«Александр Невский» (1938)

Содержание фильма «Александр Невский». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

1 декабря 1938 года премьера фильма «Александр Невский».

Историческая биографическая драма от режиссеров Дмитрия Васильева и Сергея Эйзенштейна.

«Александр Невский» заслужил всенародное признание. Сергей Эйзенштейн был награждён орденом Ленина, получил Сталинскую премию и звание доктора искусствоведения. В 1942 году по случаю семисотлетия Ледового побоища был выпущен плакат со словами Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков».

Фильм включает двенадцать эпизодов, объединенных двумя взаимосвязанными сюжетными линиями: соперничество двух богатырей, Василия Буслая и Гаврилы Олексича, за любовь Ольги Даниловны и борьба новгородцев («русского народа») во главе с их вождем Александром Невским с Тевтонским орденом.

Фильм основан на исторических событиях XIII века, борьбе Новгородского княжества с экспансией рыцарских орденов. Действие разворачивается в 1242 году, уже после битвы со шведами на Неве в 1240 году (что позволило шире раскрыть в фильме «немецкую» тему). Однако Эйзенштейн не ставил задачей буквально экранизировать события. В сценарии есть отступления от действительности, романтизация и поляризация сторон конфликта, а наряду с историческими персонажами и событиями действуют и вымышленные.

На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят еще не завоеванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского. Воевода Павша, оказавший сопротивление захватчикам и по приказу предателя-посадника Твердилы повешенный на фасаде церкви, наказав своей дочери Василисе бежать из города и мстить, призывает псковичей звать князя Александра для освобождения города.

Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ей опытного полководца князя Александра, прозванного Невским. Двое богатырей - Гаврила Алексич и Васька Буслай - сватаются к одной девице Ольге Даниловне, и она решает, что выберет того, кто лучше покажет себя в предстоящей битве.

Войска сходятся к берегам замерзшего Чудского озера. Перед боем кольчужный мастер Игнат в присутствии князя рассказывает воинам басню о лисице, застрявшей в развилке дерева, куда ее заманил заяц, обесчестивший лису. Александр поступает похожим образом: строит свои войска клещами, в то время как «кабан» тевтонцев наступает прямо по центру. Русичи окружают врага, зажимают в «тиски» и разбивают его. Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжелыми доспехами лед. Предводители агрессоров попадают в плен.

После битвы русские женщины собирают раненых. Двух богатырей-героев едва живыми отвозят во Псков, где Василий публично отдает первенство другу. Сам же он женится на дочке казненного крестоносцами псковского воеводы, сражавшейся в битве наравне с мужчинами.

Князь и псковской люд судят тевтонцев. Рядовых кнехтов отпускают, рыцарей оставляют для выкупа. Предателя-посадника и католического монаха, благословлявшего сожжение детей на костре, толпа убивает на месте. После этого псковичи и новгородцы бурно празднуют победу...

Фильм заслужил всенародное признание. Сергей Эйзенштейн был награжден орденом Ленина, получил Сталинскую премию и звание доктора искусствоведения. В 1942 году по случаю семисотлетия Ледового побоища был выпущен плакат со словами Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Почти в полном составе съемочная группа «Невского» осуществила постановку и следующей ленты Эйзенштейна - «Иван Грозный».

Всесоюзная конференция кинематографистов СССР в январе 1935 года, на которой Эйзенштейна обвинили в теоретичности и отрыве от жизни, стала итогом процесса, приведшего к окончательному формированию советской киноиндустрии, основанной на патриотизме и «идейности», а доктрина «социалистического реализма», первоначально возникшая в литературе, была перенесена и в кинематограф.

После возвращения в мае 1932 года из Мехико в Москву Эйзенштейн столкнулся с нараставшей по отношению к нему враждебностью и подозрительностью. В 1935 году Эйзенштейн предпринял несостоявшуюся по идеологическим и цензурным причинам постановку картины «Бежин луг», где хотел отразить многообразие процессов, происходивших в деревне на фоне коллективизации, взяв за основу историю Павлика Морозова.

В этом фильме, насыщенном библейскими ассоциациями и цитатами, была предпринята попытка мифологизации и привнесения христианских мотивов в современную советскую действительность. Съемки фильма были приостановлены «по причине формализма и усложненности языка картины», отснятый материал был забракован, а результаты работы были сурово оценены руководством кинематографа и официальной критикой. Запрет этого фильма «ввиду антихудожественности и явной политической несостоятельности» признается одним из ключевых в процессе установления партийного контроля над советским кинематографом.

Режиссеру пришлось выступить с публичной самокритикой в печати, он был отлучен от преподавательской деятельности. Его положение оказалось под угрозой, а его самого обвинили даже в связи с троцкистами. Руководитель советского кинематографа Б. В. Шумяцкий предлагал отстранить его от создания фильмов.

Режиссер в письме от 16 апреля 1937 года просил разрешения у Шумяцкого на дальнейшую работу и предлагал снять фильм по сценарию лояльного к партийной линии драматурга В. В. Вишневского «Мы, русский народ» о становлении РККА. 9 мая 1937 года решение вопроса о предоставлении режиссеру возможности снимать кино было вынесено на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б), резолюция которого гласила: «Думаю, что можно попробовать использовать Эйзенштейна, дав ему задание (тему), предварительно утвердить его сценарий, текст и пр. - надо с ним повозиться. В. Молотов».

В тридцатые годы в СССР наметился разворот, связанный с некоторой ревизией классического марксизма в части рассмотрения патриотизма как сугубо буржуазного явления, что проявилось в отказе от взглядов главы марксистской исторической школы в СССР М. Н. Покровского. Его социологическая историография описывала русскую историю в русле классовых антагонизмов и была ориентирована на марксистские экономико-исторические категории, а национальные и патриотические элементы недооценивались, замалчивались и даже высмеивались.

Одной из выдающихся исторических личностей отечественной истории, которые должны были увековечить героическое прошлое страны, борьбу против захватчиков и вдохновить на новые свершения и подвиги, стал Александр Невский. Первая после двадцатилетнего перерыва работа, посвященная древнерусскому князю и его деяниям, появилась в «Историческом журнале» в марте - апреле 1937 года.

Почти одновременно с этой статьей в «Правде» 28 марта 1937 года вышла статья П. Дроздова «Историческая школа Покровского», в которой историки этой школы были объявлены «врагами народа», кроме того, автор ставил в вину Покровскому и его ученикам тот факт, что ни в одном из их трудов не рассматривается борьба новгородцев и псковичей против крестоносцев и немецких захватчиков.

Ввиду напряженных советско-германских отношений, в советской историографии стала проводиться линия о вековой борьбе славян против немецкой экспансии и вообще против иноземных захватчиков, что обусловило положительное отношение к деятельности Александра Невского и включение его в пантеон советских героев.

Обращение к биографиям «прогрессивных» исторических личностей в духе новой исторической доктрины, усиливавшей роль личности в истории (зачастую правителей и полководцев), стало характерным для этого периода советского кино (например фильм - биография «Петр Первый» В. М. Петрова, снятый в 1937-1939 гг.).

После решения Политбюро уже 18 мая 1937 года Эйзенштейну поступило предложение от директора «Мосфильма» С. И. Соколовской снять историческую картину. На выбор ему были предложены сюжеты и герои из русской истории: Минин и Пожарский, Иван Сусанин и Александр Невский. Эйзенштейн пытался предложить в качестве тем для обсуждения также Гражданскую войну в Испании или «Слово о полку Игореве». Также он высказал интерес к кинопроекту о борьбе со шпионажем и подрывной деятельностью или о «расовой проблеме».

Видимо, по совету писателя А. А. Фадеева, с которым предполагалось сотрудничество над проектом фильма «Москва», Эйзенштейн начал работать с другим приближенным к власти писателем и сценаристом П. А. Павленко, который закончил первый вариант сценария под названием «Русь» в конце июля 1937 года (изначально он имел название «Господин Великий Новгород»).

С середины августа они совместно с режиссером работали над вторым вариантом сценария, в предисловии к тексту которого в связи с именем князя упомянуты были и Петр Первый, и Дмитрий Донской. Третий вариант литературного сценария был представлен на отзыв Главного управления кинопромышленности 13 ноября 1937 года. Утвержденный рабочий план фильма включал 198 съемочных дней и предусматривал закончить картину к концу февраля 1939 года.

Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского - у села Городище рядом с Переславлем-Залесским; холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.

По мнению местных краеведов и воспоминаниям старожилов, в августе 1938 года съемки отдельных сцен продолжились близ села Протопотово на высоком берегу Оки в городе Коломна, для чего были сооружены специальные декорации. Это видно из кадров фильма.

кадры из фильма "Александр Невский"

постер фильм Александр Невский

кадр Александр Невский 2

кадр Александр Невский 3

кадр Александр Невский 4

кадр Александр Невский 5

кадр Александр Невский 6

кадр Александр Невский 7

кадр Александр Невский 8

кадр Александр Невский 9

кадр Александр Невский 10

кадр Александр Невский 11



Актеры и роли:

Николай Черкасов - князь Александр Ярославич Невский;
Николай Охлопков - Василий Буслай;
Андрей Абрикосов - Гаврило Олексич;
Дмитрий Орлов - Игнат, кольчужный мастер;
Василий Новиков - Павша, псковский воевода;
Николай Арский - Домаш Твердиславич, новгородский боярин;
Варвара Массалитинова - Амелфа Тимофеевна, мать Буслая;
Валентина Ивашева - Ольга, новгородская девушка;
Александра Данилова - Василиса, псковитянка;
Владимир Ершов - магистр Тевтонского ордена (Андреас фон Фельфен);
Сергей Блинников - Твердило (Твердила), псковский воевода, предатель;
Иван Лагутин - Ананий, монах, подручный Твердилы;
Лев Фенин - епископ;
Наум Рогожин - «черный монах»;
Николай Апарин - Михалка;
Леонид Иудов - Савка;
Федор Одиноков;
Иван Клюквин - псковский воин;
Николай Витовтов - рыцарь Губертус, «князь Псковской»;
Николай Тарасов - рыцарь Дитлиб, «князь Новогородский»;
Павел Пашков - Микула;
Никита Лянь-Кунь - Хубилай

Режиссеры: Дмитрий Васильев, Сергей Эйзенштейн;
Сценаристы: Петр Павленко, Сергей Эйзенштейн;
Оператор: Эдуард Тиссэ;
Композитор: Сергей Прокофьев;
Художник: Иосиф Шпинель;
Страна: СССР;
Год: 1938;
Производство: Мосфильм;
Премьера: 1 декабря 1938






Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.