лого Штуки-дрюки

«Фантомас» (1964)

Содержание фильма «Фантомас». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

постер фильм Фантомас

4 ноября 1964 года состоялась премьера фильма «Фантомас».

Криминальная комедия от режиссера Андре Юнебелля - пародия на романы Пьера Сувестра и Марселя Аллена, а также серию фильмов о Джеймсе Бонде. Фильм является первой частью трилогии о приключениях преступника Фантомаса и его противников, комиссара Жюва и журналиста Фандора.

Фантомас - неуловимый преступник, скрывающий своё лицо под маской. Для реализации своих планов он использует искусно изготовленные маски, позволяющие ему принимать облик других людей. Он мастерски крадёт драгоценности и деньги, совершает изощрённые убийства.

На Фантомаса работает целая команда бандитов, в его арсенале - новейшее оружие, автомобили и другая техника. Секрет неуловимости Фантомаса в том, что, совершив преступление, он преображается в свою жертву, а отпечатки пальцев перемещает на свои перчатки, компрометируя таким образом невинного человека. Поисками Фантомаса руководит комиссар полиции Жюв, человек эксцентричный и амбициозный.

Несмотря на панические настроения в обществе, репортёр газеты «Рассвет» Фандор не верит в существование Фантомаса, считая сведения, распространяемые о нём властями, выгодными для того, чтобы отвлечь внимание граждан от важных общественных проблем. С помощью своей невесты Элен он публикует выдуманное им самим сенсационное интервью с Фантомасом, в котором тот угрожает взорвать планету.

Статья вызывает большой резонанс. Спустя некоторое время Фандор возвращается домой и находит у своих дверей записку, подписанную «Фантомас». Он не принимает её всерьёз, но в тот же вечер его оглушают ударом по голове и похищают. Журналист приходит в себя в таинственном зале, после чего к нему выходит человек в маске, который и является тем самым Фантомасом. Он требует напечатать в «Рассвете» опровержение и признаться в подлоге интервью: выдумка Фандора оскорбила Фантомаса.

Фандор просыпается у себя в квартире. В скором времени в квартиру врывается комиссар Жюв, который подозревает журналиста в сговоре с Фантомасом и арестовывает его. Фандор рассказывает навестившему его в полиции редактору о случившемся - тот обещает помочь. Но редактор не понял, какой именно статьи ждёт Фантомас. В результате появляется статья под названием «Фантомас сошёл с ума».

Тем временем, убедившись в своей ошибке, Жюв отпускает Фандора. Почти сразу же Фандора вновь похищает Фантомас, который разгневан невыполнением журналистом его требований. Фантомас говорит журналисту, что намеревается создать существо, которое будет находиться в полном его подчинении, для чего ему понадобится мозг Фандора. Также Фантомас знакомит журналиста со своей любовницей леди Бельтам, мужа которой он когда-то убил.

Фантомас сообщает, что погубит журналиста, совершая преступления от его имени, а после того, как все знакомые и друзья Фандора возненавидят и отвернутся от него, - убьёт. Преступник снимает с себя маску и оказывается точной копией Фандора. Фантомас собирается покинуть свою штаб-квартиру, а Фандор остаётся там под присмотром леди Бельтам и охранников.

Комиссар Жюв хочет заманить Фантомаса в ловушку, устроив совместно с Союзом французских ювелиров выставку драгоценностей на открытой террасе Мартини, находящейся над Елисейскими Полями. Перед началом дефиле телохранители Фантомаса похищают Элен. Фантомас действительно является на выставку и под видом Фандора с помощью газа усыпляет охрану, после чего похищает украшения.

Его преследует комиссар, но преступник при помощи стрелы грузоподъёмного крана пересаживается на вертолёт и благополучно скрывается от погони. Жюв объявляет Фандора-Фантомаса в розыск. Фантомас говорит Фандору, что попытается добиться благосклонности Элен и применяет для этой цели «эликсир любви», в связи с чем она не отдаёт себе отчёта в своих действиях, находясь под действием одурманивающего средства.

Вскоре Фантомас снова принимает другой облик, на сей раз комиссара Жюва, и совершает акт устрашения: расстреливает из автомата витрину кинотеатра, где демонстрируется шоу «Фантомас», и устраивает взрыв. Несколько позже Фантомас в облике Жюва производит налёт на казино. После того как на месте преступления в казино находят отпечатки пальцев Жюва, его арестовывают, подозревая, что именно он является неуловимым и загадочным преступником.

Благодаря хитрости Фандора ревнивая леди Бельтам узнаёт о планах Фантомаса насчёт Элен. Она якобы помогает им бежать, но на самом деле пытается подстроить им аварию на неисправном автомобиле. Фандор и Элен благополучно избегают катастрофы на горном серпантине, но попадают в руки полиции.

Фандор оказывается в одной камере с комиссаром Жювом. Фантомас в облике надзирателя увозит их из тюрьмы, чтобы использовать мозг и Фандора, и Жюва. Полиция обнаруживает пропажу заключённых и начинает погоню. Фандору и Жюву удаётся освободиться. Осознавая своё фиаско, Фантомас скрывается на мотоцикле, но Фандор и Жюв начинают его преследовать, а Элен пытается им помочь на вертолёте. После длительной погони Фантомас оказывается у берега моря, где садится в моторную лодку, а потом, доплыв до нужного ему места, пересаживается в свою личную небольшую субмарину и скрывается под водой...

Романы о Фантомасе оказались востребованы в кинематографе и неоднократно экранизировались. Считается, что литературный образ Фантомаса вряд ли имел бы такое влияние и продолжительную жизнь в культуре, если бы его не открыло для себя кино, представив героя в самых различных интерпретациях.

Лоик Артьяга и Матьё Летурнё, исследователи массовой литературы, рассматривают 1960-е годы как своеобразный «ренессанс» кинематографических адаптаций Фантомаса. Возможно, свою роль - среди прочих факторов, повлиявших на интерес кинематографистов к образу Фантомаса, - сыграл выход в свет (после пятнадцатилетнего перерыва) романа Аллена «Фантомас там правит бал», который оказался последним в канонической серии из 43 книг о неуловимом преступнике.

Сюжет в нём развивается по привычной схеме, насыщен последними достижениями науки и техники, а в финале Фантомас и Жюв отправляются в космос. Однако подлинное возрождение массового интереса к фигуре Фантомаса возникает благодаря кинотрилогии такого коммерчески успешного режиссёра, как Андре Юнебель, который сумел кардинально сменить концепцию претворения на экране его образа, усилив комизм и пародийные элементы фабулы.

Первоначально предполагалось не ограничиваться рамками трилогии и снять значительно больше фильмов. В декабрьском номере журнала «Советский экран» за 1967 год ошибочно написали, что на тот момент уже было снято четыре картины. По одной из версий, эти проекты не были реализованы в связи с разногласиями с Марселем Алленом. В книге французского критика Марка Лимонье «Доро́гой Фантомаса» приводятся сведения о том, что отношение романиста к трилогии постепенно менялось по мере того, как она приобретала успех у публики и стала приносить значительный доход.

Это мнение подтверждает и Милен Демонжо, которая вспоминает, что после того как Аллен ознакомился со сценарием, он был разочарован, но после успеха фильма смирился с кинематографическими вольностями и в конечном итоге остался доволен результатом. Производством фильма занимались французские компании Gaumont и Production artistique et cinématographique, а также итальянская Produzioni cinematografiche Mediterranee.

«Гомон», на базе которой осуществлялось ещё производство фильмов Луи Фейада, занималась также и дистрибуцией трилогии Юнебеля. В том, что к героям бульварных романов Сувестра и Аллена обратилась именно компания «Гомон», нет ничего удивительного, так как эта старейшая кинокомпания Франции на протяжении всей своей истории связана с жанрово разнообразным, коммерчески-популярным кино.

В СССР фильм впервые был публично показан в Москве на Неделе французского кино в 1966 году, после чего было принято решение о приобретении его для проката в рамках широкого культурного обмена между двумя странами. В СССР фильм посмотрели 45,5 миллиона зрителей.

кадры из фильма "Фантомас"

кадр Фантомас 2

кадр Фантомас 3

кадр Фантомас 4

кадр Фантомас 5

кадр Фантомас 6

кадр Фантомас 7

кадр Фантомас 8

кадр Фантомас 9

кадр Фантомас 10

кадр Фантомас 11



Актеры и роли:

Жан Маре - Фантомас / журналист Фандор;
Луи де Фюнес - комиссар Жюв;
Милен Демонжо - Элен, журналистка;
Жак Динам - Бертран, инспектор;
Робер Дальбан - редактор газеты «Рассвет»;
Мари-Элен Арно - леди Бельтам, вдова лорда Эдварда Бельтама, подруга Фантомаса;
Мишель Дюпле - Леон, инспектор;
Кристиан Тома - усатый инспектор;
Юг Ваннер - Руайе, продавец ювелирных украшений;
Андре Тенси - костюмерша;
Анн-Мари Пессон - телеведущая;
Доминик Зарди - телохранитель Фантомаса;
Анри Атталь - телохранитель Фантомаса;
Анри Гэган - подручный Фантомаса;
Жан Минизини - подручный Фантомаса;
Жак Берже - ответственный секретарь союза ювелиров;
Бернар Мюссон - полицейский, задержавший комиссара Жюва;
Пьер Колле - полицейский, задержавший комиссара Жюва;
Руди Ленуар;
Жак де Лануа;
Иван Шиффр - телохранитель Фантомаса;
Безю - тюремный надзиратель;
Жорж Аде - бородатый свидетель на составлении фоторобота;
Жан-Луи Аллибер - министр, читающий газету;
Марк Ариан - игрок в казино;
Андре Баден - Жюльен, сотрудник ювелирного бутика;
Шарль Байяр - военный с моноклем;
Жан Бланшер - свидетель при составлении фоторобота;
Филипп Кастелли - полицейский;
Мишель Шаррель - подручный Фантомаса;
Анри Куте - свидетель при составлении фоторобота;
Андре Дюма - эпизод;
Жан-Поль Блонде - гость на показе;
Мариус Гедон - агент полиции;
Гастон Мюнье - игрок в казино;
Альбер Домерг - гость на приеме;
Габриелла Дулсе - свидетельница при составлении фоторобота

Режиссер: Андре Юнебелль;
Сценаристы: Жан Ален, Пьер Фуко;
Оператор: Марсель Гриньон;
Композитор: Мишель Мань;
Художник: Поль-Луи Бутье;
Продюсеры: Поль Кадеяк, Сирил Гриз, Ален Пуаре;
Страна: Франция, Италия;
Производство: P.A.C., Société Nouvelle des Établissements Gaumont (SNEG), Produzioni Cinematografiche Mediterranee, P.C.M. FIlm;
Год: 1964;
Премьера: 4 ноября 1964 (Франция), 3 июля 1967 (СССР)






Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.