лого Штуки-дрюки

«Идиот» (1958)

Содержание фильма «Идиот». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

постер фильм Идиот

12 мая 1958 года состоялась премьера фильма «Идиот».

Историческая драма от режиссера Ивана Пырьева.

Лучший фильм 1958 года по опросу журнала «Советский экран».

Действие фильма начинается в вагоне поезда, следующего до Санкт-Петербурга. Здесь происходит знакомство князя Льва Николаевича Мышкина, который возвращается в Россию после четырехлетнего лечения в швейцарском санатории, с богатым купцом Парфеном Рогожиным. От него Мышкин впервые слышит о некой Настасье Филипповне Барашковой - бывшей содержанке дворянина Тоцкого.

Позже имя Настасьи Филипповны звучит в доме Епанчиных - единственных родственников князя, а также в кругу близких обедневшего генерала Иволгина, сын которого Ганя должен - согласно расчету состоятельных покровителей - жениться на этой женщине, имеющей репутацию «падшей». В доме Епанчиных князь Мышкин впервые видит портрет Барашковой и приходит к выводу, что «лицо веселое, а ведь она ужасно страдала... вот не знаю, добра ли она».

Сама Настасья Филипповна (Юлия Борисова) впервые появляется в фильме в тот момент, когда в доме Иволгиных назревает скандал: мать и сестра Гани, считающие Барашкову «бесстыжей» особой, протестуют против предстоящей свадьбы. Героиня с ее подчеркнуто вызывающим поведением, откровенной бравадой и резкими репликами обостряет семейный конфликт до предела; Настасья Филипповна словно стремится «превзойти самые страшные опасения родных Гани».

Перепад в настроении происходит сначала в эпизоде, когда в дом Иволгиных приходит Рогожин, - его прибытие в компании нетрезвых приятелей неуловимо меняет манеру общения героини, в ней появляется некое «внутреннее смущение». Второй слом возникает в сцене, когда Мышкин, пытаясь погасить ссору, получает от Гани пощечину. Смех Настасьи Филипповны обрывается, она порывисто бросается к матери Гани, просит у нее прощение и покидает дом Иволгиных.

Следующая большая сцена с участием Настасьи Филипповны происходит в ее апартаментах во время приема, приуроченного к дню рождения хозяйки. К каждому из гостей у героини - свой подход и свое обращение, от сарказма до презрения. Единственным визитером, перед которым Барашкова предстает страдающе-мягкой и женственной, является князь Мышкин.

Поблагодарив его за то, что «первый раз человека видела», Настасья Филипповна берет пачку рогожинских денег, бросает их в камин и предлагает Гане вынуть их из огня голыми руками: «Вытащишь - твоя! Все сто тысяч - твои!» Эпизод заканчивается тем, что не выдержавший напряжения Ганя падает в обморок, а Настасья Филипповна, понаблюдав за поведением присутствующих, сама извлекает слегка обгоревшую пачку из огня, бросает ее Иволгину-младшему и уезжает с Рогожиным.

c

кадры из фильма "Идиот"

кадр Идиот 2

кадр Идиот 3

кадр Идиот 4

кадр Идиот 5

кадр Идиот 6

кадр Идиот 7

кадр Идиот 8

кадр Идиот 9

кадр Идиот 10

кадр Идиот 11



Актеры и роли:

Юрий Яковлев - Князь Мышкин;
Юлия Борисова - Настасья Филипповна;
Никита Подгорный - Ганя Иволгин;
Леонид Пархоменко - Парфен Рогожин;
Раиса Максимова - Аглая Епанчина;
Вера Пашенная - Генеральша Епанчина;
Николай Пажитнов - Генерал Епанчин;
Клавдия Половикова - Нина Александровна Иволгина;
Иван Любезнов - Генерал Иволгин;
Людмила Иванова - Варя Иволгина;
Владимир Муравьев - Фердыщенко;
Сергей Мартинсон - Лебедев;
Павел Стрелин - Тоцкий;
Григорий Шпигель - Птицын;
Г. Самохина;
А. Файт;
А. Добронравов;
Ф. Шишеев;
А. Геруцкая;
Р. Куркина;
Э. Геллер;
С. Троицкий;
В. Гераскин;
Т. Азарова;
Н. Кутузов;
В. Ванышев;
А. Костомолоцкий

Режиссер: Иван Пырьев;
Сценарист: Иван Пырьев;
Оператор: Валентин Павлов;
Композитор: Николай Крюков;
Художник: Стален Волков;
Страна: СССР;
Год: 1958;
Производство: Мосфильм;
Премьера: 12 мая 1958

Интересные факты о фильме «Идиот»

Сценарий был написан режиссером за десять лет до начала съемок. «Единым нервом» ленты являются события, разворачивающиеся вокруг главной героини - Настасьи Филипповны. Фильм стал кинематографическим дебютом для актрисы Юлии Борисовой, сыгравшей роль Настасьи Филипповны, и значительной вехой в творческой биографии Юрия Яковлева, исполнившего роль князя Мышкина. Предполагалось, что вслед за первой частью будет снята вторая, имевшая в сценарии название «Аглая». Однако Пырьев, по словам киноведа Ростислава Юренева, «не нашел художественных средств для трагических обстоятельств второй половины книги и оставил экранизацию незавершенной». Музыкальное оформление к ленте создал композитор Николай Крюков, автор слов к песням - Михаил Матусовский.

Съемки проходили в 1957-1958 годах в павильонах «Мосфильма» и на натурных объектах Ленинграда. Декорации интерьеров были созданы художником-постановщиком Сталеном Волковым. Выход фильма на экраны СССР состоялся 12 мая 1958 года. В течение года ленту посмотрели более 30 миллионов зрителей. В 1959 году картина получила второй приз Всесоюзного кинофестиваля в Киеве.

Желание экранизировать роман Достоевского возникло у Пырьева задолго до начала постановки. Еще в 1943 году, находясь в алма-атинской эвакуации, режиссер рассказывал своему коллеге Сергею Эйзенштейну об идее снять фильм по мотивам «Идиота». Сценарий для картины был написан Пырьевым несколько позже - в 1948 году (по другим источникам - в 1947-м), хотя в ту пору шансов воплотить замысел он практически не имел: с 1920-х годов вплоть до хрущевской оттепели творчество Достоевского находилось в СССР под негласным запретом.

По воспоминаниям Пырьева, съемки «Идиота» могли бы не начаться, если бы при рассмотрении кинопроб для фильма Григория Чухрая «Сорок первый» он не увидел выпускника театрального училища имени Щукина Юрия Яковлева. Как директор «Мосфильма» Пырьев участвовал в утверждении исполнителей ключевых ролей во всех картинах, создаваемых на киностудии, и Яковлев показался ему подходящим претендентом на роль Говорухи-Отрока. Чухрай, однако, решил взять на эту роль Олега Стриженова.

Двенадцатого июля 1957 года в Министерстве культуры СССР вышел приказ о запуске первой части («Настасья Филипповна») в производство с указанием срока сдачи готовой ленты - не позднее 6 февраля 1958 года. Бюджет картины был для того времени весьма скромным - 3 930 000 рублей.

Пырьев, формируя киногруппу, пригласил на должность оператора Валентина Павлова, с которым постоянно сотрудничал, начиная с фильма «Любимая девушка» (1940). Художником-постановщиком был назначен Стален Волков, художником по костюмам - Константин Савицкий. Музыкальное оформление ленты было предложено осуществить композитору Николаю Крюкову, работавшему в таких картинах Пырьева, как «Сказание о земле Сибирской» и «Конвейер смерти».

Еще на подготовительном этапе съемочная группа должна была решить вопросы, связанные со стилистикой картины, построением мизансцен и форматом кадров. По словам Пырьева, доминирование в «Идиоте» крупного плана было вызвано стремлением показать спектр чувств на лицах героев, приблизить к зрителям их глаза - «такое решение логически вытекало из романов Достоевского».

Основная часть съемок проходила в павильонах «Мосфильма». Там снимали не только интерьеры помещений, в которых проживают герои, но и непосредственно городские эпизоды. С помощью декораций художник-постановщик Стален Волков и его ассистенты «строили» улицы, мосты, каналы, парки. Поскольку действие картины происходит зимой, то для уличных сцен использовалась разрезанная бумага, имитирующая снег, а также гипс и вата.

Знакомство зрителей с князем Мышкиным происходит в вагоне, когда камера выхватывает из ряда пассажиров человека с грустными, понимающими, проникновенными глазами. Далее, особенно после признаний героя о нездоровье и долгом лечении за границей, возникает понимание, что окружающие принимают за идиотизм его сердечность и детскость. Вероятно, только Настасья Филипповна сразу угадывает в Мышкине героя своих грез - «доброго, честного, хорошего человека».

К числу первых рецензий на фильм «Идиот» («Настасья Филипповна») относится большая аналитическая статья киноведа Людмилы Погожевой, опубликованная в журнале «Искусство кино». Погожева отмечала, что картина Пырьева достаточно точно воспроизводит события первой части романа Достоевского, а героями ленты являются вполне реальные люди, существующие в реальных жизненных обстоятельствах. Реагируя на упреки ряда зрителей в излишней «театральности» ленты, киновед предложила им перечитать роман Достоевского, одной из особенностей которого являются словесные поединки. Именно они стали основой фильма Пырьева.

Кинематографисты и театральные деятели начали проявлять интерес к произведению Достоевского задолго до выхода в свет ленты Пырьева. Одна из первых российских постановок «Идиота» была осуществлена в 1899 году на сцене Александринского театра, где главные роли играли Мария Савина и Роман Аполлонский. В том же году к инсценировке «Идиота» обратился Малый театр - там образ Настасьи Филипповны создала Мария Ермолова.

Затем состоялась и первая экранизация романа - в 1910 году Петр Чардынин снял пятнадцатиминутный фильм с Андреем Громовым в роли Мышкина. Современники режиссера весьма строго оценили его работу - к примеру, критик «Кине-журнала» (1910, № 24) писал, что картина «не удалась, да вообще очень трудно Достоевского передать не только для кинематографа, он вообще неудачно укладывается в рамки драмы».






Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.