Возраст: 127 (со дня рождения)
Возраст смерти: 89 лет
Валентин Петрович Катаев. Родился 16 (28) января 1897 года в Одессе - умер 12 апреля 1986 года в Москве. Русский советский писатель, поэт, киносценарист, драматург, журналист, военный корреспондент. Главный редактор журнала «Юность» (1955-1961). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Герой Социалистического Труда (1974).
Валентин Катаев родился 16 (28) января 1897 года в Одессе.
Отец - Петр Васильевич Катаев (1856-1921), преподаватель епархиального училища в Одессе.
Мать - Евгения Ивановна Бачей (1867-1903), дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею.
Дед по отцу - Василий Алексеевич Катаев (1819-1871), сын священника, обучался в Вятской духовной семинарии, затем окончил Московскую духовную академию. С 1846 года работал инспектором в Глазовском духовном училище, был протоиереем Ижевского оружейного завода. В июне 1861 года был переведен в Вятский кафедральный собор.
Младший брат - Евгений Петров (1902-1942), назван в честь матери, писатель, фамилию-псевдоним взял по имени отца, соавтор Ильи Ильфа. Главный редактор журнала «Огонек».
Мать, отец, бабушка и дядя Валентина Катаева похоронены на 2-м Христианском кладбище Одессы.
Племянники Катаева (сыновья Евгения Петрова) - кинооператор Петр Катаев (1930-1986) и композитор Илья Катаев (1939-2009).
Вскоре после рождения младшего сына его мать умерла от воспаления легких, и детей помогала воспитывать ее сестра, заменившая осиротевшим детям мать. Овдовевший 47-летний отец Валентина и Евгения больше не женился.
Братья Катаевы с ранних лет много читали. В семье была большая библиотека - полные собрания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Тургенева, Некрасова, Лескова, Гончарова, много исторической и справочной литературы - «История государства Российского», энциклопедия Брокгауза и Эфрона, атлас Петри.
По словам Катаева, писать он начал с девяти лет и с детства был уверен, что станет писателем. Разграфив школьную тетрадку на две колонки, подобно однотомному собранию сочинений Пушкина, он с места в карьер стал писать полное собрание своих сочинений, придумывая их тут же все подряд: элегии, стансы, эпиграммы, повести, рассказы и романы.
Первой публикацией Катаева стало стихотворение «Осень», напечатанное в 1910 году в газете «Одесский вестник» - официальном органе одесского отделения Союза русского народа. В ближайшие два года в «Одесском вестнике» было опубликовано более 25 стихотворений Катаева. В феврале 1912 и январе 1913 года Катаев публиковал в «Одесском вестнике» одно и то же стихотворение, посвященное юбилею Союза русского народа, но в первом случае шестилетнему, а во втором случае семилетнему.
В 1912 году в «Одесском вестнике» публикуются первые небольшие юмористические рассказы Катаева. В этом же году отдельными изданиями выходят в Одессе два более объемных рассказа Катаева «Пробуждение» и «Темная личность». В первом из них описывался отход молодого человека от революционного движения под влиянием вспыхнувшей в нем любви к девушке, а во втором сатирически изображались Александр Куприн, Аркадий Аверченко и Михаил Корнфельд.
По манерам и речи Валентин Катаев до конца жизни оставался одесситом. Русскую и украинскую литературу он узнавал с голоса родителей во время домашних чтений; на улице слышал идиш и городской мещанский жаргон, в котором были замешаны греческие, румынские и цыганские слова. Язык Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем.
Валентин Катаев в юности
Незадолго до начала Первой мировой войны Катаев знакомится с А. М. Федоровым и И. А. Буниным, ставшими первыми литературными учителями начинающего писателя. В эти же годы начинается дружба Катаева с Юрием Олешей и Эдуардом Багрицким, положившая начало знаменитому кружку молодых одесских литераторов.
В 1905-1914 годах учился в 5-й одесской гимназии. Образование Катаева из-за участия в Первой мировой войне, Гражданской войне, необходимости скрывать свое участие в Белом движении и необходимости физического выживания ограничилось неоконченным гимназическим.
Не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию. Начал службу под Сморгонью рядовым в артиллерийской батарее, затем произведен в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами.
В декабре 1916 года был принят в Одесское военное училище, перейдя из артиллерии в пехоту. Летом 1917 года, после ранения в бедро в «керенском» наступлении на румынском фронте, был помещен в госпиталь в Одессе.
Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и в октябре был демобилизован прапорщиком. Награжден двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». С первым офицерским чином получил не передающееся по наследству личное дворянство.
Валентин Катаев во время Первой мировой войны
На фронте Катаев не оставлял занятия литературным творчеством. В прессе выходили рассказы и очерки Катаева, посвященные фронтовой жизни. Рассказ «Немчик», опубликованный в 1915 году в журнале «Весь мир», стал первым выходом Катаева на страницы столичной печати.
Валентин Катаев называл своим единственным учителем Ивана Бунина. «Дорогой учитель Иван Алексеевич» - обычное обращение Катаева к Бунину в письмах. С Буниным Катаева познакомил живший в то время в Одессе писатель Александр Митрофанович Федоров.
В эмиграции Бунин никак публично свое учительство по отношению к советскому писателю не подтверждал, но в 2000-е годы вдова Катаева Эстер рассказала об их с мужем встрече в конце 1950-х годов с вдовой Бунина: «Бунина он называл своим учителем с полным правом - Симонов привез от него в сорок шестом году «Лику» с надписью, подтверждающей, что он следил за Катаевым внимательнейшим образом. А в конце пятидесятых мы посетили Веру Николаевну, вдову Бунина, - были у нее в гостях в Париже, и я видела, как она обняла Валю... Она была вся выплаканная. Купила меренги, которые он обожал, - помнила даже это! И встретила его так ласково... И даже знала, что я - Эста, сразу назвала по имени! Она рассказала: Бунин читал «Парус» вслух, восклицая - ну кто еще так может?! Но вот в одно он никогда не мог поверить: что у Вали Катаева - дети. Как это у Вали, молодого Вали, - может быть двое взрослых детей? Муж попросил показать любимую пепельницу Бунина в виде чашечки - она принесла ее и хотела Вале подарить, но он сказал, что не смеет ее взять. «Ладно, - сказала Вера Николаевна, - тогда ее положат со мной в гроб».
В то же время сам Бунин в отношении Катаева высказывался резко отрицательно. Из дневников Ивана Бунина за 1919 год: «Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил: «За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки».
Об участии Валентина Катаева в Гражданской войне известно мало. По официальной советской версии и собственным воспоминаниям («Почти дневник»), Катаев с весны 1919 года воевал в Красной армии. Однако существует и другой взгляд на этот период жизни писателя, заключающийся в том, что он на добровольной основе служил в Белой армии генерала Антона Деникина. Об этом свидетельствуют некоторые намеки в произведениях самого автора, представляющиеся многим исследователям автобиографическими, а также сохранившиеся воспоминания семейства Буниных, активно общавшегося с Катаевым в одесский период его жизни.
Согласно альтернативной версии, в 1918 году, после излечения в госпитале Одессы, Катаев вступил в вооруженные силы гетмана П. П. Скоропадского. После падения гетмана в декабре 1918 года, при появлении к северу от Одессы большевиков, Катаев в марте 1919 года вступил добровольцем в Добровольческую армию в чине подпоручика.
Артиллеристом служил на легком бронепоезде «Новороссия» Вооруженных сил Юга России (ВСЮР), командиром первой башни (самое опасное место на бронепоезде). Бронепоезд был придан отряду добровольцев А. Н. Розеншильда фон Паулина и выступил против петлюровцев, объявивших 24 сентября 1919 года войну ВСЮР. Бои длились весь октябрь и закончились занятием белыми Вапнярки. Отряд наступал на Киевском направлении в составе войск Новороссийской области ВСЮР генерала Н. Н. Шиллинга (действия войск Новороссийской области ВСЮР были частью деникинского похода на Москву).
До начала отступления войск ВСЮР в январе 1920 года, бронепоезд «Новороссия» в составе отряда Розеншильда фон Паулина воевал на два фронта - против петлюровцев, закрепившихся в Виннице, и против красных, стоявших в Бердичеве.
Из-за быстрого роста в чинах во ВСЮР (ордена за братоубийственную войну Деникиным принципиально не давались), эту кампанию Катаев окончил, вероятнее всего, в чине поручика или штабс-капитана. Но в самом начале 1920 года, еще до начала отступления, Катаев заболел сыпным тифом в Жмеринке и был эвакуирован в одесский госпиталь. Позже родные забрали его, все еще больного тифом, домой.
К середине февраля 1920 года Катаев излечился от тифа. Красные к тому времени заняли Одессу, и выздоровевший Катаев подключился к подпольному офицерскому заговору, целью которого была подготовка встречи вероятного десанта из Крыма Русской армии Врангеля. Это представлялось тем более вероятным, что в августе 1919 года Одесса уже была один раз освобождена от красных одновременным ударом десантного отряда и восстанием офицерских подпольных организаций. Захват маяка для поддержки десанта был главной задачей подпольной группы, поэтому в одесской ЧК заговор получил название «врангелевский заговор на маяке». Сама идея заговора могла быть подброшена заговорщикам агентом ЧК, поскольку ЧК знала о заговоре с самого начала.
С маяком был связан один из заговорщиков Виктор Федоров - бывший офицер ВСЮР, избежавший преследований со стороны красных и устроившийся работать младшим офицером в прожекторную команду на маяке. Он был сыном писателя А. М. Федорова из дружественного Катаевым и Буниным семейства. Агент ЧК предложил Федорову большую денежную сумму за выведение из строя прожектора во время высадки десанта. Федоров согласился сделать это бесплатно.
ЧК вела группу несколько недель и затем арестовала ее участников: Федорова, его жену, прожектористов, Валентина Катаева и других. Заодно был арестован его младший брат Евгений, скорее всего, не имевший к заговору никакого отношения. В заключении Валентин предложил Евгению уменьшить возраст, чтобы избежать смертной казни. С тех пор во всех документах Евгений Петров числился на год моложе реального возраста.
За Виктора Федорова перед председателем одесской ЧК Максом Дейчем заступился Григорий Котовский. Отец Виктора А. М. Федоров в 1916 году повлиял на отмену смертной казни через повешение в отношении Котовского. Именно Котовский в феврале 1920 года взял Одессу и благодаря этому имел большое влияние на происходившее в то время в городе. Федоров с женой Надеждой по настоянию Котовского были Дейчем отпущены.
Валентина Катаева спас его хороший знакомый (вероятно, с детства) чекист Яков Бельский. Правда, он в то время занимал еще лишь небольшую должность в Одесской ЧК. Биографы Бельского полагают, что он обратился за помощью к начальнику следственно-судной части губвоенкомата Петру Туманову, имевшему право забирать к себе из ЧК дела военнослужащих. Для Бельского, так же, как и для одесских чекистов, не знавших о добровольной службе Катаева во ВСЮР, это был достаточный повод отпустить Катаева. В сентябре 1920 года после полугода заключения в тюрьме Валентин Катаев и его брат из нее вышли. Остальные заговорщики были расстреляны осенью 1920 года.
Валентин Катаев в молодости
В 1921 году работал в харьковской прессе вместе с Юрием Олешей. Снимал квартиру с ним в доме номер 16 на пересечении улиц Девичья (позднее была переименована в ул. Демченко, но в 2016 году улице вернули историческое название) и Черноглазовская (улица Маршала Бажанова).
В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 года начал работать в газете «Гудок», и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами «Старик Саббакин», «Ол. Твист», «Митрофан Горчица».
Валентин Катаев дружил с Сергеем Есениным.
Катаев стал автором одного из первых «производственных» романов - «Время, вперед!» (1932), экранизированного Швейцером, с музыкой Георгия Свиридова.
Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики», комедия «Квадратура круга». В школьную программу советского времени входила его повесть «Белеет парус одинокий». Небольшая по объему повесть «Я, сын трудового народа...» (1937) рассказывала о трагической истории, которая произошла в одном из украинских сел во время гражданской войны. Повесть была издана, экранизирована, на ее основе была написана пьеса «Шел солдат с фронта», которая ставилась в Театре имени Е. Б. Вахтангова и на других сценах страны.
В заявлении секретаря Союза писателей СССР В. Ставского 1938 года на имя наркома НКВД Н. И. Ежова предлагалось «решить вопрос о О. Э. Мандельштаме», его стихи названы «похабными и клеветническими», вскоре поэт был арестован. И. Л. Прут и Валентин Катаев названы в письме как «выступавшие остро и открыто» в защиту Осипа Мандельштама. Надежда Мандельштам в своих воспоминаниях рассказывает, что летом 1937 года Катаев помогал Мандельштамам деньгами, а осенью того же года он на своей квартире организовал встречу нелегально приехавшего в Москву Мандельштама с Фадеевым.
В 1940 году им были написаны и опубликованы сказки «Дудочка и кувшинчик» и «Цветик-семицветик».
В годы Великой Отечественной войны Катаев был военным корреспондентом, написал большое число очерков, рассказов, публицистических статей, стихотворных подписей к плакатам. Один из рассказов Катаева тех лет - «Отче наш» - следует по праву отнести к русской литературной классике.
В самом конце войны, в канун Победы, он пишет одну из своих самых «солнечных» повестей - «Сын полка». Ее герой - мальчик Ваня Солнцев - с недетской судьбой, но одновременно с чистотой и поэтичностью восприятия мира.
После войны вышли его повести «За власть Советов» (другое название «Катакомбы»), «Хуторок в степи», «Зимний ветер», образующими тетралогию с идеей преемственности революционных традиций. Позднее все четыре произведения («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер» и «За власть Советов» («Катакомбы») выходили как единая эпопея «Волны Черного моря», также экранизированная в виде сериала.
Валентин Катаев стал основателем и первым главным редактором (1955-1961) журнала «Юность». Журнал публиковал много произведений, отличающихся стилем и содержанием от сложившихся литературных стереотипов «социалистического реализма», и часто подвергался критике со стороны консервативных органов. Катаев делал ставку на молодых и неизвестных прозаиков и поэтов. В опубликованных на страницах «Юности» повестях Анатолия Гладилина, Василия Аксенова и других, описывались поиски молодым поколением своего пути на «стройках века» и в личной жизни. Герои привлекали искренностью и неприятием фальши. После редакторства в «Юности» секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов рассматривал Катаева на должность главного редактора «Литературной газеты», но назначения ему добиться не удалось.
В 1964 году принял участие в написании коллективного детективного романа «Смеется тот, кто смеется», опубликованного в газете «Неделя».
В 1966 году Катаев подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И.В. Сталина.
В 1973 году Катаев подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» о А.И. Солженицыне и А.Д. Сахарове.
Автор публицистической повести о Ленине «Маленькая железная дверь в стене». Начиная с этого произведения, сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его гладкописи официальной советской литературы. В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец», «Трава забвенья», «Кубик», «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», «Кладбище в Скулянах», повесть «Уже написан Вертер», «Юношеский роман моего старого друга Саши Пчелкина, рассказанный им самим», «Сухой лиман», «Спящий».
Широкий резонанс вызвал его роман «Алмазный мой венец» 1978 года. В романе Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имен (персонажи укрыты прозрачными «псевдонимами»).
В 1980 году в июньском номере «Нового мира» была опубликована с санкции покровительствовавшего Катаеву секретаря ЦК КПСС М. А. Суслова его «антисоветская» повесть «Уже написан Вертер», которая вызвала большой скандал. В ней (когда писателю уже было 83 года) он открыл тайну о своем участии в белом движении и аресте. Повесть о зверствах ЧК в Одессе была воспринята как антисоветская и антисемитская, а описанные в ней события отчасти повторяли сюжет его же рассказа «Отец» 1922 года.
2 сентября 1980 года председатель КГБ Юрий Андропов направил в ЦК КПСС записку, оценив повесть как политически вредное произведение, которое «в неверном свете представляет роль ВЧК как инструмента партии в борьбе против контрреволюции». Результатом стал запрет на упоминание повести в печати.
Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки.
Начав как поэт, Катаев всю жизнь оставался тонким ценителем поэзии. Некоторые его прозаические произведения названы строками из стихотворений русских поэтов: «Белеет парус одинокий» (М. Ю. Лермонтова), «Время, вперед!» (В. В. Маяковского), «Уже написан Вертер» (Б. Л. Пастернака). В конце жизни Катаев собрал все свои сохранившиеся стихотворения и переписал от руки в семь блокнотов. Ни одного стихотворного сборника у Катаева никогда не вышло.
В конце жизни Валентин Катаев перенес операцию по удалению раковой опухоли.
Валентин Петрович Катаев умер 12 апреля 1986 года, на 90-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
На фасаде дома № 4 по улице Базарной в Одессе, где родился Валентин Катаев, установлена мемориальная доска.
В Перми неподалеку от театра кукол установлена скульптура «Цветик-семицветик».
Один из переулков Одессы назван именем Валентина Катаева. В Одесском литературном музее В. Катаеву посвящена отдельная музейная экспозиция. В Одессе, в центре города находится бронзовая скульптурная композиция, посвященная главным литературным героям повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» мальчишкам Пете и Гаврику.
В рыбном корпусе одесского рынка «Привоз» находится скульптура, посвященная мадам Стороженко, персонажу эпопеи «Волны Черного моря».
Имя писателя носит Одесская детская областная библиотека.
В конце 2020 года журналом «Юность» учреждена литературная премия имени В. Катаева. Она впервые была вручена в октябре 2021 года, организаторы планируют сделать премию ежегодной.
Личная жизнь Валентина Катаева:
Его первой любовью была Ирина Алексинская, которая жила по соседству.
Второй любовью писателя была сестра Михаила Булгакова. Еще работая в «Гудке», Катаев подружился с Булгаковым, который неоднократно приглашал коллегу к себе в гости. И однажды там Катаев обратил внимание на приехавшую из Киева сестру Булгакова - Лелю (Елену Афанасьевну). Девушка ему безумно понравилась. Он стал за ней ухаживать, когда она уехала в Киев, Катаев отправился за ней, но получил отказ. Писатель Юрий Слезкин вспоминал: «Катаев был влюблен в сестру Булгакова, хотел на ней жениться - Миша возмущался. «Нужно иметь средства, чтобы жениться», - говорил он».
Трижды был женат.
Первая жена - Людмила Рафаиловна Гершуни. Были женаты в 1921-1922 годах, всего восемь месяцев.
Вторая жена - Анна Сергеевна Коваленко (1903-1980), одесская художница, которую его приятели прозвали «Мадам Муха», а иногда называли Мусей. Поженились в 1923 году, развелись в 1931-м. Через несколько лет Анна стала второй женой художника Владимира Роскина, который был частым гостем в квартире у Катаевых.
Анна Коваленко - вторая жена Валентина Катаева
Третья жена - Эстер Давыдовна Катаева (урожденная Бреннер, 1913-2009). Семья Бреннеров еще до Первой мировой войны перебралась за границу: сначала в Польшу, оттуда - во Францию, в Париж. Именно там, в Париже и родилась Эстер. Но в начале 1920-х годов Бреннеры, охваченные революционным энтузиазмом, прибыли в Москву и семья, состоявшая из пяти человек, получила комнату в коммунальной квартире на Малой Дмитровке. Эстер зарабатывала на жизнь выполнением заказов на шитье, вязание и изготовление чертежей. По словам актрисы Екатерины Рогожиной - жены писателя Льва Никулина, - в ту пору юная Бреннер немало времени проводила в ресторане гостиницы «Метрополь»; она же стала прототипом общающейся с иностранцами «миниатюрной блондинки Ноэми» из романа Анатолия Рыбакова «Дети Арбата».
Об обстоятельствах знакомства с Валентином Катаевым сама Эстер Давыдовна рассказывала: «Мы познакомились почти случайно: у моей подруги был роман с Кольцовым, а Катаев с ним дружил еще с двадцатых. Была назначена какая-то встреча, и когда я еще только подходила к ним, он - сам мне потом про это рассказывал - неожиданно для себя сказал: "Вот бы мне такую жену!" Через год мы съехались, еще через два - поженились».
Сам Катаев описывал Эстер в молодости: «Стройная, длинноногая, в серебряных туфельках... поражающая длиной загнутых ресниц, за решеткой которых наркотически блестят глаза... Ее можно видеть в "Метрополе" вечером. Она танцует танго, фокстрот или тустеп с одним из своих богатых поклонников».
Поженились в 1934 году. «Это был изумительный брак», - говорила близкая знакомая семьи Катаевых Дарья Донцова.
В браке родилось двое детей.
Дочь - Евгения Валентиновна Катаева (названа в честь бабушки, матери Валентина Катаева, род. 1936). Была замужем за еврейским советским поэтом, редактором и общественным деятелем А.А. Вергелисом (1918-1999).
Сын - Павел Валентинович Катаев (1938-2019), детский писатель и мемуарист.
Внучка (дочь Евгении Катаевой от первого брака) - Валентина Эдуардовна Рой, журналистка.
Валентин Катаев с женой Эстер и детьми
Валентин Катаев и жена Эстер
Поначалу Катаевы жили в однокомнатной квартире на улице Горького. Именно там Катаев написал повесть «Белеет парус одинокий», которую посвятил Эстер и в которой, по его признанию, попытался «скрестить сюжетность Пинкертона с художественностью Бунина». Позже семья переехала в дом писателей в Лаврушинском переулке. Весной 1940 года Литфонд разрешил Катаевым «временно» занять переделкинскую дачу Ильи Эренбурга, которой тот не пользовался более двух лет. Но, когда Эренбург вернулся из Франции, то приобрел себе дом на Истре. В итоге дача, которую, согласно решению Литфонда, Валентин Петрович должен был освободить после возвращения хозяина, была закреплена за Катаевыми.
После войны Катаев был склонен к многодневным запоям. В 1946 году Валентина Серова рассказывала Буниным, что Катаев «иногда запивает на 3 дня. То не пьет, не пьет, а затем, кончив повесть, статью, иногда главу, загуливает». В 1948 году это едва не привело Катаева к разводу с женой. Сын писателя, П. В. Катаев, так описывает эту ситуацию: «Потом мне мама рассказала, как она твердо и спокойно поставила в известность папу, что забирает детей и уходит, потому что устала и не желает больше терпеть многодневные загулы, непонятных гостей, пьяные скандалы... - А тебе и не надо никуда уходить, - сказал папа. - Я больше не пью».
Образ жены Катаев использовал в своих произведениях неоднократно. Первым произведением, в котором узнается Эстер, был рассказ «Цветы», написанный осенью 1936 года, вскоре после рождения дочери Евгении. После этого были еще несколько произведений, в которых встречается образ жены - тот же «Святой колодец», «Трава забвения», «Уже написан Вертер». В книге «Алмазный мой венец», герои которой «снова отправились в погоню за вечной весной», писатель вспоминает, как они с Эстер Давыдовной в очередной раз вместе путешествовали по Европе. В дневниках Катаева сохранились записи, рассказывающие о том, что общение с женой было для него до последних дней необходимостью: «Ходил гулять с Эстер полтора часа. Дома читал прекрасного Заболоцкого... Живу!» (1986, 1 января).
Интересные факты про Валентина Катаева:
Катаев никогда не водил машину - обычно ее водила его жена и, в период работы писателя на посту главного редактора журнала «Юность» (1955-1961), специальный водитель. Позже в роли водителя выступал сын.
Историю о поисках зашитых в стул бриллиантов Валентин Катаев предложил Ильфу и Петрову в качестве сюжетной линии романа «Двенадцать стульев». Сам Катаев признавал, что он выведен в романе под именем инженера Брунса, но литературоведами высказывалось предположение и о том, что Катаев был одним из прототипов Остапа Бендера. Больше похоже на то, что Катаев был выведен в образе писателя Агафона Шахова. Намек был достаточно прозрачным для современников. Агафон Шахов дарит кассиру Дома Народов книгу, где главный герой кассир-растратчик, чем соблазняет того на кражу из кассы (аллюзия на принесшую известность Катаеву повесть «Растратчики»). Впоследствии этот фрагмент был авторами удален.
Перед войной в журнале «Пионер» была опубликована подборка детских сочинений с непременным указанием возраста и на той же полосе - стихотворение Катаева, подписанное «Валя Катаев, 37 лет».
Сценарии Валентина Катаева:
Родина зовет (Лицо героя) (1935), совместно с А. В. Мачеретом
Под куполом цирка (1936), совместно с Ильей Ильфом и Евгением Петровым
Белеет парус одинокий (1937)
Шел солдат с фронта (Я, сын трудового народа) (1938)
Страницы жизни (1946), совместно с А. В. Мачеретом
Сын полка (1946)
Цветик-семицветик (1948)
Безумный день (1956)
За власть Советов (1956)
Поэт (1956)
Время, вперед! (1965), совместно с М. А. Швейцером
Цветик-семицветик (1968)
Хуторок в степи (1970)
Библиография Валентина Катаева:
Романы и повести:
Приключения паровоза (первоначальное название «Роман паровоза»; 1923)
Остров Эрендорф (1924)
Повелитель железа (1925)
Растратчики (1926)
Время, вперед! (1932)
Политотдельский дневник (1935)
Белеет парус одинокий (1936)
Я, сын трудового народа... (1937)
Электрическая машина (1943)
Жена (1943)
Сын полка (1944)
Катакомбы (первоначальное название «За власть Советов»; 1949)
Поездка на Юг (1951)
Хуторок в степи (1956)
Зимний ветер (1960)
Маленькая железная дверь в стене (1964)
Смеется тот, кто смеется (1964), один из девяти авторов
Святой колодец (1965)
Трава забвения (1967)
Кубик (1968)
Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона (1972)
Кладбище в Скулянах (1975)
Алмазный мой венец (1978)
Уже написан Вертер (1979)
Юношеский роман (1982)
Сухой Лиман (1986)
Рассказы, очерки, сказки:
Пробуждение (1912)
Темная личность (1912)
Немчик (первоначальное название «Кукла», 1915)
Из записок гимназиста (первоначальное название «На полевых работах»; 1915)
Ружье (1915)
Весенний звон (1916)
С фронта первой мировой войны (цикл очерков; 1916)
Доброжелатель (1916)
Барабан (1917)
В воскресенье (1917)
A+B в квадрате (1917)
Святки у покойников (1918)
Земляки (1918)
Поручик (1918)
Человек с узлом (1918)
Музыка (1919)
Золотое перо (1921)
В осажденном городе (1920, публикация 1922)
Опыт Кранца (1922)
Прапорщик (1922)
Письма с юга (1922)
Сэр Генри и черт (1922)
Рыжие крестики (1922)
Дунькина жизнь (1922)
Восемьдесят пять (1922)
Зимой (1923)
Железное кольцо (1923)
Красивые штаны (1923)
Мой друг Ниагаров (цикл рассказов; 1923-1927)
Страшный перелет (1923)
Сигары (первоначальное название "Сигары его превосходительства"; 1923)
Фантомы (1924)
Записки о гражданской войне (1924)
Переворот в Индии (1924)
Бородатый малютка (1924)
Выдержал (1924)
Бездельник Эдуард (1925)
Экземпляр (1926)
Ножи (1926)
Родион Жуков (1926)
Актер (1927)
Огонь (1927)
Гора (1927)
Раб (1927)
Емельян Черноземный (1927)
Отец (1928)
Море (1928)
Вещи (1929)
Ребенок (1929)
Путешествие в страну будущего (1929)
Автор (1929)
Ушки (1930)
Пороги (1930)
Чтение пьесы (1931)
На полях романа (1931)
Ночью (1934)
Дневник горького пьяницы (1935)
Сюрприз (1935)
Сон (1935)
Театр (1935)
Встреча (1935)
Черный хлеб (1936)
Цветы (1936)
Тени (1937)
Под Сморгонью (1939)
По Западной Белоруссии. Путевые заметки (1939)
Цветик-семицветик (1940)
Дудочка и кувшинчик (1940)
На даче (1941)
Флаг (1942)
Третий танк (1942)
Партизан (первоначальное название «Расшифрованная сводка»; 1942)
Фотографическая карточка (1942)
Во ржи (1943)
В Молдавии (1944)
Одесские катакомбы (1945)
Жемчужина (1945)
Отче наш (1946)
Виадук (1946)
Новогодний рассказ (1947)
Проклятый ветер (1951)
Порт (1951)
Вечная слава (1954)
Дорогой, милый дедушка (1965)
Сорренто (1966)
Демьян рассказывает (1970)
Фиалка (1973)
Спящий (1984)
Пьесы:
Героическая комедия (1922)
В общем порядке (1926)
Растратчики (1928)
Квадратура круга (1928)
Универмаг (1929)
Авангард (1930)
Миллион терзаний (1931)
Время, вперед! (1933)
Дорога цветов (1934)
Чудо в пустыне (1935)
Под куполом цирка (1935), совместно с Ильей Ильфом и Евгением Петровым
Богатая невеста (1936), совместно с Ильей Ильфом и Евгением Петровым
Белеет парус одинокий (1937)
Шел солдат с фронта (Я, сын трудового народа) (1938)
Семен Котко (либретто оперы, 1939), совместно с С. С. Прокофьевым
Домик (1940)
Синий платочек (1943)
Отчий дом (1944)
День отдыха (1946)
Сын полка (1947)
За власть Советов (1953)
Случай с гением («Понедельник»)(1956)
Самозванец поневоле (либретто оперетты; 1956), совместно с Е. Г. Геркеном
Пора любви (1962)
Цветик-семицветик (1962)
Оборотень (1963)
Фиалка (1974)
Поэма:
Мария (1943)
Стихотворения:
Осень (1910)
Награды и звания Валентина Катаева:
- два Георгиевских креста;
- орден Святой Анны 4-й степени;
- Герой Социалистического Труда (27.09.1974);
- три ордена Ленина (31.01.1939; 28.01.1967; 27.09.1974);
- орден Октябрьской Революции (27.01.1972);
- два ордена Трудового Красного Знамени (26.01.1957; 16.11.1984);
- орден Дружбы народов (27.01.1977);
- Сталинская премия второй степени (1946) - за повесть «Сын полка» (1945)
последнее обновление информации: 29.07.2022
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.