«Касабланка» (1942)

Содержание фильма «Касабланка». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

26 ноября 1942 года состоялась премьера фильма «Касабланка».

Мелодрама от режиссера Майкла Кертица.

Главный герой Рик Блейн - горько разочарованный циничный американец, владелец кафе «У Рика» в Касабланке, элитного ночного клуба и гнезда для азартных игр с самой различной клиентурой из числа вишистов, нацистов, беженцев и воров. Рик, с виду равнодушный ко всем политическим событиям, как оказалось, раньше переправлял контрабандой оружие в Эфиопию, когда страна боролась против итальянской агрессии в 1935 году, и сам участвовал в Гражданской войне в Испании на стороне республиканцев.

Мелкий преступник Угарте прибывает в клуб Рика с полученными при убийстве двух немецких курьеров проездными документами. Эти документы позволяют свободно перемещаться по французским территориям, не попавшим под оккупацию Германии, и даже попасть в нейтральную Португалию, откуда можно выехать в Новый Свет. Для постоянного потока беженцев, застрявших в Касабланке, исправные документы имели первостепенное значение. Угарте хочет разбогатеть, продав их за огромные деньги человеку, который должен прибыть ночью. Но до приезда покупателя Угарте арестовывает местная полиция, которой командует капитан Луи Рено - коррумпированный хапуга, который сам себя характеризует словами: «У меня нет убеждений, я склоняюсь туда, куда дуют ветра, а сильные ветра дуют в сторону Виши». Тайком от Рено и нацистов Угарте передаёт документы Рику со словами: «ты меня презираешь, ты - единственный, кому я могу довериться». Рик прячет их в фортепиано пианиста Сэма.

В этот миг в жизнь Рика вновь входит та, что принесла ему столько горечи - его бывшая любовница Ильза Лунд со своим мужем, Виктором Ласло, руководителем чешского движения Сопротивления, которого уже давно разыскивают нацисты. Им нужны документы для выезда из Касабланки в США, где Ласло сможет продолжить свою работу. Предотвратить это прибывает немецкий майор Штрассер.

Из разговора с Ферари, важным лицом в преступном мире и конкурентом Рика, Ласло узнаёт о наличии проездных документов у Рика. Он обращается к Рику с просьбой отдать документы, но тот отказывается, советуя Ласло узнать причину отказа у жены. Разговор прерывает исполнение песни «Die Wacht am Rhein» группой немецких офицеров. Рассердившись, Ласло велит оркестру играть «Марсельезу».

Руководитель оркестра просит на это разрешения у Рика, и тот кивает в знак согласия. Ласло начинает песню, сначала сам, но потом придушенный патриотический пыл публики прорывается наружу, и поют уже все, заставляя немцев уйти. Штрассер мстит, отдав приказ Рено закрыть клуб.

После ухода публики к Рику в кафе приходит Ильза. Рик отказывается отдать ей документы. Она угрожает ему пистолетом, но выстрелить не может, признаваясь, что всё ещё любит его. Она объясняет, что на момент их встречи в Париже она считала, что её муж погиб при бегстве из концентрационного лагеря. Позже, накануне захвата города немецкими войсками, она узнала, что Ласло жив и скрывается. Это произошло именно в тот день, когда Ильза с Риком должны были вместе выехать из Парижа на поезде. Она была вынуждена покинуть Рика без какого-либо объяснения, чтобы ухаживать за больным Ласло.

Узнав истинную причину исчезновения Ильзы, Рик становится мягче, и бывшие любовники мирятся. Рик соглашается помочь, уверяя Ильзу, что она останется с ним, когда Ласло уедет. Неожиданно возвращается Ласло, едва сумевший избежать полицейского налёта, совершённого на помещения, где проходили собрания активистов движения Сопротивления. Рик прячет Ильзу на время мужского разговора.

Ласло говорит, что ему известно о чувствах Рика к Ильзе, и пытается получить от Рика документы, которые позволили бы вывезти жену туда, где она была бы в безопасности. Однако прибывает полиция и арестовывает Ласло, выдвигая мелкое обвинение. Рик убеждает Рено выпустить Ласло, обещая помочь поймать его на более серьёзном преступлении - после того, как Рик передаст проездные документы Ласло, Рено сможет сфабриковать дело об убийстве Ласло немецких курьеров с целью присвоения документов. Чтобы развеять подозрения Рено относительно своих мотивов, Рик объясняет, что это позволит ему с Ильзой спокойно уехать в Америку.

Тем не менее, когда Рено пытается арестовать Ласло после получения документов, Рик предаёт Рено, заставляя его под дулом пистолета помочь беглецам. В последний миг Рик велит Ильзе сесть на борт самолёта до Лиссабона вместе с Ласло, говоря ей, что она будет жалеть, если останется: «Возможно не сегодня, возможно не завтра, но скоро и до конца своей жизни», - и добавляет, что у них всегда будет Париж.

Появляется майор Штрассер, но, когда он пытается помешать бегству, Рик стреляет в него. Прибывает полицейское подкрепление, Рено задумывается, а потом велит своим людям «взять обычных подозреваемых». Оставшись наедине с Риком, Рено предлагает ему вместе с ним покинуть Касабланку и присоединиться к Свободной Франции в Браззавиле. В финальной сцене они уходят в туман, и Рик говорит одну из самых памятных фраз в истории кино: «Луи, думаю, что это начало прекрасной дружбы»...

Несмотря на неоднократную замену сценаристов, которые пытались адаптировать для большого экрана ещё не поставленную в театре пьесу, и на то, что для Богарта это была первая романтическая роль, «Касабланка» получила три «Оскара», в том числе в категории «лучший фильм». Американский институт киноискусства объявил фильм лучшей мелодрамой всех времён США. Персонажи, диалоги и музыка вошли в число самых любимых среди американцев, а популярность фильма выросла до такого масштаба, что поныне его часто называют среди лучших фильмов в истории Голливуда.

«Касабланка» планировалась боссами Warner Brothers как проходной фильм с не самыми яркими звёздами и довольно посредственным бюджетом в районе миллиона долларов. Вдобавок, сценарий основывался на пьесе с невероятным сюжетом, которая никогда не шла в театре (хотя права на её экранизацию студия приобрела за рекордные 20 тысяч долларов). Над переработкой сценария работало несколько человек; им удалось придумать диалоги, многие из которых вошли в историю, но к началу съёмок сценарий был не закончен.

Уже по ходу подготовительных работ у фильма сменился продюсер - им стал Хэл Б. Уоллис. Именно он решил заменить ещё не столь известного в то время Рональда Рейгана на звёздного Хамфри Богарта, который и сыграл главную роль, хотя никогда ранее не снимался в романтических мелодрамах. Уоллис также пригласил начинающую Ингрид Бергман на главную женскую роль. Режиссёром был назначен уважаемый за профессионализм венгр Майкл Кёртис.

На роли второго плана Кёртис пригласил многочисленных европейских актёров, которые с началом войны остались без работы и наводнили голливудские студии. Среди них были и профессионалы экстра-класса вроде Петера Лорре и Конрада Фейдта, известных по таким шедеврам немецкого экспрессионизма, как «М» и «Кабинет доктора Калигари», соответственно. Пол Хенрейд, которому досталась роль Ласло, в своё время работал с великим Рейнхардтом, но роль в «Касабланке» сложно причислить к его удачам - он смотрится в кадре слишком скованно. Он не ладил с другими актёрами, Ингрид Бергман считала его «примадонной», а сам Хенрейд пренебрежительно отзывался об актёрских способностях Богарта

Композитор Макс Стайнер написал музыку к фильму, чередуя мотивы двух основных мелодий - романтической темы «As Time Goes By» и патриотической «Марсельезы». Знаменитая финальная строчка Богарта - «Я думаю, это послужит началом прекрасной дружбы» - была написана по завершении съёмок и озвучена Богартом примерно через месяц после окончания работы над фильмом. В связи с высадкой союзников в Африке возникли планы доснять ещё одну сцену с участием Рика и Рено, но от них пришлось отказаться из-за занятости актёров в других проектах. Кроме того, против новой концовки возражал влиятельный продюсер Дэвид Селзник

По воспоминаниям Бергман, из-за её высокого роста режиссёр заставлял низкорослого Богарта вставать на подставки или садиться на подушки, когда они снимались вдвоём. Тем не менее романтические сцены получились убедительными: Бергман, по выражению критика Р. Эберта, «рисует по его лицу своим взором». Как и обычно, лицо шведской актрисы снимали с левой стороны, направляя пучки света таким образом, чтобы вызвать блеск в её глазах; также заметно применение мягко рассеивающего свет фильтра. Сразу по завершении съёмок Бергман коротко постриглась для своего следующего фильма «По ком звонит колокол» режиссёра Сэма Вуда, что сделало невозможной пересъёмку тех или иных сцен.

Премьера фильма была приурочена к попаданию города Касабланка на первые полосы американских газет: в ноябре 1942 года союзные войска заняли Касабланку, а в январе 1943 года там прошла встреча Рузвельта и Черчилля. Учитывая это обстоятельство, в «Уорнер Бразерс» решили не откладывать премьеру фильма. Впрочем, американские солдаты в Северной Африке его не увидели: власти не хотели провоцировать многочисленных во французских колониях сторонников вишистского режима.

По итогам 1943 года «Касабланка» заняла в американском прокате 7-е место, однако привлекательность фильма заключалась отнюдь не в кассовых сборах или наградах Киноакадемии и даже не в художественной оригинальности (достаточно сравнить «Касабланку» с «Гражданином Кейном» Орсона Уэллса). Сила этого фильма виделась в его своевременности - отражение способности Голливуда создавать магию кино, несмотря на почти конвейерное производство. Нежелание Рика Блейна рисковать из-за кого бы то ни было метафорически отразило отношение американского общества к участию во Второй мировой войне, выражавшееся в политике изоляционизма, практиковавшейся до Пёрл-Харбора. И то изменение, которое произошло с Риком к концу фильма, символизировало изменение в настроениях американцев после объявления войны.

По мнению французского историка кино Жоржа Садуля, «Касабланка» - это «классический гангстерский фильм, герои которого заменены деятелями Сопротивления, одурачившими в Марокко гестаповцев при помощи вишиста, ведущего двойную игру». Также по его оценке, эта лента является примером стереотипного и эпизодического, «фонового» показа на западном экране местного африканского населения, представленного всегда как «"цветные люди" независимо от того, были они чёрными или смуглыми».

кадры из фильма "Касабланка"

постер фильм Касабланка

кадр Касабланка 2

кадр Касабланка 3

кадр Касабланка 4

кадр Касабланка 5

кадр Касабланка 6

кадр Касабланка 7

кадр Касабланка 8

кадр Касабланка 9

кадр Касабланка 10

кадр Касабланка 11



Актеры и роли:

Хамфри Богарт - Рикк;
Ингрид Бергман - Ильза Лунд Ласло;
Пол Хенрид - Виктор Ласло;
Клод Рэйнс - Луис Рено, капитан;
Конрад Файдт - майор Штрассер;
Сидни Гринстрит - сеньор Феррари;
Петер Лорре - Гиллермо Угарте;
Ш.З. Шакалль - Карл, главный официант;
Мадлен Лебо - Ивонн;
Дули Уилсон - Сэм;
Джон Куолен - Бергер;
Леонид Кинский - Саша;
Курт Бойс - эпизод;
Джой Пэйдж - Аннина Брандел;
Марсель Далио - Эмиль, крупье;
Хельмут Дантин - эпизод;
Илка Грюнинг - эпизод;
Крейтон Хейл - эпизод;
Лу Марселль - эпизод;
Лотта Пальфи Андор - эпизод;
Людвиг Штёссель - эпизод;
Ричард Райен - полковник Хайнц;
Леон Беласко - эпизод;
Оливер Блэйк - эпизод;
Луис В. Арко - эпизод;
Монте Блю - эпизод;
Джино Коррадо - эпизод;
Фрэнко Корсаро - эпизод;
Труде Берлинер - эпизод;
Джордж Ди - эпизод;
Жан Дель Вал - офицер полиции;
Уильям Эдмандс - эпизод;
Мартин Гарралага - эпизод;
Грегори Гайе - эпизод;
Олаф Хиттен - эпизод;
Чарльз Ла Торре - эпизод;
Джордж Джей Льюис - эпизод;
Майкл Марк - эпизод;
Джордж Микер - эпизод;
Луи Мерсье - эпизод;
Торбен Мейер - эпизод;
Альберто Морин - эпизод;
Лео Мостовой - эпизод;
Пол Поркаси - эпизод;
Фрэнк Палья - эпизод;
Джордж Ренавент - эпизод;
Дьюи Робинсон - эпизод;
Коринна Мура - эпизод;
Генри Роулэнд - немецкий офицер;
Дэн Сеймур - эпизод;
Джералд Оливер Смит - эпизод;
Джеффри Стил - эпизод;
Эллинор Вандервеер - эпизод;
Норма Варден - эпизод;
Ганс Генрих фон Твардовский - эпизод;
Лео Уайт - Эмиль, официант;
Вольфганг Цильзер - эпизод;
Жак Ванэр - эпизод;
Джек Уайз - официант;
Сид Трой - офицер;
Адриенна Д'Амбрикур - консьержка;
Мели Чанг - эпизод

Режиссер: Майкл Кертиц;
Сценаристы: Мюррэй Бернетт, Джоэн Элисон, Джулиус Джей Эпстайн, Филип Дж. Эпстайн, Говард Кох, Кэйси Робинсон;
Оператор: Артур Эдесон;
Композиторы: Эм Кей Джером, Макс Стайнер;
Художник: Карл Жюль Вейл;
Продюсеры: Хэл Б. Уоллис, Джек Л. Уорнер;
Страна: США;
Год: 1942;
Производство: Warner Bros. Pictures Co.;
Премьера: 26 ноября 1942 (США)






Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.