лого Штуки-дрюки

Марио Моничелли (Mario Monicelli): биография, новости, личная жизнь

Марио Моничелли (Mario Monicelli)

Возраст: 109 (со дня рождения)

Возраст смерти: 95 лет

Марио Моничелли

Марио Моничелли (итал. Mario Monicelli). Родился 15 мая 1915 года в Риме - покончил с собой 29 ноября 2010 года в Риме. Итальянский комедиограф, кинорежиссер, сценарист, актер, продюсер. Лауреат премий «Серебряный медведь» (1957, 1976, 1982), «Серебряная раковина» (1958, 1965), «Золотой лев» (1959), «Давид ди Донателло» (1977, 1986), «Золотой лев за карьеру» (1991), «Золотой глобус (Италия)» (1995) за достижения в карьере.

Марио Моничелли родился 15 мая 1915 года в Риме.

Происходил из семьи аристократов из Остильи, города в провинции Мантуя в североитальянском регионе Ломбардия.

Отец - Томазо Моничелли, журналист, покончил с собой в 1947 году.

Мать - Мария Каррери.

У него было четыре брата - Мино Моничелли, Джорджио Моничелли, Франко Моничелли и Фурио Моничелли. Его старший сводный брат Джорджио (чьей матерью была актриса Элиза Севери ), был писателем и переводчиком. Старший брат Франко работал журналистом.

Вырос в Риме, Виареджо (Тоскана) и Милане. Он вспоминал, что у него была беззаботная юность, о которой он впоследствии снял фильм «Мои друзья».

Ранние годы

Во время учебы в Миланском университете Моничелли завязал знакомство с Риккардо Фредой, Ремо Кантони, Альберто Латтуадой, Альберто Мондадори и Витторио Серени. Вместе они основали газету «Camminare», которая получила поддержку от издательства Mondadori. В этой газете Моничелли активно писал кинокритические колонки, где часто критиковал итальянские фильмы, в то время как американские и французские картины подвергались его похвале. Моничелли позже признался, что его предпочтение к иностранному кино могло быть тонко завуалированным выражением антифашистских настроений. Его работа в «Camminare» не продлилась долго: издание было закрыто Министерством народной культуры, которое не одобрило левые взгляды газеты.

После закрытия газеты Моничелли вернулся в Тоскану, чтобы завершить обучение на кафедре литературы и философии Пизанского университета. Однако он отложил окончание учебы до призыва в армию. Впоследствии Моничелли говорил: «Чтобы получить степень, достаточно было надеть форму солдата; вам даже не нужно было писать диссертацию или выполнять другие требования... Вот так я закончил университет, и я даже сомневаюсь в ценности своей степени».

Первые шаги в кинематографе

В 1934 году Моничелли снял свой первый кинематографический эксперимент вместе с тогдашним студентом-архитектором Альберто Латтуадой, который занимался сценографией, и Альберто Мондадори. Их короткометражный фильм «Сердце Детектор» был вдохновлен рассказом Эдгара Аллана По «Сердце-обличитель». Все трое отправили фильм на национальный культурный фестиваль Littorali, однако он не был показан. Фестиваль заклеймил его как пример «параноидального кино».

Вместе с другом Альберто Мондадори он выпустил немой фильм «Мальчики с Пол-стрит», который стал лауреатом Венецианского кинофестиваля. Эта награда открыла перед ним возможность работать над созданием профессионального фильма. В результате, он смог пропустить различные этапы профессионального обучения и был направлен вместе с Мондадори на работу ассистентом оператора на съемках фильма Густава Махаты «Балерина».

После этого Моничелли снова нашел работу ассистентом оператора в фильме Аугусто Дженины «Белый эскадрилья» (1936) и в «Братьях Кастильони» (1937) Коррадо Д'Эррико. На этих съемках он познакомился с Джакомо Джентиломо, который пригласил его в качестве помощника режиссера и соавтора сценария для фильма «Короткое замыкание» (1943). Этот фильм считается возможным предшественником жанра джалло.

Написание сценариев

В 1937 году под псевдонимом Мишель Бадиек Моничелли написал сценарий и снял любительский фильм «Летний дождь». На просмотре фильма присутствовало множество друзей и сограждан. Моничелли позже отметил, что этот опыт был важен для его обучения, поскольку он научился «писать для кино, снимать, работать с актерами... И, прежде всего, осознать, когда я снова посмотрел фильм в кинотеатре, что то, что я каждый день воплощал на экране, не всегда соответствовало моим ожиданиям, если вообще соответствовало».

С 1939 по 1942 год Моничелли активно занимался написанием сценариев, создав около 40 произведений, и работал помощником режиссера на различных проектах. Этот период был насыщен профессиональной деятельностью и позволил ему развить важные навыки в киноиндустрии.

В 1940 году, стремясь избежать участия в боевых действиях на фронтах в России или Африке, Моничелли вступил в кавалерию. Он надеялся, что служба в этом подразделении обеспечит ему более безопасное положение. Однако, когда армия распалась в 1943 году, Моничелли оказался в сложной ситуации. В условиях военной нестабильности и оккупации он сбежал в Рим. В столице Италии он скрывался до лета 1944 года, переживая трудные времена и испытывая опасности, связанные с его местонахождением и политической ситуацией в стране.

В 1946 году его отец покончил жизнь самоубийством. Будучи журналистом и литературным критиком, Томазо Моничелли осмелился критиковать фашистский режим, особенно после убийства Джакомо Маттеотти в 1924 году. Он был занесен в черный список и бойкотирован за свои произведения и пережил ряд неудач. Позже Моничелли сказал, что он мог понять решение своего отца: «Я понял его жест. Его несправедливо лишили работы, даже после окончания войны, и он чувствовал, что ему больше нечего здесь делать. Жизнь не всегда стоит того, чтобы жить; если она перестает быть правдивой и достойной, она того не стоит. Я нашел тело отца. Около шести утра я услышал выстрел, встал и взломал дверь ванной. Очень скромная ванная, кстати».

Режиссерская карьера

Моничелли официально дебютировал в качестве режиссера в 1949 году, совместно с Стено, с фильмом «Тото ищет дом», в котором главную роль исполнил гений комедии Тото. С самого начала своей карьеры стиль Моничелли отличался особой плавностью и изяществом. Дуэт Моничелли и Стено выпустил восемь успешных фильмов за четыре года, среди которых особую популярность получили культовые картины «Полицейские и воры» (1951) и «Тото в цвете» (1952).

Марио Моничелли в молодости

С 1953 года Моничелли сосредоточился на самостоятельной режиссуре, оставив за собой также роль сценариста. Этот переход был ключевым моментом в его карьере, позволив ему полнее раскрыть свои творческие возможности и индивидуальный стиль. Без партнёрства с Стено он смог более глубоко исследовать свои художественные концепции и темы, которые его интересовали. Его уникальный подход к кинематографу, отличавшийся элегантностью и плавностью, продолжал развиваться, что позволило ему создавать фильмы, которые не только завоевали признание зрителей и критиков, но и оказали значительное влияние на развитие итальянского кино. В этот период он создал ряд произведений, которые стали знаковыми для его карьеры и утвердили его репутацию как одного из ведущих итальянских режиссеров.

Карьера Моничелли включает в себя ряд выдающихся произведений итальянского кино. Одним из его наиболее значимых проектов является фильм «Большая сделка на улице Мадонны» 1958 года. В этой картине, где в одной из второстепенных ролей появился популярный комик Тото, Моничелли не только продемонстрировал свой уникальный комедийный стиль, но и открыл для широкой аудитории таланты Витторио Гассмана и Марчелло Мастроянни. Фильм считается одним из ярких представителей жанра all'italiana - «комедия в итальянском стиле», который стал знаковым для итальянского кино 1950-х годов.

Хотя в англоязычном мире фильм известен под названием «Большая сделка на улице Мадонны», его фактический перевод с итальянского звучит как «Обычные неизвестные преступники», что создает ассоциацию с культовой фразой из фильма «Касабланка»: «Соберите обычных подозреваемых». Это название подчеркивает сюжетную суть картины, фокусируясь на обычных, но не менее интересных персонажах.

Фильм «Большая сделка на улице Мадонны» был высоко оценен и в международном масштабе: он получил номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» на 31-й церемонии вручения премий. Этот успех подтвердил статус Моничелли как одного из ведущих итальянских режиссеров и оказал значительное влияние на развитие комедийного жанра в кино.

Фильм «Великая война» 1959 года считается одной из самых успешных работ Моничелли и принёс ему значительное признание. Этот фильм был удостоен «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале и получил номинацию на премию «Оскар» за лучший иностранный фильм. В главных ролях снялись выдающийся драматический актер Витторио Гассман, итальянская суперзвезда комедии Альберто Сорди и звезда итальянского неореализма Сильвана Мангано.

«Великая война» выделяется своим умением избегать риторических акцентов и ярко проявлять трагикомическое восприятие истории. Фильм мастерски изображает поражение Италии в Первой мировой войне, сочетая элементы трагедии и комедии. Моничелли умело использует этот подход, чтобы создать глубокое и многослойное повествование, которое одновременно развлекает и вызывает размышления о тяжёлых аспектах войны.

Среди трудностей, с которыми сталкивался Моничелли при производстве своих фильмов, особенно острыми были проблемы, связанные с цензурой. Например, фильм 1955 года «Тото и Каролина» подвергся трем редакциям, поскольку цензоры сочли, что сам факт того, что полицейского играл Тото, мог быть воспринят как насмешка над полицией. Это приводило к тому, что фильм требовал множества правок, чтобы соответствовать цензурным требованиям и избежать негативной реакции со стороны властей.

Моничелли получил еще две номинации на премию «Оскар» за свои выдающиеся фильмы. Первая номинация была за фильм «Компаньоны» (1963), который представлял собой проникновенную дань уважения «гуманному социализму» и затрагивал социальные и политические темы своего времени. Вторая номинация была за фильм «Девушка с пистолетом» (1968), который поднимал актуальные для южноитальянской культуры того времени темы похищения невест и убийства чести. Оба фильма продемонстрировали способность Моничелли обращаться с важными и часто спорными социальными вопросами, оставаясь при этом в рамках художественного и культурного контекста.

Фильм «Армия Бранкалоне» 1966 года стал ещё одним шедевром итальянского кино. Этот фильм рассказывает трагикомическую историю средневекового итальянского рыцаря с неопределённым благородством и скромными средствами, но высокими идеалами, самоуверенностью и напыщенностью, роль которого исполнил Витторио Гассман. Фильм выделяется своими причудливыми макароническими латино-итальянскими диалогами, придуманных сценаристами Адже и Скарпелли, известными авторами итальянских комедий. Эти диалоги представляют собой уникальное лингвистическое изобретение, которое было продолжено в фильмах «Бранкалоне в крестовых походах» (1970) и менее успешно в «Бертольдо, Бертольдино и Какосенно» (1984).

Лента 1975 года «Мои друзья» с участием Уго Тоньяцци, Адольфо Чели, Гастоне Москино, Дуилио Дель Прете и Филиппа Нуаре стала одним из самых успешных фильмов в Италии и подтвердила гениальность Моничелли в смешивании юмора, иронии и горького понимания человеческого состояния. Фильм был настолько популярен, что некоторые фразы из него стали устойчивыми идиоматическими выражениями, например, «la supercazzola». Кроме того, язык программирования под названием «monicelli», созданный с использованием синтаксиса, основанного на цитатах из фильмов, стал еще одним свидетельством влияния картины.

Его фильм 1976 года «Каро Микеле» принес Моничелли «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру на 26-м Берлинском международном кинофестивале.

Драматические акценты преобладали в фильме 1977 года «Обычный маленький человек», где Альберто Сорди исполнил свою первую полноценную драматическую роль. В этом фильме пессимизм Моничелли достигает своего пика: трансформация итальянского общества была настолько глубокой, что смех, вера и надежда стали невозможными. По этой причине многие критики считают «Обычного маленького человека» завершающим аккордом эпохи комедии в итальянском стиле.

кинорежиссер Марио Моничелли

В 1980-е годы Моничелли вновь обратился к более веселой комедии, сосредоточившись на исторических событиях с популярной и интимной точки зрения в фильме «Маркиз дель Грилло» (1981). В этой картине, также с участием Альберто Сорди в одной из лучших его ролей, Моничелли продемонстрировал свой талант в создании увлекательных и комичных исторических нарративов. Фильм был удостоен третьей награды Моничелли «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру на 32-м Берлинском международном кинофестивале.

Картина «Негодяи» 1987 года также представляют собой историческую пародию, действие которой происходит в эпоху Возрождения. Этот фильм продолжил традицию Моничелли сочетать комедийный подход с историческим контекстом, предлагая зрителям увлекательный и остроумный взгляд на исторические события.

Среди последних работ Моничелли - «Надеемся, это девочка» (1986), «Parenti serpenti» (1992) и «Дорогие проклятые друзья» (1994) с Паоло Хенделем в главной роли. Последний фильм получил Почетное упоминание на 44-м Берлинском международном кинофестивале.

Последние годы и смерть

В 1991 году Моничелли был удостоен Золотого льва за карьеру на Венецианском кинофестивале, что стало признанием его выдающегося вклада в киноискусство.

Его фильм 1999 года «Грязное белье» был представлен на 21-м Московском международном кинофестивале.

Последний полнометражный фильм, «Розы пустыни» 2006 года, был снят им, когда Моничелли исполнилось 91 год.

В 2008 году вышел документальный фильм Роберто Салинаса и Марины Катуччи под названием «История, чтобы рассмеяться: краткая биография Марио Моничелли» («Una storia da ridere, breve biografia di Mario Monicelli»). Этот фильм представляет собой краткую биографию Марио Моничелли и отражает его значительное влияние на итальянское кино и комедию.

Был членом Итальянской коммунистической партии и ярым атеистом.

29 ноября 2010 года он покончил с собой во время пребывания в римской больнице Сан-Джованни, в которую он был помещён несколькими днями ранее с диагнозом «рак простаты».



Рост Марио Моничелли: 178 сантиметров.

Личная жизнь Марио Моничелли:

У него было две дочери - Мартина (1967) и Оттавия (1974) - от Антонеллы Салерни.

Также у него была дочь Роза (1988) от его последней спутницы Кьяры Рапаччини.

Фильмография Марио Моничелли:

1980 - Я фотогеничен (Sono fotogenico) - Марио Моничелли (нет в титрах)
1994 - Семейная жизнь Антонио Х. (Vera vita di Antonio H.) - Марио Моничелли
2003 - Под солнцем Тосканы (Under the Tuscan Sun)
2007 - Единственный метр (SoloMetro) - старик в метро

Озвучивание Марио Моничелли:

1996 - Ураган (Ciclone, Il)

Режиссерские работы Марио Моничелли:

1949 - Тото в поисках дома (Totò cerca casa)
1950 - Собачья жизнь (Vita da cani)
1951 - Полицейские и воры (Guardie e ladri)
1951 - Тото и императоры Рима (Totò e i re di Roma)
1952 - Тото и женщины (Totò e le donne)
1953 - Неверные (Le infedeli)
1955 - Герой нашего времени (Un eroe dei nostri tempi)
1955 - Тото и Каролина (Totò e Carolina)
1956 - Донателла (Donatella)
1957 - Врач и знахарь (Il medico e lo stregone)
1957 - Отцы и сыновья (Padri e figli)
1958 - Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны (I soliti ignoti)
1959 - Большая война (La grande guerra)
1960 - Смех радости (Risate di gioia)
1962 - Боккаччо-70 (Boccaccio '70) - новелла "Ренцо и Лучиана"
1963 - Товарищи (I compagni)
1965 - Казанова-70 (Casanova '70)
1966 - Армия Бранкалеоне (L'armata Brancaleone)
1966 - Феерия (Le Fate) - новелла "Ведьма Армения"
1968 - Каприз по-итальянски (Capriccio all'italiana) - новелла "Няня"
1968 - Не промахнись, Асунта! (La ragazza con la pistola)
1969 - То, бабушка умерла! (Toh, è morta la nonna!)
1970 - Бранкалеоне в крестовых походах (Brancaleone alle crociate)
1970 - Пары (Le coppie) - новелла "Холодильник"
1971 - Леди Свобода (La Mortadella)
1973 - Хотим полковников (Vogliamo i colonnelli)
1974 - Мои друзья (Amici miei)
1974 - Народный роман (Romanzo popolare)
1976 - Дамы и господа, спокойной ночи (Signore e signori, buonanotte)
1976 - Дорогой Микеле (Caro Michele)
1977 - Мелкий-мелкий буржуа (Un borghese piccolo piccolo)
1977 - Новые чудовища (I nuovi mostri) - новеллы "Автостоп", "Первая помощь"
1979 - Путешествие с Анитой (Viaggio con Anita)
1980 - Гостиничный номер (Camera d'albergo)
1980 - Непостоянная Рози (Temporale Rosy)
1981 - Маркиз дель Грилло (Il Marchese del Grillo)
1982 - Мужчины-проказники (Amici miei atto II)
1984 - Бертольдо, Бертольдино и Какашка (Bertoldo, Bertoldino e... Cacasenno)
1985 - Две жизни Маттиа Паскаля (Le due vite di Mattia Pascal)
1986 - Надеемся, что будет девочка (Speriamo che sia femmina)
1988 - Мошенники как и мы (I Picari)
1990 - Странная болезнь (Il Male oscuro)
1991 - Россини (Rossini! Rossini!)
1992 - Змеиные родители (Parenti serpenti)
1994 - Дорогие друзья-приятели (Cari fottutissimi amici)
1995 - Ищите Рай (Facciamo paradiso)
1999 - Грязное бельё (Panni sporchi)
2006 - Розы пустыни (Le rose del deserto)

Сценарии Марио Моничелли:

1946 - Чёрный орел (Aquila nera)
1947 - Капитанская дочка (La figlia del capitano)
1947 - Отверженные (I Miserabili)
1948 - Горький рис (Riso amaro)
1948 - Под небом Сицилии (In nome della legge)
1948 - Страх и арена (Fifa e arena)
1948 - Таинственный рыцарь (Il cavaliere misterioso)
1948 - Утраченная молодость (Gioventù perduta)
1949 - Волк из Силы (Il lupo della Sila)
1949 - Тото в поисках дома (Totò cerca casa)
1950 - 12-й неуловимый (L'inafferrabile 12)
1950 - Собачья жизнь (Vita da cani)
1951 - Неблагодарное сердце (Core 'ngrato)
1951 - О.К. Нерон (O.K. Nerone)
1951 - Полицейские и воры (Guardie e ladri)
1951 - Тото и императоры Рима (Totò e i re di Roma)
1952 - Тото в цвете (Totò a colori)
1952 - Тото и женщины (Totò e le donne)
1953 - Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi)
1953 - Неверные (Le infedeli)
1953 - Самый смешной спектакль в мире (Funniest Show on Earth)
1953 - Сельская честь (Cavalleria rusticana)
1954 - Насилие на озере (Violenza sul lago)
1955 - Герой нашего времени (Un eroe dei nostri tempi)
1955 - Самая красивая женщина мира (La donna più bella del mondo)
1955 - Тото и Каролина (Totò e Carolina)
1956 - Донателла (Donatella)
1957 - Врач и знахарь (Il medico e lo stregone)
1957 - Отцы и сыновья (Padri e figli)
1958 - Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны (I soliti ignoti)
1959 - Большая война (La grande guerra)
1960 - Смех радости (Risate di gioia)
1961 - Верхом на тигре (A cavallo della tigre)
1962 - Боккаччо - 70 (Boccaccio '70), новелла "Ренцо и Лучиана"
1963 - Летнее безумие (Frenesia dell'estate)
1963 - Товарищи (I compagni)
1965 - Казанова-70 (Casanova '70)
1966 - Армия Бранкалеоне (L'armata Brancaleone)
1969 - То, бабушка умерла (Toh, è morta la nonna!)
1970 - Бранкалеоне в крестовых походах (Brancaleone alle crociate)
1970 - Бранкалеоне в крестовых походах (Brancaleone alle crociate)
1970 - Пары (Le coppie)
1973 - Хотим полковников (Vogliamo i colonnelli)
1977 - Мелкий–мелкий буржуа (Borghese piccolo piccolo)
1980 - Гостиничный номер (Camera d'albergo)
1980 - Непостоянная Рози (Temporale Rosy)
1981 - Маркиз дель Грилло (Marchese del Grillo)
1982 - Мужчины-проказники (Amici miei atto II)
1984 - Бертольдо, Бертольдино и Какашка (Bertoldo, Bertoldino e... Cacasenno)
1985 - Две жизни Маттиа Паскаля (Due vite di Mattia Pascal)
1986 - Надеемся, что будет девочка (Speriamo che sia femmina)
1988 - Мошенники как и мы (I picari)
1990 - Странная болезнь (Il male oscuro)
1991 - Россини (Rossini! Rossini!)
1992 - Змеиные родители (Parenti serpenti)
1994 - Дорогие друзья-приятели (Cari fottutissimi amici)
1995 - Ищите Рай (Facciamo paradiso)
1999 - Грязное бельё (Panni sporchi)
2006 - Розы пустыни (Le rose del deserto)

последнее обновление информации: 18.09.2024

© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.





Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.