Возраст: 73 (со дня рождения)
Возраст смерти: 73 года
Андрей Владимирович Тропилло. Родился 21 марта 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) - умер 28 апреля 2024 года в Коувола (Финляндия). Советский и российский звукорежиссёр, музыкальный издатель, музыкальный продюсер, рок-музыкант. Основатель лейбла «АнТроп». Считается первым музыкальным продюсером в СССР.
Андрей Тропилло родился 21 марта 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Отец - Владимир Тропилло, инженер-физик, изобретатель советского радиолокатора, был преподавателем в Ленинградском культпросветучилище и подрабатывал лектором в обществе «Знание».
Мать была пианисткой, всю жизнь посвятила педагогике и культпросвету.
Бабушка - Антонина Георгиевна Голубева (1899-1989), русская советская детская писательница и драматург, актриса, фольклористка, жена актёра Сергея Филиппова.
Андрей Тропилло вырос в доме на Исполкомской улице, дом 8, где прошло его детство и юность. Музыкальные пристрастия стали частью его жизни с ранних лет. Сам Тропилло утверждал, что знакомство с западной музыкой началось не с пластинки «Калейдоскоп» с песней The Beatles, как у многих его сверстников, а гораздо раньше. Этому способствовали необычные обстоятельства: его старшая сестра Марина вышла замуж за алжирского студента Академии связи, революционера и перкуссиониста Сакера Сибауаии. Именно Сибауаи познакомил будущего шурина с зарубежной музыкой, привозя редкие пластинки и делясь музыкальными новинками.
Андрей с юных лет проявлял интерес к технике и звуку. Его племянник Ясин Тропилло, ставший позднее заместителем начальника цеха по звуку в Большом драматическом театре, рассказывал, что в первом классе Андрей собрал свой первый детекторный приемник. Увлекшись радио, он случайно поймал «Радио Финляндии», прежде чем настроиться на более привычные станции вроде «Маяка». Эта тяга к экспериментам с техникой развивалась год за годом. В подростковом возрасте, учась в престижной школе № 157, Андрей увлекся созданием устройств для качественной записи музыки с виниловых пластинок на магнитофонные ленты. Он записывал на них западные композиции и охотно делился с друзьями, постепенно формируя свой круг любителей музыки, знакомых с последними музыкальными трендами.
После окончания школы Андрей Тропилло поступил на физический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. В стенах университета он познакомился с рок-музыкантами, благодаря которым начал изучать музыку более глубоко и освоил игру на гитаре. Этот период стал началом его погружения в мир рок-культуры, который впоследствии определил всю его жизнь и деятельность.
В 1970-х годах Тропилло стал тесно общаться с советскими рок-группами, среди которых оказалась и «Машина времени» Андрея Макаревича* (*Минюстом РФ признан физлицом-иноагентом). Он начал помогать музыкантам организовывать концерты и записи, а параллельно изучал основы звукозаписи, что позволило ему освоить процессы создания и распространения музыки. Интерес к звукозаписи и желание поддержать отечественных музыкантов привели к тому, что Тропилло взял на себя роль организатора и технического помощника для многих советских рок-исполнителей, которым в те времена было сложно достичь широкого признания.
В 1979 году при поддержке Владимира Васильевича Кашинского, который занимал одну из руководящих должностей в Доме пионеров и школьников Красногвардейского района Ленинграда, Тропилло открыл кружок звукозаписи. Этот кружок, расположенный в Доме пионеров Красногвардейского района (сейчас это Центр детско-юношеского технического творчества «Охта»), стал уникальным местом для юных музыкантов и начинающих звукорежиссеров. Для создания кружка использовалась аппаратура, списанная с государственной звукозаписывающей студии «Мелодия», что дало Тропилло возможность обеспечить участников кружка необходимым оборудованием и обучить их основам звукозаписи. Так он заложил основу для будущих студийных проектов, которые способствовали развитию советского рок-движения.
Андрея Тропилло часто сравнивали с легендарным продюсером Джорджем Мартином, называя его «русским Джорджем Мартином». Однако условия, в которых работали эти два мастера, были совершенно разными. В то время как Мартин трудился в технически оснащенной студии с передовым оборудованием, доступом к оркестрам и возможностями, о которых могли только мечтать, Тропилло приходилось творить буквально из подручных средств. Не имея ни высококлассной аппаратуры, ни профессиональной студии, он создавал альбомы, ставшие культовыми для советских рок-музыкантов и их поклонников.
Тропилло вошел в историю не только как талантливый звукорежиссер, но и как пионер подпольной рок-записи в СССР. Хотя до него уже существовали попытки записывать советский рок, именно Тропилло первым создал студию, специализировавшуюся на записи музыки, находившейся вне официальных каналов. Его студия стала местом, где могли проявить себя исполнители, чьи песни не допускались к широкому распространению, и именно здесь появились записи, которые навсегда изменили музыкальную сцену страны.
Примерно в конце семидесятых Андрей Тропилло познакомился с участниками группы «Аквариум», что со временем переросло в тесное творческое сотрудничество. Когда в его распоряжении оказалась полноценная студия, музыканты получили редкую возможность создавать профессиональные записи, пусть даже и нелегально. Чтобы попасть в студию, они прибегали к хитрости: притворялись пионерами, что позволяло им проходить мимо охраны и проникать внутрь, где и создавались их первые студийные записи. Эти ранние работы позже оформились в альбом, который стал известен под названием «Синий альбом» - он быстро завоевал популярность, распространившись по стране благодаря усилиям подпольного магнитоиздата и энтузиастов, которые тайно копировали записи.
Андрей Тропилло в молодости
Сотрудничество Тропилло с «Аквариумом» стало знаковым: под его руководством группа записала в общей сложности восемь альбомов, ставших основой советского рока. Эта работа не только укрепила репутацию Тропилло как звукорежиссера, но и помогла «Аквариуму» занять уникальное место на музыкальной сцене страны, несмотря на официальные запреты и давление цензуры.
В начале восьмидесятых годов Андрей Тропилло превратил свою неофициальную студию «АнТроп» в центр притяжения для советских рок-музыкантов, записывая альбомы самых значимых групп того времени. Среди его подопечных были «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Странные игры», «Алиса», «Телевизор», «Ноль» и многие другие. Именно в «АнТропе» появились культовые альбомы «Кино» - «45», «Начальник Камчатки» и «Ночь», а также значимые записи «Пикника», «Зоопарка», «Тамбурина», «Алисы» и «Облачного края». Тропилло не только записывал музыку, но и организовывал концерты, предоставляя музыкантам возможность представить свое творчество широкой аудитории.
Иногда Тропилло сам присоединялся к музыкантам, исполняя партии или подпевки в некоторых песнях. Сессии в «АнТропе» чаще всего происходили безвозмездно: музыканты не платили за записи, и сам Тропилло не получал оплату за свою работу. Такой подход сделал студию местом, где творчество было превыше финансовых интересов, и поддержка подпольного рока ощущалась сильнее всего.
Помимо «АнТропа», Тропилло периодически записывал группы на оборудовании государственной компании «Мелодия», что было нелегально. Тем не менее, это давало уникальную возможность создать высококачественные записи для артистов, которые в официальной сфере оставались незамеченными.
В конце восьмидесятых Андрей Тропилло получил редкую для представителя рок-сцены должность - его избрали директором Ленинградского отделения фирмы «Мелодия». Оказавшись в этой позиции, он активно поддержал местные рок-группы, предоставив им возможность записывать свои дебютные альбомы в профессиональной студии. Для многих это стало первым опытом работы с качественным оборудованием, что заметно улучшило звучание их записей. Поддержка Тропилло дала старт новым альбомам рок-коллективов Ленинграда, ставшим классикой для поколения.
Однако его инициативы, направленные на продвижение рок-музыки, не были встречены с пониманием со стороны руководства, и вскоре он вынужден был покинуть пост директора. Тем не менее, даже после ухода Тропилло продолжил свою деятельность в музыкальной сфере. Он переиздал на виниле альбомы групп, таких как «Алиса», «Кино» и других, которые ранее записывал в своей студии. Эти переиздания помогли распространить записи любимых групп среди слушателей по всей стране, укрепив их популярность и значимость на рок-сцене СССР.
Запись альбома «Энергия» группы «Алиса» в 1985 году стала завершающей в истории студии на Охте, но эта работа запомнилась как одна из самых значительных для Тропилло и его студии. Во время записи альбома Тропилло полностью проявил себя как творческий экспериментатор: он не просто выступал в роли звукорежиссера, но и превращал запись в уникальное звуковое и литературное полотно. В создании альбома участвовали музыканты, составлявшие цвет Ленинградского рок-клуба, что добавило записи особый колорит и энергию.
Тропилло активно внедрял необычные звуковые эффекты, например, звук ударов ивовой лозы по микрофону, что придавало композициям загадочность и напряжение. Он также наполнил альбом литературными отсылками, добавляя реплики из произведений таких авторов, как Булгаков, Гоголь и Бодлер, что усиливало атмосферу мистики и философской глубины. Процесс монтажа был поистине кропотливым: в одной только песне «Ко мне» насчитывалось более ста монтажных склеек, а это значило, что каждая часть была точно подогнана для создания гармонии и драматического эффекта.
Тропилло вмешивался и в тексты: известная строчка «две тысячи тринадцатых лун» в песне «Мое поколение» - его идея, добавившая мистического оттенка. Кроме того, он исполнил соло на флейте, которое стало неожиданной, но важной частью альбома. Этот проект оказался для Тропилло не просто записью, а сложной композицией, в которой пересекались музыка, литература и элементы экспериментального звука, делая «Энергию» уникальным памятником эпохе.
В 1991 году Андрей Тропилло основал «Продюсерский центр рок-н-ролльных приходов Единой евангелическо-лютеранской церкви России» - смелый и нестандартный проект, объединивший музыку и духовные идеи. Центр стал площадкой, где рок-музыка пересекалась с культурной и духовной жизнью, привлекая не только поклонников жанра, но и интересующихся философией и искусством.
В это же время его лейбл «АнТроп», который действовал неофициально с конца семидесятых, получил официальный статус. Тропилло воспользовался пробелами в новом законодательстве, чтобы издавать на своем лейбле альбомы западных рок-легенд, таких как The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin, Black Sabbath, Sonic Youth и других. Эта инициатива позволила ему легально распространять записи зарубежных артистов, которые были редкостью на советском и постсоветском пространстве.
Андрей Тропилло, хотя и был тесно связан с рок-сценой, никогда не ограничивался только этим жанром. Его студия стала местом, где записывались и выдающиеся джазовые исполнители: Сергей Курёхин, Владимир Чекасин, Валентина Пономарёва, дуэт Владислава Макарова и Александра Кондрашкина. Эти записи раскрыли слушателям новые грани отечественного джаза, обогатив его звучание и продемонстрировав многослойность музыкальной культуры, которую продвигал Тропилло.
В девяностых он развернул ещё более масштабную деятельность, запустив производство аудиокассет, что сделало музыку доступнее для широкой аудитории. В 1999 году Тропилло предпринял ещё один смелый шаг, построив завод по выпуску компакт-дисков, чтобы продолжить своё дело на новом уровне. Одним из его самых знаковых шагов стало изобретение системы так называемых «лицензий» для пиратских копий западных альбомов. Благодаря этой находке он стал пионером в легализации распространения иностранной музыки в России, сохранив уникальный стиль «музыкального контрабандиста».
Перейдя от студийного продакшена к массовому производству, Тропилло остался верен своим идеалам. Музыка всегда стояла для него на первом месте, а новаторский подход помогал ему находить обходные пути, чтобы донести её до слушателя, сохраняя верность духу свободы и музыкального авантюризма.
Со временем некоторые российские рок-группы начали конфликтовать с Андреем Тропилло из-за вопросов авторских прав и вознаграждений, что порой приводило к угрозам судебных разбирательств. Эти разногласия стали отражением напряжённой ситуации вокруг прав на музыку в России в переходный период. Однако многие музыканты, несмотря на споры, признают и уважают значимость вклада Тропилло в отечественную музыку. Легендарные исполнители, такие как «Аквариум», Юрий Шевчук и Константин Кинчев, отмечают, что благодаря его усилиям советский рок получил возможность выйти за рамки андеграунда и найти путь к широкому слушателю.
Взгляды участников групп на роль Тропилло в их карьере также со временем эволюционировали. Так, барабанщик группы «Зоопарк» Валерий Кирилов изначально критически отзывался о продюсере, считая, что он не предоставлял им достаточных возможностей для записи. Кирилов полагал, что именно Тропилло виноват в отсутствии новых альбомов «Зоопарка» в период с середины восьмидесятых до начала девяностых. Но спустя годы Кирилов пересмотрел своё мнение, признав, что в те годы Тропилло сталкивался с немалыми трудностями в своей студии и всё же сумел записать ключевые альбомы группы, несмотря на все преграды. Этот опыт ещё раз подчеркнул уникальную роль Тропилло как человека, который, несмотря на отсутствие финансовой выгоды и стабильной поддержки, обеспечивал развитие отечественной рок-музыки в сложные времена.
В 2014 году перенес сложную операцию.
С 2022 года проживал в Финляндии. Его обнаружили мёртвым 28 апреля 2024 года в квартире в городе Коувола. Отпевание прошло в лютеранской церкви святой Екатерины на Большом проспекте Васильевского острова. Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга (участок 5, Одесская дорожка).
Личная жизнь Андрея Тропилло:
Дочь - Полина Тропилло, окончила музыкальную школу, в детстве пела в хоре под управлением Галины Козловой, затем в ансамбле «Саманта», в том числе исполняла партию архангела Гавриила в мюзикле «Звезда Вифлеема». Окончила философский факультет СПбГУ по специальности «конфликтология». Вышла замуж за сына актера Евгения Лебедева и племянника Георгия Товстоногова - кинорежиссера Алексея Лебедева. Полина родила сына Евгения, он стал актером. Брак быстро распался. Полина Андреевна вела на канале «ВОТ» программу «Шкала ценностей», а затем стала дизайнером, основала бренд Queen keys и модный дом Polina Tropillo.
Сын - Платон. Родился в декабре 2008 года от отношений с уроженкой города Ляды Татьяной Алексеевой. В 2017-м Платон принимал участие в концерте-бенефисе отца. Платон Тропилло с матерью живут в Сестрорецке.
Дискография Андрея Тропилло:
1978 - «День рождения» - группа «Машина времени» (компиляция); составитель;
1979 - «Маленький принц» - группа «Машина времени» (компиляция концертной записи); составитель;
1980 - «Прощай, чёрная суббота» - Юрий Степанов (сольный альбом клавишника группы «Мифы»); звукорежиссёр;
1981 - «Москва - Ленинград» - группа «Машина времени» (компиляция); составитель;
1981 - «Дорога домой» - группа «Мифы»; звукорежиссёр;
1981 - «Синий альбом» - группа «Аквариум»; звукорежиссёр;
1981 - «История Аквариума. Том II. Электричество» - группа «Аквариум»; звукорежиссёр студийной части альбома;
1981 - «Треугольник» - группа «Аквариум»; звукорежиссёр, музыкант (флейта, бэк-вокал);
1982 - «Несостоявшийся концерт» - Андрей Макаревич (запись акустического концерта); звукорежиссёр;
1982 - «Дым» - группа «Пикник»; звукорежиссёр;
1982 - «Табу» - группа «Аквариум»; звукорежиссёр;
1982 - «История Аквариума. Том I. Акустика» - группа «Аквариум»; звукорежиссёр;
1982 - «45» - группа «Кино»; звукорежиссёр, музыкант (флейта, бэк-вокал);
1982 - «Страсти по Иннокентию» - Ольга Першина; звукорежиссёр, музыкант (флейта, бэк-вокал);
1982 - «Еxercises» - Владимир Чекасин, Сергей Курёхин, БГ; звукорежиссёр части записей;
1983 - «Радио Африка» - группа «Аквариум»; звукорежиссёр (передвижная студия «MCI»);
1983 - «Уездный город N» - группа «Зоопарк»; звукорежиссёр;
1983 - «Зал ожидания» - группа «Мануфактура»; звукорежиссёр (передвижная студия «MCI»);
1983 - «Метаморфозы» - группа «Странные игры»; звукорежиссёр части песен (передвижная студия «MCI»);
1984 - «Танец волка» - группа «Пикник»; звукорежиссёр;
1984 - «День Серебра» - группа «Аквариум»; звукорежиссёр;
1984 - «МСI» - группа «Аквариум» (компиляция студийных записей); звукорежиссёр;
1984 - «Белая полоса» - группа «Зоопарк»; звукорежиссёр, аранжировки, музыкант (флейта);
1984 - «Начальник Камчатки» - группа «Кино»; звукорежиссёр;
1984 - «Ублюжья доля» - группа «Облачный край»; звукорежиссёр;
1984 - «Жук на расчёске» - группа «Тамбурин» (альбом не распространялся); звукорежиссёр;
1985 - «Шествие рыб» - группа «Телевизор»; звукорежиссёр, музыкант (саксофон);
1985 - «Стремя и люди» - группа «Облачный край»; звукорежиссёр;
1985 - «Колёсико» - Владимир Леви (сольный альбом лидера группы «Тамбурин», не распространялся); звукорежиссёр;
1986 - «Дети Декабря» - группа «Аквариум»; звукорежиссёр, бэк-вокал;
1986 - «Ночь» - группа «Кино»; звукорежиссёр, музыкант (флейта, бэк-вокал);
1986 - «Энергия» - группа «Алиса» («Доктор Кинчев и сотоварищи»); звукорежиссёр, музыкант (флейта, бэк-вокал), «драматизация»;
1986 - «Смотри в оба» - группа «Странные игры»; звукорежиссёр, бэк-вокал;
1986 - «Музыка драчёвых напильников» - группа «Ноль» (на момент выхода записи - «Нулевая группа»); звукорежиссёр;
1987 - «БлокАда» - группа «Алиса»; звукорежиссёр (передвижная студия «MCI»);
1987 - «Оттепель» - группа «ДДТ» (концертная запись фестиваля в Шушарах, отличается от изданного в 1991 году студийного альбома); составитель;
1987 - «Гласность» - группа «Объект насмешек»; звукорежиссёр (передвижная студия «MCI»);
1987 - «Рейган-провокатор» - группа «Автоматические удовлетворители» (передвижная студия «MCI»);
1987 - «Музыка для мёртвых» - группа «Телевизор»; звукорежиссёр (передвижная студия «MCI»);
1987 - «Я - интеллигент» - группа «Ё»; звукорежиссёр (передвижная студия «MCI»);
1987 - «Камни Санкт-Петербурга» - Николай Корзинин; звукорежиссёр (альбом окончательно доработан на домашней студии Андрея Соколова)
последнее обновление информации: 12.11.2024
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.