лого Штуки-дрюки

Сергей Рахманинов - биография, новости, личная жизнь

Сергей Васильевич Рахманинов

Возраст: 151 (со дня рождения)

Возраст смерти: 69 лет

Сергей Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов. Родился 20 марта (1 апреля) 1873 года в усадьбе Семеново Новгородской губернии - умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз (США). Русский композитор, пианист, дирижер. Создатель собственного оригинального музыкального стиля. Лауреат золотой медали Королевского филармонического общества (1932).

Сергей Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года в усадьбе Семеново Новгородской губернии в дворянской семье.

Отец - Василий Аркадьевич Рахманинов (1842―1916), из дворян Тамбовской губернии, был музыкально одаренным человеком, но музицировал только любительски. Семейное предание ведет происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать - Любовь Петровна Рахманинова (урожденная Бутакова), единственная дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова.

Дед по отцу - Аркадий Александрович Рахманинов, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869 году» для фортепиано в четыре руки.

С ранних лет у него обнаружился музыкальный талант. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При ее поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского.

Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевезти в Москву и поселить в частном пансионе известного музыкального педагога, профессора Московской консерватории Н. С. Зверева.

Осенью 1885 года Рахманинов переехал в Москву, в пансион и одновременно был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории по классу профессора Зверева. В пансионе Зверева царила строгая дисциплина: ученики должны были вставать рано утром и заниматься по шесть часов в день. Обязательным было посещение оперных спектаклей и ансамблевое музицирование, в том числе на нескольких роялях. Четыре года Рахманинов провел в пансионе Зверева, где в разные годы также жили пианисты А. И. Зилоти, К. Н. Игумнов, Ф. Ф. Кенеман, Л. А. Максимов, М. Л. Пресман, А. Н. Корещенко. Там в возрасте 13 лет Сергей Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому. Однако спустя четыре года между Рахманиновым и Зверевым произошла ссора, Рахманинов покинул пансион, но остался в Москве, где его приютили родственники - Сатины, на дочери которых, тоже пианистке, он впоследствии женился.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в фортепианном классе своего двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал изучать композицию.

Сергей Рахманинов в детстве

Сергей Рахманинов в детстве

В возрасте 19 лет Рахманинов с большой золотой медалью окончил консерваторию как пианист и как композитор. Уже в консерватории он получил известность среди московской публики. Во время обучения в консерватории им уже были написаны Первый фортепианный концерт, ряд романсов и пьесы для фортепиано, в том числе Прелюдия до-диез минор (op.3 № 2) из цикла Пьесы-фантазии для фортепиано (фр. Morceaux de fantaisie), которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

Дипломной работой стала первая опера Рахманинова - «Алеко», написанная по произведению А. С. Пушкина «Цыганы». Опера очень понравилась Чайковскому и по его настоянию была поставлена в Большом театре. Чайковский даже хлопотал о ее включении в репертуар Большого театра вместе со своей оперой «Иоланта», но вскоре неожиданно заболел и скончался, и его замысел не был осуществлен.

По воспоминаниям друга Рахманинова А. Ф. Гедике, знавшего композитора еще со времен учебы в Московской консерватории и вплоть до его эмиграции, Рахманинов был человеком правдивым и скромным, никогда не лгал и никогда ничем не хвастал. Также он был очень аккуратным и точным, поддерживал идеальный порядок в своем кабинете, никогда не опаздывал, и в других ценил эти качества. Любил заранее надолго составлять расписание своих работ и очень страдал, если приходилось нарушать планы. Всякая творческая заминка очень быстро приводила Рахманинова к потере веры в себя, у него появлялась навязчивая мысль, что он уже никогда в жизни не сможет сочинить ничего достойного, и от этого он быстро впадал в депрессию.

В целом Рахманинов был склонен к пессимистичному мрачному настроению, и оно бывало у него значительно чаще, нежели жизнерадостное. Рахманинов в молодости никогда серьезно не болел, но зато был чрезвычайно мнителен и часто полагал, что заболевает какой-нибудь тяжелой болезнью. Если врачам удавалось переубедить его, он становился веселым и радостным, но лишь до следующего приступа мнительности. В моменты же хорошего расположения духа Рахманинов был бодр и весел, но все же всегда сдержан и никогда не бывал суетлив. Он отличался тонким юмором и огромной наблюдательностью.

Начинал сочинять Рахманинов в основном с утра, если работа шла хорошо, часто засиживался до вечера, но работать ночью не любил. Если работа не шла, настроение Рахманинова резко портилось, он мог отложить или вообще бросить произведение. На фортепиано Рахманинов занимался нерегулярно и очень немного, в основном потому, что все давалось ему на инструменте удивительно легко. Если играл 1 час в день, то 40 минут занимался упражнениями и лишь 20 минут играл произведения. Дома, в отличие от концертов, любил играть негромко, вслушиваясь в каждый звук, как бы «прощупывая» исполняемое. Много раз поражала друзей Рахманинова его невероятная музыкальная память: услышав большое симфоническое произведение всего один-два раза, он запоминал его почти наизусть и помнил потом еще очень долго.

В возрасте 20 лет, ради заработка, Рахманинов стал преподавателем в московском Мариинском, а затем в Елизаветинском и Екатерининском женских институтах. Рахманинов также начал давать частные уроки, которые, впрочем, очень не любил.

Сергей Рахманинов очень любил церковное пение, часто даже зимой он вставал в семь часов утра и, наняв извозчика, ехал на церковную службу, чаще всего в Андроников монастырь на Таганке. Также Рахманинов любил цыганское пение, иногда засиживался до ночи в ресторанах «Яр» или «Стрельна». От этого по Москве поползли слухи, что Рахманинов - кутила, но это не соответствовало действительности. От закрытого образа жизни Рахманинова также произошел слух, что он много пьет, но, по утверждению семьи и друзей, это тоже было неправдой.

Разговаривал Рахманинов густым низким басом, негромко и неторопливо. Очень любил быстро ездить на автомобиле. Будучи близоруким человеком, управлял автомобилем без очков, что подчас приводило пассажиров в ужас.

В 24 года Рахманинов, по приглашению Саввы Мамонтова, стал вторым дирижером Московской русской частной оперы, где работал всего в течение одного сезона, однако успел внести заметный творческий вклад и прославился как дирижер. Там же его другом стал Федор Шаляпин.

Но Рахманинов решил покинуть театр, чтобы сосредоточиться на композиции.

Еще учась в Московской консерватории, приобрел известность как композитор, пианист и дирижер. Он был обожаем московской публикой. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии в Петербурге.

Композитор А. К. Глазунов тогда загорелся идеей познакомить столицу с музыкой молодого московского таланта, но премьера окончилась полным провалом, как из-за некачественного исполнения дирижером (Глазунов был неопытным), так и - главным образом - из-за новаторской сущности музыки, не понятой ни самим Глазуновым, ни петербургской публикой. Рецензии были разгромными. Цезарь Кюи, к примеру, написал в своей рецензии, что «если бы в аду была консерватория, Рахманинов, несомненно, был бы в ней первым учеником». Особенно огорчил Рахманинова отрицательный отзыв Н. А. Римского-Корсакова, с которым он познакомился в Московской русской частной опере и чье мнение очень ценил.

Провал послужил причиной глубокой депрессии Рахманинова. «Я был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки», - описывал Рахманинов свое состояние.

В течение более чем трех лет в 1897-1901 годах Рахманинов почти ничего не сочинял, большую часть времени проводил лежа в своей комнате на кушетке, отлучаясь из дома только для частных уроков. Лишь с помощью известного врача-гипнотизера доктора Н. В. Даля он смог преодолеть творческий кризис.

В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно - вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижера в московском Большом театре, где два сезона дирижировал весь русский оперный репертуар. В первой половине 1900-х годов неоднократно выступал в концертах московского Кружка любителей русской музыки в качестве пианиста и дирижера.

В 1906 году, оставив Большой театр, Рахманинов совершил путешествие по Италии, на три года поселился в Дрездене, где плодотворно сочинял. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижер. В том же 1909 году был написан Третий фортепианный концерт.

В 1911 году Рахманинов, находясь в Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А. В. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив ее талант. Затем он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры этой знаменитой певицы.

До революции Рахманинов много сочинял и часто выступал в Москве. Большой популярностью пользовались концерты, организуемые А. И. Зилоти, на которых часто дирижировал Рахманинов. Много занимался он и делами Российского музыкального издательства, художественный совет которого возглавлял.

21 февраля 1917 года в концертном зале Тенишевского училища состоялось последнее концертное выступление С. В. Рахманинова в Петрограде.

Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить на концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми покинул Россию, практически без средств, оставив все свое имущество.

Сергей Рахманинов в молодости

Сергей Рахманинов в молодости

Сергей Рахманинов в эмиграции

В середине января 1918 года, выехав из России, Рахманинов отправился через Мальме в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижером Георгом Хеэбергом. Поняв, что не сможет сейчас писать музыку и что сможет заработать средства только как пианист, начал усиленно заниматься на фортепиано.

До конца сезона Рахманинов выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

Вернув себе славу в Европе, 1 ноября 1918 года Рахманинов вместе с семьей отплыл из Норвегии в Нью-Йорк, где был встречен с огромным интересом. Начав бурную концертную деятельность в США как пианист, Рахманинов не прекращал ее вплоть до своей смерти, давая по многу десятков концертов за сезон. Популярность Рахманинова как пианиста была огромной. Практически с самого его приезда и до последних дней за ним ходили толпы репортеров, папарацци пускались на невообразимые ухищрения, чтобы сделать снимки Рахманинова, хотя внимание к себе он не любил, и репортеры немало ему досаждали, подчас выводя из себя. Чтобы скрыться от излишнего внимания во время гастролей по Америке, Рахманинов одно время даже жил в персональном железнодорожном вагоне вместо гостиниц.

Вплоть до 1926 года Рахманинов не писал значительных произведений. Творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Многие знакомые связывают это с глубокой тоской по Родине, которую он ощущал. Рахманинов, несмотря на славу и многочисленные приглашения, общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями и русской прислугой, предметами, напоминавшими о Родине. По воспоминаниям родственников, только общаясь с русскими он был весел и доволен. За все годы в эмиграции у Рахманинова почти не было друзей-иностранцев, одним из немногих исключений был Фредерик Стейнвей - глава фирмы «Стейнвей и сыновья», производитель роялей.

Лишь в 1926-1927 годах появляются новые произведения: Четвертый концерт и три русские песни. В течение жизни за рубежом Рахманинов создал всего 6 произведений, которые, однако, принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Проживая и выступая в основном в США, с 1930 по 1940 год Рахманинов много времени проводил в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар» с большим садом и с видом на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. В это время Рахманинов часто гастролировал по Европе. Выступал с концертами на люцернском фестивале. Вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижером, хотя дирижировал не часто.

В 1941 году закончил свое последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, - Симфонические танцы. Это произведение было самым любимым и для самого Рахманинова.

Отрицательно относясь к советской власти, Рахманинов тосковал по утраченной старой России, известие о нападении Германии на СССР произвело на него огромное впечатление.

В годы Великой Отечественной войны Сергей Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых анонимно направил в фонд Красной армии и советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой вклад. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолет. По некоторым данным, Рахманинов даже ходил в советское посольство, хотел поехать на Родину незадолго до смерти.

Музыка Сергея Рахманинова

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены, как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П. Чайковский) и петербургской композиторских школ в единый и цельный русский стиль.

Тема «Россия и ее судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и других). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова - современника русской революции: именно революция, отраженная в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и ее судьба».

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова как верующего человека прослеживаются христианские мотивы: Литургия св. Иоанна Златоуста (1910), Всенощная (1915). Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки, но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

В технике музыкальной композиции Рахманинов никак не отреагировал на «модные» новации XX века (такие как додекафония, ультрахроматизм, алеаторика, полистилистика и т. д.). При этом в рамках стиля, который в целом определяется как «неоромантический», Рахманинову удалось выработать специфический, легко узнаваемый на слух музыкальный язык. Для расширенной тональности Рахманинова, например, характерны так называемая рахманиновская субдоминанта (иначе «рахманиновская гармония») и модализмы (дорийский лад, цыганская гамма и др.), в ритмике - мультиоли в сочетании с регулярными группировками длительностей (полиритмия). Узнаваема и его специфическая фортепианная фактура.

Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889-1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900-1909 и 1910-1917) и поздний (1918-1941).

Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции («преодоление» которой началось еще в ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своем творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном случае - венского классицизма), не примкнув при этом к романтикам и оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.

Первый ранний период начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвященном его памяти, Рахманинов дает пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение - один из первых в мировой музыке примеров полистилистики - словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского - Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты еще более смело, что и послужило одной из причин ее провала на премьере.

Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор. 23. Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мертвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой - претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приемов. Центральное произведение этого периода - грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913).

Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приемами, произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нем символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».

Поздний (зарубежный) период творчества отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного соединения самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки, древнерусского знаменного распева, джаза, «ресторанной» эстрады 1930-х годов, виртуозного стиля XIX века и жесткой токкатности авангарда.

композитор Сергей Рахманинов

В самой разнородности стилистических предпосылок заключен философский смысл - абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.

Последнее произведение Рахманинова - Симфонические танцы (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем - русским национальным стилем.

Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Он обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонациями древнерусского знаменного распева.

Рахманинов наряду со Скрябиным и Метнером вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой уровень, став одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

Смерть Сергея Рахманинова

Сергей Васильевич много курил, почти не выпускал изо рта сигарету. Настигшее его на склоне лет в США онкологическое заболевание (меланома) его внук Александр Рахманинов, основатель Фонда Сергея Рахманинова, связывает с этой привычкой. Сам Рахманинов не подозревал о своем заболевании. Последний свой концерт Рахманинов дал всего за шесть недель до смерти.

Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США, не дожив трех дней до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище Кенсико. Из воспоминаний его вдовы известно, что «гроб был цинковый, чтобы позднее, когда-нибудь, его можно было бы перевезти в Россию».

В 1968 году создан музей, а с 1987 года - Музей-усадьба С.В. Рахманинова в деревне Ивановка Уваровского района Тамбовской области.

С 1982 года в СССР, а затем в России действует Рахманиновское общество, благодаря усилиям которого в Москве установлен памятник Рахманинову на Страстном бульваре (1999), памятники в Тамбове и Великом Новгороде, проводится Международный конкурс пианистов.

В 1999 году на месте бывшей усадьбы Семеново (12 км южнее д. Пинаевы Горки, Залучское сельское поселение, Новгородская область) установлен памятный знак о рождении здесь Рахманинова.

25 августа 2006 года в Тамбове был открыт памятник Рахманинову (скульптор А. И. Рукавишников, архитектор В. Б. Бухаев).

В 2011 году в Казани по инициативе художественного руководителя и главного дирижера Государственного симфонического оркестра РТ Александра Сладковского основан Международный музыкальный фестиваль им. С. Рахманинова «Белая сирень». Фестиваль проводится ежегодно в мае.

Имя Рахманинова носит Ростовская государственная консерватория, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт, Калининградский областной музыкальный колледж, Кишиневский Русский музыкальный лицей (бывшая Средняя специальная музыкальная школа имени Е. Коки), Рахманиновский зал Московской консерватории, музыкальная школа в Москве (структурное подразделение МГОДШИ (Московской городской объединенной детской школы искусств) «Измайлово»), Детская школа искусств № 6 в Санкт-Петербурге, Новгородский областной колледж искусств и Детская музыкальная школа № 7 в Екатеринбурге.

В 2013 году в Москве по инициативе русской пианистки, лауреата международных конкурсов, профессора академии APS Виолетты Егоровой учреждена Международная премия имени Сергея Рахманинова. Официальная церемония вручения Премии проводится ежегодно в Московской Консерватории.

18 марта 2010 года в честь Рахманинова назван кратер на Меркурии.

5 октября 2017 года в музее-усадьбе «Ивановка» (Тамбовская область) состоялось торжественное открытие памятника Сергею Рахманинову.

После смерти в начале ноября 2012 года Александра Рахманинова (1933-2012), внука и единственного наследника композитора, родственники планировали выставить имение «Сенар» в Швейцарии на аукцион с последующей распродажей по частям имущества и уникальных предметов культурного наследия Сергея Рахманинова. В этих обстоятельствах российский пианист Денис Мацуев поднял перед президентом РФ Владимиром Путиным вопрос о выкупе имения в пользу России для устройства мемориала композитора, проведения там музыкальных мастер-классов, фестивалей и конкурсов. Президент Путин согласился предпринять усилия для реализации этой идеи.

Рахманиновские общества: Российское Рахманиновское общество; Международное Рахманиновское общество в г. Дармштадт, Германия; Лондонское международное Рахманиновское общество; Международное Рахманиновское общество г. Майами, Сан-Хосе.



Рост Сергея Рахманинова: 198 сантиметров.

Личная жизнь Сергея Рахманинова:

Жена - Наталья Александровна Сатина (1877-1951), из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул, его двоюродная сестра.

В 1895 году окончила гимназию в Москве. Училась в Московской консерватории по классу фортепиано: в 1895/1896 и 1896/1897 у С.М. Ремизова; в 1897/1898 у П.А. Пабста и В.А. Сапельникова; в 1898/1899 у Джеймса Кваста (I полугодие) и В.И. Сафонова (II полугодие); в 1899/1900 у Пауля Литта (I полугодие) и Н.Е. Шишкина (II полугодие); в 1900/1901 у К.Н. Игумнова. Сдавала выпускные экзамены А.Н. Скрябину.

Сатина была прекрасной пианисткой, у нее был великолепный голос. Красоту и силу ее голоса отмечала А.В. Нежданова. После окончания консерватории преподавала фортепиано.

Оставшись после развода родителей практически сиротой, каждую весну и лето молодой Сергей Рахманинов проводил в Ивановке - имении родителей своей кузины Натальи Александровны Сатиной.

Браки между родственниками церковью запрещались. Несмотря на протесты близких, влюбленные подали прошение на высочайшее имя, и государь разрешил этот брак.

29 апреля 1902 года в Москве, в церкви 6-го гренадерского Таврического полка (венчал священник Анатолий Замараев) «потомственный дворянин Сергей Васильев Рахманинов» был обвенчан с «дочерью статского советника девицей Натальей Александровой Сатиной», своей двоюродной сестрой.

Людмила Ростовцова (урожд. Скалон), двоюродная сестра Н.А. Сатиной писала: «Сережа женился на Наташе. Лучшей жены он не мог себе выбрать. Она любила его с детских лет, можно сказать, выстрадала его. Она была умна, музыкальна и очень содержательна. Мы радовались за Сережу, зная, в какие надежные руки он попадает».

У супругов Рахманиновых были две дочери, Татьяна и Ирина. У Ирины была единственная дочь София Волконская, которая жила в Коста-Рике. Дочь Татьяна вышла замуж за юриста Б. Ю. Конюса, ее сын Александр принял фамилию Рахманинов. Будучи по профессии юристом в сфере авторского права, он руководил Фондом С. В. Рахманинова. У Александра остались две дочери - Марина и Эммануэль.

Вся жизнь Натальи Сатиной была целиком посвящена семье - мужу и детям. Была она удивительно хорошая жена и мать. Она умерла 17 января 1951 года, пробыв в больнице меньше суток. Ее отвезла туда дочь Ирина, когда она неожиданно стала жаловаться на боли в области сердца: «Умерла внезапно, на моих глазах, на полуслове». Похоронена в одной могиле с мужем, на кладбище Кенсико.

Сергей Рахманинов и жена Наталья Сатина

Сергей Рахманинов и Наталья Сатина

Сергей Рахманинов и жена Наталья Сатина

Произведения Сергея Рахманинова:

ор. 1 - Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1890);
ор. 2 - Две пьесы для виолончели и фортепиано (1890);
ор. 3 - Пьесы-фантазии для фортепиано (1892);
op. 4 - Романсы (1892);
ор. 5 - Сюита № 1 для двух фортепиано (1893);
ор. 6 - Две пьесы для скрипки и фортепиано (1893);
ор. 7 - Симфоническая фантазия «Утес» (1893);
ор. 8 - Романсы (1894);
ор. 9 - Элегическое трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано «Памяти великого художника» (1893), написано на смерть П. И. Чайковского;
ор. 10 - Салонные пьесы для фортепиано (1894);
ор. 11 - Шесть пьес для фортепиано в четыре руки;
ор. 12 - Цыганское каприччио (1895);
ор. 13 - Симфония № 1 (1895), посвящена А. А. Лодыженской;
ор. 14 - Романсы (1897);
ор. 15 - Шесть хоров для женских или детских голосов (1897);
ор. 16 - Музыкальные моменты для фортепиано (1897);
ор. 17 - Сюита № 2 для двух фортепиано (1900);
ор. 18 - Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1900);
ор. 19 - Соната для виолончели и фортепиано соль минор (1901);
ор. 20 - Кантата «Весна» (1901);
ор. 21 - Романсы (1902);
ор. 22 - Вариации на тему Шопена (1902); 22 вариации посвящены Теодору Лешетицкому;
ор. 23 - Прелюдии для фортепиано (1903);
ор. 24 - Опера «Скупой рыцарь» (1903);
ор. 25 - Опера «Франческа да Римини» (1904);
ор. 26 - Романсы (1907);
ор. 27 - Симфония № 2 (1907);
ор. 28 - Соната № 1 для фортепиано (1907);
ор. 29 - Симфоническая поэма «Остров мертвых» (1908);
ор. 30 - Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1909);
ор. 31 - Литургия св. Иоанна Златоуста (1911);
ор. 32 - Прелюдии для фортепиано (1910);
ор. 33 - Этюды-картины для фортепиано (1911);
ор. 34 - Романсы (1911);
ор. 35 - Поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра (1913);
ор. 36 - Соната № 2 для фортепиано (1913);
ор. 37 - Всенощное бдение (1915);
ор. 38 - Шесть стихотворений для голоса и фортепиано (1916);
ор. 39 - Этюды-картины (1917);
ор. 40 - Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (1927);
ор. 41 - Три русские песни для хора и оркестра (1928);
ор. 42 - Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931);
ор. 43 - Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1935);
ор. 44 - Симфония № 3 (1937);
ор. 45 - Симфонические танцы (1941)

Произведения без опуса:

Элегическое трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано (1891);
Симфоническая поэма «Князь Ростислав» (на сюжет баллады А. К. Толстого) (1891);
Опера «Алеко» (1892);
2 струнных квартета (1889, 1896);
Хор «Пантелей-целитель» (1899);
Хор «В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893);
Фуга d-moll (1891);
Сюита для оркестра d-moll (1891)

Фортепианные транскрипции:

Бах-Рахманинов;
Мендельсон-Рахманинов, Скерцо из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»;
Бизе-Рахманинов, Менуэт из «Арлезианки»;
Крейслер-Рахманинов, вальс «Муки любви»;
Крейслер-Рахманинов, вальс «Радость любви»;
Шуберт-Рахманинов, «Куда?» (1925), песня из цикла Франца Шуберта «Прекрасная мельничиха»;
Римский-Корсаков-Рахманинов, «Полет шмеля», из оперы «Сказка о царе Салтане»;
Смит-Рахманинов. - Гимн Америки

Романсы и песни для голоса с фортепиано:

У врат обители святой (1890, на слова М. Ю. Лермонтова);
Апрель! Вешний праздничный день (1891);
Ты помнишь ли вечер? (1891);
Смеркалось (1891, на слова А. К. Толстого);
Опять встрепенулось ты, сердце (1890, на слова Н. Грекова);
Песня разочарованного (1893-1894);
Увял цветок (1893, на слова Данила Ратгауза);
Икалось ли тебе (1899, на слова П. А. Вяземского), шуточный романс посвящен Н. А. Сатиной;
Ночь (Ратгауз, 1900);
Письмо К. С. Станиславскому от С. В. Рахманинова (1908);
Из Евангелия от Иоанна (1915)

Образ Сергея Рахманинова в кино:

1979 - Поэма о крыльях - в роли Сергея Рахманинова актер Олег Ефремов;
2007 - Ветка сирени - в роли Сергея Рахманинова актер Евгений Цыганов.

Евгений Цыганов в роли Сергея Рахманинова

Евгений Цыганов в роли Сергея Рахманинова

последнее обновление информации: 13.04.2021

© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.





Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.