лого Штуки-дрюки

«Гусарская баллада» (1962)

Содержание фильма «Гусарская баллада». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

постер фильм Гусарская баллада

Музыкальная комедия от режиссера Эльдара Рязанова.

Летом 1812 года в поместье отставного штаб-майора Азарова, где вовсю идёт подготовка к балу-маскараду, приезжает гусарский поручик Дмитрий Ржевский. Он заочно помолвлен с племянницей штаб-майора, Шурочкой, которую никогда не видел, и не очень рад предстоящей встрече с невестой, рисуя её себе жеманной пустоголовой модницей. На самом деле Александра Азарова, воспитанница майора и его денщика, заменившего ей няньку, сильно отличается от обычных девушек своего времени: она умеет ездить верхом и фехтовать.

Желая показать своему дяде маскарадный костюм для предстоящего бала, она выбегает в сад, одетая корнетом, и сталкивается нос к носу с будущим женихом. Последний принимает Шурочку за её двоюродного брата и пытается выяснить, насколько та глупа и жеманна.

Такое предвзятое отношение возмущает девушку, и она решает слегка отомстить Ржевскому. При встрече Александра вовсю и с явным удовольствием играет роль недалёкой девицы, которая думает лишь о модных романах и вышивании, и мечтает об «идеальной любви». Ржевский в ужасе: его хотят женить на круглой дуре! При первом же удобном случае он спешит выбежать из комнаты, изрядно повеселив тем молодую проказницу. Тем не менее, ей нравится поручик, хотя она не желает признаваться в этом даже самой себе.

Известие о начале Отечественной войны приходит в разгар бала, и майор Азаров даёт распоряжение прекратить праздник. Гости разъезжаются. Мужчины готовятся выехать на передовую, а женщины обсуждают, чем смогут помочь фронту. Девушка остаётся одна и решает бежать из дома в мундире корнета, чтобы с оружием в руках защищать свою Родину. «Дядька» Иван, верный слуга, нянчивший её в детстве, соглашается быть её ординарцем и помогать сохранять тайну.

На следующее утро, проезжая через поле, Александра находит тяжело раненого курьера и берётся доставить его пакет по назначению. Случайно она видит французов, которые бросаются в погоню, а отбиться от неприятеля ей помогают русские войска. После этого её, как опытного кавалериста, принимают в штаб разъездным адъютантом, а позднее на связь штаба армии с корпусом Ожаровского, воевавшим во французских тылах. Так проходит полгода службы. Затем Александра встречает Ржевского: она доставляет пакет для командира партизанского отряда, расквартированного в каретном сарае. Гусары дружески приветствуют молодого корнета и приглашают его отужинать.

За столом Александра передаёт поручику «привет от кузины». На расспросы других гусар поручик начинает рассказывать о том, как якобы уродливая племянница майора, на которой его хотят женить против его воли, влюбилась в него по уши с первого взгляда и буквально вешалась на него. На попытки девушки возразить, что кузина, конечно, глупа, но вполне мила собой, Ржевский горячо возражает, что у них с корнетом просто разные вкусы. Спор заканчивается тем, что Ржевский и Азаров (то есть сама Александра) заключают пари: если поручик спасёт Александру от какой-либо опасности, то обязан будет жениться на ней.

Застолье прерывается известием о появлении французского обоза. Партизаны захватывают его и в одной из карет обнаруживают певицу-француженку Луизу Жермон. Когда-то между этой женщиной и кавалергардом Пьером Пелымовым из их отряда был роман, но потом влюблённые поссорились. Ржевский открыто флиртует с Луизой, пытается ей понравиться, освежая тем самым ссору певицы с товарищем по оружию, и даже приносит ей живой цветок, видимо, позаимствованный из оранжереи разорённой усадьбы. Однако Луиза отдаёт цветок «тому, кто ей из них милей всех нынче» - корнету Азарову, т.е. Александре.

Между Александрой, которая принимает подарок, чтобы подразнить Ржевского, которого сама ревнует к Луизе, и самим Ржевским вспыхивает ссора, переходящая в дуэль. Лишь появление командира отряда, Давыда Васильева (прообразом этого персонажа является Денис Давыдов), останавливает поединок. Он сердито отчитывает обоих несостоявшихся дуэлянтов. Пользуясь случаем, Шурочка просит принять её в отряд, но получает отказ.

Возвращаясь в штаб, Александра и Иван видят, как французы захватывают в плен русского генерала, который оказывается адъютантом самого императора, графом Балмашовым. Вдвоём они спасают его, а затем доставляют в штаб, куда вскоре прибывает главнокомандующий Кутузов.

Незадолго перед прибытием фельдмаршала Александру, доставившую ему пакет от генерала Ожаровского, замечает граф Нурин, сосед Азаровых по имению, прибывший к Кутузову как представитель ополчения. Зайдя к фельдмаршалу и обнаружив там девушку, он утверждается в мысли, что корнет Азаров на самом деле - так хорошо знакомая ему Шурочка Азарова, и оставшись наедине с Кутузовым, сообщает ему об этом. Вызвав Азарова, Кутузов спрашивает напрямую: «Вы женщина?», Александра отвечает утвердительно; узнав правду, фельдмаршал возмущён до крайности, заявляя, что армия справится с Наполеоном и без участия женщин.

На все просьбы оставить её в войсках Александра получает приказ сию же минуту отправляться домой. Не помогают даже слёзы: Кутузов непреклонен. Лишь появление императорского адъютанта Балмашова прерывает этот разнос. Балмашов рассказывает, как на него напали французы, и быть бы ему в плену, если бы не молоденький корнет, который помог ему, так и не назвав себя. Кутузов говорит, что это - истинный герой, достойный георгиевского креста. Александра, стоя в стороне, шмыгает носом, Балмашов замечает её и признаёт в ней своего спасителя, а слёзы считает следом пронёсшейся над ним «грозы» фельдмаршальского гнева и настаивает на немедленном награждении героя-корнета обещанным только что крестом.

Кутузову не остаётся ничего другого, как наградить «корнета». После ухода генерала он говорит, что позволяет ей остаться в армии, официально присваивает ей чин корнета и разрешает перейти в партизанский отряд Васильева, а графу Нурину пеняет за напраслину. Спустя некоторое время отряд выходит к имению Азаровых. Александра, зная все тамошние тайные тропинки, предлагает план дезинформации противника и захвата дома. Для выполнения плана ей выдают форму наваррских стрелков, позаимствованную у пленного испанца Винсенто Сальгари, служившего в наполеоновской армии.

Придя к французам в форме Сальгари, Александра выдаёт себя за потерявшего свою часть испанца, но тут в доме появляется настоящий Сальгари, которому удалось сбежать. На удивлённые вопросы французов испанец, помня хорошее обращение Александры с ним, когда он был в плену, заявляет, что это его младший брат, по семейной традиции тоже носящий имя Винсенто. Всё идёт по плану, пока не появляется ничего не подозревающий дядя Александры. Узнав её, он раскрывает её секрет, после чего французский генерал Дюсьер велит расстрелять на рассвете её, как шпионку, и Сальгари, за попытку помочь ей.

Следившие за операцией в окно Пелымов и Иван отправляются в отряд за подмогой и приводят её. Партизаны нападают на имение и выбивают оттуда французов. Сальгари, перешедший на сторону русских, сражается против французов и погибает. Александра, памятуя о пари, сначала переодевается в платье и кидается на грудь поручику, а потом встречает его уже в форме корнета и напоминает Ржевскому о его обещании жениться на спасённой девице. Однако тот в ярости заявляет, что корнету на свадьбе не гулять: их дуэль так и осталась незавершённой. Вновь разгоревшуюся ссору не удаётся предотвратить даже Луизе, которая ухаживала за больным майором: дуэлянты уходят, заперев дверь.

Ворвавшийся в усадьбу Пелымов сталкивается со своей бывшей возлюбленной, и оба просят друг у друга прощения. Их застают гусары, которые, узнав, что Ржевский и корнет намерены опять стреляться, безуспешно ломятся в дверь. Появившийся майор Азаров раскрывает карты: бесстрашный корнет ему не племянник, а племянница. Изумление гусар прерывают женский визг и выстрелы. Гусары выбивают дверь и видят, что, увидев мышь, Александра упала в обморок, а поручик застрелил эту мышь.

Обрадованный благополучным исходом дуэли, Васильев объявляет Александре, что представит её за доблесть в бою к производству в поручики, а Ржевский, узнав от Ивана, что на самом деле «корнет» - это его невеста, о которой он при ней же отзывался столь нелюбезно, приходит в замешательство. Оставшись с девушкой наедине, поручик осознаёт, что любит её, и они оба признаются друг другу в своих чувствах...

кадры из фильма "Гусарская баллада"

кадр Гусарская баллада 2

кадр Гусарская баллада 3

кадр Гусарская баллада 4

кадр Гусарская баллада 5

кадр Гусарская баллада 6

кадр Гусарская баллада 7

кадр Гусарская баллада 8

кадр Гусарская баллада 9

кадр Гусарская баллада 10

кадр Гусарская баллада 11



Актеры и роли:

Лариса Голубкина - Шурочка Азарова;
Юрий Яковлев - поручик Ржевский;
Николай Крючков - Иван, слуга Азаровых;
Виктор Кольцов (Кутаков) - Азаров, дядя Шурочки, штаб-майор;
Игорь Ильинский - Михаил Илларионович Кутузов, фельдмаршал;
Антоний Ходурский - граф Нурин, предводитель дворянства;
Татьяна Шмыга - Луиза Жермон, певица;
Лев Поляков - Пьер Пелымов;
Владимир Ширяев - Винсенто Сальгари, испанский лейтенант;
Алексей Полевой - Балмашов, адъютант Императора, генерал;
Юрий Белов - партизан, в синем мундире;
Валентин Брылеев - партизан, в красном мундире;
Феликс Яворский - Станкевич, партизан;
Владимир Трошин - партизан, поющий куплеты "Давным-давно";
Роман Хомятов - партизан, в синем мундире с малиновыыми вставками;
Юрий Киреев - партизан, с повязкой на глазу;
Михаил Орлов - поручик;
Валерий Денисов - Давыд Васильев, вожак партизан;
Владимир Балон - адъютант Кутузова;
Владимир Гусев - раненый адъютант фельдмаршала;
Владимир Граве - французский офицер, сражается со Ржевским;
Лев Любецкий - губернатор;
Борис Иванов - Дюсьер, французский генерал;
Юрий Мартынов - адъютант французского генерала;
Э. Смирнов - эпизод;
Павел Шпрингфельд - Летье, французский офицер;
Геннадий Юдин - генерал;
Герасим Лисициан - эпизод;
Нина Крачковская - Надин, кузина;
Зоя Исаева - Зизи, кузина;
Леонид Евтифьев - адъютант;
Е. Кирьякова - дама;
Елена Куракова - дама на балу;
Станислав Чекан - партизан;
Артур Нищёнкин - эпизод;
Александр Кузнецов - молодой человек

Режиссер: Эльдар Рязанов;
Сценаристы: Александр Гладков, Эльдар Рязанов;
Оператор: Леонид Крайненков;
Композитор: Тихон Хренников;
Художники: Геннадий Мясников, Михаил Богданов;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1962;
Премьера: 7 сентября 1962

Прототипом Шуры Азаровой была кавалерист-девица Надежда Дурова, которая в 1806 году, переодевшись в мужской костюм, сбежала из дома. В уланском полку, куда Дурова поступила на службу, она называла себя сыном дворянина Александра Соколова; после награждения Георгиевским крестом получила офицерский чин и была (под именем Александра Андреевича Александрова) переведена в гусарский полк.

Несмотря на ряд пересечений в биографии кавалерист-девицы и истории Шуры Азаровой, автор пьесы «Давным-давно» Александр Гладков утверждал, что влияние Дуровой на его произведение «было незначительным», - в гораздо большей степени на настроение драматурга воздействовали «Война и мир» и «Дети капитана Гранта». По словам Гладкова, он был хорошо знаком с благожелательным отзывом Пушкина о «Записках кавалерист-девицы», отрывки из которых публиковались в 1836 году в «Современнике», однако сам текст этих воспоминаний до конца прочесть не сумел - «перелистал несколько страниц и бросил». Биография Дуровой подсказала тему комедии и мотив переодевания, всё остальное, от «сюжетного озорства» до образа героини, - это вымысел.

Рязанов впоследствии признавался, что на съёмочной площадке ему приходилось быть не только режиссёром, но и педагогом. В одной из павильонных сцен, где по сюжету Шура должна совершить прыжок с антресолей, Рязанов, стремясь снять с Голубкиной «внутренний тормоз», сам продемонстрировал навыки полёта с высоты. Но если для него падение завершилось благополучно, то актриса во время приземления вывихнула лодыжку. Тем не менее, по словам режиссёра, «кадр был в кармане». Немало сложностей возникало и в ситуациях, когда Голубкина должна была выразить такие эмоции, как, к примеру, непроизвольный гнев и ярость. В этих случаях Рязанов порой адресовал актрисе весьма резкие выражения: «Я делал это нарочно, чтобы вызвать в её душе определённый взрыв».

После выхода «Гусарской баллады» кинокритики достаточно тепло отзывались об дебюте Ларисы Голубкиной - они отмечали пластичность, задор и темперамент её героини.

Игорь Ильинский предстал в роли фельдмаршала Кутузова. Когда Рязанов пригласил на роль Кутузова Игоря Ильинского, сомнения по поводу того, насколько органичным окажется комик в роли полководца, высказывали не только чиновники от кинематографа, но и сам артист. Ильинский, с одной стороны, был задет стремлением руководителей воспринимать его исключительно в амплуа «чванливого дурака», сложившемся после выхода «Волги-Волги» и «Карнавальной ночи»; с другой - сомневался в том, что образ фельдмаршала можно раскрыть с помощью «водевильной лёгкости», заложенной в сценарий «Гусарской баллады».

Поручик Ржевский. Возможным прототипом поручика Ржевского, ставшего в комедии жертвой розыгрыша Шуры Азаровой, исследователи называют дворянина XIX века подпоручика Сергея Семёновича Ржевского. Согласно сведениям, изложенным в рукописях его племянницы Надежды Ржевской, проживавший в Тульской губернии Сергей Семёнович периодически устраивал перфомансы в общественных заведениях, бунтовал против казённых устоев и давал современникам своеобразные «уроки свободы», а потому был объектом повышенного внимания со стороны прессы, в том числе московской. Иную версию, связанную с прообразом Ржевского, излагал автор пьесы «Давным-давно» Александр Гладков, писавший, что характер раскованного поручика был создан под влиянием одного из представителей «гусарской поэзии» Дениса Давыдова. По утверждению драматурга, «весь Ржевский» пришёл в комедию из стихотворения Давыдова «Решительный вечер», содержавшего, в частности, такие строки: «А завтра - чёрт возьми! - как зюзя натянуся, / На тройке ухарской стрелою полечу: / Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся / И пьяный в Петербург на пьянство прискачу».

Яковлев при работе над ролью сумел показать, насколько маска Ржевского отличается от истинной сущности этого персонажа: за гусарской фривольностью скрывается «трогательно неловкий», сомневающийся в себе человек.

После выхода «Гусарской баллады» поручик Ржевский - как и Чапаев с Петькой, Штирлиц с радисткой Кэт, Чебурашка с крокодилом Геной - стал персонажем анекдотов. В истории с Ржевским персонажем анекдотов оказался не поручик из гладковской пьесы «Давным-давно», а герой Юрия Яковлева из рязановского фильма. Чаще всего в коротких народных историях Ржевский соединён с героиней Льва Толстого Наташей Ростовой (иногда - с Пьером Безуховым) - эти связки, вероятно, возникли из-за того, что и «Гусарская баллада», и картина Сергея Бондарчука «Война и мир» стали кинособытиями в одном временном отрезке: в 1960-х годах.






Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.