лого Штуки-дрюки

Знаменитости, ушедшие в 2019 году. ФОТО >>>

Александр Сокуров - биография, информация, личная жизнь

Александр Сокуров

Александр Сокуров

Александр Николаевич Сокуров. Родился 14 июня 1951 года в дер. Подорвиха Иркутской области. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, оператор, продюсер, педагог. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997). Народный артист РФ (2004).

Александр Сокуров родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области (в 1956 году его деревня была затоплена при пуске Иркутской ГЭС).

Отец - Николай Сокуров, военный, участник Великой Отечественной войны.

Имеет старшую сестру Надежду (мужду ними разница четыре года).

Семья часто переезжала с места на место. Начинал учиться в Польше, заканчивал школу в Туркмении.

В 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета. Во время учёбы работал в редакции художественного вещания Горьковского телевидения, где уже в возрасте 19 лет выпустил свои первые телевизионные программы - несколько телевизионных фильмов, телевизионных программ прямого эфира, в том числе и спортивные передачи. В 1974 году Сокуров защитил диплом историка и завершил обучение в университете.

В 1975 году поступил на режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии, в мастерскую режиссуры научно-популярного фильма под руководством А. М. Згуриди. За отличную учёбу получал именную стипендию С. Эйзенштейна.

В период обучения Сокуров знакомится с Юрием Арабовым, сценаристом, главным его союзником и соратником в творчестве.

В 1979 году, сдав экзамены экстерном, режиссёр на год раньше срока был вынужден закончить обучение из-за нарастающего конфликта с администрацией института и руководителями Госкино: его обвинили в формализме и в антисоветских настроениях, из-за чего его студенческие работы категорически отвергались. В итоге первая художественная картина «Одинокий голос человека» по произведениям Андрея Платонова (позже получившая несколько престижных фестивальных наград) не была засчитана руководством института в качестве дипломной работы. Картина подлежала уничтожению, но Сокуров и Арабов взломали архив, выкрали позитивную копию и исходные материалы картины, подложив на их место другие киноматериалы. В то сложное время он получил моральную и профессиональную поддержку режиссёра Андрея Тарковского.

Александр Сокуров в молодости

Александр Сокуров в молодости

Александр Сокуров хотел работать на «Мосфильме», однако условия работы там его не устраивали. По рекомендации Андрея Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен на киностудию «Ленфильм», где снял свои первые игровые картины. Одновременно сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где в разное время выпустил все свои документальные работы.

Первые фильмы, снятые режиссёром в Ленинграде, вызвали негативную реакцию как Госкино, так и партийных органов. Сокуров многократно заявлял, что ему предназначено место в лагере под Сыктывкаром. В течение долгого времени, вплоть до конца 1980-х годов, ни один из его фильмов не был допущен к прокату. Тарковский дважды организовывал Сокурову выезд за рубеж, однако режиссёра, по его словам, удержали русский язык и духовные сокровища Эрмитажа, с которым ему более всего не хотелось расставаться.

молодой Александр Сокуров

В конце 1980-х годов снятые Сокуровым ранее фильмы не только вышли в прокат, но и с большим успехом представляли русское кино на международных кинофестивалях.

Первую широкую известность ему принес фильм «Дни затмения», который в 1989 году получил приз Берлинского кинофестиваля в рамках форума нового кинематографа.

«Дни затмения» снят по сценарию Юрия Арабова при участии Петра Кадочникова, Аркадия и Бориса Стругацких, по мотивам произведения последних - «За миллиард лет до конца света». В 2000 году фильм «Дни затмения» был включён в список ста лучших фильмов за всю историю отечественного кинематографа по версии гильдии кинокритиков России.

В 1980-1990 годы режиссёр интенсивно работал, снимая часто по несколько картин в год. Одновременно он принимал участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимался с группой молодых начинающих режиссёров при киностудии «Ленфильм».

В 1998-1999 годах вёл на Петербургском телевидении цикл передач «Остров Сокурова», в которых обсуждалось место кинематографа в современной культуре.

С середины 1990-х годов Сокуров со своими коллегами начал освоение технологии видео, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова снято несколько документальных видеофильмов, в том числе по заказу японских телевизионных каналов, благодаря энтузиазму и участию японских друзей.

В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссёров мирового кино.

В 1999 году представил фильм «Молох» (нем. Moloch) на немецком языке (первый в тетралогии «Молох» - «Телец» - «Солнце» - «Фауст»). Действие фильма разворачивается в течение суток в призрачном и неприступном доме, построенном в Альпах для человека власти. Власть, претендующая на покорение всего мира, произвела разрушительную работу прежде всего над теми, кто её олицетворял: Адольф Гитлер и Ева Браун - несоединимые партнеры любовной драмы.

В 2001-м вышел фильм «Телец» по сценарию Юрия Арабова. Действие картины происходит на протяжении одного летнего дня 1923 года в Горках, где тяжело больной Ленин проводит последние месяцы своей жизни в окружении бестолковой прислуги и многочисленной охраны, главная задача которой - надёжная изоляция его от внешнего мира. Телефонная связь с Москвой хронически нарушена, никакая корреспонденция до Ленина не доходит. Без чьей-либо помощи он не может ходить, одеваться и раздеваться, принимать ванну. Ему часто отказывает память. Физические страдания вождя усугубляются сознанием того, что фактически он отстранён от власти и от политики, без которой в его жизни не остаётся ничего, кроме неизлечимой, прогрессирующей болезни.

В 2005 году режиссер представил фильм «Солнце». В фильме отображён император Сёва (Хирохито) в последние дни Второй мировой войны. Он показан как человек, который на самом деле духовно и нравственно является высоким примером своим подданным и в, казалось бы, безвыходной ситуации находит в себе силы принять правильное решение, которое восстановило доброе имя, честь и процветание своего народа. Вместе с этим показана трагедия маленького романтического человека, находящегося при власти, и, как следствие, трагедия всего народа Японии.

Александр Сокуров 2

10 сентября 2011 года на церемонии закрытия 68-го Венецианского кинофестиваля Александр Сокуров получил «Золотого льва» и премию Экуменического жюри за картину «Фауст», завершающую цикл, названный им тетралогией о власти. На вручении главного приза председатель жюри Даррен Аронофски отметил, что «решение было единодушным: это тот фильм, который меняет жизнь каждого, кто его увидит».

Фильм «Фауст» снят по мотивам первой части трагедии Иоганна Вольфганга фон Гёте «Фауст». Повествование в основном строится на любовной линии Фауст - Маргарита. В основе сюжета вся классическая немецкая легенда о Фаусте, окантованная некоторыми сюжетными линиями одноимённого произведения Гёте.

Режиссёр становился участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. Он неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии ФИПРЕССИ, премии имени Тарковского, является лауреатом Государственной премии РФ (1997, 2014) и лауреатом Премии Ватикана - «Премия Третье тысячелетие» (1998).

Александр Сокуров 3

В 2010 году открыта мастерская Сокурова на кафедре кино и телевидения КБГУ (Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова), в Нальчике.

В 2017 году дебютный фильм выпускника курса Сокурова Кантемира Балагова «Теснота» был показан в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и получил приз ФИПРЕССИ.

В 2017 году Сокуров был объявлен почётным гостем на 30-й церемонии вручения премии Европейской киноакадемии в Берлине.

Общественно-политическая позиция Александра Сокурова:

В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики президента России Владимира Путина в Чечне.

В декабре 2011 года генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге от имени японской императорской семьи вручил Сокурову почётный орден Восходящего солнца с золотыми лучами. На церемонии режиссёр признался в особом отношении к Японии и высказался за возврат Россией «земель, принадлежавших японскому народу».

В марте 2014 года Сокуров выступил с заявлением, в котором указал, что использование военной силы против украинцев будет иметь необратимые последствия для самой России. Также он призвал россиян уважать желание украинцев жить отдельным государством: "Мы не один народ с украинцами, мы разные. У нас внутренне разные культуры. Не зря украинцы всегда хотели жить отдельным государством. Да, мы близки, у нас есть много похожего, но это не означает, что мы один народ. Это совсем не так. Мы разные и нам эту разность нужно уважать и ценить".

На парламентских выборах 2016 года возглавлял петербургский список партии ЯБЛОКО (при этом оставаясь беспартийным).

В феврале 2017 года Александр Сокуров заявил, что российские политические комментаторы, а также сотрудники российского телевидения и радиовещания предстанут перед Гаагским трибуналом, поскольку они «являются провокаторами, которые во время пожара разбрасываются спичками».

Выступал за освобождение осуждённого по обвинению в терроризме Олега Сенцова.

3 декабря 2018 года вошёл в состав Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Александр Сокуров

Рост Александра Сокурова: 175 сантиметров.

Личная жизнь Александра Сокурова:

Не женат. Детей нет.

После выхода в 2003 году его фильма «Отец и сын», рассказывающего о гомофобной любви (классифицируемого в Европе по категории «гей-кино»), о Сокурове ходят слухи, что он относится к лицам с нетрадиционной ориентацией.

Режиссёр живёт в Санкт-Петербурге, где, кроме реализации творческих начинаний, возглавляет общественную группу активистов-градозащитников - так называемую «Группу Сокурова», ведущую диалог с городской властью на тему защиты от разрушения старого Петербурга.

Фильмография Александра Сокурова:

1979 - ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный) (нет в титрах)
1980 - Ты должен жить - Николай Дорофеев, офицер
1998 - Беседы с Солженицыным (документальный)
2003 - Острова. Александр Сокуров (документальный)
2003 - Кира (документальный)
2004 - Сокуров (документальный)
2009 - Истории и легенды Ленфильма. Как снимали фильм «Телец» (документальный)
2016 - Дмитрий Шостакович. Я оставляю сердце вам в залог (документальный)

Озвучивание Александра Сокурова:

1997 - Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому (документальный) - текст от автора
2005 - Солнце (Sun, The / Sole, Il) - Закадровый текст

Режиссерские работы Александра Сокурова:

1974 - Автомобиль набирает надёжность (документальный)
1975 - Позывные Р1НН (документальный)
1975 - Лето Марии Войновой (документальный)
1978-1987 - Одинокий голос человека
1980 - Разжалованный (короткометражный)
1981, 1987 - Дмитрий Шостакович (документальный)
1983-1986 - Скорбное бесчувствие
1984-1987 - Жертва вечерняя (документальный)
1985-1991 - Терпение труд (документальный)
1986 - Элегия (документальный)
1986 - Ампир (короткометражный)
1987 - И ничего больше (документальный)
1988 - Московская элегия (документальный)
1988 - Мария (документальный)
1988 - Дни затмения
1989 - Спаси и сохрани (Madame Bovary / Sauve et protège)
1989 - Соната для Гитлера (документальный)
1989 - Советская элегия (документальный)
1990 - Простая элегия (документальный)
1990 - Петербургская элегия (документальный)
1990 - Круг второй
1992 - Камень
1993 - Тихие страницы
1995 - Солдатский сон (короткометражный)
1996 - Восточная элегия (документальный)
1997 - Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому (документальный)
1997 - Мать и сын
1998 - Повинность (Из дневников командира корабля) (Confession) (документальный)
1998 - Беседы с Солженицыным (документальный)
1999 - Молох
2001 - Телец
2001 - Элегия дороги (документальный)
2003 - Русский ковчег (Russian Ark)
2003 - Отец и сын
2005 - Солнце (Sun, The / Sole, Il)
2006 - Элегия жизни. Ростропович. Вишневская (документальный)
2007 - Александра (Aleksandra)
2009 - Читаем "Блокадную книгу (документальный)
2011 - Фауст
2015 - Франкофония (Francofonia / Le Louvre sous l'Occupation) (документальный)

Сценарии Александра Сокурова:

1980 - Разжалованный (короткометражный)
1981 - Ты взойди, солнце красное (документальный)
1984-1987 - Жертва вечерняя (документальный)
1986 - Элегия (документальный)
1986 - Ампир (короткометражный)
1987 - И ничего больше (документальный)
1988 - Московская элегия (документальный)
1988 - Мария (документальный)
1990 - Петербургская элегия (документальный)
1993 - Тихие страницы
1995 - Солдатский сон (короткометражный)
1996 - Восточная элегия (документальный)
1997 - Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому (документальный)
1998 - Беседы с Солженицыным (документальный)
2003 - Русский ковчег (Russian Ark)
2007 - Александра (Aleksandra)
2015 - Франкофония (Francofonia / Le Louvre sous l'Occupation) (документальный)

Операторские работы Александра Сокурова:

1986 - Ампир (короткометражный)
2001 - Телец
2005 - Солнце (Sun, The / Sole, Il)

Продюсерские работы Александра Сокурова:

2017 - Теснота

Награды и звания Александра Сокурова:

1987 - Бронзовый Леопард кинофестиваля в Локарно за фильм «Одинокий голос человека»;
1987 - Московский кинофестиваль - приз внеконкурсной программы;
1987 - номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Скорбное бесчувствие»;
1988 - номинация на премию «Ника» за фильм «Одинокий голос человека»;
1988 - номинация на первом вручении European Film Awards за фильм «Дни затмения»;
1989 - приз Берлинского кинофестиваля в рамках форума нового кинематографа за фильм «Дни затмения»;
1991 - Роттердамский кинофестиваль: приз ФИПРЕССИ за фильм «Круг второй» и KNF Award за фильмы «Элегия» и «Простая элегия»;
1995 - решением Европейской киноакадемии Александр Сокуров признан одним из ста лучших режиссёров мирового кино;
1996 - Государственная премия России за фильмы «Элегия из России… Этюды для сна», «Духовные голоса»;
1997 - премии Московского кинофестиваля имени А. Тарковского, кинокритиков России и специальный приз жюри за фильм «Мать и сын»;
1997 - Заслуженный деятель искусств России;
1998 - лауреат премии Ватикана - «Премия "Третье тысячелетие"». Вручена Иоанном Павлом II;
1999 - МКФ в Каннах: Приз за лучший сценарий к фильму «Молох»;
1999 - номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Молох»;
1999 - номинация на European Film Awards за фильм «Молох»;
2001 - Государственная премия России (за фильмы «Молох» и «Телец»);
2001 - премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм, лучшую операторскую работу и лучшую режиссуру - «Телец»;
2001 - номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Телец»;
2001 - приз за изобразительное решение за фильм «Русский ковчег» на МКФ в Торонто;
2002 - премия «Ника» за лучший фильм, лучшую операторскую работу и режиссуру фильма «Телец»;
2002 - Специальный приз МКФ в Сан-Паулу за общий вклад в кинематограф;
2002 - номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ Каннского кинофестиваля за фильм «Русский ковчег»;
2002 - номинация на European Film Awards за фильм «Русский ковчег»;
2003 - приз FIPRESCI на Каннском кинофестивале за фильм «Отец и сын»;
2003 - «Премия Свободы», учреждённая польским режиссёром Анджеем Вайдой и компанией «Филип Моррис»;
2004 - Народный артист России;
2004 - премия «Ника» за фильм «Русский ковчег»;
2004 - Себряный Кондор, приз Аргентинской ассоциации кинокритиков за фильм «Русский ковчег»;
2005 - номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Солнце»;
2005 - Ереванский кинофестиваль, лучший фильм конкурса - «Солнце»;
2005 - премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру - «Солнце»;
2006 - Почётный Леопард Кинофестиваля в Локарно за особый вклад в кинематограф;
2007 - номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Александра»;
2007 - премия имени Робера Брессона «За духовные искания в кино» на МКФ в Венеции;
2007 - обладатель премии имени Тарковского (27 сентября 2007 года);
2010 - Всероссийская премия «Хранители наследия» (г. Псков). Номинация: «Подвиг»;
2010 - мексиканская премия цифрового кино «Эль Почоте»;
2010 - «Небесная линия» (премия за общественную деятельность в сфере градозащиты Петербурга);
2011 - «Золотой лев» (главный приз) 68-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст»;
2011 - орден Восходящего солнца 4 класса (Япония);
2012 - награда за вклад в мировое киноискусство на фестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского;
2012 - премия Армянской церкви «Да будет свет», врученная на IX международном кинофестивале «Золотой абрикос»;
2013 - «Ника» за лучший игровой фильм и лучшую режиссуру за кинофильм «Фауст»;
2013 - премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру - «Фауст»;
2014 - почётный приз за «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию» на фестивале «Кинотавр»;
2014 - офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция);
2014 - Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства «за вклад в развитие отечественного и мирового кинематографа»;
2015 - Приз Федерации кинокритиков Европы и Средиземноморья Fedeora «Лучший европейский фильм» конкурсной программы 72-го международного Венецианского кинофестиваля за фильм «Франкофония»;
2017 - Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство»;
2017 - Премия Европейской киноакадемии «За жизненные достижения»



Загрузка...



Главная Контакты 2014-2019 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.