лого Штуки-дрюки

Юрий Тынянов - биография, новости, личная жизнь

Юрий Николаевич Тынянов

Возраст: 129 (со дня рождения)

Возраст смерти: 49 лет

Юрий Тынянов

Юрий Николаевич (Насонович) Тынянов. Родился 6 (18) октября 1894 года в Режице Витебской губернии - умер 20 декабря 1943 года в Москве. Русский советский прозаик, драматург, сценарист, переводчик, литературовед, критик.

Юрий Тынянов родился 6 (18 по новому стилю) октября 1894 года в Режице Витебской губернии (ныне Резекне в Латвии) в богатой еврейской семье.

Отец - Насон Аронович (Носон Аронович, Николай Аркадьевич) Тынянов (1862-1924), был уроженцем Бобруйска, врач.

Мать - Сора-Хася Беровна (Софья Борисовна) Эпштейн (1868-1940), уроженка местечка Докшицы Борисовского уезда Минской губернии.

У него были старший брат Лев и младшая сестра Лидия.

В 1915 году из местечка Велионы Режицкого уезда в Ярославль был эвакуирован кожевенный завод предпринимателя и купца 1-ой гильдии Бера Мовшевича Эпштейна, совладелицами которого после смерти отца стали сестры Софья Борисовна Тынянова и Анна Борисовна Гаркави, перебравшиеся сюда с семьями (кожевенный завод и раскройно-посадочные и заготовительные мастерские наследников Б. М. Эпштейна были разрушены в ходе ярославского восстания 1918 года и восстановлены в годы НЭПа; в 1917 году на заводе работали 236 рабочих).

В 1918 году двоюродная сестра Юрия Тынянова детский врач Эсфирь Александровна Гаркави (1889-1986) вышла замуж за его брата Льва Тынянова (1891-1946), главврача ярославского городского противотуберкулезного диспансера.

Двоюродный брат - Альберт Иоахимович Сыркин-Бернарди, советский разведчик.

Двоюродный племянник - Александр Миронович Гаркави, литературовед.

Троюродные братья по материнской линии - языковед Виктор Максимович Жирмунский, журналист Яков Ноевич Блох, искусствовед Мирон Аркадьевич Малкиель-Жирмунский, музыкальный педагог и виолончелист Константин Исаакович Шапиро (1896-1992) и филолог-романист Яков Львович Малкиель.

Троюродные сестры - поэтесса Раиса Ноевна Блох и Магдалина Исааковна Малкиель-Шапиро (1905-1968), жена историка церкви Владимира Николаевича Лосского, мать филолога и богослова Николая Лосского.

Внучатый племянник - М.А. Нянковский, заслуженный учитель Российской Федерации.

С детских лет Юрий Тынянов писал рассказы и стихи.

В 1904-1912 годах Юрий Тынянов учился в Псковской гимназии. Его одноклассниками были Лев Зильбер, Август Летавет, Ян Озолин, Борис Лепорский. Окончил гимназию с серебряной медалью.

В 1912-1919 годах учился на историко-филологическом факультете Петроградского университета. В студенческие годы участвует в работе Пушкинского семинара С.А. Венгерова (Пушкинского историко-литературного кружка, или научного общества). Современники заявляли о его внешности схожести с А.С. Пушкиным.

С 1918 года - участник ОПОЯЗа. Там наряду с В. Б. Шкловским, Б. М. Эйхенбаумом и другими вносит свой вклад в создание научного литературоведения - «формального метода» в литературоведении.

ОПОЯЗ, русский формализм, «формальная школа» (общество изучения поэтического языка или общество изучения теории поэтического языка) - научное объединение, созданное группой теоретиков и историков литературы, лингвистов, стиховедов - представителей так называемой «формальной школы» и существовавшее в 1916-1925 годах. Сама «формальная школа» просуществовала до начала 1930-х годов и оказала значительное влияние на теоретическое литературоведение и семиотику.

В 1919 году сдает выпускную работу «Пушкин и Кюхельбекер» (утеряна в Гражданскую войну; в 1934 году Тыняновым написана одноименная статья) и «оставляется при университете» (что близко к современной аспирантуре).

Юрий Тынянов в молодости

Юрий Тынянов в молодости

В 1919-1920 годах преподает литературу в школе, до 1921 года служит в Центральном бюро Союза коммун Северной области, затем в Отделе информации Петроградского бюро Коминтерна, читает лекции в Доме искусств и Доме литераторов.

В 1921-1930 годах - профессор Института истории искусств.

В 1920-е годы Юрий Тынянов выступает как литературовед и литературный критик, публикует книги «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» (1921), «Проблема стихотворного языка» (1924), представляющую наиболее его проработанную теоретическую работу, сборник статей о литературном процессе первой трети XIX века «Архаисты и новаторы» (1929), а также многочисленные работы, не вошедшие в прижизненные сборники.

Профессиональная деятельность в качестве литератора начинается в 1924 году, когда Тынянов, взявшись (по коммерческому заказу, организованному Корнеем Чуковским) за подготовку популярной брошюры о лицейском товарище Пушкина, а впоследствии декабристе, каторжнике и ссыльном В.К. Кюхельбекере, неожиданно написал о нем роман («Кюхля»). Роману, написанному достаточно неровно, но остающемуся одним из образцов воспроизведения «духа эпохи» в беллетристике, суждено было оказаться флагманом жанра «советского исторического романа», требуемого конъюнктурой. Однако сам роман не конъюнктурен ни в какой мере и остается переиздаваемым и читаемым восемь десятилетий спустя.

Дебютировал в 1925 году под псевдонимом Юзеф Мотль в № 26-27 журнала «Ленинград». Затем следуют роман «Смерть Вазир-Мухтара» (посвящен последнему году жизни А.С. Грибоедова, представляет собой совершенно зрелое произведение со своеобразной стилистикой), повесть «Подпоручик Киже», перевод Г. Гейне. Далее вышли «Восковая персона» и «Малолетный Витушишников». В этих небольших по размеру и отточенных по форме произведениях сочетаются историческая стилизация языка (включая элементы сказовости, особенно в «Восковой персоне») с тонким пародированием «социологической прозы», получившей определенное распространение в советской литературе 1920-х - начала 1930-х годов (отчасти это относится и к миниатюрным зарисовкам, опубликованным в 1930 году под названием «Исторические рассказы»). Постепенно писательство становится его второй профессией.

Он пишет также сценарии к кинофильмам. В 1926-м стал автором сценария к фильму «Шинель» режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга по мотивам повестей Николая Васильевича Гоголя «Шинель» и «Невский проспект».

постер фильма Шинель 1926

К концу 1920-х годов рассеянный склероз, которым Тынянов страдал с молодости, приводит к частичной утрате им работоспособности. У него стала сильно болеть нога. Боли появлялись и исчезали периодически. Тынянов начал ходить с тростью (окружающие были уверены, что это – озорство и эпатаж историка, погруженного в те времена, когда трость была частью туалета практически каждого мужчины). В 1928 году Тынянов пишет Виктору Шкловскому: «Нога болит, с трудом передвигаюсь, то лучше, то хуже. Вероятно, что-то с костью или общее. Мешает, потому что лишает физического ума, ясности в мышцах».

В конце все того же 1928 года, когда терпеть боль уже было невыносимо, Тынянов отправляется на консультацию к берлинским докторам. И те единодушно сказали, что ничего серьезного, всего-навсего спазмофилия. На радостях он пишет тому же приятелю Шкловскому: «Врачи здесь смотрят не так мрачно на мою болезнь – говорят, что пока еще нет той страшноватой болезни, которую находили у меня дома. Пока. Дело в нервах – вазомоторные нервы у меня взбудоражены и на каждое маленькое приказание извне отвечают с демонстративным азартом, как рыжий в цирке. Это и есть спазмофилия, моя болезнь, болезнь редкая, но довольно скверная... Лечусь я, правду сказать, довольно мало. Принимаю углекислые ванны для ног. Излечил меня (частично, конечно), по общему мнению, Кисловодск». Однако немцы ошиблись.

Сниженная из-за болезни работоспособность не позволили Тынянову осуществить большую часть задуманного. Зная о неизлечимости своей болезни, он стремился успеть написать главное произведение своей жизни - роман «Пушкин», грандиозную эпопею о становлении, жизни и смерти национального поэта.

В 1930-х годах прогрессирующая болезнь, наряду с гонениями на «формалистов», несколько снижают его научную активность и переводят ее из теоретического в историко-литературное русло. В это десятилетие выходят его роман «Пушкин» (1936, ч. 1 и 2), повесть «Восковая персона» (1930), рассказы «Черниговский полк ждет» (1932) и «Малолетный Витушишников» (1933), еще две книги переводов из Гейне.

В 1934 году режиссер Александр Файнциммер экранизировал его повесть «Подпоручик Киже», сняв комедию-гротеск «Поручик Киже», основанную на сохранившемся со времен Павла I анекдоте о том, как из-за ошибки писаря, написавшего в царском приказе вместо слов «поручики же» - «поручик Киже», возникла несуществующая личность.

постер фильма Поручик Киже 1934

В 1936 года Тынянов переезжает из Ленинграда в Москву, где принимает активное участие в подготовке книг из серии «Библиотека поэта», становясь после смерти Максима Горького фактическим ее руководителем.

К началу войны Юрий Тынянов уже был инвалидом. Однако до конца жизни он продолжал работать над третьей частью своего последнего романа («Пушкин», не завершен) и писать рассказы (во время войны в провинциальных изданиях опубликованы как минимум три его рассказа).

Наряду со «Смертью Вазир-Мухтара» и историческими повестями, две части «Пушкина» (1935 и 1936-37, соответственно), которые писатель успел завершить, относятся к вершинам его прозы. Третья часть (1943, опубликована посмертно) носит следы незавершенности, в последних главах выглядит как «творческий конспект» ненаписанного материала.

Художественное наследие Тынянова включает также ряд рассказов («Гражданин Очер», «Генерал Дорохов», «Красная шапка»), написанных во время войны в эвакуации.

Награжден Орденом Трудового Красного Знамени (31.01.1939).

Юрий Тынянов, будучи тяжело больным, подписывал все письма, адресованные Берии, Сталину, Меркулову, Калинину с требованием освободить своего друга Льва Зильбера – Льва Александровича Зильбера арестовали трижды: в 1931, 1937-1939 и 1940-1944 годах. Тынянов, зная, что Зильбер осужден как изменник родины, пишет: «Зильбер ни в чем не виновен, он нужен стране».

Юрий Николаевич Тынянов

По воспоминаниям знакомых, Тынянов был мастером устного рассказа и актерской пародии. Ираклий Андроников ссылался на Тынянова как на неподражаемый образец этого жанра, который сам Андроников впоследствии популяризовал посредством телевидения.

Юрий Тынянов умер 20 декабря 1943 года в Москве, вернувшись из эвакуации. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок 39). В 1984 году на том же кладбище была похоронена его сестра (18 уч.).

На доме в латвийском городе Резекне (Атбривошанас аллея, 94), где родился и провел детские годы Ю.Н. Тынянов, была установлена памятная доска, а в 2012 году возле дома был установлен памятник писателю.

В Резекне в 1981 году педагог Анна Уланова создала Музей писателя, а с начала 1980-х годов проходят чтения, посвященные памяти Юрия Тынянова.



Личная жизнь Юрия Тынянова:

Жена - Лия Абелевна (Елена Александровна) Зильбер (в первом браке Качановская), сестра Льва Зильбера и Вениамина Каверина. Поженились 3 февраля 1916 года.

У них родилась дочь Инна Тынянова (1916-2004).

После свадьбы Юрий и Лия сняли квартиру где-то на Гатчинской, и Февральская революция застала их в Петрограде. Осенью следующего года Елена с дочкой приехала в Псков, оставив Тынянова в Петрограде. Лишь через год Тынянову удалось перейти линию фронта и встретиться с семьей.

Когда Тынянов заболел, семейная жизнь разладилась. Вместо поддержки и помощи от жены, он слышал от нее упреки. Надежда Мандельштам впоследствии назовет ее «ведьмой».

Юрий Тынянов и жена Елена Зильбер

Юрий Тынянов и жена Елена Зильбер

Дочь Инна Юрьевна Тынянова - поэтесса и переводчица с испанского и португальского. Инна Юрьевна переводила испанскую классическую литературу нескольких веков - от «Стансов на смерть отца» Хорхе Манрике (XV век) до своих современников. Автор первых книг переводов на русский язык бразильских поэтов Томаса Антониу Гонзага, которого в свое время пробовал переводить Пушкин (1964) и Антонио Кастро Алвеса (1958, 1977). Перевела также детскую бразильскую прозу, пользовавшуюся большим спросом у детей, - «Орден Желтого Дятла» и «Мужчины двенадцати лет».

Адреса Тынянова в Петербурге: 1919-1936 годы - доходный дом, Греческий проспект, 15; 1940 год - Дом творчества писателей, Пролетарская улица, 6; весна 1941 года - Дом творчества писателей, Пролетарская улица, 6.

Сценарии Юрия Тынянова:

1926 - Шинель
1927 - Союз великого дела
1928 - Ася
1934 - Поручик Киже

Произведения Юрия Тынянова:

Романы:

1925 - Кюхля
1928 - Смерть Вазир-Мухтара
1935 - Пушкин (не окончен): Детство (1935); Лицей (1936-37); Юность (1943, посмертно)

Повести и рассказы:

1925 - Попугай Брукса (из Чарицких хроник) (под псевдонимом Юзеф Мотль)
1925 - Яблоко
1927 - Подпоручик Киже
1928 - Побег. Из жизни декабриста
1930 - Восковая персона
1930 - Исторические рассказы
1932 - Черниговский полк ждет
1933 - Малолетный Витушишников
1942 - Гражданин Очер
1942 - Генерал Дорохов
1942 - Красная шапка

Книги по вопросам литературы:

1921 - Достоевский и Гоголь (к теории пародии)
1924 - Проблема стихотворного языка
1929 - Архаисты и новаторы

Переводы:

1923 - Ж. Дюамель. Цивилизация. Рассказы (1914-1917)
1927 - Г. Гейне. Сатиры
1933 - Г. Гейне. Германия. Зимняя сказка
1934 - Г. Гейне. Стихотворения. (1934)

последнее обновление информации: 30.07.2022





Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.