Вадим Шершеневич - биография, новости, личная жизнь

Возраст: 131 (со дня рождения)

Возраст смерти: 49 лет

Вадим Шершеневич

Вадим Габриэлевич Шершеневич. Родился 24 января (5 февраля) 1893 года в Казани - умер 18 мая 1942 года в Барнауле. Русский поэт, переводчик. Один из основателей и главных теоретиков имажинизма.

Вадим Шершеневич родился 24 января (5 февраля по новому стилю) 1893 года в Казани.

Отец - Габриэль Феликсович Шершеневич (1863-1912), русский юрист, цивилист, профессор Казанского и Московского университетов, депутат I Государственной Думы.

Мать - Евгения Львовна Мандельштам (по сцене Львова, 1869-1919), сестра адвоката М.Л. Мандельштама, оперная певица.

Дед - Лев Борисович Мандельштам, казанский педиатр и организатор здравоохранения.

Его родители расстались без оформления развода, когда Вадиму было семь лет. В дальнейшем он жил с матерью.

С 1907 года жил в Москве, учился в частной гимназии, основанной Л.И. Поливановым (в ней же ранее учились Валерий Брюсов, Андрей Белый, Сергей Соловьев). В одном классе с Вадимом учился шахматист Александр Алехин.

Далее обучался в Московском университете - сперва на математическом, потом на историко-филологическом факультетах, некоторое время стажировался в Мюнхенском университете. Писать стихи начал в гимназические годы, пробуя разные манеры. В первых поэтических сборниках («Весенние проталинки» (1911), «Carmina» (1913)) ощущается сильнейшее влияние мэтров символизма - Бальмонта, Брюсова, Блока. Последующие - «Романтическая пудра», «Экстравагантные флаконы» (оба - 1913) ненадолго сближают Шершеневича с эгофутуристами.

В 1913 году вместе с Львом Заком организовал футуристическую группу «Мезонин поэзии». Часто печатался под различными псевдонимами (в основном как критик: В. Гальский, Георгий Гаер, Венич, Egyx и др.).

Vita nova (1913)

Руки луна уронила -
Два голубые луча.
(Вечер задумчив и ясен!)
Ах, над моею могилой
Тонкий, игрушечный ясень
Теплится, словно свеча.

Грустно лежу я во мраке,
Замкнут в себе, как сонет...
(Ласкова плесени зелень!)
Черви ползут из расщелин,
Будто с гвоздикой во фраке
Гости на званый обед.

Благовест кувыркнулся басовыми гроздьями... (1913)

Благовест кувыркнулся басовыми гроздьями;
Будто лунатики, побрели звуки тоненькие.
Небо старое, обрюзгшее, с проседью,
Угрюмо глядело на земные хроники.

Вы меня испугали взглядом растрепанным,
Говорившим: маски и Пасха.
Укушенный взором неистово-злобным,
Я душу вытер от радости насухо.

Ветер взметал с неосторожной улицы
Пыль, как пудру с лица кокотки.
Довольно! Не буду, не хочу прогуливаться!
Тоска подбирается осторожнее жулика...
С небоскребов свисают отсыревшие бородки.

Звуки переполненные падают навзничь, но я
Испуганно держусь за юбку судьбы.
Авто прорывают секунды праздничные,
Трамваи дико встают на дыбы.

В середине 1910-х участвовал в литературных диспутах, опубликовал теоретическую работу «Футуризм без маски» (1913), переводил литературные манифесты теоретика итальянского футуризма Ф. Маринетти.

Претендовал на роль теоретика русского футуризма с ориентацией на Запад (роль, аналогичную той, которую играл в символизме Брюсов), что стимулировалось приятельскими отношениями Шершеневича с Брюсовым.

Вадим Шершеневич в молодости

Вадим Шершеневич в молодости

В 1914 году редактировал «Первый журнал русских футуристов», что вызвало нарекания как коллег по изданию (Давид Бурлюк, Бенедикт Лившиц, впоследствии назвавший Шершеневича «самовлюбленным графоманом»), так и оппонентов (прежде всего группы «Центрифуга»; с резким выпадом против Шершеневича выступил входивший тогда в «Центрифугу» Борис Пастернак - статья «Вассерманова реакция»).

Вьюга (1914)

Улицы декольтированные в снежном балете...
Забеременели огнями животы витрин,
А у меня из ушей выползают дети,
И с крыш слетают ноги балерин.

Все прошлое возвращается на бумеранге,
Дни в шеренге делают на караул; ки-
вая спиной, надеваю мешковатый комод на ноги
И шепотом бегаю в причесывающемся переулке.

Мне тоже хочется надеть необъятное
Пенсне, что на вывеске через улицу тянет вздрог,
Оскалить свой пронзительный взгляд, но я
Флегматично кушаю снежный зевок.

А рекламные пошлости кажут сторожие
С этажей и пассажей, вдруг обезволясь;
Я кричу исключительно, и капают прохожие
Из подъездов на тротуарную скользь.

Так пойдемте же тыкать расплюснутые морды
В шатучую манну и в завтрашнее «нельзя»,
И сыпать глаза за декольте циничного города,
Шальными руками по юбкам железным скользя!

Во время Первой мировой войны был на фронте в качестве вольноопределяющегося. В этот период Шершеневич обретает свою манеру, в значительной части сохранившуюся и в имажинистский период; она представлена сборником «Автомобилья поступь» и драмой «Быстрь» (оба 1916), в том же году вышел сборник статей об искусстве «Зеленая улица».

Вождь имажинистов

В 1919 - один из главных основателей группы имажинистов (С. Есенин, А. Мариенгоф, А. Кусиков). Термин (в форме «имажионизм») и интерес к «слову-образу» появляется уже в футуристических работах Шершеневича 1910-х годов; связь его с англо-американским имажизмом сомнительна. В 1918 Шершеневич публикует одно из самых значительных своих произведений - любовную поэму «Крематорий», являющуюся своего рода ответом на «Облако в штанах» Маяковского (переиздана в следующем году с подзаголовком «Поэма имажиниста»).

В начале 1920-х издает книгу стихов «Лошадь как лошадь» (наиболее известная его книга), сборник поэм «Кооперативы веселья», трагедию «Вечный жид», комедию «Одна сплошная нелепость», участвует в коллективных изданиях «Коробейники счастья», «Золотой кипяток» и «Мы Чем Каемся» (конфискована из-за провокационного названия, напоминающего о московской ЧК), сборниках «Имажинисты» и журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Читает стихи с эстрады, пользуясь громадной популярностью среди московской публики; продолжается начавшееся еще до революции соперничество Шершеневича с Маяковским.

В 1919 году был председателем московского отделения Всероссийского союза поэтов.

Для творчества Шершеневича характерно нагнетание городских метафор, тематика трагической чувственной любви, эпатаж, основанный, как и у ранних футуристов, на эстетизации безобразного и богоборческих мотивах, бурлескные образы (интерес к клоунаде, «гаерству» устойчив для его биографии), сознательно экспериментальная «брюсовская» разработка приемов (подчеркнутая названиями стихотворений из книги «Лошадь как лошадь» вроде «Принцип звука минус образ» или «Параллелизм тем»), принципиально декларируемый аполитизм искусства (в 1919 арестовывался за контакты с партией анархистов).

С формальной точки зрения поэзии Вадима Шершеневича присущ акцентный стих (который он разрабатывал параллельно с Маяковским) и тактовик, позже диссонансная рифма.

Автор теоретической работы об имажинизме «2х2=5» (1920) и сборника эссе о творчестве товарищей по группе «Кому я жму руку» (1921).

В 1926 году появилась последняя книга поэта - «Итак итог». Группа имажинистов распалась. «Это произошло в силу объективных причин, лежащих вне поэзии. Сущность поэзии переключена: из искусства она превращена в полемику. От поэзии отнята лиричность. А поэзия без лиризма это то же, что беговая лошадь без ноги. Отсюда и вполне понятный крах имажинизма, который все время настаивал на поэтизации поэзии», - пояснял Шершеневич.

В часы серебряных прибоев (1926)

Уже хочу единым словом,
Как приговор, итоги счесть.
Завидую мужьям суровым,
Что обменяли жизнь на честь.

Одни из рук матросов рьяно
Свою без слез приняли мзду.
Другим – златопогонщик пьяный
На теле вырезал звезду.

Не даровал скупой мой рок
Расстаться с юностью героем.
О, нет! Серебряным прибоем
Мне пенит старость мой висок.

Я странно растерял друзей
И пропил голос благородства.
О, жизнь! Мой восковой музей,
Где тщетно собраны уродства!

Уже губительным туманам
В пространство не увлечь меня,
Уж я не верую обманам,
Уж я не злобствую, кляня.

И юношей и жен, напрягши
Свой голос, не зову со мной.
Нет! Сердце остывает так же,
Как остывает шар земной.

Обвенчан с возрастом поганым,
Стал по–мышиному тужить
И понял: умереть не рано
Тому, кто начал поздно жить!

В том же 1926 году написал антиутопическую пьесу «Мещантика» (не опубликована при жизни).

поэт Вадим Шершеневич

Значительная часть работы Шершеневича связана с кино и театром. Работал как драматург, режиссер, критик, сценарист, переводчик. Автор выдержавшей два издания книги «Игорь Ильинский».

В 1920-е-1930-е переводил на русский язык пьесы У. Шекспира, П. Корнеля, В. Сарду, немецкую (Рильке, Лилиенкрон) и французскую (включая полный перевод «Цветов зла» Бодлера) поэзию, либретто популярных оперетт, работал над книгой мемуаров «Великолепный очевидец» (несмотря на автоцензурные попытки приспособить ее к условиям советской печати, издана она при жизни автора не была). Представляющие большой интерес оригинальные произведения Шершеневича 1930-х годов также опубликованы только в 1990-е, а «Цветы зла» в переводе Шершеневича изданы впервые в 2007 году.

Осенью 1941 эвакуировался на Алтай. Участвовал в литературных концертах на оборонных заводах и в военных госпиталях Барнаула, писал тексты для агитационных плакатов.

Скончался 18 мая 1942 года после тяжелой скоротечной болезни (двустороннего туберкулеза легких). Похоронен на Булыгинском кладбище (Барнаул).

В фондах Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая имеются материалы о барнаульском периоде жизни поэта.



Личная жизнь Вадима Шершеневича:

Трижды был женат.

Первая жена - актриса Евгения (Ева) Давидовна Шор (1890-1940), дочь пианиста Давида Соломоновича Шора, в 1922 году служила в секторе науки Главнауки Наркомата просвещения РСФСР. Были в браке в 1913-1922 годах.

В первом браке родилась дочь Ирина. Первая семья Шершеневича в 1930-е годы жила в Бельгии.

Вадим Шершеневич и Евгения Шор

Вадим Шершеневич и Евгения Шор

Вторая жена - актриса Опытно-героического театра Юлия Сергеевна Дижур (1901, Киев - 1926, Москва), дочь присяжного поверенного Одесской судебной палаты Сергея Зелмановича Дижура. Поженились в 1922 году.

Юлия Дижур покончила с собой после ссоры с мужем 3 апреля 1926 года; ей посвящена книга «Итак итог». Поэт Матвей Ройзман вспоминал: «Вадим полюбил артистку необычайной красоты, обаяния, ума – Юлию Дижур. Она ответила ему взаимностью. Когда он познакомил меня с Дижур, я от души поздравил их, понимая, что они станут мужем и женой. Но вот Дижур повздорила с Вадимом, и он ушел от нее, заявив, что никогда не вернется: он хотел проучить ее. Она несколько раз звонила ему по телефону, но он не поддавался ее уговорам, и она выстрелила из револьвера себе в сердце. Почти все стихи, как и последние книги Вадима, посвящены памяти Юлии».

Юлия Дижур

Юлия Сергеевна Дижур

Третья жена - актриса Московского театра оперетты Мария Михайловна Волкова. Поженились в 1936 году.

Сочинения Вадима Шершеневича:

Весенние проталинки, М., изд. Балдина, 1911;
Carmina, М.,1913;
Романтическая пудра, СПб., 1913;
Экстравагантные флаконы. М., Мезонин поэзии, 1913;
Футуризм без маски. М., 1913;
Зеленая улица. Статья, 1915;
Автомобильная поступь, М., Плеяды, 1916;
Быстрь. М., Плеяды, 1916;
Зеленая улица. М., Плеяды, 1916;
Вечный жид. Пьеса, М., изд. Чихи-Пихи. 1919;
Крематорий. М., Чихи-Пихи, 1919;
Лошадь как лошадь, М., Плеяды, 1920;
2x2 = 5. Листы имажиниста. М., Имажинисты, 1920;
Кооперативы веселья, М., Имажинисты, 1921;
Одна сплошная нелепость. М., Имажинисты, 1922;
Шершеневич жмет руку кому. М., Имажинисты, 1924;
Итак, итог. М., изд. автора, 1926;
Игорь Ильинский. М., Кинопечать, 1926, 1927;
Н. М. Бравин. М.-Л., Кинопечать, 1927;
Ярон. М.-Л. Кинопечать, 1927;
Смешно о кино. М., Теа-кино-печать, 1928;
А. Кторов. М., Теа-кино-печать, 1929;
Великолепный очевидец, 1936 (издано в сб.: "Мой век, мои друзья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова". М. Московский рабочий. 1990, с. 416 - 649);
Гверилья. М., 1938

Стихи Вадима Шершеневича:

Vita nova
Аграмматическая статика
Аренда у легенд
Ах, верно, оттого, что стал я незнакомым
Белый от луны, вероятно
Благовест кувыркнулся басовыми гроздьями...
Болтливые моторы пробормотали быстро и на...
Бродяга страстей
В гостиной
В рукавицу извощика серебряную каплю...
В часы серебряных прибоев
Весенний дождь
Властелину
Вы все грустнеете...
Вы вчера мне вставили луну в петлицу...
Вы не думайте, что сердцем-кодаком...
Выводок обид
Выразительная, как обезьяний зад
Вьюга
Головокружение душ
Динамизм темы
Динамика статики
Дуатематизм плюс улыбнуться
Если б знали, сколько муки скрыто
Если город раскаялся в шуме
Жернова любви
Живущих без оглядки
Землетрясение
Имажинистический календарь
Инструментировка образом
Интимное
Интуитта
Искать губами пепел черный...
Каждый раз...
Казначей плоти
Квартет тем
Композиционное соподчинение
Кооперативы веселья
Лирическая конструкция
Лирический динамизм
Лирический динамизм (Другому: иконописно величай зарю)
Маски
Мольба
Небоскреб образов минус спряженье
Нет слов короче, чем в стихах
О царица поцелуев! Ложе брачное цветами
Одиночество
Однотемное разветвление
Однохарактерные образы
Оттого так просто жить на свете
Отщепенец греха
Печаль
Пляска
Полсумрак вздрагивал. Фонари световыми топорами...
Посвящение Н.Гумилеву
Последнее слово обвиняемого
Пред иконой чудотворною
При каждой обиде
Принцип академизма
Принцип альбомного стиха
Принцип архитектурного соподчинения
Принцип басни
Принцип блока с тумбой
Принцип гармонизации образа
Принцип графического стиха
Принцип звука минус образ
Принцип звукового однословия
Принцип импрессионизма
Принцип краткого политематизма
Принцип кубизма
Принцип лиризма
Принцип мещанской концепции
Принцип обратной темы
Принцип параллелизма тем
Принцип пересекающихся образов
Принцип поэтической грамматики
Принцип примитивного имажинизма
Принцип проволок аналогий
Принцип развернутой аналогии
Принцип растекающегося звука
Принцип растекающейся темы
Принцип реального параллелизма
Принцип ритма сердца
Принцип романтизма
Процент за боль
Прощай
Рассказ про глаз Люси Кусиковой
Реминисценция
Ритмическая образность
Ритмический ландшафт
Ритмический ландшафт (Дома - из железа и бетона)
Сердце частушка молитв
Сказка о лешем и поповой дочке
Слава пораженья
Слова о верности
Сломанные рифмы
Смотри: по крышам шаг ломая
Снежный болван
Содержание минус форма
Содержание плюс горечь
Судьба
Тематический контраст
Тематический круг
Теперь я понял. Понял все я...
Толпа гудела, как трамвайная проволока...
Тост
Точка плюс недоумение
Уединение
Усеченная ритмика
Эстрадная архитектоника
Я не буду Вас компрометировать дешевыми...

последнее обновление информации: 02.08.2022

© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.





Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.