«Броненосец Потемкин» (1925)

Содержание фильма «Броненосец Потемкин». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

18 января 1926 года премьера фильма «Броненосец Потемкин».

Историческая драма от режиссера Сергея Эйзенштейна. Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.

Июнь 1905 года, Российская империя. Матросы одного из броненосцев Черноморского флота, стоящего на рейде Одессы, взбунтовались из-за того, что их пытались накормить червивым мясом. Зачинщики бунта приговариваются к расстрелу. Однако во время исполнения казни остальные матросы бросаются им на выручку. Офицеров корабля выбрасывают за борт, но вдохновитель восстания матрос Вакуленчук гибнет в схватке.

Население Одессы стекается на похороны Вакуленчука и поддерживает команду революционного корабля. Вызванные правительственные войска безжалостно расстреливают мирных жителей на знаменитой одесской лестнице. На подавление восстания направляется Черноморская эскадра, но матросы отказываются стрелять по восставшим, и броненосец «Потемкин» проходит через строй кораблей.

В финале третьего акта фильма на мачте броненосца развевается поднятый восставшими красный флаг. Заканчивается картина кадром, на котором броненосец будто бы «выплывает из фильма» в зал...

кадры из фильма "Броненосец Потемкин"

постер фильм Броненосец Потемкин

кадр Броненосец Потемкин 2

кадр Броненосец Потемкин 3

кадр Броненосец Потемкин 4

кадр Броненосец Потемкин 5

кадр Броненосец Потемкин 6

кадр Броненосец Потемкин 7

кадр Броненосец Потемкин 8

кадр Броненосец Потемкин 9

кадр Броненосец Потемкин 10

кадр Броненосец Потемкин 11



Актеры и роли:

Александр Антонов - Вакуленчук;
Владимир Барский - командир Голиков;
Григорий Александров - лейтенант Гиляровский;
Михаил Гоморов - матрос;
Владимир Уральский - матрос;
Андрей Файт - наборщик;
Сергей Эйзенштейн - одессит;
Константин Фельдман - заговорщик-меньшевик

Режиссер: Сергей Эйзенштейн;
Сценаристы: Нина Агаджанова-Шутко, Сергей Эйзенштейн;
Операторы: Владимир Попов, Эдуард Тиссэ;
Композиторы: Николай Крюков, Эдуард Майзель, Дмитрий Шостакович;
Художник: Василий Рахальс;
Страна: СССР;
Год: 1925;
Производство: Госкино (1-я ф-ка);
Премьера: 18 января 1926

Интересные факты про фильм «Броненосец Потемкин»

Признан первым в числе 12 лучших фильмов всех времен и народов по результатам международного опроса критиков в Брюсселе в 1958 году (110 голосов из 117). Первый среди ста лучших фильмов по опросу киноведов мира (1978).

В рейтинге десяти самых значительных фильмов мирового кино, который публикуется британским журналом Sight & Sound каждые десять лет, начиная с 1952 года, и основывается на мнении более чем ста киноведов и (с 1992 года) режиссеров из разных стран мира, «Броненосец "Потемкин"» присутствовал шесть раз, занимая места с третьего по седьмое. В 2012 занял 11-е место, не попав в список. Больше него попадала в этот список только одна картина - «Правила игры» Жана Ренуара. Завоевал приз на Всемирной выставке в Париже (1926).

К 20-летию первой русской революции юбилейная комиссия ВЦИКа приняла решение о постановке ряда спектаклей, посвященных революционным событиям 1905 года. Кроме того, в рамках празднований предполагалась «большая фильма, показанная в особых рамках, с ораторским вступлением, музыкальными и драматическими сопровождениями, по специально написанному тексту». Сценарий предложили написать Нине Агаджановой, постановку картины поручили 27-летнему Сергею Эйзенштейну.

По сценарию фильм должен был осветить целый ряд эпизодов, связанных с революцией 1905 года: русско-японскую войну, резню армян, революционные события в Санкт-Петербурге, бои в Москве. Съемки предполагалось вести в целом ряде городов СССР.

Эйзенштейн начал со съемок в Ленинграде и успел снять эпизод железнодорожной забастовки, конку, ночной город и разгон демонстрации на Садовой улице. Дальнейшим съемкам помешало ухудшение погоды: начались постоянные туманы. При этом режиссер был поставлен в жесткие временные рамки: фильм требовалось закончить к концу года, тогда как сценарий был утвержден лишь 4 июня. Объективно оценив ситуацию, Эйзенштейн принял решение ограничиться лишь одним из эпизодов сценария - восстанием на броненосце «Потемкин», который занимал всего несколько страниц (41 кадр).

Фильм снимался на местах исторических событий в Одессе, которая тогда была одним из центров кинопроизводства. Броненосец «Князь Потемкин-Таврический» готовился к утилизации и находился в неудовлетворительном состоянии. Вместо него в фильме снимался находившийся в Одесском порту броненосец «Двенадцать Апостолов». К этому времени он был превращен в склад плавучих мин, что затрудняло съемки. Сцены, происходившие во внутренних помещениях, были сняты на крейсере «Коминтерн». По ходу съемок возникали эпизоды, не предусмотренные ни сценарием Агаджановой, ни сценарными набросками самого Эйзенштейна, как, например, сцена шторма, с которой начинается фильм.

У фильма «Броненосец "Потемкин"» было несколько музыкальных сопровождений. Из них - музыка Эдмунда Майзеля и Дмитрия Шостаковича.

В СССР фильм вышел на экраны в сопровождении фрагментов из симфоний Л. Бетховена. Эдмунд Майзель написал музыку в 1926 году для европейского проката фильма. По словам Наума Клеймана, в Берлин, где в январе 1926 года состоялась европейская премьера «Броненосца "Потемкин"», Эйзенштейн привез пластинки с записью песни «Вы жертвою пали» (под которую в Одессе снималось «Прощание с Вакуленчуком»), а также «Дубинушки» (как музыкальный образ «народной стихии»), чтобы совпали не только ритм, но и настроение. Обе темы Майзель использовал в собственной обработке.

В 2005 году в Берлине состоялся показ отреставрированной копии фильма с музыкой Майзеля. Александр Трошин писал: «С этой взрывной, бьющей по нервам музыкой (с неумолкающими барабанами, трещотками, каким-то свистом и еще лязганьем цепи в такт набирающим скорость поршням судового двигателя), музыкой "отвратительной", - как оценивает раздавленный ею фейхтвангеровский персонаж, но... "не выпускающей вас из-под своей власти", мне уже довелось однажды смотреть эйзенштейновский фильм: сопровождаемым Дрезденским филармоническим оркестром, им открывали в 1996 году международный кинофорум "Арсенал" в Риге, посвященный 100-летию кино. "Дикая", "резкая", "таящая угрозу", музыка Майзеля мне тогда показалась конгениальной эйзенштейновскому творению. Нынешняя встреча с ней, и опять в живом звучании, подтвердила ее гипнотическую силу.»

Фильм многократно становился объектом цитирования и даже кинопародий, причем в большинстве случаев внимания удостаивалась сцена расстрела на Потемкинской лестнице и особенно кадр с катящейся коляской, отраженный в десятках фильмов, снятых разными режиссерами в разных странах. Среди них: снятый в 1935 году документальный фильм «Одесса»; «Возвращение "Броненосца"» Геннадия Полоки (1996, Россия-Белоруссия), «Гуд бай, Ленин!» Вольфганга Беккера (2003, Германия), «Kebab Connection» Анно Зауля (2005, Германия), «Голый пистолет 33 ⅓: Последний выпад» Питера Сигала (1993, США), «Неприкасаемые» Брайана де Пальма (1987, США), «Бразилия» Терри Гиллиама (1985, США), мультсериал «Симпсоны» (серия Treehouse of Horror XI), а также во второй главе «Оно», во время разговора Билла и Беверли в отеле, с лестницы начинает скатываться скейтборд и др.






Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.