Екатерина Крысанова - биография, новости, личная жизнь
Возраст: 39
Екатерина Валерьевна Крысанова. Родилась 22 марта 1985 года в Москве. Российская артистка балета. Прима-балерина Большого театра. Народная артистка Республики Северная Осетия-Алания (2013). Заслуженная артистка РФ (2018). Народная артистка Российской Федерации (2024).
Екатерина Крысанова родилась 22 марта 1985 года в Москве.
По словам Екатерины, танцевать начала в возрасте 3-х лет. «В это время мама начала водить меня в кружки. Она говорит, что просто не могла со мной бороться. Я не стояла на месте ни минуты, ни на остановке автобуса, ни у метро. Энергия должна была найти какой-то выход. Педагоги, которые со мной занимались, сказали родителям, что девочка должна учиться балету. У каждого в жизни свой путь, свое предназначение. Можно ему следовать или нет, но сопротивляться всегда труднее», - вспоминала она.
Воспитание в семье было строгим, несмотря на явный талант у дочери, мама ее никогда не хвалила - даже когда она играла центральную партию в спектакле. Екатерина признавалась, что ощущала обиду, но впоследствии поняла: это было мудро. Несмотря на упорные занятия балетом, ее не лишали полноценного детства: с отцом они часто проводили время на катке, катались в лесу на лыжах или на велосипеде. В детстве она любила погонять в футбол с мальчишками во дворе, а с девчонками - попрыгать в резиночку.
В 2001 году поступила в Московскую академию хореографии (МГАХ). Ещё будучи студенткой исполнила партию Лизетты в балете «Волшебная флейта» Р. Дриго. В том же 2001 году она получила I-ю премию Международного конкурса артистов балета в Люксембурге в младшей группе.
В 2003 году окончила МГАХ и принята в Большой театр России. В том же году Екатерина станцевала партию испанской куклы в «Щелкунчике» в постановке Юрия Григоровича. Затем проявила себя в партии Феи Смелости в «Спящей красавице». За годы работы исполнила множество партий классического и современного репертуара. Сама она говорила, что ей особенно нравится танцевать произведения Баланчина: «Его балеты считаются бессюжетными, и это как раз самое сложное для балерины, потому что танец не несет за собой мощного драматургического начала, а лишь дает изящный, воздушный узор».
Её репетитором и наставником с 2003 года является народная артистка СССР Светлана Адырхаева.
В течение трех лет танцевала в кордебалете. Говорила, что считает эти годы потерянными для себя. По ее словам, она откровенно тяготилась и всеми силами пыталась идти дальше. «Наверное, столь сильные чувства обуревали потому, что меня изначально везде выделяли, я танцевала сложнейшие па-де-де, становилась лауреатом на престижных международных конкурсах... Вырваться из кордебалетного круга мне помог педагог, счастливый случай и моя собственная борьба за место под солнцем», - признавалась она.
Танцовщица отмечала, что балет требует полного погружения и наивысшей концентрации, ему нужно отдаваться на все сто процентов, только в этом залог успеха.
С 2011 года Екатерина Крысанова - прима-балерина Большого театра.
Прима-балерина Большого театра Екатерина Крысанова
«Я счастлива, что ношу звание русской балерины. Балет - моя страсть», - говорила Крысанова.
Лауреат множества престижных российских и международных балетных премий.
В 2018 году ей было присвоено почетное звание Заслуженная артистка России.
Была участницей шоу «Болеро» Ильи Авербуха на сцене Михайловского театра в Санкт-Петербурге. В новаторском проекте классический балет связали с современным танцам. Примы-балерины различных театров танцевали с фигуристами. «Фигуристам, конечно, пришлось нелегко - балетные па на паркете они разучивали как китайскую грамоту», - вспоминала Екатерина.
«В настоящий момент балету тяжелее выживать: и попасть на дорогостоящие постановки сложно, и в целом интерес к данному виду искусства далеко не массовый, но балет ведь так хорош сам по себе, а в нашей стране он тем более на особом счету - гордость государства. Сегодня масштабность премьер на порядок меньше, и в основном в репертуаре театров используется классическая, базисная основа. И разумеется, быть 60-й исполнительницей всем известной, неоднократно удачно исполняемой партии гораздо труднее, нежели танцевать ее первой. Поэтому, безусловно, в наши дни удерживать балет на высочайшем уровне действительно непросто. Но это делать необходимо, поскольку балет - подлинное искусство, приводящее в трепет и восторг. Оно - для души», - считает балерина.
3 апреля 2024 года ей было присвоено звание Народная артистка Российской Федерации - за большие заслуги в развитии кинематографического, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусства.
Личная жизнь Екатерины Крысановой:
Подробности своей частной жизни скрывает.
Известно о хобби балерины - она вышивает картины - натюрморты, природные пейзажи, виды городов.
Балетные партии Екатерины Крысановой:
Испанская кукла («Щелкунчик» П. Чайковского в постановке Ю. Григоровича, 2003);
«две пары» в III части («Симфония до мажор» Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина);
солистка III части («Симфония до мажор» Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина);
первая вариация в картине «Тени» («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
партия в балете «Пассакалья» (на музыку А. фон Веберна в постановке Р. Пети);
Фея Смелости («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
первое па де труа («Агон» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина, 2004);
девушки («Магриттомания» Ю. Красавина в постановке Ю. Посохова) - участница премьеры балета в Большом театре, 2004;
Гвадалквивир («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа, 2004);
подруги Зины («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского);
вариация в гран па («Раймонда» А.Глазунова, хореография М.Петипа в редакции Ю.Григоровича);
вторая вариация в картине «Грезы Раймонды» («Раймонда» А.Глазунова, хореография М.Петипа в редакции Ю.Григоровича;
подруги Ширин («Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича);
машинистки («Болт» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского) - участница премьеры;
Соблазн («Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина);
Сверстницы принца(«Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского);
Польская невеста («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского);
солистка IV части («Симфония до мажор»);
три дриады («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева);
первая вариация в гран па («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева);
подруги Жизели («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
сильфиды («Сильфида» Х. Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М.фон Розен);
солистка («Игра в карты» И. Стравинского в постановке А. Ратманского) - участница премьеры;
Принцесса Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
Осень (первая исполнительница)(«Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, режиссёр Ю. Борисов);
солисты вальса (была в числе первых исполнителей)(«Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, режиссёр Ю. Борисов);
Золушка («Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, режиссёр Ю. Борисов);
Люська («Золотой век» Д. Шостаковича в постановке Ю. Григоровича);
Па де де Чайковского (хореография Дж. Баланчина);
Гамзатти («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа) - дебют состоялся на гастролях театра в Монте-Карло;
Зина («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского) - дебют состоялся на гастролях театра в Новосибирске;
Фея Сирени («Спящая красавица») - дебют состоялся на гастролях театра в Новосибирске;
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро») - дебют состоялся на гастролях театра в Баден-Бадене, 2006;
солистка («В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп) - участница премьеры в Большом театре;
солистка («Misericordes» на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона);
солистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера);
Одалиска (вторая)(«Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки);
Гюльнара («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки);
Сильфида («Сильфида» Х. С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга);
Солистка I части («Симфония до мажор»);
Амур (первая исполнительница) («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена);
Мирей де Пуатье («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена);
Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева);
вариация (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки) - участница премьеры;
пара в фиолетовом («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова в постановке А. Ратманского) - участница премьеры в Большом театре;
Мари («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
L’Aurore / Заря («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева) - первая исполнительница в Большом театре;
Эгина («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича);
пара в желтом («Русские сезоны» Л.Десятникова, хореография А. Ратманского) - дебют состоялся на гастролях Большого театра в Санкт-Петербурге;
Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского);
Флер де Лис («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева);
солистка («Серенада» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина);
Джульетта («Ромео и Джульетта» в постановке Ю. Григоровича);
Медора («Корсар» хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки);
Пахита (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки);
Аспиччия («Дочь фараона» Ц. Пуни, хореография М. Петипа в редакции П. Лакотта);
главная партия в балете «Рубины» (II части балета «Драгоценности») на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина);
Флорина («Утраченные иллюзии» Л. Десятникова в постановке А. Ратманского, 2011) - первая исполнительница;
партия в балете «Chroma» Дж. Тэлбота, Дж. Уайта (хореография У. МакГрегора) - участница премьеры в Большом театре;
Принцесса Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в новой редакции Ю. Григоровича, 2011);
Жизель («Жизель» А. Адана, ред. Ю. Григоровича, 2012);
Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография А. Ратманского);
ведущая партия в «Бриллиантах» (III части балета «Драгоценности») на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Баланчина, 2012);
ведущая пара («Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Посохова);
Терпсихора («Аполлон Мусагет» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина, 2012);
Никия («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 2013);
Анжела, дочь бандита («Марко Спада» Л. Делиба, хореография П. Лакотта, 2013);
Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева, 2013);
Катарина («Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо, 2014) - первая исполнительница;
Татьяна («Онегин» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Крэнко, 2017);
Новенькая (Клетка на музыку И. Стравинского, хореография Дж. Роббинса, 2017);
Балерина («Этюды» на музыку К. Черни, хореография Х. Ландера, 2017);
Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина в постановке А. Алонсо, 2017);
Джульетта («Ромео и Джульетта» на музыку С. Прокофьева в хореографической редакции А. Ратманского, 2017 г.) - первая исполнительница в Большом театре;
Балерина («Петрушка» И. Стравинского в постановке Э. Клюга, 2018) - первая исполнительница в Большом театре.
Награды и звания Екатерины Крысановой:
2001 - I премия Международного конкурса артистов балета в Люксембурге (младшая группа);
2001 - III премия Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (в категории «Солисты», младшая группа);
2002 - III премия конкурса учеников хореографических училищ «Ваганова-prix» (АРБ им. Вагановой, Санкт-Петербург);
2005 - II премия Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (в категории «Дуэты», старшая группа);
2008 - Заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания;
2008 - приз журнала «Балет» «Душа танца» (в номинации «Восходящая звезда»);
2013 - Народная артистка Республики Северная Осетия-Алания;
2015 - Премия «Золотая маска» в номинации за лучшую женскую роль (балет) - («Укрощение строптивой» (Катарина));
2016 - приз «Бенуа, Москва - Мясин, Позитано» (вручался на сцене Большого театра);
Заслуженная артистка Российской Федерации (3 мая 2018) - за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность;
2019 - Премия «Золотая маска» в номинации «Балет-современный танец/Женская роль» (Джульетта, «Ромео и Джульетта»);
2024 - Народная артистка Российской Федерации (3 апреля 2024 года) — за большие заслуги в развитии кинематографического, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусства.