лого Штуки-дрюки

Леонид Трауберг - биография, новости, личная жизнь

Леонид Трауберг

Возраст: 122 (со дня рождения)

Возраст смерти: 88 лет

Леонид Трауберг

Леонид Захарович Трауберг. Родился 4 (17) января 1902 года в Одессе - умер 13 ноября 1990 года в Москве. Советский кинорежиссер, сценарист, педагог. Народный артист РСФСР (1987). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Леонид Трауберг родился 4 (17 по новому стилю) января 1902 года в Одессе Херсонской губернии.

Отец - Захар Давидович Трауберг (1879-1932), был издателем и журналистом, сотрудником газет «Южное обозрение» и «Новые ведомости» (1918), впоследствии директором типографии ЛСПО (Ленинградского союза потребительских обществ) в Лештуковом переулке.

Мать - Эмилия Соломоновна Вейланд (1881-1934), была домохозяйкой.

Младший брат - Виктор Трауберг (1903-1974), сотрудник редакции журнала «Жизнь театра», впоследствии врач.

Младший брат - Илья Захарович Трауберг (1905-1948), советский кинорежиссер, киновед, сценарист, кинокритик, организатор кинопроизводства.

После переезда в Петроград семья поселилась в доме № 7, кв. 4, по Коломенской улице.

Учился в студии комической оперы в Петрограде, а в 1919 году организовал театральную студию в Одессе.

В декабре 1921 года совместно с Георгием Козинцевым, Георгием Крыжицким и Сергеем Юткевичем написал «Манифест эксцентрического театра», который был провозглашен на организованном ими диспуте.

В 1922 году Козинцев и Трауберг организовали Театральную мастерскую «Фабрика эксцентрического актера» и в том же году поставили в ней эксцентрическую переработку «Женитьбы» Н.В. Гоголя. За два года они поставили еще 3 спектакля по собственным пьесам, а в 1924 году перенесли свои эксперименты в области эксцентрической комедии в кино, преобразовав театральную мастерскую в Киномастерскую «ФЭКС».

В 1924 году вышел первый короткометражный фильм Козинцева и Трауберга по собственному сценарию «Похождения Октябрины». Это была попытка соединить политику (разоблачение нэпмана, помогавшего империалисту) с откровенной буффонадой.

Во второй эксцентрической короткометражке «Мишки против Юденича» 1925 года снимались уже не эстрадные и цирковые актеры, пришедшие вместе с режиссерами из театра (среди них был Сергей Мартинсон), а ученики киномастерской, в том числе Сергей Герасимов, Янина Жеймо, Андрей Костричкин.

Первый полнометражный фильм Козинцева и Трауберга - романтическая мелодрама «Чертово колесо» 1926 года по сценарию Адриана Пиотровского - был снят в духе голливудских гангстерских лент. Любовь к яркой эксцентрике сочеталась в нем с убедительным показом городского быта. На этом фильме сложился постоянный творческий коллектив «фэксов». Кроме режиссеров в него вошли кинооператор Андрей Москвин и художник Евгений Еней.

В 1926 году Козинцев и Трауберг поставили фильм «Шинель» по сценарию Юрия Тынянова. Это была не экранизация Гоголя, а «киноповесть в манере Гоголя», как гласил подзаголовок. Фильм был снят и смонтирован менее чем за два месяца, при этом, по признанию Леонида Трауберга, сценарий они «шили заново».

В 1926 году было создано киноотделение Высших государственных курсов искусствоведения. Леонид Трауберг руководил им в течение двух лет и много лет преподавал. Как вспоминал Аркадий Райкин, хотя Григорий Козинцев и Леонид Трауберг были не намного старше их, первых абитуриентов, «но уже многое сделали в кино. Пройдя рифы эксцентризма, успели остепениться и стремительно переходили из «подающих надежды» в «мэтры».

Вместе с Траубергом и Козинцевым в институт перешла и вся киномастерская. Фабрика эксцентрического актера завершила свое существование.

В январе 1928 года Трауберг и Козинцев были отправлены в Берлин и затем в Париж для знакомства с передовой кинотехникой. В 1929 году они сняли фильм «Новый Вавилон» о Великой французской революции. В 1931 году на экраны вышел их первый звуковой фильм «Одна», основанный на газетной заметке. В 1932 году в печати было объявлено об их работе над «большой революционной кинопоэмой в трех сериях».

В 1933 году журнал «Советское кино» опубликовал отрывки из сценария «Большевик». Так возникла кинотрилогия - «Юность Максима» в 1934 году, «Возвращение Максима» в 1937 году и «Выборгская сторона» в 1938 году. В ней фэксы почти полностью отошли от эксцентризма. Леонид Трауберг рассказывал: «После премьеры «Юности Максима» наши друзья писатели вздохнули: "Зачем вы ушли от «Шинели» и «Вавилона»? Скрипачу незачем переходить на барабан. Спорили мы с ними крепко, но теперь понимаю: боялись они, что мы потеряем пластику наших немых картин. Потеряли. Трилогия - почти сплошь рассказ, диалог... Мы разбили сценарий «Трилогии о Максиме» на сцены, каждая из которых имеет свой интерес. Так и у «Фантомаса». Каждая сцена - это очередное приключение инспектора Жюва и его ассистента Фандора, как они борются с Фантомасом. И потом Эйзенштейн мне сказал, что ему нравится название нашего фильма «Возвращение Максима», потому что мы оба - почитатели приключенческой литературы, «Возвращения Шерлока Холмса» в том числе».

В 1941 году за трилогию о Максиме Леонид Трауберг и Григорий Козинцев получили Сталинскую премию первой степени.

С 1939 года режиссеры работали над фильмом «Карл Маркс», который так и не был поставлен. В мае 1941 года они приступили к фильму о хирурге Пирогове по сценарию Юрия Германа. Уже были подобраны актеры, переписан сценарий, но съемкам помешала война.

Осенью 1941 года Леонид Трауберг был назначен художественным руководителем киностудии «Ленфильм», которую вскоре эвакуировали в Алма-Ату. 15 ноября 1941 года он был утвержден заместителем художественного руководителя Центральной объединенной киностудии художественных фильмов (ЦОКС). Читал также лекции во ВГИКе.

В августе 1942 года приступил к работе над фильмом «Актриса». Сценарий был написан для другого режиссера, но тот не стал его ставить, отказался и Григорий Козинцев. Фильм пришлось снимать ему одному. После выхода на экран фильм был раскритикован начальником Агитпропа Георгием Александровым. В докладной записке о неудовлетворительном руководстве художественной кинематографией Комитетом по делам кинематографии при СНК СССР от 21 июля 1943 года он писал: «Фильм «Актриса» (режиссер Трауберг, авторы сценария Эрдман и Вольпин) фальшив по самому замыслу, построен на совершенно ложной, надуманной проблеме о полезности искусства в Отечественной войне. Только люди, утратившие связь с действительностью, могли разрешить к постановке и ставить столь глупый фильм».

кинорежиссер Леонид Трауберг

В Алма-Ате был написан сценарий фильма «Простые люди» о жизни крупного завода, эвакуированного в Среднюю Азию. Но снимался он уже в Ленинграде, после того как студия вернулась из эвакуации. Этот фильм стал последней совместной работой Трауберга и Козинцева. В постановлении Оргбюро ЦК ВПК(б) от 4 сентября 1946 года «О кинофильме "Большая жизнь"» он был назван в числе «неудачных и ошибочных фильмов» и вышел на экран только в 1956 году.

В ходе кампании по борьбе с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом Леонид Трауберг был объявлен «"лидером" антипатриотической группы буржуазных космополитов в кинематографии». В статье «Разгромить буржуазный космополитизм в киноискусстве», опубликованной в газете «Правда» 3 марта 1949 года, министр кинематографии СССР Иван Большаков писал: «Будучи председателем ленинградского Дома кино, лектором и преподавателем Ленинградского университета, Трауберг в своих выступлениях и лекциях восхвалял буржуазное кино, доказывал, что наше советское киноискусство является порождением американского, что оно росло и формировалось под влиянием американских, французских, немецких режиссеров, операторов и актеров. В лекции на тему «История мирового кино» он утверждал, что в результате первой мировой войны пришедшая к киновласти Америка вызвала диалектически своим расцветом появление новых национальных кинематографий. Трауберг внушал своим слушателям, что германская кинематография оказала колоссальное влияние на кинематографию всего мира. Следы того, что немецкие картины проникли в советскую кинематографию, что немецкие операторы, так же как и актеры, оказали влияние на советских мастеров, можно, по его мнению, найти в творчестве многих советских режиссеров кино».

В то время Трауберг стал на несколько лет изгоем, с которым было опасно даже поздороваться при встрече.

В 1960-1964 годах руководил сценарными мастерскими на Высших сценарных курсах. После преобразования в Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров был Художественным руководителем, читал циклы лекции «Кинорежиссура», «Литература и кинематограф», «Режиссерский сценарий».

В 1971 году при Высших курсах сценаристов и режиссеров была создана так называемая «Бакинская мастерская» на киностудии «Азербайджанфильм». Для проведения экзаменов на киностудию выезжали представители Высших курсов. Леонид Трауберг был художественным руководителем этой мастерской.

Умер 13 ноября 1990 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

На доме по адресу Малая Посадская улица, 4а в 1998 году была установлена мемориальная доска (архитектор В. И. Новосадюк).



Личная жизнь Леонида Трауберга:

Жена - Вера Николаевна Ланде (3 февраля 1901, Одесса - 7 января 1998, Москва), танцовщица, балерина, актриса кино, дочь присяжного поверенного Николая Николаевича Ландо-Безверхова и Марии Петровны Ландо-Безверховой (урожденной Петренко). Были в браке с 1924 года.

Дочь - переводчица Наталья Трауберг.

Вера Николаевна Ланде

Вера Николаевна Ланде

Фильмография Леонида Трауберга:

1973 - Наш друг Максим (документальный)

Режиссерские работы Леонида Трауберга:

1924 - Похождения Октябрины (короткометражный)
1925 - Мишки против Юденича (короткометражный)
1926 - Шинель
1926 - Чертово колесо (короткометражный)
1926 - Братишка (короткометражный)
1927 - Союз великого дела
1929 - Новый Вавилон
1931 - Одна
1934 - Юность Максима
1937 - Возвращение Максима
1938 - Выборгская сторона
1941 - Великий лекарь (не был завершен)
1942 - Юный Фриц (короткометражный)
1942 - Актриса
1945 - Простые люди
1958 - Шли солдаты...
1960 - Мертвые души (фильм-спектакль)
1961 - Вольный ветер

Сценарии Леонида Трауберга:

1924 - Похождения Октябрины (короткометражный)
1925 - Мишки против Юденича (короткометражный)
1926 - Братишка (короткометражный)
1929 - Новый Вавилон
1931 - Одна
1934 - Юность Максима
1937 - Возвращение Максима
1938 - Выборгская сторона
1941 - Боевой киносборник №1
1941 - Встреча с Максимом
1945 - Простые люди
1947 - Жизнь в цитадели
1955 - Вольница
1958 - Шли солдаты...
1960 - Мертвые души (фильм-спектакль) - сценарная разработка
1962 - Дикие лебеди (анимационный)
1962 - В мертвой петле
1963 - Крепостная актриса
1966 - Два года над пропастью
1981 - Это было за Нарвской заставой

Награды и звания Леонида Трауберга:

Сталинская премия первой степени (1941) - за кинотрилогию о Максиме (1934, 1937, 1938);
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967);
Народный артист РСФСР (1987);
Премия «Ника» «Честь и достоинство» за 1988 год;
орден Ленина (11.01.1935);
орден Трудового Красного Знамени (01.02.1939) - за фильм «Выборгская сторона» (1938);
орден Дружбы народов (15.01.1982)

последнее обновление информации: 11.05.2022





Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.