Возраст: 139 (со дня рождения)
Возраст смерти: 93 года
Тамара Платоновна Карсавина. Родилась 25 февраля (9 марта) 1885 года в Санкт-Петербурге - умерла 26 мая 1978 года в Лондоне. Русская балерина, педагог. Прима-балерина Мариинского театра, участница Русского балета Дягилева.
Тамара Карсавина родилась 25 февраля (9 марта по новому стилю) 1885 года в Санкт-Петербурге.
Отец - Платон Константинович Карсавин (1854-1922), артист балета Мариинского театра, балетный педагог. Первый исполнитель партий и танцев в постановках балетмейстера Петипа: Аполлон («Две звезды», 1871), Тритон («Приключения Пелея», 1876), черногорский танец («Роксана, краса Черногории», 1878), Лавирон («Фризак-цирюльник», 1879), Шут («Млада», 1879), абиссинский танец («Зорайя», 1881), индусский танец («Талисман», 1889), Принц Фортюне («Спящая красавица», 1890), па де сие («Калькабрино», 1891).
Мать - Анна Иосифовна, урожденная Хомякова, внучатая племянница известного славянофила А.С. Хомякова.
Брат - Лев Платонович Карсавин (лит. Levas Karsavinas; 1882-1952), русский религиозный философ, историк-медиевист, поэт. Был репрессирован, умер в заключении, его могила находится на лагерном погосте в Абези (Коми АССР).
Дядя - Владимир Константинович Карсавин, артист балета.
В 1902 году окончила Императорское театральное училище, где постигала основы балетного мастерства у педагогов Павла Гердта, Александра Горского и Энрико Чекетти.
1 июня 1902 года зачислена в кордебалет Мариинского театра, где в апреле 1902 года состоялся дебют в па-де-де «Жемчужина и рыбак» балета «Жавотта» (Сен-Санс). 1 мая 1904 года переведена в разряд вторых танцовщиц. Дебютное исполнение главной роли в балете «Пробуждение Флоры» не имело успеха.
16 декабря 1906 года дебютировала в роли Царь-девицы в «Коньке-горбунке», и в следующем году переведена в разряд первых танцовщиц.
В 1910 году стала прима-балериной. На сцене Мариинского театра Карсавина исполняла ведущие партии в балетах классического репертуара - «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и других.
Тамара Карсавина в молодости
Важной вехой в ее карьере стало сотрудничество с балетмейстером Михаилом Фокиным. Оно началось с его ранних постановок. 8 марта 1907 года Карсавина исполнила вальс Ges-Dur новой редакции «Шопенианы». Поначалу все свои симпатии балетмейстер относил Анне Павловой, не сразу угадав в Тамаре Карсавиной идеальную актрису своего театра и предоставлял балерине роли второго плана.
22 декабря 1907 года Карсавина исполнила ассирийский «танец с факелом» на том же концерте, когда Павлова впервые представила фокинского «Лебедя».
Начало гастрольной деятельности пришлось на лето 1906 года с труппой Г. Г. Кякшта по городам России. Затем гастролировала в Праге (1908), Милане и Лондоне (1909), Берлине, Брюсселе и Лондоне (1910). Осенью 1913 года выступала с гастрольной поездке труппы Дягилева в Южной Америке.
С 1909 года по приглашению Сергея Дягилева она начала выступать в организованных им гастролях артистов балета России в Европе, а затем в Русском балете Дягилева. Наиболее заметными работами балерины в период сотрудничества с Дягилевым были ведущие партии в балетах «Жар-птица», «Призрак розы», «Карнавал», «Петрушка» (постановки Михаила Фокина), «Треуголка», «Женские причуды» (постановки Леонида Мясина) и др.
Самой замечательной своей ролью балерина считала Шамаханскую царицу из балета «Золотой петушок», который расценила как шедевр Фокина. Карсавина лучше всех выразила и воплотила концепцию фокинской героини, прельстительно-обманной, маняще-опасной. Критики особенно выделяли Карсавину в роли Жар-птицы - эта роль была идеально создана для нее.
Благодаря Фокину и Дягилеву в первый же свой приезд в Париж Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский обрели мировую известность. Карсавина заключила контракт с лондонским «Колизеем». До конца жизни Дягилева Карсавина сохраняла теплые с ним отношения и посвятила прославленному антрепренеру последнюю главу своих воспоминаний «Театральная улица» (1929), завершенных в год его смерти. Балерина участвовала в трети премьер Русских сезонов (в 22 первых представлениях из 67; без указания танца в «Пире»), кроме них была занята в постановках других спектаклей труппы Дягилева.
Тамара Карсавина в Русских сезонах Дягилева:
Исполняла роль Бельгии в спектакле-пантомиме «1914» (автор и режиссер-постановщик кн. С. М. Волконский; премьера 6 января 1915 в Мариинском театре). Спектакль был «выпускным вечером» Курсов Ритмической гимнастики, закрывшихся с началом Первой мировой войны.
Последнее выступление в России состоялось 15 мая 1918 года на сцене Мариинского театра в партии Никии в «Баядерке» и летом того же года отправилась вместе с мужем и сыном в Лондон.
В эмиграции балерина продолжила выступления на сцене, гастролировала с Русским балетом Дягилева, занималась преподавательской деятельностью. Кроме того, в начале 1920-х балерина появилась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании - в том числе в картине «Путь к силе и красоте» с участием Лени Рифеншталь.
Наряду с Анной Павловой, имя Тамары Карсавиной связано с расцветом балетного импрессионизма начала XX века. Слава Карсавиной, если судить по ее мировому резонансу, не уступала славе Павловой. Оба имени часто называли рядом, часто и противопоставляли.
В 1931 году она оставила сцену.
В 1930-1955 годах занимала должность вице-президента Королевской академии танца. У Карсавиной училась хореографии десятикратная чемпионка мира по фигурному катанию Соня Хени.
Тамара Карсавина умерла 26 мая 1978 года в Лондоне. Похоронена на кладбище Биконсфильд.
В коллекции исторического костюма историка моды Александра Васильева находится вечернее платье Тамары Карсавиной 1925 года, созданное в модном доме Mouna Katorza. Ранее это платье находилось в личной коллекции Сержа Лифаря.
Личная жизнь Тамары Карсавиной:
Интеллектуальность и начитанность Тамары, небывалые для балерины и женщины тех лет, периодически отпугивали потенциальных поклонников.
Дважды была замужем.
Первый муж - Василий Васильевич Мухин, сын действительного статского советника, небогатый дворянин, губернский секретарь. Венчались 1 июля 1907 года. Карсавину он пленил своей добротой, знанием музыки и страстью к балету.
Второй муж - Генри Брюс (Henry Bruce; 1880-1951), британский дипломат.
Первый брак длился до тех пор, пока в 1913 году балерина не пришла на прием в посольство Великобритании. Там она познакомилась с Генри Брюсом, начальником канцелярии посольства в Петербурге. Брюс страстно влюбился и увел Тамару из семьи. Они вступили в брак в 1915 году.
У них родился сын Никита Брюс (Nikita Bruce; 1916-2002).
Они прожили вместе более тридцати лет. Впоследствии Брюс, как он в конце жизни написал в мемуарной книге «Тридцать дюжин лун», досрочно прервал дипломатическую карьеру ради триумфов любимой жены: «Несмотря на эгоизм, свойственный мужчинам вообще, у меня не было никаких амбиций, кроме желания находиться в тени Тамары».
Внуки - Caroline Bruce (в замужестве Crampton; род. 1958) и Nicholas Bruce (род. 1960).
Правнук - James Crampton (род. 1992).
Генри Брюс - муж Тамары Карсавиной
Тамара Карсавина и сын Никита
Получив развод от своего первого супруга Мухина, она сохранила с ним дружбу и переписку в дальнейшем. После революции Мухин остался в Советской России. В начале 1930-х ОГПУ засекло его переписку с Карсавиной, и получение продуктовых посылок из-за границы. Это кончилось для Мухина арестом и лагерем.
Адреса в Санкт-Петербурге (Петрограде):
1891-1904 - Набережная канала Грибоедова, 170 (доходный дом, архитектор И. Н. Иорс);
1905-1906 - Английский проспект, 45 - улица Лабутина ул, 26 (доходный дом, архитектор В. П. Кондратьев);
1906-1907 - Прядильный переулок, 3 - Люблинский переулок 1 (доходный дом, архитектор С. П. Кондратьев);
1907-1909 - Ждановская улица, 1 (доходный дом, Архитектор Ф. Б. Нагель);
1909-1918 - улица Декабристов, 27 - набережная Крюкова канала, 6-8 (доходные дома А. М. Тупикова - дом М. Ф. Немковой (правая часть), архитектор Е. П. Варгин).
Фильмография Тамары Карсавиной:
1921 - Бабушкины сказки (Old Wives' Tale, The) - танцовщица
1925 - Путь к силе и красоте (Ways to Strength and Beauty / Wege zu Kraft und Schönheit - Ein Film über moderne Körperkultur) (документальный)
1925 - Путь к здоровью и красоте (документальный)
1925 - Петух в корзине (Hahn im Korb, Der)
Библиография Тамары Карсавиной:
Театральная улица (Theatre Street)
Образ Тамары Карсавиной в кино:
2000 - Империя под ударом - в роли Тамары Карсавиной балерина Илзе Лиепа.
Илзе Лиепа в роли Тамары Карсавиной
последнее обновление информации: 13.10.2022
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.