Возраст: 134 (со дня рождения)
Возраст смерти: 82 года
Вера Михайловна Инбер (урожденная Шпенцер). Родилась 28 июня (10 июля) 1890 года в Одессе - умерла 11 ноября 1972 года в Москве. Русская советская поэтесса, прозаик, переводчик, журналист, сценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).
Вера Шпенцер, ставшая известной как Вера Инбер, родилась 28 июня (10 июля по новому стилю) 1890 года в Одессе в еврейской семье.
Отец - Моисей (Моня) Липович (Филиппович) Шпенцер (1860-1927), был владельцем крупной типографии (с литографией и бланкоиздательством) и председателем товарищества научного издательства «Матезис» (1904-1925), купцом второй гильдии.
Мать - Фанни (Фрада) Соломоновна Шпенцер (в девичестве Гринберг), была учительницей русского языка и заведующей казенным еврейским девичьим училищем.
В семье Шпенцеров с 9 до 15 лет жил и воспитывался Лев Троцкий, являвшийся двоюродным братом отца (в 1889-1895 годах он учился в реальном училище в Одессе).
Вера посещала историко-филологический факультет на одесских Высших женских курсах, но учебу она не закончила и уехала лечиться за границу. Стихи начала писать очень рано, до поступления в гимназию.
В 1910 году в одесских газетах появилась ее первая публикация «Севильские дамы».
В 1910-1914 годах вместе с первым мужем Натаном Инбером жила в Париже и Швейцарии. В Париже она издала за свой счет первый сборник стихов. Сотрудничала с рядом столичных и провинциальных русских изданий. Как отмечал Илья Эренбург, в стихах Инбер «забавно сочетались очаровательный парижский гамен и приторно жеманная провинциальная барышня». Книгу Веры Инбер «Печальное вино» в один ряд с книгой Анны Ахматовой «Четки».
В 1914 году вернулась в Одессу, где продолжала писать стихи. И публиковала их в местных газетах и альманахах «Скрижаль» и «Весенний салон поэтов». Еще она выступала на поэтических вечерах. Ее иронические изящные стихи пользовались успехом. Вера Инбер считала себя знатоком моды и претендовала на роль ее законодательницы. Она делилась своими соображениями в статьях и выступала с лекциями. Инбер объясняла одесским женщинам, что такое модная одежда. Одесские женщины были в восторге от «парижской штучки».
В 1917 году в Петрограде вышел второй сборник стихотворений Веры Инбер «Горькая услада». Ряд этих стихотворений были положены на музыку. Современники вспоминали, что в годы революции Вера Инбер не слишком интересовалась политическими событиями, но впоследствии искренне жалела о том, что не участвовала в событиях.
В 1919 году муж уехал в Турцию - в Константинополь. Вера последовала за ним, но быстро вернулась: любовь прошла, а жить в эмиграции не хотелось.
Вера Инбер в молодости
В начале 1920-х годов переехала в Москву. Ей удалось устроиться на работу в ночной театр-кабаре «Каравай». За очень небольшие деньги Вера должна была сочинять маленькие веселые пьески и исполнять, развлекая публику, комедийные роли на сцене. В столице она сотрудничала со многими журналами, в том числе публикуясь в «Огоньке» и «Красной ниве».
В 1922 году в Одессе была издана третья книга стихотворений Веры Инбер «Бренные слова».
Вере Инбер принадлежит текст популярной песни «Девушка из Нагасаки» (музыка Поля Марселя), известной также в исполнении Аркадия Северного и Владимира Высоцкого.
Он юнга, родина его — Марсель,
Он обожает ссоры, брань и драки,
Он курит трубку, пьёт крепчайший эль
И любит девушку из Нагасаки.
У ней такая маленькая грудь,
На ней татуированные знаки...
Но вот уходит юнга в дальний путь,
Расставшись с девушкой из Нагасаки...
Приехал он. Спешит, едва дыша,
И узнаёт, что господин во фраке
Однажды вечером, наевшись гашиша,
Зарезал девушку из Нагасаки.
Несколько стихов Веры Инбер были положены на музыку Александром Вертинским, который и стал их первым исполнителем («Джонни», «В детской», «Шкатулка»), а также другими композиторами - «Будут рельсы двоиться» (музыка Александра Смогула), «Прощальная дальневосточная» и «Цыганский романс» (Всех забуду, все покину; музыка Михаила Анчарова).
В 1923 году в Москве вышел стихотворный сборник «Цель и путь».
В это время принадлежала к «Литературному центру конструктивистов». Туда входили известные поэты: Владимир Луговской, Эдуард Багрицкий, Николай Ушаков и другие.
Тогда же начала работать журналистом, писала прозу и очерки, ездила по стране и за рубеж - в 1924-1926 годах в качестве корреспондента жила в Париже, Брюсселе и Берлине.
В 1926 году вышла ее книга детских стихов «Мальчик с веснушками». В 1927 году вышла еще одна детская книга Веры Инбер «Сыну, которого нет». В том же 1927 году приняла участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонек».
После исключения Льва Троцкого из партии в 1927 году и последующей ссылки в Алма-Ату, Вера Инбер почувствовала нарастающее напряжение в политической среде. Ситуация с некогда влиятельным родственником не могла не наложить отпечаток на творчество Инбер и ее положение в советском обществе. Поэтесса уже не могла вести былую богемную жизнь, ей было необходимо продемонстрировать власти свою лояльность.
Инбер начинает активно участвовать в агитационной и пропагандистской деятельности. Она принимала участие в информационной кампании по открытию Беломорско-Балтийского канала имени Сталина (после 1961 года - Беломорско-Балтийский канал) в 1933 году. В ее стихах, в репортажах для «Огонька» и «Прожектора» есть свежесть новизны и ощущение перспективы, необходимые для жителей страны Советов в те годы.
В 1927-1929 годах Вера Инбер написала книгу очерков «Так начинается день» и книгу путевых записок «Америка в Париже». В 1928 году Вера Инбер написала повесть «Место под солнцем», вдохновленную впечатлениями от агитполета по Прикамью и Поволжью.
В этот период Вера Инбер написала новые варианты текстов либретто для опер «Корневильские колокола» Р. Планкетта и «Травиата» Д. Верди. Это было возвращением к ее увлечению театром в юности.
В конце 1930-х годов она написала поэтические произведения в жанре дневника - «Весна в Самарканде» и «Путевой дневник» о поездке в Грузию.
В 1939 году Вера Инбер создала историческую поэму «Овидий».
Годы войны провела в Ленинграде. Она отказалась покинуть Ленинград, потому что там остался ее муж. Он был в блокадном Ленинграде директором Первого мединститута, руководил крупной клиникой и уехать никуда не мог. Инбер оставалась с ним все это время.
В Ленинграде Веру Инбер причислили к оперативной писательской группе Балтфлота. Она читала свои стихотворения на заводах, в госпиталях, в воинских частях, на передовой, а также выступала по радио. Основной темой творчества Веры Инбер в годы войны стала Ленинградская блокада.
В декабре 1942 года она отдала в печать поэму «Пулковский меридиан» - лирический дневник. Героическая оборона города запечатлена и в стихах этой поры (сборник «Душа Ленинграда»), в цикле рассказов о детях.
В 1943 году вступила в ВКП(б).
Повседневные прозаические записи Инбер, запечатлевшие то же блокадное время, составили впоследствии книгу «Почти три года».
За поэму «Пулковский меридиан» в 1946 году она получила Сталинскую премию.
В декабре 1946 года в «Литературной газете» вышла статья Веры Инбер «Уход от действительности» с негативной оценкой книги стихов Л. Н. Мартынова «Эрцинский лес». В частности в рецензии на поэму «Искатель рая» Инбер писала, что у Мартынова «неприятие современности превращается уже в неприкрытую злобу там, где Мартынов говорит о своем современнике, человеке советской страны» и что, «видимо, Леониду Мартынову с нами не по пути. И если он не пересмотрит своих сегодняшних позиций, то наши пути могут разойтись навсегда». Мартынов сильно пострадал из-за этой статьи, помешавшей ему печататься на протяжении последовавшего десятилетия.
После войны Вера Инбер плодотворно работала над стихотворениями, переводами, очерками и воспоминаниями. В этот период она была избрана в правление СП СССР, стала председателем поэтической секции и вошла в редколлегию журнала «Знамя», - должности, которые она занимала до последних лет жизни.
В 1951 году вышел сборник «Путь воды», в 1961 году - «Книга и сердце», в 1971 году - «Анкета времени».
Много писала произведения для детей. Классикой советской детской литературы стала ее книга «Как я была маленькая», вышедшая в 1954 году.
В 1946 году Вера Инбер опубликовала книгу путевых очерков «Три недели в Иране».
В 1950-1960 годах она обратилась к новому для нее мемуарному жанру. В 1957 году вышел сборник статей Веры Инбер о литературе под названием «Вдохновение и мастерство». В 1967 году была опубликована книга воспоминаний «Страницы дней перебирая».
Переводила поэтические произведения Тараса Шевченко и Максима Рыльского с украинского, а также таких зарубежных поэтов. Ей принадлежат статьи о советских и зарубежных писателях.
Произведения Инбер переводились на немецкий, финский, сербский, чешский, венгерский и другие языки.
Участвуя в делегациях советских культурных деятелей, она посетила Иран, Румынию и Чехословакию.
31 октября 1958 года на общем собрании писателей Москвы в Доме кино, посвященном исключению Б. Л. Пастернака из Союза писателей, на котором С. С. Смирнов предложил обратиться к правительству с просьбой о лишении Пастернака советского гражданства, Инбер была записана в числе выступавших, но выступить не успела, так как после первых 14 ораторов было решено прения прекратить. При обсуждении резолюции собрания потребовала ужесточения формулировок в отношении Пастернака: «Эстет и декадент - это чисто литературные определения. Это не заключает в себе будущего предателя. Это слабо сказано». Общее собрание, включая Веру Инбер, поддержало предложение С. С. Смирнова о высылке писателя из страны.
Вера Инбер смогла пережить всю свою семью. Ее внук погиб в блокаду. Единственная дочь Веры Инбер Жанна умерла в Ленинграде. От болезни медленно умирал муж. Сама Вера Инбер в последние годы жизни почти ослепла. В дневнике она писала: «Бог меня жестоко покарал. Пропорхала молодость, улетучилась зрелость, она прошла безмятежно, путешествовала, любила, меня любили, встречи были вишнево-сиреневые, горячие, как крымское солнце. Старость надвинулась беспощадная, ужасающе-скрипучая».
Умерла 11 ноября 1972 года. Похоронена на Введенском кладбище (участок № 29).
Именем Веры Инбер назван бывший Стурдзовский переулок в Одессе, где располагался особняк ее отца М. Л. Шпенцера с принадлежащей ему типографией и где жила вся семья Инбер (дом № 3-А). После национализации дома типография Шпенцера стала 1-й Гостипографией имени К. Маркса.
Личная жизнь Веры Инбер:
Трижды была замужем.
Первый муж - Натан Осипович (Иосифович) Инбер (1887-1957), сын члена редколлегии «Одесских новостей» Осипа Абрамовича Инбера, известного под псевдонимом Кин, журналист, литератор, известный под литературным псевдонимом Нат Инбер, сотрудник «Одесских новостей». Были женаты в 1910-1914 годах.
У них родилась дочь Жанна Владимировна Гаузнер (1912-1962), писательница.
В 1919 году Натан уехал в Турцию, затем какое-то время жил во Франции, позже его следы затерялись.
Второй муж - Александр Наумович Фрумкин (1895-1976), советский физикохимик, организатор науки, автор основополагающих работ в современной электрохимии; основоположник электрохимической кинетики, один из основателей современного учения об электрохимических процессах, создатель советской электрохимической научной школы. Лауреат премии имени В. И. Ленина (1931) и трех Сталинских премий (1941, 1949, 1952), Герой Социалистического Труда (1965), лауреат палладиевой медали Американского электрохимического общества. Были женаты с 1920 года.
Александр Фрумкин
Третий муж - Илья Давыдович Страшун (1892-1967), советский историк медицины, гигиенист, организатор здравоохранения. Доктор медицинских наук, профессор (1940), академик Академии медицинских наук СССР (1944). Были женаты с середины 1930-х годов и до конца жизни Страшуна.
Адрес Веры Инбер в Ленинграде: с августа 1941 по 1946 год жила на улице Льва Толстого, 6.
Адрес Веры Инбер в Москве: «Дом писательского кооператива» - Камергерский переулок, 2.
Сценарии Веры Инбер:
1918 - Звезда Олимпии
1932 - Тайна Кара-Тау
1932 - Беломорско-Балтийский водный путь (документальный)
Библиография Веры Инбер:
1914 - Печальное вино: Первая книга стихов
1917 - Горькая услада: Вторая книга стихов
1922 - Бренные слова
1925 - Крошки сороконожки
1925 - Портной и Чайник
1925 - Тосик, Мура и «ответственный коммунист»
1925 - Цель и путь
1926 - Уравнение с одним неизвестным
1926 - Его животные
1926 - Мальчик с веснушками
1926 - Маляры
1926 - Парикмахер
1926 - Столяр
1926 - Соловей и роза
1927 - Ловец комет
1927 - Сыну, которого нет
1927 - Бывают исключения
1927 - Тройка разных: Рассказы
1927 - Пуговица с мясом
1927 - Чеснок в чемодане
1928 - Солнечный заяц
1928 - Америка в Париже
1928 - Место под солнцем
1928 - Печень Хаима Егудовича
1928 - Плоды и корни
1929 - Крошки сороконожки
1929 - Так начинается день
1930 - Кресло, стул и табурет
1930 - Похищение Европы: Рассказы
1935 - Переулок моего имени
1938 - Союз матерей: Комедия
1939 - Путевой дневник
1940 - Весна в Самарканде
1941 - Сдается квартира
1941 - Душа Ленинграда: Стихи
1942 - Пулковский меридиан: Поэма
1943 - О Ленинграде: Поэма и стихи
1946 - Почти три года. Ленинградский дневник
1946 - Домой, домой
1946 - Три недели в Иране
1948 - Рассказы о детях
1949 - Домой, домой
1951 - Путь воды. Стихи
1954 - Как я была маленькая
1954 - Книга и сердце
1955 - Приключения сосульки
1957 - Вдохновение и мастерство
1960 - Апрель. Стихи о Ленине
1964 - За много лет. Статьи, воспоминания
1971 - Анкета времени
Награды и звания Веры Инбер:
- Сталинская премия второй степени (1946) - за поэму «Пулковский меридиан» и ленинградский дневник «Почти три года»;
- три ордена Трудового Красного Знамени (28.07.1960; 28.10.1967; 29.07.1970);
- орден «Знак Почета» (31.01.1939);
- медаль «За оборону Ленинграда» (06.1943)
последнее обновление информации: 28.09.2023
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.