Содержание фильма «Фауст». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
8 сентября 2011 года в Италии состоялась премьера фильма «Фауст».
Драма от режиссера Александра Сокурова по мотивам первой части трагедии Иоганна Вольфганга фон Гете «Фауст». Четвертый фильм из тетралогии «Молох» - «Телец» - «Солнце» - «Фауст».
Фильм получил премию «Золотой лев» на 68-м Венецианском кинофестивале.
Российская премьера прошла в Ульяновске 27 сентября 2011 года в Большом зале Ленинского мемориала, премьерный показ в Санкт-Петербурге состоялся 26 января 2012 года в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Выход в российский прокат состоялся 9 февраля 2012 года.
Повествование в основном строится на любовной линии Фауст - Маргарита.
В основе сюжета вся классическая немецкая легенда о Фаусте, окантованная некоторыми сюжетными линиями одноименного произведения Гете. Фильм основан на фундаментальной культурной традиции, связанной с творчеством Гете. Авторы фильма стремились к воссозданию на экране уникальной атмосферы жизни.
«Фауст» – завершающая часть кинотетралогии о течении истории и о людях. Разговор со зрителем начат фильмом «Молох» (персонаж - Адольф Гитлер), продолжен фильмом «Телец» (персонаж - Владимир Ленин), далее последовал фильм «Солнце», где персонаж - японский император Хирохито.
События разворачиваются в трудно идентифицируемом времени и пространстве. По ряду деталей (включая костюмы) - в эпоху написания гетевского «Фауста» (начало XIX века), но средневековые аллюзии слишком прозрачны, чтобы безусловно поверить такой хронологической привязке. Вневременный характер повествования подчеркнут в начальных кадрах, содержащих явную изобразительную отсылку к эпической картине Альбрехта Альтдорфера «Битва Александра с Дарием»: зрителю предлагается динамическая экспозиция полуфантастического пейзажа с горами, городом и морем с высоты птичьего полета.
Доктор Фауст, живя в эпоху зачинающегося прогресса, завершающего гуманистическую традицию существования человека, уже не удовлетворен теми ответами существования, которые предлагает ему церковь, как интеллектуал своего времени он живет с мыслью что на все можно найти ответы если хорошенько покопаться в окружающем мире, живет с мыслью что если душа есть, ее можно пощупать. С этого и начинается действие фильма: доктор судорожно копается в человеческих останках в поисках души. Но ее органа в теле нет.
Доктор озабочен проблемами существования посмертного бытия. Несмотря на поразительные знания и общественное признание ему нечего есть. И ему нужны лишь средства - попросту деньги. Поиск истины и смысла Бытия давно перестали быть целью. Все это он в какой-то мере найдет у ростовщика: лукавого и комичного героя, ростовщик и есть Мефистофель, и, кажется, это даже общеизвестный в городе факт.
Все знают, что если ростовщик разденется догола, то у него «спереди ничего нет». Даже адской силе в этом мире деньги даются с большим трудом, но чудо дьявол все-таки совершает: в погребе Ауренбаха он проткнет кирпичную кладку вилкой, похожей на рогатину, так, что из щели польется вино. Там пьянствуют вернувшиеся после войны солдаты (которые наполнили город и побираются на каждом углу).
Они напиваются и происходит пьяная драка, Фауст случайно убивает в ней человека, который окажется братом прекрасной девушки - Маргариты, знакомство с Маргаритой началось чуть ранее с того, что Фауст заглянул ей под юбку и ему там многое понравилось. Фауст не требует прекрасного, ради которого он скажет «Остановись, мгновенье...», эта фраза не прозвучит здесь. Проблемы мироздания и вселенной его интересуют, но закажет он иное. Обеспокоенный и высоким чувством к девушке, и обычной похотью, он требует от ростовщика помочь ему соблазнить красавицу, устранив ее пуританку-мать.
Вскоре этой крикливой старухе становится известно, что это доктор Фауст убил брата Маргариты, и переспать с девочкой теперь будет сложнее, несмотря на деньги, добытые дьяволом с большим трудом. Тогда ростовщик, до того помогавший даром, и вынимает написанный от руки договор с ошибками, по которому Фауст и «продаст свою душу» за ночь с Маргаритой. Ростовщик для этого отравит ее мать и всех свидетелей. Фауст переспит с девушкой. Наутро в доме обесчещенной Маргариты будут десятки адских исчадий, мертвецов и черных кошек, Фауст оставит ее (и труп ее матери) там и покинет спящую.
Ростовщик и Фауст пустятся в бега после такой череды злодеяний, они прикинутся солдатами, по пути еще встретят и убегут от привидения брата Маргариты (благодарного за свою смерть). Но совесть Фауста не позволит ему общаться с дьяволом, на которого проще всего переложить вину за похоть и кровь, и на фантастическом леднике Фауст забьет своего адского друга камнями. «Кто же тебя кормить будет?» - скажет смеющийся ростовщик уже под булыжниками. В последние секунды картины уже с неба звучит голос Маргариты: «И куда же ты теперь идешь?».
Присутствует в картине и друг Фауста - Вагнер: любящий хозяина как пес, надоевший своей любовью и ревностью, но на самом деле завистливый творец в тени другого творца: гениальное творение Вагнера - Гомункулюс - хорошенький уродец, выращенный в колбе. Эта колба случайно разобьется.
кадры из фильма "Фауст"
Актеры и роли:
Йоханнес Цайлер - Фауст;
Антон Адасинский - Маврикий, ростовщик (Мефистофель);
Изольда Дюхаук - Маргарита (Гретхен);
Ханна Шигулла - мнимая жена ростовщика;
Антье Леуолд - мать Гретхен;
Флориан Брюкнер - Валентин;
Георг Фридрих - Вагнер, ученик Фауста
Режиссер: Александр Сокуров;
Сценаристы: Юрий Арабов, Александр Сокуров;
Оператор: Бруно Дельбоннель;
Композитор: Андрей Сигле;
Художник: Елена Жукова;
Продюсеры: Андрей Сигле, Алексей Козлов (иcп.);
Кастинг-директор: Кристин Диль;
Производство: Mass Media Development and Support Foundation, Proline Film, Russian Cinema;
Премьера: 8 сентября 2011 (КФ в Венеции, Италия), 9 февраля 2012 (Россия), 21 июня 2021 (Россия ре-релиз)
Премия «Золотой лев», приз Future Film Festival Digital Award и приз SIGNIS на 68-м Венецианском кинофестивале.
Премия Лучшему художнику-постановщику и Премия Джила Паррондо - Елене Жуковой на фестивале Gijón International Film Festival, Испания, 2011.
Премия КиноСоюза «Элем» за лучший фильм 2011 года.
Премия «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России за 2012 год в номинациях: Лучший фильм - Александр Сокуров, Андрей Сигле; Лучшая режиссерская работа - Александр Сокуров; Лучший сценарий - Юрий Арабов; Лучшая мужская роль второго плана - Антон Адасинский. Премия «Ника»: Лучший игровой фильм - Александр Сокуров, Андрей Сигле; Лучшая режиссерская работа - Александр Сокуров; Лучший сценарий - Юрий Арабов; Лучшая мужская роль - Антон Адасинский.
Фильм также номинировался на премию «Ника» за лучшую операторскую работу (Брюно Дельбоннель), лучшую работу художника по костюмам (Лидия Крюкова), лучшую работа художника (Елена Жукова), лучшую музыка к фильму (Андрей Сигле).