Возраст: 96 (со дня рождения)
Возраст смерти: 73 года
Евгений Федорович Светланов. Родился 6 сентября 1928 года в Москве - умер 3 мая 2002 года в Москве. Советский и российский дирижер, композитор, пианист. Народный артист СССР (1968). Герой Социалистического Труда (1986). Лауреат Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1983), Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1975), Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1999).
Евгений Светланов родился 6 сентября 1928 года в Москве.
Отец - Фёдор Петрович Светланов (1897-1976).
Мать - Татьяна Петровна Кругликова (1890-1981), из знаменитого дворянского рода Кругликовых, ее родители были солистами оперы Большого театра, а сестра Вера Петровна Кругликова (1889-1972) известным советским библиографом, вошедшим в историю отечественного библиотековедения как зачинатель Отечественной предметизации.
Младшая сестра - Анна Фёдоровна Зубова.
С 1944 года учился по классу фортепиано в Музыкальном училище имени Гнесиных. Далее обучался в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) у М. А. Гурвич - ученицы Николая Метнера.
Занимался композицией у Михаила Фабиановича Гнесина. Будучи студентом института, начал свой творческий путь как пианист. По окончании института по специальности «фортепиано» в 1951 году поступил в Московскую консерваторию в классы оперно-симфонического дирижирования А. В. Гаука и композиции - Ю. А. Шапорина.
В 1954 году - еще будучи студентом 4-го курса консерватории - стал дирижёром-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения (ныне Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского).
С 1955 года - дирижёр, а в 1963-1965 годах - главный дирижёр Большого театра. Дебютировал в 1955 году постановкой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» (именно эта опера через 45 лет стала и его последней работой в театре).
В 1962 году был назначен музыкальным руководителем Кремлёвского дворца съездов, который в то время являлся второй прокатной площадкой Большого театра.
С 1965 по 2000 год - художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 года - России).
С 1974 года - секретарь правления Союза композиторов СССР.
В 1992-2000 годах - главный дирижёр гаагского оркестра Резиденси (Нидерланды).
В 2000-2002 годах вновь работал в Большом театре.
В Большом театре Евгений Светланов осуществил ряд постановок русских и зарубежных опер.
Светланова неоднократно приглашали дирижировать ведущими зарубежными оркестрами и руководить оперными и балетными постановками (в частности, «Щелкунчика» П. И. Чайковского в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне). В 1964 году дирижировал спектаклями труппы Большого театра на сцене театра «Ла Скала» (Милан, Италия).
Он дирижировал многочисленными западными коллективами, такими как Симфонический оркестр Би-би-си, Филармонический оркестр Би-би-си, Лондонский симфонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр в Англии, Филадельфийский оркестр в Соединённых Штатах Америки, Оркестр де Пари, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Радио Франции, Страсбургский филармонический оркестр и Филармонический оркестр Монпелье во Франции, Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия в Италии, Берлинский филармонический оркестр и Мюнхенский филармонический оркестр в Германии, Венский симфонический оркестр в Австрии, Оркестр Королевского театра де ла Моннэ в Бельгии, Королевский Оркестр Консертгебау Амстердама в Нидерландах, Симфонический оркестр Шведского радио, Хельсинкский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Финского радио, Симфонический оркестр Датского радио, Филармонический оркестр Осло, Гётеборгский симфонический оркестр, Симфонический оркестр NHK в Японии и др.
С Госоркестром СССР, под его управлением играли лучшие отечественные и зарубежные исполнители - С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, А. Я. Эшпай, Т. П. Николаева, М. А. Фёдорова, Т. Н. Хренников, Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган, А. К. Фраучи, Ф. П. Лузанов, Ф. Кемпф.
Под управлением Светланова состоялись премьеры многих симфонических произведений советских композиторов, впервые в СССР прозвучали мистерия «Жанна д’Арк на костре» А. Онеггера, «Турангалила» О. Мессиана, «Уцелевший из Варшавы» А. Шёнберга, 7-я симфония Г. Малера.
В 1980-1983 годах он провёл цикл концертов «Избранные шедевры западноевропейской музыки».
Он стал первым дирижёром, который реализовал идею создания «Антологии русской симфонической музыки». За годы работы с оркестром записал почти все симфонические произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. М. Ляпунова, А. С. Аренского, А. К. Глазунова, В. С. Калинникова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. Я. Мясковского, а также Р. Вагнера, И. Брамса, Г. Малера, И. Ф. Стравинского, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича, Т. Н. Хренникова, А. Я. Эшпая и многих других композиторов. Некоторые их произведения под его управлением прозвучали впервые. Наибольшую известность получило исполнение симфонических произведений П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова.
Автор ряда оригинальных сочинений. Его стиль как композитора сравнивают с творчеством Сергея Рахманинова.
Часто выступал в печати, по радио и телевидению по различным вопросам музыкальной жизни.
В последние годы тяжело болел, но при этом не оставлял творчества.
У Евгения Светланова была обнаружена онкология. На бедре появилась опухоль. Он выдержал 10 операций и 25 сеансов химиотерапии. Он готовился к 11-й операции. Семь месяцев учился ходить на костылях.
Близкий друг семьи Светлановых, импресарио Евгения Фёдоровича Светланова и хранительница его интеллектуального наследия Марина Бауэр вспоминала: «Он был не только великим музыкантом, но и ярчайшей личностью. Человеком незаурядной внутренней силы, которая мало кому присуща. Если он решал превзойти себя, он этого добивался. Был безграничен как в талантах, так и в силе воли, что и мне помогало идти по жизни, потому что Светланов – заразительный пример для подражания. После его операции Госоркестр должен был играть в Монпелье на фестивале, которым руководил тогда Рене Кёринг, чьё сочинение «Кольца памяти» впервые прозвучало на нашем фестивале в Москве, а тогда во Франции все до последней минуты сильно нервничали, потому что не хотели, чтобы за пульт становился кто-либо, кроме великого Светланова, а он после полостной операции лежал!
Потихонечку заново научился ходить. Каждый день пытался найти в себе внутренние ресурсы, чтобы не сорвать эти гастроли. Когда он попросил меня принести ему дирижёрскую палочку, я поняла, что, вероятно, мы на хорошем пути. А когда сказал найти партитуру Дворжака «Из Нового Света», я поняла, что он поборол себя. И вот Светланов сыграл эту симфонию со своим оркестром... Поверьте, я редко видела в партере рыдающих мужчин. Это было так сильно! «Новый Свет» оказался тем светом, который вернул его к жизни. После концерта к нему в артистическую пришёл журналист: «Мы знаем, Маэстро, что вы тяжело болели, перенесли операцию полгода назад…», и Светланов молча расстегнул рубашку, распахнул её и тот увидел совсем ещё свежий шрам… Таким он был всегда и во всём».
Вдова Нина Александровна Светланова рассказывала: «Он был пифия. Он все знал. Когда у него случилась беда с ногой, он сказал: эта нога меня и убьет, это саркома. На самом деле он так и не узнал, что с ним, но это была саркома. Он лежал у себя в комнате, я сидела рядом, раздавался звонок, я уходила говорить по телефону. А он просил: посиди со мной, ну зачем ты уходишь. Я говорю: «Женечка, это же по делу». Он говорит: какие дела, я завтра умру, и никто тебе не позвонит... Он был очень терпеливый. И пока мог терпеть боль, терпел. А в тот день было что-то ужасное: ему сделали одиннадцать уколов, а боль не отпускала, он кричал. Но потом сел на постели и сказал: кажется, отпускает. Ночь спал. А утром был уже какой-то прохладный. Смотрел как будто оттуда. Он умер в семь часов вечера 3 мая. И я еще три часа не отдавала его. Сидела с ним».
Умер 3 мая 2002 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
В 2006 году Государственному академическому симфоническому оркестру России было присвоено имя Евгения Светланова.
В честь дирижёра назван Большой зал Московского международного Дома музыки, открытый в 2004 году.
Имя Светланова получила малая планета № 4135.
С 2007 года проводится международный конкурс дирижёров имени Светланова.
В 2012 году на доме, где дирижёр жил с 1984 года (Елисеевский пер., 11), открыта мемориальная доска.
С 2014 года имя Евгения Светланова носит Калининградская областная филармония.
Личная жизнь Евгения Светланова:
Дважды был женат.
Первая жена - Лариса Ивановна Авдеева (21 июня 1925 - 10 марта 2013), советская и российская оперная певица (меццо-сопрано). Солистка Большого театра Союза ССР (1952-1983). Народная артистка РСФСР (1964).
Лариса Авдеева
Вторая жена - Нина Александровна Светланова (Николаева; умерла 18 сентября 2019 года), советская и российская журналистка, окончила вокальное отделение Московской консерватории.
Познакомились, когда Нина работала на радио, занималась музыкальной журналистикой после окончания Института Гнесиных и университета. Был юбилей Тихона Хренникова и тот попросил ее, чтобы несколько слов сказал Светланов. Она позвонила дирижеру и попросила сказать пару слов о Хренникове. Так они познакомились. На тот момента она была свободна - разведена с мужем. Они начали встречаться и вскоре поняли, что хотят быть вместе.
Вместе они прожили 25 лет.
После смерти мужа она выпустила Антологию русской симфонической музыки, записанную Светлановым с его оркестром - Государственным академическим симфоническим оркестром СССР, которую Фонд им. Евгения Светланова безвозмездно распределял по всем музыкальным учебным заведениям России. Государственный академический симфонический оркестр России благодаря ей получил имя Евгения Светланова. Нина Александровна написала книгу, посвященную мужу, под названием «Неожиданный Светланов». Благодаря ей в Москве появилась улица неподалёку от Московского университета им. М.В. Ломоносова, носящая имя дирижера, в Московском Доме музыки появился зал имени маэстро, а на их доме помещен прекрасный барельеф памяти Светланова. Она восстановила композиторское творчество Евгения Фёдоровича, опубликовав все его сочинения.
Нина Светланова
1972 - Композитор Родион Щедрин (документальный)
1972 - Дирижер (документальный)
1984 - Страницы жизни Александры Пахмутовой (документальный)
1991 - Сергей Прокофьев. Сюита жизни (документальный)
1995 - Партитура жизни (документальный)
Концерты:
Камерная музыка:
Для фортепиано:
Для скрипки:
Для голоса и фортепиано:
Для голоса и оркестра:
Для хора:
последнее обновление информации: 05.07.2024
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.