лого Штуки-дрюки

Анатолий Суров - биография, новости, личная жизнь

Анатолий Суров

Возраст: 114 (со дня рождения)

Возраст смерти: 77 лет

Анатолий Суров

Анатолий Алексеевич Суров. Родился 10 (23) апреля 1910 года в Павлодаре Семипалатинской области (ныне Казахстан) - умер 12 ноября 1987 года в Москве. Русский советский драматург, театральный критик, журналист. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1949, 1951).

Анатолий Суров родился 10 (23 по новому стилю) апреля 1910 года в Павлодаре Семипалатинской области (ныне Казахстан).

В 1929 году окончил среднюю школу. В 1929-1932 годах работал преподавателем обществоведения в средней школе, заведовал районным отделом народного образования.

В 1933-1947 годах был на комсомольской работе в Семипалатинске, а затем в политотделе ВСЖД; корреспондент газеты «Гудок», редактор газеты «Сталинская смена» и ответственный секретарь «Казахской правды», член редколлегии и ответственный секретарь редакции «Комсомольской правды», редактор журнала «Комсомольский работник», ответственный секретарь журнала «Смена» и заместитель главного редактора журнала «Искусство».

Незадолго до Великой Отечественной войны Суров, будучи инструктором Ярославского обкома ВКП(б), обвинил первого секретаря обкома ВЛКСМ Юрия Андропова в связях с «врагами народа», и последнего от ареста спасло только заступничество Алексея Ларионова (первый секретарь Ярославского обкома в 1942-1946 годах).

С 1936 года занимался литературной деятельностью. Опубликовал в периодической печати несколько статей и написал ряд пьес, которые в послевоенные годы были поставлены на сценах ведущих театров СССР. Некоторые постановки были удостоены Сталинских премий. Сурову покровительствовал сам И.В. Сталин.

Член ВКП(б) с 1939 года.

В конце 1948 года на всесоюзной творческой конференции некоторые докладчики, в частности театральный критик А.М. Борщаговский, неодобрительно отозвались о сочинениях ряда советских драматургов, в том числе Сурова. Их выступления против монополизма в искусстве выражали те тенденции в их кругах, которые требовали определенной свободы, конкуренции с другими группами писателей, а также неприятие квасного патриотизма. В частности, критике подвергались пьесы Сурова «Далеко от Сталинграда», «Большая судьба» и «Зеленая улица». Критика первых двух пьес инкриминировалась А.М. Борщаговскому и Ю.И. Юзовскому в знаменитой статье «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», опубликованной в «Правде» 28 января 1949 года в ходе так называемой «борьбы с космополитизмом».

Суров, как и многие другие литераторы, принял активное участие в этой кампании, в частности, в выявлении «безродных космополитов» среди театральных критиков.

В ГИТИС, где преподавали многие обвиненные в «космополитизме» искусствоведы и филологи, по воспоминаниям М.Н. Строевой, почти каждый день из Союза писателей снаряжалась «специальная бригада "бойцов" в составе А. Сурова, В. Залесского и Б. Ромашова, чтобы производить расчистку студенческих умов от "вредоносного" влияния бывшей профессуры». «При этом Суров с похмелья тяжело взбираясь на сцену в большом зале, хрипло выкрикивал угрюмо молчавшей студенческой толпе: "Я с омерзением ложу руки на эту кафедру, с которой вам читали лекции презренные космополиты!"», - писала Строева.

Позже Суров вместе с редактором газеты «Советское искусство» В.Г. Вдовиченко пытался обвинить в «космополитизме» также К.М. Симонова и Б.Л. Горбатова, и хотя доносам не был дан ход, Симонову на московском собрании драматургов и критиков пришлось специально заверить руководство партии в своей преданности.

В 1953 году в связи с пьяной дракой Сурова и писателя Бубеннова, также борца с «космополитизмом», появилась приписываемая Э.Г. Казакевичу и А.Т. Твардовскому эпиграмма в форме сонета, которая заканчивалась словами:

«Но, следуя теориям привычным,
Лишь как конфликт хорошего с отличным
Расценивает это партбюро»
.

По некоторым данным, Суров занимался плагиатом и присвоением чужого литературного творчества. Так Юрий Нагибин утверждал, что Суров, «будучи заведующим отделом рабочей молодежи в газете "Комсомольская правда", присвоил пьесу своего подчиненного А. Шейнина "Далеко от Сталинграда"». Произведения, получившие Сталинские премии (пьесы «Зеленая улица» и «Рассвет над Москвой»), якобы также написаны не Суровым - он хитростью и угрозами вынудил настоящих драматургов Николая Оттена и Якова Варшавского признать его авторство.

Лишенный в период борьбы с космополитизмом работы Николай Оттен от слова до слова переписал пьесу Сурова «Зеленая улица». Ее поставили во МХАТе с участием Марка Прудкина, Аллы Тарасовой, Бориса Ливанова. Пьесу наградили Сталинской премией.

Пьесу «Рассвет над Москвой» написал за него изгнанный отовсюду, в том числе из партии, Яков Варшавский. Пьесу поставил театр имени Моссовета, одну из центральных ролей играла Фаина Раневская. Суров получил за «Рассвет над Москвой» очередную Сталинскую премию в размере 50 000 рублей, из которой выделил 5 000 Варшавскому.

Именно Варшавский первым осмелился выдвинуть против Сурова публичные обвинения. Юрий Нагибин отмечал: «Обвинение в плагиате было брошено Сурову на большом писательском собрании. Суров высокомерно отвел упрек: «Вы просто завидуете моему успеху». Тогда один из «негров» Сурова, театральный критик и драматург Я. Варшавский, спросил его, откуда он взял фамилии персонажей своей последней пьесы. «Оттуда же, откуда я беру все, - прозвучал ответ. - Из головы и сердца». - «Нет, - сказал Варшавский, - это список жильцов моей коммунальной квартиры. Он вывешен на двери и указывает, кому сколько раз надо звонить».

Еще категоричнее был Борис Лавренев, записавший в 1955 году: «Самостоятельно Суров за всю свою «литературную практику» не написал ни одной строки, гнусно эксплуатируя чужой труд, выдавая его за свой, обворовывая подлинных авторов «его» пьес на гонораре, получая за чужой труд Сталинские премии».

После смерти его высокого покровителя, Сталина, пьесы Сурова в театрах не ставились. Он даже не был включен в Краткую литературную энциклопедию.

28 апреля 1954 года вместе с тремя другими писателями исключался из СП СССР за «аморальное поведение». Восстановлен в 1982 году (еще в апреле 1979 года А.М. Борщаговский в письме к В.Я. Курбатову провидчески написал: «Остается только пригласить в кабинет Сурова, извиниться перед этим малограмотным авантюристом за случившееся когда-то исключение из Союза и вручить ему билет»).

Умер 12 ноября 1987 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.



Личная жизнь Анатолия Сурова:

Жена - Анастасия Николаевна Комиссарова (1914-1989).

У них родились дочь Ирина (1937-2007) и сын Алексей (1946-1989).

Сочинения Анатолия Сурова:

«Учительница»
«Далеко от Сталинграда» (1946)
«Зеленая улица» (1949)
«Обида» («Большая судьба») (1948)
«Земляк президента» («Бесноватый галантерейщик») (1950)
«Рассвет над Москвой» (1951)
Одного кремня искры (1963)

Награды и звания Анатолия Сурова:

Сталинская премия 2 степени (1949) - за пьесу «Зеленая улица» (1947)
Сталинская премия 2 степени (1951) - за пьесу «Рассвет над Москвой» (1950)

последнее обновление информации: 04.08.2022





Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.