Премьера: 30 мая 1963 (Лондон), 12 июня 1963 (Нью-Йорк), декабрь 1978 (СССР);
Cерий: 2
Премия «Оскар» (1963):
Лучший оператор (Леон Шамрой);
Лучший художник (Джон Де Куир, Джек Мартин Смит, Хильярд М.Браун, Герман А.Блюменталь, Элвен Уэбб, Морс Пеллинг, Борис Джурага, Уолтер М.Скотт, Пол С.Фокс, Рой Мойер);
Лучший художник по костюмам (Айрин Шарафф, Витторио Нино Новарезе, Рени);
Лучшие спецэффекты (Эмиль Коса-мл.)
Одна из выдающихся работ в своем жанре и знаменитая картина с актерским дуэтом Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона. Представляет собой хронику событий в период с 48 по 30 год до н. э. Фильм рассказывает историю жизни и гибели Клеопатры, а также освещает её связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. Съемки проходили в Италии, Испании и Англии, и продолжались более четырех лет. Общие затраты на производство составили около 44 миллионов долларов.
«Клеопатра» признана одной из самых затратных и знаменитых картин в истории кинематографа, ставшей финансовым крахом. В прокате фильм собрал около 38 миллионов долларов в 1963 году, но только в 1967 году начал окупаться благодаря продаже прав на телевизионный показ. Производственные проблемы, смена режиссеров, отстранение продюсера и превышение бюджета поставили 20th Century Fox на грань банкротства, а скандальный роман Тейлор и Бёртона на съемочной площадке привлек внимание прессы.
Оценки специалистов по фильму были противоречивыми. Один из основных недостатков выделен стилистической и жанровой несогласованностью двух частей картины: первая часть выполнена в традициях исторического жанра, а вторая - как мелодрама. Визуальная составляющая картины, актерская игра Рекса Хэррисона, воплотившего образ Гая Юлия Цезаря, и работа исполнителей второго плана получили высокую оценку. Несмотря на четыре «Оскара», фильм символизировал завершение эры пеплумов и студийной системы кинематографа.
К 1961 году Ричард Бёртон уже провел 12 лет в браке с Сибил Бёртон, воспитывая двух своих дочерей. Тем не менее, несмотря на это, о нем ходили слухи о реальных или предполагаемых романах со своими партнершами по картинам. С мая 1959 года Тейлор была замужем за музыкантом Эдди Фишером. Бёртону раньше не доводилось сталкиваться с Тейлор на съёмочной площадке, и он придерживался мнения о том, что она одна из бесталанных актрис, добившихся признания исключительно благодаря эффектной внешности. На съёмочной площадке Бёртон до определённого момента особо не общался с актрисой и отпускал за спиной Тейлор непристойные шутки.
Всё изменилось после первой сцены близости - 22 января 1962 года. Бёртон в тот день появился на площадке с сильного похмелья. Элизабет, заметив трясущиеся руки, принесла ему чашку кофе. Очевидцы вспоминали, как между ними «проскочил электрический разряд». Понадобилось немалое время, чтобы Ричард и Элизабет пришли в себя и смогли отыграть сцену. После команды «снято» режиссёр саркастически обратился к актёрам: «Я вам не мешаю?». Во время очередного приезда в Рим, Манкевич отвёл Вангера в сторону и озабоченно сказал продюсеру: «Я сижу на вулкане… Лиз и Бёртон уже не просто играют Антония и Клеопатру».
Рабочая атмосфера и моральный климат на съемочной площадке были и так весьма слабы из-за организационных неурядиц, но после адюльтера продюсеру и режиссеру стало очень сложно сохранять порядок. Через несколько дней после первой совместной сцены любовников Бёртон появился в мужской гримерке и объявил во всеуслышание: «Джентльмены, я только что трахнул Элизабет Тейлор на заднем сидении своего кадиллака». Попытки скрыть происходящее были бесполезны. Скандал вызвал продолжительные паузы в съемках.
В феврале 1962 года, после того как Ричард Бёртон на некоторое время вернулся к жене, Тейлор пришлось срочно госпитализировать из-за передозировки снотворного. В больнице у актрисы обнаружили также кровоподтёки на лице и разбитый нос. Съемки были задержаны на 22 дня. Старший брат Ричарда Бёртона прибыл на съемки и попытался защитить честь Сибил. Между братьями произошла драка, и производство картины задержались еще на несколько дней.
С того момента как в прессу просочилась информация о размере гонорара Тейлор и перипетиях, сопровождавших проект, будущий фильм не страдал от недостатка внимания папарацци. Журналисты осаждали отель, где остановилась Тейлор, студию Cinnecita и офис Fox в Нью-Йорке. Информация об адюльтере стала одной из самых громких голливудских сенсаций 1962 года. Многие издания после него даже стали иронически называть картину Lizpatra. В популярном телевизионном шоу Перри Комо вышла скетч-постановка, пародирующая абсурдную ситуацию на съемках и бурный роман. Когда в 1962 году готовились постеры картины для американского рынка, художник Сеймур По решил даже не упоминать имена актеров на плакатах - публика настолько хорошо их знала, что это было лишним.
Одной из причин популярности библейских и античных тем была их политическая и социальная нейтральность. Они вызывали минимум нападок со стороны защитников морали. Хотя «Клеопатра» снималась в соответствии со стандартами студийной системы, события, развивавшиеся на съемочной площадке, нарушали все неофициальные правила жанра. Строгие нормы морали и контроль студии уже не сдерживали происходящее. Процесс кинопроизводства теперь все больше зависел от капризов и изменчивого характера новых кинозвезд.
Перенос съемок картины в Европу, и особенно в Италию, где возник феномен «папарацци», также оказал свое влияние. Впервые история из реальной жизни так сильно вмешалась в производство, что радикально повлияла на восприятие картины зрителями, отчасти затмев сам сюжет.
Личная драма Элизабет Тейлор во многом повторила драму ее героини. История закончилась уже после съемок картины разводом актеров с их бывшими супругами и свадьбой Бёртона и Тейлор в 1964 году. В 2012 году Джесс Уолтер опубликовал роман «Великолепные руины», посвященный любовной связи Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона в ходе съемок «Клеопатры» в Италии в 1962 году.
Перед зрителем предстаёт многогранный и сложный образ Клеопатры: образованной личности, политика, космополита, стратега и женщины, обладающей всеми достоинствами прекрасного пола. В одном из интервью Манкевич даже уподобил образ Клеопатры Джону Кеннеди. Уолтер Вангер отзывался об Элизабет Тейлор как о единственной женщине, способной сочетать молодость, энергию и эмоциональность. Тейлор, воплощая экранный образ своей героини, во многом ориентировалась на Клеопатру, исполненную Вивьен Ли в фильме 1945 года. Анализируя картину 1963 года, критики отметили, что именно эта египетская царица больше всего соответствовала не только чувственной женщине, но и столь многогранной личности. Элизабет Тейлор также оказалась разносторонней личностью: секс-символом, любящей матерью, отчаянной вдовой и лауреатом «Оскара». Как и ее героиня, она безрассудно погрузилась в любовную историю, которая поставила под угрозу финансовое положение киноимперии 20th Century Fox. Отзывы критиков, однако, оказались довольно противоречивыми.
В ходе съемок режиссер Мамулян рассматривал возможность передать исполнение образа Клеопатры темнокожей актрисе. Вопрос расовой принадлежности Клеопатры для историков остается весьма спорным, однако в кинематографическом мире сложившийся образ Клеопатры представляет собой представительницу белой расы. Для 1963 года такой выбор был бы слишком экзотичным, и зрителям было ближе видеть, что именно представительница европейской расы соблазняет римлян-мужчин. Только некоторые служанки Клеопатры были темнокожими, что частично подчеркивало их происхождение.
Костюмы (или их отсутствие) актрисы также играют важную роль, создавая еще один контекстуальный слой роли. В сцене прибытия в Рим Клеопатра одета в роскошный золотой наряд, напоминающий поток золота на ее теле и символизирующий своеобразное завоевание столицы мира. В сцене нечаянной встречи с Цезарем в царских покоях Клеопатра предстает практически обнаженной - это намек Цезарю, что он пришел не вовремя. В заключительной сцене прощания с Марком Антонием на египетской царице лишь скромная коричневая туника, почти как у заключенного, что подчеркивает ее покорность и покоренность.
Картина оказала значительное влияние на мир моды и индустрию женской красоты. Наброски образа Клеопатры были подготовлены стилистом Александром Де Росси, который, к сожалению, не смог участвовать в работе над фильмом. Элизабет Тейлор заявила, что использовала схемы Де Росси для нанесения грима перед съемками.
После выхода «Клеопатры» на экраны стал популярным «египетский» стиль макияжа, который также стал своего рода торговой маркой Элизабет Тейлор. Платья из фильма возродили интерес к античному стилю. По мнению американского издания Redbook, платья Клеопатры входят в число икон модной культуры всех времен. Модельер Тим Ганн использовал понятие «платье Клеопатры» для описания длинного силуэта, подчеркнутой талии и груди, используя костюмы из фильма 1963 года в качестве примера.
В январе 1962 года американский модельер Сил Чэпмен представил осеннюю коллекцию «Дочери Нила», попавшую на подиум задолго до выхода фильма. В 1963 году косметическая компания Revlon выпустила новую линию, вдохновленную обликом Клеопатры. Модельер Александр Маккуин и стилист Шарлотта Тилбери в 2012 году создали модную коллекцию «Клеопатра». Дизайн куклы Барби, выпущенной компанией Mattel в 1963 году, был создан под влиянием образа Клеопатры.
В 1998 году была представлена коллекционная модель Барби в золотом наряде, повторяющем платье Клеопатры в знаменитой сцене приезда в Рим.
Во время производства фильма и много позже он стал источником влияния и объектом подражания. Сюжет «Клеопатры» был спародирован в 1964 году в фильме «Вперед, Клеопатра!». Интересно, что при съемках этой недорогой комедии использовались неиспользованные декорации и реквизит фильма 1963 года, оставшиеся на студии Pinewood. Комикс «Астерикс и Клеопатра», выпущенный в 1965 году, был создан под влиянием фильма 1963 года и звездного романа Тейлор и Бёртона. Мотивы пеплума использовались и в мультипликационной, и в игровой экранизации этого комикса.