лого Штуки-дрюки

Юрий Нагибин - биография, информация, личная жизнь

Юрий Нагибин

Возраст: 104

Юрий Нагибин

Юрий Маркович Нагибин. Родился 3 апреля 1920 года в Москве - умер 17 июня 1994 года в Москве. Русский советский писатель, журналист, сценарист, автор мемуаров.

Юрий Нагибин родился 3 апреля 1920 года в Москве.

Отец - Кирилл Александрович Нагибин, дворянин, погиб в 1920 году. О нем Нагибин говорил: «Я родился в 1920 году, в голодный год. Родного отца не помню, его расстреляли и утопили в реке Красная Меча, такое красивое тургеневское место. Потом это назвали антоновщиной. Отец был студентом, что-то «не то» сказал крестьянам. Восстание подавил Тухачевский, а мы, уже подростками, иногда собирались на квартире его заместителя - комкора Федорова... Вот такой поворот судьбы».

Мать - Ксения Алексеевна.

Отчим - Марк Яковлевич Левенталь. Юрий Нагибин отмечал, что ему он «обязан намного больше, чем случайно зачавшему меня "другу русских мужиков"». От Левенталя он получил отчество Маркович - чтобы никто не узнал о его дворянском происхождении. Это позволило ему с отличием окончить школу и беспрепятственно поступить на сценарный факультет ВГИКа. Марка Левенталя в 1937 году сослали в Кохму Ивановской области, где он и умер в 1952 году.

В 1928 году мать Нагибина вышла замуж за писателя Якова Рыкачева, который поощрял первые литературные опыты Юрия.

«Отец у меня вообще не значился, я его скрывал. Я шел под своего приемного отца, которого посадили в 1928 году и который всю остальную жизнь (за исключением одного года) был или в тюрьме, или в лагере, или в ссылке. Эту историю можно прочесть в повести «Встань и иди». Был еще отчим, писатель Рыкачев. Его посадили в 1938 году... Понимаете, фон жизни был мерзкий, отцы почти всех моих друзей, одноклассников сидели, а детство все равно было хорошим. Мы не были так политизированы, как политизированы нынешние дети. Мы жили своей внутренней жизнью. Кругом шли расстрельные процессы, а мы по весне делали скворечники и встречали грачей», - говорил Нагибин.

В 1930-е годы семья проживала в «Доме Печатника», ранее также известном как доходный дом Константинова, по адресу Армянский пер., д. 9/ Архангельский пер., д. 1/ Сверчков пер., д.1 (дом выходил сразу на три переулка), в районе Чистых Прудов в Москве.

Учился в школе № 311 в Лобковском переулке (позднее - улица Макаренко). Воспоминаниям о своем довоенном детстве, друзьях и однокашниках, среди которых был целый ряд ставших позднее известными людей, в том числе Герой Советского Союза Евгения Руднева, Юрий Нагибин посвятил целый ряд произведений, таких как «Чистые пруды», «Школьный альбом», «Мой первый друг, мой друг бесценный». Особой строкой в творчестве и воспоминаниях писателя проходит образ его погибшего на войне лучшего друга Павлика, с которым он жил в одном доме и учился в одном классе. Имя друга получил и герой его фактически автобиографической повести с одноименным названием «Павлик».

В 1938 году Юрий Нагибин окончил школу с отличием и поступил в Первый московский медицинский институт, но вскоре перевелся на сценарный факультет ВГИКа, который не окончил из-за войны.

В 1940 году опубликовал первый рассказ. Его дебют поддержали Юрий Олеша и Валентин Катаев. В 1940 году был принят в Союз писателей.

Юрий Нагибин в молодости

Юрий Нагибин в молодости

С началом войны его институт эвакуировали в Алма-Ату, а Нагибин был призван в армию и осенью 1941 года отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления.

С января 1942 года - инструктор 7-го отдела Политуправления Волховского фронта, с июля 1942 года - старший инструктор 7-го отделения политотдела 60-й армии Воронежского фронта. В его фронтовые обязанности входили разбор вражеских документов, выпуск пропагандистских листовок, ведение радиопередач. После тяжелой контузии в бою работал до конца войны специальным корреспондентом газеты «Труд».

В 1943 году вышел первый сборник рассказов.

В основном работал в малой форме - писал рассказы, повести, киносценарии (по ним снято более 40 фильмов).

В 1960-х годах читал лекции слушателям Высших сценарных курсов, входил в состав Художественного совета ВКСР.

Юрий Нагибин отмечал, что ему приходится писать не то, что он думает на самом деле: «я мог зарабатывать только пером. И на мне было еще три человека. Берут - хорошо, дают деньги. Я приезжаю домой - там радовались».

Нагибин выдумывал статьи и выдавал их за реальную жизнь: «один раз продержался на том, что писал месяц для газеты о Сталинском избирательном округе. (Это было в 1950 году). А там у меня какие-то цыгане табором приходят голосовать за Сталина с песнями-плясками, а их не пускают. Они кричат, что хотят отдать свои голоса за любимого вождя... Грузинский летчик-инвалид, сбитый в бою, приползает на обрубках... Редактор спрашивает: "Скажите, что-нибудь из этого все-таки было?". Я говорю: "Как вы считаете, могло быть?". Он: "Но мы же могли сесть!". Но не только не сели, а еще и премиальные получили!».

Юрий Нагибин делил литературу на халтуру и искусство. Халтуру в своем «Дневнике» сравнивал с водкой: «Халтура заменила для меня водку. Она почти столь же успешно хотя и с большим вредом позволяет отделаться от себя. Если бы родные это поняли, они должны были бы повести такую же самоотверженную борьбу с моим пребыванием за письменным столом, как прежде с моим пребыванием за бутылкой. Ведь и то, и другое - разрушение личности. Только халтура - более убийственное».

Халтурой Нагибин называл литературную поденщину советских писателей, сочинение газетных статей, - сначала посвященных вождю, а позже восхваляющих социалистический строй, - и сценариев к советским кинофильмам. В то же время он осознавал другую сторону своей деятельности: «стоит подумать, что бездарно, холодно, дрянно исписанные листки могут превратиться в чудесный кусок кожи на каучуке, так красиво облегающий ногу, или в кусок отличнейшей шерсти, в котором невольно начинаешь себя уважать, или в какую-нибудь другую вещь из мягкой, теплой, матовой, блестящей, хрусткой, нежной или грубой материи, тогда перестают быть противными измаранные чернилами листки, хочется марать много, много».

Нагибин, по оценке Андрея Кончаловского, был талантливейшим писателем, журналистом и сценаристом, но ему дорого пришлось заплатить за теплое место под солнцем в советской системе. Единственной отдушиной для Нагибина стал его «Дневник», который впоследствии оказался самым лучшим и самым откровенным произведением писателя. Юрий Нагибин очень ответственно относился к писательскому творчеству, он до конца продумывал свои рассказы и фиксировал их в планах, прежде чем написать. Затем они претерпевали лишь стилистическую правку. Основной темой своего творчества Нагибин назвал однажды «пробуждение человека».

В начале 1963 года перенес первый инфаркт после проблем со сценарием фильма «Председатель».

Член редколлегии журналов «Знамя» (1955-1965), «Наш современник» (1966-1981). Член правления СП РСФСР с 1975 года, правления СП СССР с 1981 года. Заслуженный работник культуры ПНР.

В 1966 году поставил свою подпись под письмом в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля.

Юрий Маркович Нагибин

В 1993 году подписал «Письмо сорока двух» - публичное обращение группы известных литераторов к согражданам, содержащее также требования, обращенные к Правительству Российской Федерации и президенту России Борису Ельцину. Они осудили «преступную политику Верховного Совета» и потребовали «провести досрочные, не позднее осени текущего года, выборы высшего органа законодательной власти».

В 1981 году перенес второй инфаркт.

В США читал лекции в 25 университетах. Последние годы Нагибин с женой жили в Италии.

Умер 17 июня 1994 года в Москве.



Личная жизнь Юрия Нагибина:

Пять раз был официально женат. Сам он говорил о шести женах: «Я был шесть раз женат, и каждая женщина что-то вносила в мою жизнь. Я думаю, что и я каждой из них что-то дал, а был не только мужем. Та, с кем я был счастлив, становилась моей женой. Моя первая любовь - моя первая жена».

Первая жена - Мария Асмус. Были в браке с 1940 по 1942 год.

Вторая жена - Валентина, дочь И.А. Лихачева, директора автозавода им. Сталина. Этот брак продолжался с 1943 по 1948.

Третья жена - Елена Черноусова, племянница П.И. Старковского. В это время в жизни Нагибина появилась артистка эстрады Ада Паратова, которую он называл своей женой.

Четвертая жена - Белла Ахмадулина. С ней, по свидетельствам самого писателя в его опубликованном «Дневнике» и мемуарах Василия Аксенова «Таинственная страсть», Юрий Нагибин расстался из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы.

Юрий Нагибин и Белла Ахмадулина

Юрий Нагибин и Белла Ахмадулина

Пятая жена - Алла Григорьевна, ленинградская переводчица. С ней он жил с 1968 года и до конца своей жизни.

У Нагибина не было детей. Его последняя жена Алла в одном из интервью отмечала: «Во всяком случае, я могла иметь от него детей. Но это случилось после вторжения советских войск в Чехословакию. И он мне сказал: "В этой стране я не хочу иметь детей". Он очень серьезно относился к продолжению рода. В этой стране он не видел будущего для детей».

Юрий Нагибин и жена Алла

Юрий Нагибин и жена Алла

«Я замечательно работаю в своей профессии, но и это трудно назвать счастьем. Только муки в этом, постоянное чувство неудовлетворенности собой. Это мое главное дело, но не главное счастье. Возможно, в конечном итоге это может оказаться высшим счастьем в моей жизни, то, что я делаю, но сам я как счастье это не ощущаю. Меня до сих пор, как ни странно, не разочаровал лишь один-единственный мой рассказ. Это «Рассказ синего лягушонка». Это рассказ об Алле, моей последней жене. Я превратился в лягушонка, а потом встретил косулю, в которую превратилась Алла... Мы недавно отметили серебряную свадьбу, мы больше 25 лет вместе. Это очень много. Мы живем вдвоем, у нас нет детей. Умерли моя мать и отчим, которые жили здесь, умерла мама Аллы. Казалось бы, мы могли надоесть друг другу, утомить друг друга. Долгие годы не скрепляют, а скорее разъединяют людей. А мы счастливы. Алла не только следует, она часто опережает мою душу», - говорил Нагибин в одном из интервью.

Сценарии Юрия Нагибина:

1955 - Гость с Кубани
1958 - Ночной гость
1958 - Под стук колес
1958 - Трудное счастье
1960 - Победитель (короткометражный)
1961 - Братья Комаровы
1961 - Личное первенство (короткометражный)
1963 - Молодожен (короткометражный)
1963 - Самый медленный поезд
1963 - Цветные сны (короткометражный)
1963 - Зимний дуб
1964 - Председатель
1964 - Девочка и эхо
1964 - Пока фронт в обороне
1965 - Погоня
1967 - Бабье царство
1968 - Времена года (киноальманах) (новеллы «Дети лепят из снега» и «Четвертый папа»)
1969 - Директор
1969 - Чайковский
1969 - Красная палатка
1969 - Голубой лед
1969 - Жди меня, Анна
1971 - Пристань на том берегу
1974 - Под каменным небом
1975 - Дерсу Узала
1975 - Семья Ивановых
1975 - Ярослав Домбровский
1976 - Прозрение
1976 - Так начиналась легенда
1977 - Снимает Акира Куросава (документальный)
1978 - Поздняя встреча
1978 - Чужая
1984 - Загадка Кальмана
1985 - Детство Бемби
1986 - Юность Бемби
1987 - Гардемарины, вперед!
1987 - Сильнее всех иных велений
1987 - Здравствуй, племя молодое (киноальманах) (новелла «Век мой, зверь мой...»)
1991 - Виват, гардемарины!
1992 - Гардемарины III

Произведения Юрия Нагибина:

Человек с фронта. - М.: Советский писатель, 1943;
Большое сердце. - М.: Советский писатель, 1944;
Гвардейцы на Днепре. - М.: Молодая гвардия, 1944;
Две силы. - М.: Молодая гвардия, 1944;
Ценою жизни. - М., 1944;
Дважды рожденный. - М., 1945;
Слава Николая Чистова. - М., 1945;
Зерно жизни. Сб. рассказов. - М.: Московский рабочий, 1948;
Государственное дело. - М., 1950;
Господствующая высота. - М.: Советский писатель, 1951;
Партийное поручение. - М.: Воениздат, 1951;
Всегда в строю. - М.: Воениздат, 1953;
Рассказы. - М.: Молодая гвардия, 1953;
Трубка. - М.: Правда, 1953;
Рассказы о войне. - М.: Воениздат, 1954;
Зимний дуб. Рассказы. - М.: Молодая гвардия, 1955;
Рассказы. - М.: Советский писатель, 1955;
Ночной гость. (1955) Рассказ;
Скалистый порог. - М.: Правда, 1955; М.: Молодая гвардия, 1958;
Мальчики. - М.: Детгиз, 1955, 1956;
На озерах. - М.: Правда, 1957;
Рассказы. - М.: Гослитиздат, 1957;
На озере Великом. - М.: Детгиз, 1958;
Бой за высоту. - М.: Советская Россия, 1958, 1959;
Человек и дорога. - М.: Советский писатель, 1958;
Трудное счастье. - М.: Детгиз, 1956, 1958;
Великое посольство. - М.: Детгиз, 1959. (в соавторстве с Я. Рыкачевым);
Последний штурм. - М.: Воениздат, 1959;
Павлик. - М.: Воениздат, 1960;
Перед праздником. - М.: Молодая гвардия, 1960;
Друзья мои, люди. - М.: Советская Россия, 1961;
Ранней весной. - М.: Гослитиздат, 1961;
Чистые пруды. - М.: Московский рабочий, 1962;
Погоня. Мещерские были. - М., 1963;
На тихом озере. - М.: ИХЛ, 1963; М.: Советская Россия, 1966;
Страницы жизни Трубникова. - М.: Советская Россия, 1963;
Далеко от войны. - М.: Советская Россия, 1964 Повесть;
Размышления о рассказе. - М.: Советская Россия, 1964;
Эхо. - М.: Правда, 1964;
Далекое и близкое. - М.: Советский писатель, 1965;
Трудный путь (Председатель). - М.: Искусство, 1965;
Зеленая птица с красной головой. - М.: Московский рабочий, 1966;
Ночной гость. - М.: Физкультура и спорт, 1966;
Срочно требуются седые человеческие волосы, 1968;
Не дай ему погибнуть. - М.: Молодая гвардия, 1968;
Чужое сердце. - М.: Молодая гвардия, 1969;
Заброшенная дорога. - М.: Правда, 1970;
Перекур. - М.: Советская Россия, 1970;
Директор. Киносценарий фильма. - М.: Искусство, 1970;
Переулки моего детства. Сборник рассказов. - М.: Современник, 1971;
Непобедимый Арсенов. - М.: Физкультура и спорт, 1972;
Моя Африка. - М.: Наука, 1973;
Ты будешь жить. - М.: Современник, 1974;
Берендеев лес. - М.: Советский писатель, 1978;
В апрельском лесу. - М.: Воениздат, 1974;
Эхо. - М.: Детская литература, 1975;
Где-то возле консерватории. - М.: Правда, 1975;
Пик удачи. Повесть. - М.: Советская Россия, 1975;
Маленькие рассказы о большой судьбе. - М.: Советская Россия, 1976;
Комаров. - М., 1977;
Литературные раздумья. - М., 1977;
Остров любви. - М.: Молодая гвардия, 1977;
Ливень. - Кишинев, 1979;
Замолчавшая весна. - М.: Правда, 1979;
Заброшенная дорога. - М.: Современник, 1979;
Царскосельское утро. - М.: Известия, 1979; М.: Советский писатель, 1983;
Один на один. - М., 1980 (Роман-газета);
Киносценарии. - М.: Искусство, 1980;
Мягкая посадка. Повесть. (1980);
Наука дальних странствий. - М.: Молодая гвардия, 1982;
Дорожное происшествие. - М., 1983 (Роман-газета);
Не чужое ремесло. - М.: Современник, 1983;
Дворы, переулки и весь мир. - М.: Детская литература, 1984;
Перекур. - М.: Современник, 1984;
Река Гераклита. - М.: Современник, 1984;
Московская книга. - М.: Московский рабочий, 1985;
Посланец таинственной страны. - М.: Правда, 1985;
Остров любви. - Кишинев, 1985;
Зимний дуб. - Иркутск, 1986;
Лунный свет. - Минск, 1986;
Музыканты. - М.: Современник, 1986;
Москва… Как много в этом звуке. - М.: Советская Россия, 1987;
Время жить. - М.: Современник, 1987;
Поездка на острова. - М.: Молодая гвардия, 1987;
Терпение. - М.: Известия, 1987;
В дождь. - М.: Правда, 1988;
Испытание. - М.: Физкультура и спорт, 1988;
Сильнее всех иных велений. - М., 1988;
Человек с фронта. - М.: ДОСААФ, 1988;
Рассказы о Гагарине. - М.: Детская литература, 1978, 1979, 1988;
Вдали музыка и огни. - М.: Современник, 1989;
Встань и иди. Сборник. рассказов. - М.: Художественная литература, 1989;
Срочная командировка, или Дорогая Маргарет Тэтчер... Повесть. - М.: Киноцентр, 1989; М.: ,1991;
Ильин день. - М.: Современник, 1990;
Пророк будет сожжен. - М.: Книга, 1990;
Недоделанный. Рассказ. Первая публикация // Журнал «Андрей». - 1991;
Любовь вождей. Сборник рассказов. - М.: ПИК, 1991;
Гардемарины, вперед! - М., 1992; Тверь, 1992;
Старая черепаха. - М.: Малыш, 1992;
Комаров. - М.: Киноцентр, 1993;
Перевертень. Рассказ. Уникальная авторская редакция и предисловие. Написан по заказу редактора;
эксклюзивно для Журнала «Андрей», 1994;
Тьма в конце тоннеля. - М.: ПИК, 1994;
Моя золотая теща. Автобиографическая повесть. - М.: ПИК, 1994;
Бунташный остров. Повесть. - М.: Московский рабочий, 1994.;
Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя. Роман. - М.: ПИК, 1995;
Дневник. Книга. Первое издание Юрия Кувалдина. 1995

Критика Юрия Нагибина:

Штут С. Рассказ в строю. (1952);
Тарасенков А. Мнимые конфликты и правда жизни. (1953);
Атаров Н. Человек из глубины пейзажа. (1972);
Фоменко Л. Побеждает художник. (1973);
Герасимова Л. Сегодняшнее и вечное. (1978);
Богатко И. А. Ю. Нагибин: Литературный портрет. (1980);
Сахаров В. Мелодия прозы. (1980);
Кардин В. «По существу ли эти споры?». (1983);
Золотусский И. Возвышающее слово. (1988);
Иванова Т. Практик литературы. (1988);
Холопова В. Ф. Парадокс Любви: Новелистика Ю. Нагибина. (1990);
Лавров В. «С отвращением читая жизнь мою...». (1995);
Солженицын А. И. Двоенье Юрия Нагибина. (2003)

Образ Юрия Нагибина в кино:

2016 - «Таинственная страсть» - Юрий Нагибин выведен в телесериале под именем Марка Аврелова (роль исполнил актер Олег Штефанко).

последнее обновление информации: 29.08.2022





Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.