Возраст: 65
Александр Ефимович Зельдович. Родился 4 декабря 1958 года в Москве. Советский и российский кинорежиссер, сценарист, продюсер.
Александр Зельдович родился 4 декабря 1958 года в Москве.
Отец - Ефим Павлович Зельдович (1925-1964), инженер, умер в возрасте 38 лет от лимфогранулематоза.
Мать - Алла Ефремовна Гербер (1932 г.р.), писательница, политический и общественный деятель, правозащитница.
Окончил среднюю физико-математическую школу № 2 (ныне - лицей «Вторая школа»).
Александр Зельдович окончил психологический факультет МГУ в 1980 году. После получения диплома он в течение двух лет работал психологом в различных медицинских учреждениях Москвы, где приобрел опыт практической работы с людьми, что, вероятно, впоследствии повлияло на его художественный взгляд и режиссёрский подход.
В 1984 году Зельдович решил кардинально изменить направление своей карьеры и поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссёров, которые закончил в 1986 году. Он обучался в мастерской Глеба Панфилова и Александра Митты - признанных мастеров советского кино. Особое влияние на его творческое развитие оказал Анатолий Васильев, который преподавал ему искусство работы с актёрами. Этот период обучения оказался для Зельдовича плодотворным: он снял несколько короткометражных фильмов, среди которых «Прогулка по городу», «Мальва» и «Воительница». Эти работы стали важным этапом в его становлении как режиссёра, позволив ему поэкспериментировать с различными жанрами и стилями.
После окончания курсов в 1986 году Александр Зельдович начал свою профессиональную карьеру в качестве режиссёра-постановщика на киностудии «Мосфильм». Там он продолжил развивать свой творческий почерк и начал работать над полнометражными фильмами, которые позднее принесли ему известность в кинематографической среде.
Александр Зельдович дебютировал в большом кино в 1990 году с фильмом «Закат», который стал его первой значимой работой. Эта картина была вдохновлена произведениями Исаака Бабеля и представляла собой фантазию на его темы. Фильм получил признание на международной арене: он демонстрировался во внеконкурсных программах на многочисленных кинофестивалях и был представлен на Международном кинофестивале в Берлине, где участвовал в Программе «Forum», специально предназначенной для экспериментальных и авторских фильмов.
В начале 1990-х годов Зельдович продолжил совершенствовать свои навыки, обучаясь режиссуре и продюсированию в Европейской киноакадемии в Берлине. Это обучение проходило в рамках программы «Nipkow Programm», которая предоставила ему грант для углубления знаний в кинопроизводстве и расширения международного опыта.
В 2000 году Александр Зельдович представил публике свою следующую значительную работу - фильм «Москва», созданный в соавторстве с известным писателем Владимиром Сорокиным. Картина стала важным событием в российском кино и оказала большое влияние на современное киноискусство страны. «Москва» была показана в официальной программе Венецианского кинофестиваля, а также участвовала во многих других международных кинофорумах. Фильм получил положительные отзывы критиков и был удостоен премий в различных номинациях, закрепив за Зельдовичем репутацию одного из ведущих режиссёров своего времени.
В 2002 году Александр Зельдович снял документальный фильм «Процесс», посвящённый одному из самых драматичных эпизодов в истории СССР - судебному процессу над Еврейским антифашистским комитетом. Фильм исследовал механизмы становления тоталитарного режима в Советском Союзе и показал, как судебные процессы стали инструментом подавления инакомыслия и политической репрессии в 20 веке.
В феврале 2003 года Зельдович дебютировал в качестве театрального режиссёра. Его постановка пьесы Уильяма Шекспира «Отелло» на сцене Центра имени Всеволода Мейерхольда стала ярким событием театральной жизни Москвы. Вместе с художниками из группы AES+F он перенёс шекспировские события в современную действительность, оставив лишь главных персонажей - Отелло, Дездемону, Эмилию и Яго. Инновационная сценография и актуальные трактовки героев сделали спектакль остросоциальным и глубоким, привлекая внимание как театральных критиков, так и зрителей.
В 2011 году на Берлинском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Зельдовича «Мишень», созданного по сценарию в соавторстве с писателем Владимиром Сорокиным. Фильм, отражающий антиутопическую реальность будущего, был высоко оценен как критиками, так и фестивальной аудиторией. Он был показан на множестве международных кинофестивалей, а также получил Гран-при на фестивале фантастического кино в Фантаспоа в том же 2011 году. Кроме того, «Мишень» был удостоен национальной премии кинокритиков и кинопрессы «Белый слон» в трёх номинациях, что подтвердило его значимость для российского кино.
В 2011–2012 годах Александр Зельдович преподавал режиссуру кино на факультете режиссуры, кино и телевидения в Институте современного искусства в Москве. Этот опыт позволил ему передать свои знания и творческое видение молодым кинематографистам, помогая им развивать свой стиль и профессиональные навыки. Его преподавательская деятельность стала важной частью его карьеры, открывая новый вектор в его профессиональной жизни.
В 2017–2018 годах Зельдович продолжил свою образовательную деятельность, преподавая кинорежиссуру в Школе дизайна Высшей школы экономики. Здесь он взаимодействовал с новыми поколениями студентов, обучая их искусству кинопроизводства и режиссуры, делая акцент на современных подходах и новаторских решениях в кино.
Летом 2016 года Зельдович вновь объединился с художниками из группы AES+F для создания спектакля «Психоз» по пьесе британской драматургессы Сары Кейн. Постановка, представленная на сцене Электротеатра Станиславский, стала важным культурным событием. «Психоз» - это мощная и эмоциональная пьеса, в которой Сара Кейн исследует темы психических расстройств и внутренней боли. Зельдович и AES+F придали спектаклю уникальное визуальное и концептуальное оформление, усилив его эмоциональный эффект и сделав его ярким примером современного театрального искусства.
В 2021 году Александр Зельдович представил свой художественный фильм «Медея», который стал его интерпретацией древнегреческой трагедии Еврипида. Картина вошла в основной конкурс программы Международного кинофестиваля в Локарно, где получила высокие оценки от жюри и зрителей. Фильм был удостоен приза молодёжного жюри с формулировкой: «За эффектную современную версию трагедии Еврипида, не искажающую её поэтики. За эстетическую скрупулёзность режиссуры, чистоту и отточенность изображения, суровую красоту пейзажей, которые соответствуют трагическому величию оригинального текста». Эта работа Зельдовича отличалась тонким сочетанием классической драматургии и современных визуальных решений, что сделало её заметным событием в мировом кинематографе.
В 2023 году Зельдович вновь обратился к документальному жанру и снял 6-серийный фильм «Алла Гербер. Повесть» совместно с Фондом «Культура достоинства» имени Геннадия Бурбулиса. Эта работа была посвящена жизни и общественной деятельности Аллы Гербер - писательницы, правозащитницы и общественного деятеля, чья биография тесно связана с важнейшими событиями XX века. Фильм стал важным вкладом в документалистику и предложил глубокий взгляд на личность Гербер и её борьбу за права человека и демократические ценности.
Является генеральным директором ООО «Одиннадцать».
Александр Зельдович активно проявлял свою гражданскую позицию по ряду общественно-политических вопросов. В 2009 году он подписал письмо, направленное против реабилитации сталинизма, выразив тем самым своё несогласие с попытками пересмотра и оправдания репрессивных методов советской эпохи.
В 2012 году Зельдович публично выступил за прекращение уголовного преследования участниц панк-группы «Pussy Riot», которые оказались в центре международного скандала после проведения акции в храме Христа Спасителя. Его поддержка акта протеста подчеркнула его приверженность свободе самовыражения и правам человека.
В марте 2013 года он присоединился к проекту «Против гомофобии», записав видеообращение, в котором осудил закон о запрете пропаганды гомосексуализма. Зельдович выступил в защиту ЛГБТ-сообщества, выражая солидарность с теми, чьи права подвергаются ущемлению.
В марте 2014 года Зельдович подписал письмо «Мы с Вами!» КиноСоюза, поддержав смену власти на Украине и солидаризировавшись с украинским народом в его стремлении к демократическим изменениям. В 2018 году он поддержал обращение Европейской киноакадемии в защиту украинского режиссёра Олега Сенцова, осуждённого в России. Эта поддержка стала частью международной кампании по освобождению Сенцова, который был признан политическим заключённым.
В сентябре 2020 года Зельдович подписал письмо в поддержку протестных акций в Белоруссии, выразив солидарность с белорусским народом, выступавшим против результатов президентских выборов и за демократические перемены в стране.
В последнее время живет в Берлине.
Личная жизнь Александра Зельдовича:
Сын - Павел, окончил Московский архитектурный институт и Венский университет прикладного искусства, художник, живет в Берлине.
Дочь - Елизавета, окончила Высшую школу экономики по специальности «Философия».
Фильмография Александра Зельдовича:
1972 - Ура! У нас каникулы! (Hurra, wir haben Ferien!) - эпизод
2003 - Баязет - эпизод (нет в титрах)
2004 - Зима Весна (короткометражный) - хозяин квартиры (нет в титрах)
Режиссерские работы Александра Зельдовича:
1984 - Мальва (короткометражный)
1986 - Воительница (короткометражный)
1990 - Закат
2000 - Москва
2002 - Процесс (полнометражный документальный фильм)
2004 - Зима Весна (короткометражный)
2010 - Мишень
2021 - Медея
2023 - Алла Гербер. Повесть (документальный)
Сценарии Александра Зельдовича:
2000 - Москва
2004 - Зима Весна (короткометражный)
2008 - Ловушка
2010 - Мишень
2021 - Медея
Работы Александра Зельдовича как художника:
2004 - Зима Весна (короткометражный)
Продюсерские работы Александра Зельдовича:
2021 - Медея
последнее обновление информации: 22.09.2024
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.