Лев Зак - биография, новости, личная жизнь

Возраст: 132 (со дня рождения)

Возраст смерти: 87 лет

Лев Зак

Лев Васильевич Зак (фр. Léon Zack - Леон Зак). Родился 12 июля 1892 года в Растяпино Нижегородской губернии - умер 30 марта 1980 года в Ванве, Иль-де-Франс, Франция. Русский поэт, художник, график, сценограф, скульптор. Теоретик и идеолог футуризма (группа «Мезонин поэзии»). Псевдонимы - Хрисанф, Михаил Россиянский.

Лев Зак родился 12 июля 1892 года в Растяпино Нижегородской губернии в еврейской семье.

Отец - Цалель (Василий) Ицикович Зак (1854-1916), происходил из Шавлей, народоволец и провизор, в 1878-1884 годах находился в ссылке в Иркутской губернии и Якутской области, по освобождении открыл в Нижнем Новгороде аптеку.

Мать - Розалия Моисеевна Россиенская (1856-1908), дочь ковенского купца Моисея Мироновича Россиенского (1834-1891), который по переезде в Москву в середине 1860-х годов стал одним из учредителей первой городской синагоги и Соры-Гитл Добринер, уроженки Тильзита в Восточной Пруссии.

Его родители поженились в 1891 году. Для матери это был второй брак.

Братья - математик Михаил Людвигович Франк и философ Семен Людвигович Франк.

Племянники - лауреат Нобелевской премии по физике Илья Михайлович Франк и биолог, академик АН СССР Глеб Михайлович Франк.

В 1902-1911 годах учился в гимназии при Лазаревском институте восточных языков в Москве. Окончил гимназию с отличием и здесь же познакомился с Романом Якобсоном (который много лет спустя написал предисловие к книге Л. Зака «Des Perles aux aigles»).

В 1916 году окончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Московского университета.

Брал частные уроки живописи у А.Г. Якимченко, посещал художественные студии Ф.И. Рерберга и И.И. Машкова.

С 1908 года участвовал в ежегодных выставках МТХ (1908-1912, 1916, 1917), в 1916-1917 годах в выставках Мира искусства в Петрограде. В 1909 году создал виньетки для журнала «Золотое руно» (№ 11/12), выполнил издательскую марку для издательства «Петербургский глашатай».

В 1913 году вместе с Вадимом Шершеневичем организовал литературную группу московских футуристов «Мезонин поэзии» (куда вошли К. Большаков, Рюрик Ивнев, Б. Лавренев, С. Третьяков, П. Широков), оформлял обложки поэтических сборников членов группы, в том числе Рюрика Ивнева и Вадима Шершеневича, коллективных альманахов «Засахаре кры», «Вернисаж», «Пир во время чумы». Как художник выступал в этих изданиях под настоящим именем и фамилией. В альманахах «Вернисаж», «Пир во время чумы» и «Крематорий здравомыслия» (1913) публиковал стихотворения под псевдонимом «Хрисанф». Теоретические работы в этих же альманахах были напечатаны под псевдонимом «М. Россиянский». Сами названия группы («Мезонин поэзии») и ее альманахов принадлежали Льву Заку.

В сумрак опустим
Кровавыя головы.
Пусть им
Ни медь, ни железо, ни олово
Не делают грусти.
Фосфор,
Из поцелуев и роз сфор –
мируй мою камеру!
Хитрыми сердце руками рой,
Лирика и страсть.
Этой последней не выльешь
Мюрам и мерилизам.
Очарования были-ж,
Ты – лишь
Призрак, мой нигилизм.

Творчество Хрисанфа-Россиянского - заметная страница в истории русского футуризма: он одним из первых разрабатывал акцентный стих, повлиял на Шершеневича и Маяковского. Его теоретические разработки предвосхитили имажинизм.

Мне страшно, как будто я медиум.
Миленькая, послушайте:
Закуталась ночь неведеньем,
Как шалью старушечьей.

Идет, ни на что не похожая,
Немножко хихикая, сердится.
Все страхи с минутною дрожью
Фотографирует сердце.

Льет призраки ночь, как олово,
Гадает она потихоньку.
В страшную эту столовую
Придите-же Вы, о, тоненькая.

Вы сделайте многоуютнее
Ночью, под лампою, в комнате.
Не знаем старинной мы лютни,
О страсти споем мы, пойдемте.

Пойдемте, наполним неведеньем
Рюмки, и будем здесь чокаться.
Ни ночь не увидит, ни медиум
Нежно-невиннаго фокуса.

Зак составил бы себе куда большую известность, если бы не оставил рано литературу и не переключился на живопись.

Лев Зак в молодости

Лев Зак в молодости

В 1917 году переехал в Петроград. В годы Гражданской войны жил в Николаеве, в октябре 1918 года принял участие в выставке «Искусство в Крыму».

В апреле 1920 года с женой и дочерью эвакуировался из Ялты в Константинополь, оттуда в Рим, потом во Флоренцию. Здесь сблизился с художниками Филиппом Гозиасоном и Вольдемаром Боберманом, с которыми его связывало многолетнее сотрудничество.

С 1922 года жил в Берлине. Был сценографом «Русского романтического театра» Б.Г. Романова, для которого оформил балеты «Королева мая» К.В. Глюка (1922), «Жизель» А. Адана (1922), «Сильфида» (1924) и «Трапеция» С.С. Прокофьева (1925).

Участвовал в Салоне независимых в Париже (1921), в экспозициях в галерее Alfred Flechtheim (1922, 1923), в магазине русского книгоиздательства «Заря» (январь 1923), выполнил литографии для изданий «Пир во время чумы» А.С. Пушкина (1923) и «Мандрагора» Макиавелли (1924).

В конце 1923 года вместе с театром Б.Г. Романова перебрался в Париж, работал в совместном ателье с Ф.Г. Гозиасоном и В.А. Боберманом. С ними же выставлялся в галерях Percier (1925), T. Carmine (1925), d’Art Contemporain (1925) и самостоятельно в галерее Percier (1927).

С 1924 года принимал участие в Осеннем салоне и салоне Независимых.

В 1928 году прошла его персональная выставка в брюссельской галерее А. Manteau, с которой он заключил долговременный контракт. Участвовал в русском отделе выставки «Современное французское искусство» (Москва, 1928), групповых выставках русских художников в Брюсселе (1928), Париже (Quatre-Chemins, 1928; L’Époque, 1932; La Renaissance, 1932), Лондоне (Belgrave Square, 1935), Праге (1935).

Был одним из организаторов культурно-профессионального объединения «Русский художественный цех» во Франции. В 1929 году стал учредителем салона Сверхнезависимых. Занимался также прикладным искусством - создавал рисунки для тканей и шарфов для модельера Монатти (1926), исполнял статуэтки музыкантов и балерин из дутого стекла для магазина прикладного искусства «Примавера» в Париже (в 1929 году выставлял их в 19-м Салоне художников-декораторов).

В 1930 году присоединился к группе «неогуманистов» художественного критика Вальдемара Жоржа. Персональные выставки Леона Зака прошли в галереях J. Bonjean (1930), Quatre Chemins (1932), Simonson (1933), Wildenstein (1935), а также в групповых экспозициях в галереях A. Manteau («Защита Запада», 1931), J. Bonjean («Новое поколение», 1932), Martin (1934), в ежегодном Салоне современного искусства в Антверпене (выставка «неогуманистов», 1933).

В 1936-1937 годах исполнил иллюстрации к трехтомнику Шарля Бодлера и книге «Мудрость» Поля Верлена для хозяина магазина библиофильской книги Анри Матарасо. Создал серию листов к Талмуду.

В 1938 году получил французское гражданство, но с началом Второй мировой войны бежал из Парижа на свободный от оккупации юг Франции Биарриц, Аркашон, Виллафранка, Гренобль. В Биаррице принял участие в выставке группы «Скоморохи» (1941), в том же году принял католичество. В это время отошел от неогуманизма, сначала к экспрессионизму, а после 1946 года к абстрактному искусству.

В 1946 году провел выставки в галереях Кати Гранофф, А. Manteau, в это время в его работах доминировали христианские мотивы; участвовал в выставке художников «В честь Победы», организованной Союзом советских патриотов в Париже (1946).

В 1946-1948 годах выполнил иллюстрации к книгам «Сонеты» П. Ронсара, «Трагедии» А. д’Обиньи, «Федра» Ж. Расина, «Озарения» и «Сквозь Ад» А. Рембо, создал графический альбом «171 медитация», написал поэму «Говорит Бог» (1948).

В 1930-1940-е годы продолжал работать в театре, оформил балеты «Жизель» А. Адана для труппы Веры Немчиновой в Театре Елисейских полей (1930), «Шут» С. С. Прокофьева для Ballet Russe de Monte-Carlo (1932), «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского для театра Шатле (1934), «Стенька Разин» А. К. Глазунова и «Князь Игорь» А. П. Бородина для Нового Русского балета Монте-Карло (1943) и «Концерт» на музыку С. С. Прокофьева для Opéra Comique (1947).

Лев Васильевич Зак

В 1948 году на персональной выставке в галерее des Garets впервые продемонстрировал геометрическую абстракцию, от которой в дальнейшем перешел к «лирической абстракции» с комбинациями цветовых пятен. Персональные выставки прошли в галерее Cavalino в (Венеция, 1949), парижских галереях Billiet-Caputo (1950), Kléber (1955), Drian (1958) и J. Massol (1960-1979; ежегодно), галерее Waddington (Лондон, 1959, 1961).

Участвовал в коллективных выставках в Венеции (1949), Лондоне (1958), выставках «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960), в Доме французской мысли в Париже (1961). В 1950 году вместе с дочерью выполнил композицию из обожженной глины «Крестный путь» для церкви в Карсаке (Дордонь) и скульптуру «Св. Тереза с младенцем Иисусом», затем исполнял резьбу по камню, витражи, горельефы, мозаику, кованые кресты, кресты из бронзы для различных церквей, произвел художественные и реставрационные работы в парижских часовнях Нотр-Дам-де-Повр (1955; витраж, барельеф) и Пти-Фрер-де-Повр (1959; витраж), соборах Сакре-Кер (1959; витраж и жертвенник из мрамора) и св. Жанны д’Арк (1965; витраж, кованый крест), в католических храмах Бреста, Валони, Страсбурга. Создал картоны гобеленов для мануфактур Gobelins и Aubusson.

В 1959 году открыл собственное ателье в Ванве.

В 1970 году под псевдонимом «М. Россиянский» (в честь деда - М. М. Россиянского) выпустил сборник избранных стихов «Утро внутри, 1913-1970» (Мюнхен), в 1972 году - книгу-альбом «Комментарии к молчанию» (10 авторских офортов).

Ретроспективные выставки прошли в галерее Numaga в Овернье (Швейцария, 1972), в Музее искусства и истории в Люксембурге (1973), выставке «Снова русские» в парижской галерее Françoise Tournié (1975), в галерее Mony Calatchi в Париже («В честь моего друга Л. Зака», 1976) и в Музее современного искусства города Парижа (1976/1977). В 1981 году в рамках Осеннего салона прошла мемориальная выставка художника.

Умер 30 марта 1980 года в Ванве, Иль-де-Франс.

Творчество художника обычно относят к Парижской школе. Картины хранятся в Музее современного искусства города Парижа, галерее Тейт в Лондоне, Королевском музее в Брюсселе, Институте Карнеги в Питтсбурге, в музеях Нанта, Антверпена, Венеции. Рукописи стихов хранятся в Библиотеке филологического факультета Еврейского университета в Иерусалиме.



Личная жизнь Льва Зака:

Жена - художница Надежда Александрова Браудо (1894-1976), дочь историка и еврейского общественного деятеля А. И. Браудо, сестра органиста и музыкального педагога Исайи Браудо.

Дочь - скульптор Ирина Зак (Irène Zack, 1918-2013). Сын - Флоран (Florent Zack).

Стихи Льва Зака:

М. Россиянский. Утро внутри: стихотворения и поэмы. Мюнхен: W. Fink, 1970

Литература, каталоги выставок и альбомы Льва Зака:

Courthion P. Léon Zack. Paris, 1961;
Léon Zack: Exposition rétrospective pour les 80 ans de l’artiste. Galerie Numaga. Auvernier, 1972;
Léon Zack: Des Paroles aux Aigles / Préface de Roman Jakobson. Paris: Seint-Germain-des-Pres, 1976;
Léon Zack: Catalogue. Musée d’Art Moderne de la ville de Paris. Paris, 1976;
Perrin C. Penser L’Art de Léon Zack. Lausanne: L’Age d’Homme, 1984;
Dunoyer J.-M. Léon Zack. Paris: Editions de la Différence, 1989;
Maulpoix, J.-M. Léon Zack ou l’instinct de ciel. Paris: Editions de la Différence, 1990;
Cabanne P. Léon Zack: Catalogue de l’œuvre peint établi par Florent Zack, Irene Zack et Alain Pizerra. Paris: L’Amateur, 1993;
Rétrospective Léon Zack 1892-1980. Musée de Beaux Arts d’Oréans, 1988;
Pizerra A. Léon Zack: Peintures. Paris, 1991;
Léon Zack: Peintures / Préf. de P. Cabanne. Gal. Patrice Trigano. Paris, 2000;
М. В. Сеславинский. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины XX века: альбом-каталог. - Москва: Астрель, 2009;
М. В. Сеславинский. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920-1940-е годы). М.: ИД Университетская книга, 2012;
М. В. Сеславинский. Лев Зак - мой земляк // Иерусалимский библиофил: альманах. - 2015

Книги, оформленные Львом Заком:

Шершеневич, В.Г. Весенние проталинки: [стихи] / Вадим Шершеневич; [обл. работы Л. Зак]. – М.: Тип. торг. д. «М.В. Балдин и К°», 1911;
[Засахаре кры]: Эго-футуристы: [альманах] / ред. И.В. Игнатьев; худож. Лев Зак. – СПб.: Петерб. глашатай И.В. Игнатьева, 1913;
Вернисаж: [сб.] / обл. работы Л. Зак. – М.: Мезонин поэзии, 1913;
Ивнев, Р. Пламя пышет: [стихи] / Рюрик Ивнев. – М.: Мезонин поэзии, 1913;
Шершеневич, В.Г. Carmina: лирика (1911-1912) /Вадим Шершеневич; обл., фронт. и рис. Льва Зак. – М.: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1913;
Шершеневич, В.Г. Экстравагантные флаконы: [стихи] / Вадим Шершеневич; [обл. работы Льва Зак]. – М.: Мезонин поэзии, 1913;
Пушкин, А.С. Пир во время чумы / Литогр. Льва Зака. – Берлин: Вальтер и Ракинт, 1924;
Макиавелли, Н. Мандрагора: Комедия в 5 д. / Никколо Макиавелли; пер. с итал. В.И. Ракинта; стихи в пер. Р. Блох; вступ. ст. Я.Н. Блоха; автолитогр. Л. Зака. – Берлин: Петрополис, 1924;
Voltaire. La princesse de Babylone, suivie de contes divers / aquarelles de Léon Zack. – Paris: Éditions du Trianon, 1930;
Emmanuel, P. Le poète fou / avec neuf compositions … par Léon Zack. – Monaco: Éditions du Rocher, 1944;
Emmanuel, P. Hymne à la France / orné de trois compositions de Léon Zack coloriées par l’artiste. – Monaco: Éditions du Rocher, 1944;
Mallarmé, S. Propos sur la poésie, recueillis dans sa correspondance et présentés par Henri Mondor / [portrait par Léon Zack; vignettes et couverture de Louis Tassin]. – Monaco: Éditions du Rocher, 1945;
Longus. Daphnis et Chloé / traduction d’Amyot; revue et complétée par Paul-Louis Courier; frontispice et ornements par Léon Zack. – Monaco: Éditions du Rocher, 1946;
Aubigné, Th. Les Tragiques / introduction et choix par Pierre Emmanuel; bois gravés par Léon Zack. – Monaco: Éditions du Rocher, 1946;
Lunel, A. Par d’étranges chemins, souvenirs de mai-juin 1940 / illustrations de Léon Zack. – Monaco: Éditions A. et P. Jarach, 1946;
Ronsard, P. Sonnets pour Hélène... / bois gravés de Léon Zack. – Monaco: à la Voile latine, 1946;
Les Baisers de Jean Second, imités par Pierre de Ronsard et ses disciples [Antoine de Baïf, Jacques Tahureau, Olivier de Magny, Joachim du Bellay, Jacques Grévin, etc.], 1500–1600 / illustrations et ornements de Léon Zack. – Monaco: Éditions du Rocher, 1946;
Stendhal. Le rose et le vert, suivi de Mina de Vanghel / illustrations de Léon Zack. – Monaco: Éditions du Rocher, 1947;
Garnier, R. Les Juifves: Tragédie: 1583 / lithographies originales de Léon Zack. – Paris: Éditions A. et P. Jarach, 1948;
Beauharnais, A. Josselé / illustrations de Léon Zack. – Monaco: Éditions du Rocher, 1948;
Beckers, A. Poèmes divers / [lithographie originale de Léon Zack]. – [Lyon]: A. Henneuse, 1951;
Tchekov, A. Contes: Choix pour la jeunesse / traduits du russe par Daria Olivier; illustrations de Léon Zack. – Paris: A. Michel, 1954;
Bible. A. T. Ecclésiaste (Extraits), français. 1967 (français). Extrait. 1967;
Zack, L. Esquisse du problème de l’art abstrait. [Texte imprimé] / 6 eaux-fortes et aquatintes de Léon Zack; précédées d’un texte de Alain Beckers; Préface de Serge Young; présentation de Paul. – Anvers: De Nederlandsche Boekhandl, 1951;
Rossiansky, M. Commentaires du silence / 10 eaux-fortes et aquatintes de Léon Zack. – Locarno: Lafranca, 1972;
Zack, L. [poèmes et illustrations]. – Lombreuil: Éditions des Nouvelles images, 1974;
Zack, L. Des perles aux aigles / Léon Zack... ; dessins originaux de l’auteur. – Paris: Éditions Saint-Germain-des-Prés, 1975.

последнее обновление информации: 04.08.2022

© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.





Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.